Реферат Доманина Екатерина, 8 класс





Скачать 53.02 Kb.
НазваниеРеферат Доманина Екатерина, 8 класс
Дата публикации03.12.2014
Размер53.02 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат

Приложение 14

История становления теории вероятностей

реферат


Доманина Екатерина, 8 класс

Нет науки, более достойной наших размышлений

Лаплас
Считается, что зарождение теории вероятностей началось с того, что придворный французского короля, азартный игрок шевалье де Мере (1607-1648) обратился к французскому физику, математику и философу Блезу Паскалю (1623-1662) со следующими вопросами:

  • сколько раз надо бросить две игральные кости, чтобы случаев выпадения пары шестерок было больше, чем случаев невыпадения пары шестерок?

  • как справедливо разделить поставленные на кон деньги, если игроки прекратили эту игру преждевременно?

Задачи с подобным содержанием вопроса встречаются и раньше: рассмотрим задачу, сформулированную в книге итальянского математика Луки Пачоли «Сумма знаний по арифметике, геометрии, учение о пропорциях и пропорциональности» (1494 г.): Компания играет в мяч до 60 очков и делает ставку в 22 дуката. В связи с некоторыми обстоятельствами игра не может быть закончена, причем одна сторона в этот момент имеет 50 очков, а другая – 30 очков. Какую часть общей ставки должна получить каждая сторона? Разные математики (Пачоли, Тарталья, Паскаль, Ферма) предлагали разные подходы к решению данной задачи и ей подобных. Наиболее правильными следует признать способы решения, предложенные Б.Паскалем и П.Ферма, которые в своих решениях опирались на вероятностные рассуждения [1, с.14-17].

Из сохранившейся переписки между Паскалем и французским математиком Пьером Ферма (1601-1665) по поводу решения этих задач, можно сделать вывод, что вопросы относительно азартной игры перешли в разряд математических исследований. Известно, что на второй вопрос искали ответ разные ученые в различных странах, а это свидетельствует о значимости интереса к поиску вероятностных закономерностей в игровых ситуациях, что позволяет говорить о сочетании Случая и математических расчетов. Вслед за играми в кости ученых 17 века заинтересовали игры «на деление ставок» [1, с.27]:

  • В урне 2 белых и 4 черных шара. Один азартный человек держит пари с другим, что среди вынутых трех шаров будет ровно 1 белый. В каком отношении находятся шансы спорящих?

  • Трое игроков по очереди извлекают по одному шару из урны, содержащей 5 белых и 3 черных шара. Побеждает тот, кто первый извлечет белый шар. В каком отношении находятся шансы спорящих?

В России первые исследования по теории вероятно­стей были выполнены к середине XIX столетия. Они свя­заны с именами замечательных русских ученых-матема­тиков Н.И. Лобачевского (1792-1856), М.В. Остроград­ского (1801-1861), В.Я. Буняковского (1804-1889).

«Основания математической теории вероятностей» (1846 г.) В.Я. Буняковского имели большое значение для ознакомления русских математиков, как первое фундаментальное руководство по теории вероятностей, изданное в России. В этой работе Буняковский наряду с оригинальным изложением самой теории вероятностей осветил вопросы ее практического применения. Кроме того, здесь он впервые дал терминологию новой науки на русском языке. Это было сделано настолько удачно, что она не подверг­лась существенным изменениям до сих пор. Многие из последующих научных работ Буняковского были тесно связаны с развитием русской промышленности и хозяй­ства. Они содействовали успешному распространению теории вероятностей в России. Благодаря трудам Буня­ковского преподавание теории вероятностей в русских университетах поднялось на новую ступень и стало на­много шире и глубже по сравнению с зарубежными.

Во второй половине XIX столетия следует целый ряд блестящих открытий русских математиков. После работ выдающегося русского математика и меха­ника П.Л. Чебышева (1821-1894), его учеников А.М. Ляпунова (1857-1918) и А.А. Маркова (1856-1922) во всем мире теорию вероятностей стали называть «русской наукой».

Эти замечательные традиции были продолжены со­ветскими учеными. Работы С.Н. Бернштейна (1880-1968), начатые им еще до 1917 г., оказали серьезное влияние на дальнейшее распространение идей теории вероятностей в нашей стране. Им была воспитана целая плеяда ученых, образовавших ленинградскую школу теории вероятно­стей.

В середине 20-х годов А.Я. Хинчин (1894-1959) и А. Н. Колмогоров (1903-1987) создали московскую школу теории вероятностей. Решающее значение имела работа А.Н. Колмогорова «Основные понятия теории вероятностей» (1933 г.), которая ознаменовала собой начало нового ис­торического этапа в развитии этой науки. Вклад академика А.Н. Колмогорова - Героя Социа­листического Труда, лауреата Ленинской премии, первого в истории лауреата международной математической пре­мии Больцано, почетного члена многих академий мира — в современную математику огромен. Трудно даже пере­числить те области науки, в которых им получены фун­даментальные результаты. И все же можно смело утвер­ждать, что самым большим его научным достижением яв­ляется создание современной теории вероятностей. Заслуга А.Н. Колмогорова состоит не только в раз­работке новых научных теорий, но еще в большей степени в том, что он воспитал целую плеяду талантливых уче­ных, которые бук­вально преобразовали лицо этой науки. Значителен вклад в теорию вероятностей выдающегося математика, акаде­мика Ю.В. Линника (1915-1972), который после Вели­кой Отечественной войны возглавлял широкие исследова­ния, проводившиеся в Ленинграде и Вильнюсе.

Сейчас, пожалуй, нет области знания, в которой не использовались бы методы теории вероятностей. Приме­нение вероятностно-статистических методов стало тради­ционным во многих науках. К ним относятся физика, гео­дезия, теория измерений и др. В последнее время теория вероятностей неожиданно стала использоваться в таких науках, где этого и нельзя было ожидать. Это медицина и биология, военная наука и космонавтика, теория стихо­сложения и лингвистика, психология и теория обучения... Кроме того, на основе вероятностных методов появился целый ряд новых наук, отпочковавшихся от теории ве­роятностей. Это теория информации, теория надежности, статистический контроль качества, планирование экспе­римента и др. Теория вероятностей являет­ся математической основой одной из новых наук XX в. - кибернетики, что в свою очередь способствовало еще большему возрастанию при­кладного значения теории вероятностей.

Научно-техническая революция поставила перед со­ветскими учеными-специалистами в области теории веро­ятностей новые задачи, направленные на тесное соеди­нение науки с практикой, что является наиболее характерной чертой для советской вероятностной школы. Примером этому служит то, как машиностроители приме­няют теорию надежности Б.В. Гнеденко, металловеды используют теорию прочности В.М. Финкеля, работники промышленных предприятий проводят контроль качества по методу А.Н. Колмогорова.

Начиная со второй половины XX в. количественное измерение явлений, математическое моделирование раз­личных процессов, в том числе производственных, стали непременным атрибутом научного творчества во многих направлениях. «Наука о случае», вероятностно-статисти­ческие методы вошли в арсенал важ­нейших инструментов большого круга людей: инженеров, экономистов, врачей и многих других специалистов раз­личных отраслей народного хозяйства. Во всем мире на­столько усилился интерес к этой науке, что теория веро­ятностей стала модной в самом лучшем смысле этого слова.

Вводимому курсу предписывается не только образовательное, но и боль­шое воспитательное значение. Так, академик Б.Б. Голицын в начале XX века говорил: «Признаю за таким курсом высокообразовательное значение, как введение ко всяким стохастическим исследованиям и методам, имеющим та­кое широкое применение в различных областях знания и в практической жизни. Большое значение имеет этот курс и для более сознательного и глу­бокого усвоения отечествоведения, каковому курсу я придаю первенствую­щее значение в средней школе» [3, с.3].

Разве в данной цитате не заключена идея глубокого философского осмысления значения теории вероятностей – науки, позволяющей грамотному человеку достаточно уверенно чувствовать себя при многократной встрече со случайными событиями; науки, связывающей действительность мира профессий с действительностью мира игры, и, тем самым влиять на формирование мировоззрения человека? И этот процесс длится уже много веков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconДеревня голыгино
Тема моей работы: «Екатерина II и её время в трудах отечественных историков XVIII – XIX вв.». Екатерина II алексеевна (21. 04. 1729...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconРеферат по межпредметному семинару на тему: «Приборы ориентации и...
Реферат подготовили студентки 3 курса факультета физической и квантовой электроники мфти казанкова Екатерина Анатольевна (752 гр.)...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconТематическое планирование по физике. Школа Старо-Тахталинская сош....
Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс. М.: Вако, 2009. 464с
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconРеферат по теме Вражда княжеских родов Ольговичей и Мономаховичей в 12 веке
Выполнила ученица 8 «А» класса Ионова Екатерина. Руководитель – учитель истории Серкова. Ю. Б
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconРеферат
Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс icon3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный...
«Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дню Знаний. В новом учебном году в школе 4 первых класса – это задорные девчонки и мальчишки. А помогать им постигать основы знаний...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconТема «Екатерина Великая»
Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconЕкатерина II великая
Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург) родилась 21 апреля (2 мая) 1729...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Победителем конкурса «Минута славы» стала Володина Екатерина- 5 класс, второе место заняла Беззубова Анастасия – 8класс
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconЛень Чёрная Ангелина Таргашова Екатерина мбоу катковская сош, 11...
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс icon«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconДоклад Жесткость воды. Методы устранения жесткости. Базанова Екатерина 9-а класс
Алюминий и трехвалентное железо (Fe3+) также влияют на жесткость, но при уровнях рН, встречающихся в природных водах, их растворимость...
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconПлан конспект урока 9 класс Свободное падение тел. Движение тела,...
Обучающая: проверить знания основных формул кинематики и учение их применять в новых условиях, обучение решению задач
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс icon«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Реферат Доманина Екатерина, 8 класс iconРеферат «Сухопутные войска» III место; Макаров Антон, 6 а класс реферат...
Новости о проведении I городского фестиваля «Я – гражданин Отечества», посвящённого 95- летию со дня рождения Красной Армии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск