Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин





Скачать 118.3 Kb.
НазваниеМоделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин
Дата публикации05.11.2014
Размер118.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.


Моделирование

слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 05.13.18 - математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы Шапцев В.А

«_03_»_06__2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры ИС «_03_»_06_2011г., протокол № 12.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем _10_стр.

Зав. кафедрой ________________________/А.Г. Ивашко./

«_03_»_06__ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «_28_»_06_2011г., протокол № 4.

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК _____________________/И.Н. Глухих./

«__»________2011г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«__»___________2011г.
2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики естественных наук и
информационных технологий

Кафедра информационных систем



Валерий Алексеевич Шапцев

Моделирование

слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 05.13.18 - математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

очной и заочной форм обучения.

Тюменский государственный университет

2011

Шапцев В.А. Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 05.13.18 - математическое моделирование, вычислительные методы и комплексы программ очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 10 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.


Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Шапцев В.А., профессор, д.т.н.




© Тюменский государственный университет, 2011.

© Шапцев В.А., 2011.

  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин» является ознакомление аспирантов с современными методами построения математических и компьютерных моделей сложных объектов, не поддающихся строгой формализации. В качестве примера оригинального подхода к решению проблемы формализации рассматривается недоопределённая математика А. Нариньяни.

К основным задачам изучения дисциплины относятся:

дать обзор методов моделирования слабо формализуемых систем;

изучение математики недоопределенных величин;

рассмотрение примеров формализованного описания сложных систем в рамках недоопределенной математики.


    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Рассматриваемая дисциплина является дисциплиной факультативного цикла, опирающейся на знания математического анализа, линейной алгебры, теории множеств.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

  • ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речи.

  • ОК-4 - способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • ОК-10 - готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • ОК-11 - способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (хороший английский язык);

  • ОК-16 - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

  • ПК-31 - способность осуществлять поиск, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования.

  • ПК-32 - способность определять задачи исследования, проводить эксперименты по заданной методике, обрабатывать полученные данные, анализировать и интерпретировать результаты.

  • ПК-33 - способность готовить научные отчеты по результатам выполненных исследований.

В результате освоения дисциплины аспирант должен:
знать

  • подходы к изучению систем и процессов с ограниченной формализацией описания;

  • основы недоопределенной математики;


уметь

  • ставить задачу по моделированию исследуемого или проектируемого объекта, процесса,

  • пользоваться инструментами недоопределенной математики;


владеть

  • навыками производить вычислительные эксперименты в том числе с использованием недоопределенной математики.


1.Трудоемкость дисциплины.
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации - 2 контрольные работы и зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 академических часов: 26 часов самостоятельной работы, 10 часов аудиторных занятий). Реферат.


2.Тематический план.
Таблица 1. Тематический план дисциплины




Тема

Всего часов

Виды учебной и самостоятельная работы, час.

Из них в интерактивной форме

Формы контроля

Лекции




Самостоятельная работа

1

2

3

4

6

7

8

1

Проблематика теории слабо формализуемых систем (СФС)

2

2










2

Методы математики, используемые для исследования СФС

10

2

8

2

КР

3

Математика недоопределенных величин

12

4

8




КР

4

Компьютерные инструменты поддержки анализа СФС

12

2

10

6

Реф




Итого:

36

10

26

Зачет




Из них часов в интерактивной форме







8

8





Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополни-тельные

1

Проблематика теории слабо формализуемых систем (СФС)










2

Методы математики, используемые для исследования СФС

Подготовка к КР.

Работа с литературой, Интернетом.Подготовка к контрольным работам.

8

3

Математика недоопределенных величин

8

4

Компьютерные инструменты поддержки анализа СФС

Написание реферата.

Работа с Интернетом и источниками

10




ИТОГО:







26



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами.


Данная дисциплина является основой исследований, связанных с разработкой математических моделей сложных, слабо формализуемых (не формализуемых) объектов.


  1. Содержание дисциплины.


Тема 1. Проблематика теории слабо формализуемых систем (СФС).

Определения системы, сложной системы, формализации и слабой формализации моделей. Классификация и примеры СФС. Цели анализа СФС. Содержание работ по моделированию СФС.
Тема 2. Методы математики, используемые для исследования СФС.

Место математики в анализе СФС. Проблема информативных параметров и показателей СФС. Примеры постановок задач по исследованию СФС. Проблемы, связанные с попытками формализации моделей сложных систем.
Тема 3. Математика недоопределенных величин.

Концепция недоопределенной математики. Определение недоопределенной величины. Алгебра недоопределенных величин.

Графическая интерпретация. Методика моделирования СФС. Примеры.
Тема 4. Компьютерные инструменты поддержки анализа СФС.

Возможности и особенности использования широко известных и некоторых специализированных программных систем для исследования слабо формализуемых объектов и процессов.


  1. Учебно-методическое обеспечение СРС. Оценочные средства.


7.1. Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, Р. имеет научно-информационное назначение. Р., называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах. В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях Р. называют специально подготовленные сообщения учащихся на факультативных занятиях и др.

Самостоятельная работа аспирантов заключается в углубленном изучении тем, предложенных аспирантам на лекционных и практических занятиях. Контроль самостоятельной работы аспиранта осуществляется в форме защиты реферата по выбранной теме.
7.2. Примерные темы рефератов.

Темы рефератов формируются совместно с аспирантом и касаются в основном наблюдений объекта(ов) его исследования.


    1. Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Понятие сложной системы. Примеры.

  2. Суть формализации объекта.

  3. Понятия: модель и моделирование.

  4. Понятие матрицы вычислительного эксперимента.

  5. Понятия параметра и показателя системы. Их отличие от критерия.

  6. Основные методы математического анализа.

  7. Задача планирования модельного эксперимента.

  8. Содержание обработки данных в описательной статистике.

  9. Формальная постановка задачи о регрессии.

  10. Параметры и показатели системы.

  11. Критерии принятия решений в обработке данных.

  12. Кластеризация данных.

  13. Шкалы и размерности наблюдаемых величин.

  14. Информативные параметры и показатели системы.

  15. Определение недоопределенной величины.

  16. Операции в недоопределенной математике.

  17. Принципы решения задачи оптимизации с применением недоопределенной математики.

  18. Назовите инструменты поддержки анализа слабо формализуемых систем.

  19. Приведите наименования и функции программных систем поддержки недоопределённого моделирования.




  1. Образовательные технологии.

Озвучивание материала курса сопровождается мультимедиа-презентацией при связи с Интернетом.

Предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.




    1. Основная литература.




  1. Лапыгин Ю.Н. Теория организации: Уч.пос. М.: ИНФРА-М, 2008.

  2. Цисарь И.Ф., Нейман В.Г. Компьютерное моделирование экономики. Изд-во Диалог-МИФИ, 2008 г.


8.2. Дополнительная литература.


1.Исаков П.Н. Оптимизация управления слабоформализуемыми объектами в социально-экономических системах на основе нейросетевого моделирования : Дис. ... канд. техн. наук : 05.13.01, 05.13.10 : Воронеж, 2004 136 c. РГБ ОД, 61:04-5/3134.




2. Муравский А.В. Интеллектуальные модели качественного анализа слабо формализованных временных процессов в системах поддержки принятия решений. - http://www.dissercat.com/content/intellektualnye-modeli-kachestvennogo-analiza-slabo-formalizovannykh-vremennykh-protsessov-v.

3.Нариньяни А.С. Введение в недоопределенность. – М.: Новые технологии, 2007. – 32 с.
8.3. Ресурсы Интернета.

1. Напреенко В.Г., Нариньяни А.С. Недоопределенные модели -

нетрадиционный подход к математическим исследованиям экономики.- http://www.artint.ru/articles/narin/EKONOM2.htm.

  1. Алгазин Г.И., Михеева Т.В. Опыт применения метода недоопределенных вычислений в исследовании модели корпоративной производственной системы. - http://www.sworld.com. ua/konfer20/303.htm.

  2. Чечкин А.В. Слабо формализуемые системы. - http://intsys.msu. ru/ magazine/archive/v11(1-4)/chechkin-137-158.pdf.


8.4. Периодика

1. Автоматизация в промышленности.

2. Вестник кибернетики.

3. Качество. Инновации. Образование.

3. Вестник ТюмГУ. Математика. Физика. Информатика.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для чтения лекций необходима мультимедийная аудитория.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconМоделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин
Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий «28» 06 2011г., протокол №4
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Малышева Е. Н. Моделирование 3D объектов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 02. 03. 01 Математика...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРеферат на тему: «Материальные и информационные модели»
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРабочая программа моделирование транспортных процессов направление...
Моделирование транспортных процессов: рабочая программа / авт сост. В. Б. Вилков, спб.: Ивэсэп, 2013. – 21 с
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 08 Моделирование и оптимизация...
Курс «Моделирование и оптимизация технологических процессов» является прикладной наукой, занимающейся вопросами моделирования рациональных...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 08 Моделирование и оптимизация
Курс «Моделирование и оптимизация технологических процессов» является прикладной наукой, занимающейся вопросами моделирования рациональных...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconПрограмма научного семинара " Моделирование и оптимизация бизнес процессов "
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Бизнес-информатика...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconДмитриевой Надежды Владимировны
Создание моделей слабо структурированных объектов на базе сетей фреймов (автореферат)
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconК конкурсу «Современный урок»
Телефон, стол, книга, кошка – примеры объектов-предметов. Каникулы, учеба, чтение, поездка – примеры объектов-процессов. Гроза, солнечное...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconПрограмма разработана на основе
Икт, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер:...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРабочая программа по информатике для 5-7 классов Пояснительная записка
Икт, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер:...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconМатематика – наука ложная!∞ Точнее – неточная. Все приросли мозгами...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер:...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРабочая программа по курсу «Имитационное моделирование экономических...
«Имитационное моделирование экономических процессов» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРазработка методов и средств тестового диагностирования и анализа...
Работа выполнена в лаборатории технической диагностики Института автоматики и процессов управления дво ран
Моделирование слабо формализуемых объектов и процессов. Математика недоопределенных величин iconРабочая программа по курсу «Имитационное моделирование экономических...
«Имитационное моделирование экономических процессов» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск