Скачать 0.65 Mb.
|
2.2. Содержание деятельности и результаты Мероприятия № 2 «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ» СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель Мероприятия 2 д-р педаг. наук ____________И.В.Евтушенко (введение, приложения, чтение лекций) Заместитель руководителя НОК д-р психол. наук ______________ В.В.Ткачева (основная часть, заключение, чтение лекций) Исполнители: Зав.кафедрой спец. педагогики и спец. психологии, д-р психол. наук _______________ И.Ю.Левченко (чтение лекций) Зав.кафедрой логопедии д-р пед. наук _______________ О.С.Орлова (чтение лекций) Советник ректора канд. педаг. наук, доцент ________________В.П. Власов (составление отчета) РЕФЕРАТ «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ» Отчетные материалы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников - 239, приложения, общий объем 38 стр. Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, компетенция, направление подготовки, технологии социализации, объект профессиональной деятельности, инклюзивное образование, инновационные программы, повышение квалификации педагогических кадров. Проблема социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья не достаточно разработана на теоретико-методологическом и практико-ориентированном уровне, что требует использования современных подходов и технологий, включая организацию инклюзивного образования этих лиц на основе использования авторских инновационных программ Цель мероприятия: повышение уровня профессиональных компетенций персонала образовательных учреждений (коррекционных и общего профиля) в области реализации возможностей социально-трудовой адаптации, социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ. Методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, теоретический анализ литературных источников, нормативных документов образования, здравоохранения и социальной защиты; педагогическое проектирование; опытно-экспериментальная работа, включающая диагностические, консультативные и психокоррекционные мероприятия в рамках коррекционно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения воспитанников, обучающихся в специальных коррекционных и массовых образовательных учреждениях. В результате работы по Мероприятию были поставлены и выполнены задачи, направленные на обеспечение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организацию их инклюзивного образования. Проведены учебные выездные авторские курсы лекций (18 часов) по повышению уровня профессиональных компетенций педагогических работников образовательных учреждений (специальных коррекционных и массовых) города Москвы:
Результаты, полученные в рамках мероприятия, могут быть использованы -в научно-образовательном процессе и психолого-педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья, -в образовательном процессе в качестве материалов для спецкурсов по повышению квалификации работников системы специального и инклюзивного образования, -в практической психолого-педагогической деятельности для совершенствования педагогической, кадровой, образовательной и методической работы специальных коррекционных и массовых образовательных учреждений города Москвы. ВВЕДЕНИЕ (по Мероприятию 2) Начиная с 90 годов, в российском обществе отношение к лицам разного возраста, имеющим нарушения в развитии и инвалидность, стало изменяться. Государство предпринимало и предпринимает реальные шаги по предупреждению причин, вызывающих физические и психические недуги, оказанию специализированной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации создана система ранней диагностической и коррекционной помощи. Дети с отклонениями в развитии посещают специализированные дошкольные (детские сады, спец. группы при массовых детских садах) и школьные коррекционные образовательные учреждения (I -YIII видов). Успешно работают и специализированные учреждения, возникшие в 90-е годы и имеющие новую организационную структуру: психолого-медико-социальные центры, центры лечебной педагогики, школы надомного обучения, негосударственные образовательные учреждения и др. Эти учреждения включают в контингент своих воспитанников наиболее сложных в плане психофизического развития детей: с тяжелой умственной отсталостью (имбецилов), с выраженными двигательными нарушениями при церебральном параличе (колясочников), с глубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. В настоящее время для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих специализированные дошкольные образовательные учреждения созданы и успешно функционируют Службы ранней помощи (СРП), лекотеки, консультативные пункты для родителей. Однако до сих пор проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования решались лишь эпизодически, в частности и потому, что персонал специальных коррекционных и массовых образовательных учреждений не достаточно владеет профессиональными компетенциями в области общетеоретического и практического знания об особенностях и потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, условиях их жизнедеятельности в социальном пространстве. Отсутствует теоретически обоснованный и экспериментально апробированный подход к эффективному решению данной проблемы, не достаточно методических разработок, не эффективно используются авторские инновационные программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса, которые могли бы быть внедрены в деятельность специальных коррекционных и массовых образовательных учреждений города Москвы. Гуманизация отношения к лицам с инвалидностью, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном обществе предполагает признание самоценности человеческой личности, реализацию ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических особенностей. В связи с этим приоритетной задачей становится социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что данная категория лиц испытывает значительные сложности включения в общественную жизнь, что обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. На современном этапе развития отечественной дефектологической науки концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья во всевозможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе (Аксенова Л.И., 2001) Распространение в нашей стране процесса интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с нормативно-правовыми документами (Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 29 декабря 2004 года) от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ и др.) Для осуществления интегрированного обучения и воспитания необходимо формировать у детей умения строить взаимодействие в социуме на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции должна стать толерантность. Интеграция помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями здоровья интеграция способствует формированию положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развитии в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение обеспечивает равный доступ к получению того или иного вида образования и создает необходимые условия для достижения успеха в освоении знаний наравне со всеми детьми. Основным направлением интеграционных процессов в нашей стране является процесс сближения систем общего и специального образования. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова, О.С. Никольская). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (по Мероприятию 2) 2.2.1. Описание проблемы, на решение которой направлено мероприятие, цели и задачи мероприятия Проблема, на которую направлено мероприятие, обусловлена противоречиями между потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении условий, способствующих их успешной социализации и недостаточным уровнем, профессиональных компетенций персонала специальных коррекционных и массовых образовательных учреждений в области общетеоретического и практического знания об особенностях и потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья, условиях их жизнедеятельности в социальном пространстве. Цель мероприятия: обеспечение персонала специальных коррекционных и массовых образовательных учреждений авторскими научно-методическими разработками, содержащими сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Задачи мероприятия:
Актуальность мероприятия обусловлена острейшей необходимостью в разработке и внедрении современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию и совершенствование образовательного процесса. Практическая значимость мероприятия представлена в возможности модернизации образовательного процесса, осуществлении научно-методического обеспечения повышения квалификации персонала, обучающего лиц с ограниченными возможностями здоровья, на основе внедрения авторских образовательных программ:
Комплекс впервые реализуемых мер, представляющих содержание данного мероприятия, позволяет
2.2.4. Характеристика количественного и качественного состава и описание функций исполнителей мероприятия.
|
Отчёт о работе городской инновационной площадки за 2013 год Обеспечение непрерывного образования, эффективной социализации и достойного трудоустройства лицам с ограниченными возможностями здоровья... | Отчёт о работе городской инновационной площадки за 2013 год Обеспечение непрерывного образования, эффективной социализации и достойного трудоустройства лицам с ограниченными возможностями здоровья... | ||
История становления и развития юридического образования в восточной сибири (1918-1991 гг.) «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Наука о дыхании индийских йогов «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Перечень полезных книжных мест Москвы «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями... Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных... | ||
Тема: «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья» ... | Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья | ||
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Тема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,... Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности... | ||
Л. Н. Гумилёв: к 100-летию со дня рождения: организации и учреждения,... «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | «О б утверждении комплекса мер по поддержке педагогических работников,... «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Сильянов Евгений Алексеевич, директор Департамента государственной... «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Конспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся... Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,... | ||
Нинон де Ланкло) учится ребенок у мудрого отца с пеленок. (Кто думает... «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая... Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» |