«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»





Скачать 223.69 Kb.
Название«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»
Дата публикации26.06.2013
Размер223.69 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат


Международная научно – практическая конференция «Первые шаги в науку»

«Почерк – зеркало души»?

(Графология как наука)
Направление: русский язык, психология

Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна

8а класс МБОУ «Брянский городской

лицей №2 имени М.В.Ломоносова»

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

БГЛ № 2 Тарасова А.А.

Брянск 2013

Содержание


I.

Содержание 2

III.Заключение 10


Введение

С древнейших времен письмо являлось привилегией избранных. Не многие умели читать и писать! Считалось даже, что это особый дар. Сейчас, наоборот, трудно найти человека, который не владел бы этими навыками. К сожалению, многие дети и подростки, а иногда и взрослые, не обращают особого внимания на свой почерк и роспись. Казалось бы, что в этом примечательного? Буквы как буквы. Конечно, они отличаются от других наклоном, нажимом, высотой… И всё же, что в этом особенного, интересного? Оказывается, по почерку можно определить характер человека. Почерк, можно сказать, зеркало души. Данная исследовательская работа, на мой взгляд, поднимает актуальную в наше время проблему - взаимосвязь почерка и характера человека, а также исследует, является ли графология настоящей наукой. Актуальность подтверждают результаты анкетирования (см. Приложение 1).

Цель работы: изучив взаимосвязь почерка и характера человека, доказать, что графология-это настоящая наука и имеет практическое применение.

Объект исследования: графология как наука, письма и черновики, биография А.С.Пушкина, особенности характера учащихся лицея.

Предмет исследования: почерк А.С.Пушкина, почерк учащихся 8 класса.

Гипотеза: графология - это действительно учение об определении характера человека по его почерку. Почерк - зеркало души, так как письмо может много рассказать о человеке, его особенностях и способностях.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

  1. Узнать различные точки зрения относительно графологии: наука это или лженаука?

  2. Узнать, что общего у графологии и почерковедении как криминалистической науки.

  3. Изучить физиологическую основу почерка и исследовать механизм его формирования и изменения.

  4. Исследовать почерк учащихся 8 класса с целью выявления связи между почерком и характером человека.

  5. Изучить особенности темперамента учащихся 8 класса с целью подтверждения зависимости почерка от характера человека.

  6. Провести графологический анализ почерка А.С.Пушкина, сопоставив его с ранее сделанными исследованиями различных ученых-графологов, с воспоминаниями современников об этом поэте и биографическими сведениями о нем, сделать вывод о связи почерка и характера человека.

Для исследования были использованы следующие методы:

  1. Анализ литературы (биография поэта, воспоминания современников, специальная литература по графологии).

  2. Анкетирование и тестирование учащихся 8-го класса с целью изучения взаимосвязи между почерком и характером человека, его темпераментом.

  3. Анкетирование людей разных возрастных групп с целью выяснения мнения о том, можно ли определить особенности характера по почерку.

  4. Анализ и синтез собранного материала с целью подтверждения гипотезы о связи характера с почерком человека.

Этапы исследования.

  1. Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение литературы о графологии, почерковедении.

  2. Анкетирование с целью определения актуальности данной

проблемы.

  1. Выдвижение гипотезы и формулирование проблемы.

  1. Исследовательский этап:

  1. Изучение различных точек зрения относительно графологии: наука или лженаука?

  2. Сопоставление графологии и почерковедения как криминалистической науки.

  3. Изучение форм и методов исследования почерка.

  4. Выбор необходимых для данного исследования форм и методов.

  5. Планирование исследования по проблеме, исходя из гипотезы:

а) тестирование учащихся 8 класса с целью определения связи между почерком и характером человека, а также с темпераментом человека;

б) самостоятельное исследование с помощью популярного теста почерка А.С.Пушкина (письма и черновики);

в) сопоставление самостоятельных выводов относительно анализа почерка А.С.Пушкина с выводами, сделанными учёными – графологами; анализ воспоминаний современников поэта с целью подтверждения особенностей его характера;

д) сопоставление всех результатов исследования с целью доказательства гипотезы исследования.

III. Заключительный этап.

Выводы об эффективности выбранных методик для доказательства гипотезы: взаимосвязи почерка и характера человека, а также размышления о практическом применении графологии как науки.

II. Основная часть. Взаимосвязь почерка и характера человека

1. Графология как наука

1.1. Из истории. Наука или лженаука?

В Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1952 году, написано, что графология – лженаука. Чем отличается лженаука от настоящей науки?

Лженаука – ложная наука, в отличие от настоящей, хотя и мотивирована теми же целями, но не основывается на научных методах.

Каким же образом было доказано, что графология не наука? Почему появилась такая точка зрения? Были ли проведены серьёзные исследования для доказательства этого?

Как выяснилось, исследованиями никто просто не занимался. И без того не слишком обширная литература о связи почерка с характером была постепенно изъята из библиотек, графологи стали третироваться как лжеучёные. Работы русских графологов были преданы забвению. Графологию просто обвинили в мошенничестве, заклеймили, в основном из- за недостаточности доказательств, исследований, а также из – за того, что были действительно лжеграфологи, которые преследовали корыстные цели, стремились к быстрым и не обоснованным научно результатам.

Обратимся к другой точке зрения: графология - это наука. Как это сторонники графологии доказывают?

Графология (в переводе с греческого «граф» - «пишу» и «логос» - «учение»)- это учение об определении характера человека по его почерку. История ее восходит к античным временам. Графология как наука существует не так давно. Творцом ее считается французский аббат Мишон, живший в XVII веке. В России основоположником графологии считается профессор Дмитрий Митрофанович Зуев-Инсаров. Особенно популярна его работа « Почерк и характер», вышедшая в 1930 году. В ней Зуев-Инсаров дал характеристики многим своим современникам, а также великим деятелям прошлого.

Графологи считают: раз мозг руководит рукой пишущего, то, значит, между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна присутствовать связь. Следовательно, при развитии и изменении характера почерк тоже меняется. Это было доказано экспериментальным путём (см. Приложение 6)

О подобных экспериментах писали и другие учёные, например Герикуда, Ш. Риша, Феррари.

Председатель Русского научного графологического общества П. Рышков, графолог Д.М.Зуев – Инсаров тоже подтвердили экспериментально, что графология – это наука.

Самый массовый и значительный эксперимент был проведён в нашей стране в конце 20-х годов 20 века в Казанском университете психологом В.Д. Берловым и графологом Д.М.Зуевым – Инсаровым. В тот день решалась судьба графологии как науки: учёные решили сопоставить исследования психологов и графологов. Результаты превзошли ожидания. Графология как наука была на высоте (более 70% совпадений) и подтвердила право на существование.

Графология с годами дополнялась новыми методами, идеями, экспериментальными данными. Она во многом очистилась от лженаучной скверны, потому что оперирует только фактами, основанными на многочисленных опытах и экспериментах.

1.2. Графология и почерковедение.

Следует разграничивать графологию и почерковедение как криминалистическую науку. Хотя в прессе их называют одинаково. Почерковедение используется в криминалистике, и их цель более прозаична – установить подлинность того или иного документа, был ли человек болен, писал ли под действием алкоголя, менял ли свой почерк умышленно. Конечно, почерковеды тоже изучают почерк, но не для того, чтобы с помощью исследования заглянуть в душу человека, установить зависимость особенностей написания от характера человека. У них совсем другие цели и задачи. Графология же, мне кажется, более важная наука, чем почерковедение, и ее ждет большое будущее.

    1. Физиологические признаки письма.

Учёные - графологи, доказывая свою правоту, ссылаются на то, что почерк - это проекция нашего сознания в форме определённого рода фиксированных движений. Почерк – это письмо мозга, поэтому почерк индивидуален и неповторим, как отпечатки пальцев. Это связано с психомоторной деятельностью.

Академик И.П. Павлов подтверждает это, ссылаясь на динамический стереотип – комплекс моторных навыков. Исходя из его учения, человек не задумывается о том, как написать буквы. Это происходит автоматически, так как письмо – отражение нашего психофизического состояния. Значит, как бы ни учили нас правильно выводить буквы, почерк постепенно становится беглым и обретает свои неповторимые черты.

1.4. Особенности почерка.

При изучении почерка графологи обращают внимание на следующие его особенности: на силу нажима, размер букв, очертания букв, связанность букв, поля, расположение строк на странице (см. Приложение 7).


2. Исследование почерка

2.1. Анализ почерка учащихся 8 класса.

В данном разделе представлены результаты проведенного мною исследования почерка А.С. Пушкина, а также результаты тестирования учащихся 8-го класса нашего лицея. Тестирование проводилось с целью изучения особенностей почерка и выявления зависимости между почерком человека и его характером. Также проводилось психологическое тестирование учащихся 8-го класса для подтверждения правильности проведенного графологического исследования.

Результаты исследования почерка:

19% изученных образцов почерка показали, что данные ученики являются флегматиками. В большинстве жизненных ситуаций они несмелы и пассивны. По складу ума они романтики и философы;

40% учеников решительны, имеют лёгкий характер. По типу темперамента такие люди чаще всего сангвиники;

2% - добродушны, излишне впечатлительны, хорошие собеседники; по типу темперамента они ближе к меланхоликам;

39% учащихся имеют слабое здоровье и расшатанные нервы. Они чаще всего являются холериками (см. Приложение 4) [6, с. 210 - 215]

Проведенное позже психологическое исследование в этом же 8-м классе подтвердило правильность графологического исследования. Выявлено, что 21% опрошенных - флегматики, 38%- сангвиники, 3%- меланхолики, 38%-холерики, что во многом совпадает с результатами графологического исследования. Результаты этого психологического тестирования оформлены в виде круглой диаграммы (см. Приложение 5).

2.2. Анализ почерка А.С.Пушкина.

Для дальнейшего исследования графологии как науки мною был также самостоятельно проанализирован почерк А.С.Пушкина с помощью этого же графологического теста (см. Приложение 2,3).

В почерке Александра Сергеевича Пушкина буквы очень маленькие (не более 2 – 3 мм.), почерк имеют лёгкий наклон вправо, форма букв округлая, строки прямые, сила нажима сильная, буквы склонны к слитному написанию. По общей оценке почерк неразборчивый, буквы читаются с трудом. Исходя из данного теста, получается, что А. Пушкин был решителен, хоть и часто пасовал перед опасностью. Несмотря на лёгкий характер, поэт не был лишён чувства собственного достоинства. О таких же чертах говорили и современники Пушкина.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует зависимость почерка от характера человека, что графология - это настоящая наука.

С целью более точного и правильного исследования почерка А.С.Пушкина и выявления зависимости между почерком поэта и его характером я обратилась к исследованиям этого почерка, сделанным в разное время учеными-графологами. Интересны работы в этой области Д.М. Зуева-Инсарова, Инессы Гольдберг и Светланы Сибирской. Думаю, что изучив их, проанализировав, сопоставив, я смогу составить портрет «души» великого русского поэта А.С. Пушкина, доказать, что графология – это наука (см. Приложение 8).

Все три анализа очень интересны. В них можно выделить много сходных моментов. В частности то, что А.С. Пушкин был человеком вспыльчивым, беспокойным, порывистым, часто раздражительным, но эмоциональным, утонченным, умным, искренним, впечатлительным, чувствительным. В общем, это был необыкновенный человек, щедро одаренный от природы.

Сопоставив эти три графоанализа, я многое узнала о А.С.Пушкине. Но таков ли он на самом деле? В этом помогут нам разобраться воспоминания современников, а также наши знания биографии великого поэта.

Современники А.С.Пушкина оставили достаточно много воспоминаний о поэте, в которых описываются особенности характера Пушкина. Так, Н.М.Смирнов указывал на постоянное беспокойство и раздражительность поэта, [1, c 522]а С. Моравский, писал о его самолюбии. Пушкин хотел быть светским человеком, принадлежащим к аристократическому кругу, но в светском обществе принимали его не как законного сочлена. [1, с 356]

А. Мицкевич также вспоминал о характере Пушкина, что он увлекал, изумлял слушателей «живостью, тонкостью и ясностью ума своего, был одарен необыкновенною памятью, суждением верным, вкусом утонченным и превосходным». [1, с 414].

О щедрости души поэта писал С.А.Соболевский. [1, c 385] О необыкновенной одаренности и незаурядных способностях А.С. Пушкина вспоминал М.М. Попов. [1, c 410] Но при этом все, кто хорошо знал А.С. Пушкина, отмечают его необыкновенную работоспособность и умение быстро и четко доводить дела до конца, особенно это было характерно для его творчества (см. Приложение 9).

Сопоставив все результаты исследования, пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами, верна: графология – это наука, и существует связь между почерком и характером человека.
  1. Заключение


Данное исследование показало, что графология – это наука, что существует связь между характером человека и его почерком. Гипотеза оказалась верна. Как мы и предполагали, исследование почерка и характера учащихся 8 класса, а также сопоставление результатов анализа почерка А.С.Пушкина и документальных источников жизни поэта подтвердили правоту наших первоначальных суждений.

Эта работа дала нам возможность больше узнать об А.С.Пушкине и его почерке, составить портрет «души» великого русского поэта, доказать, что графология – это настоящая наука с большим будущим. Ведь знания зависимости почерка человека от его характера помогут во многих случаях. Помогут врачам-психиатрам при диагностике заболеваний, окажут помощь людям при выборе будущей профессии, а также - при подборе кадров. Учителям графология поможет лучше узнать учащихся, ведь почерк расскажет им об особенностях характера детей, их склонностях к спорту или к творчеству.

Достижения графологии широко используются в разных сферах жизни - в медицине, психологии, криминалистике. Не является исключением и частная жизнь: знания о почерке учитываются во время общения, они помогут определить каждому свой собственный потенциал, узнать многое о своих скрытых возможностях.

Мне графология как наука поможет лучше понять одноклассников, преподавателей, мотивы их поведения. Я думаю, эта исследовательская работа не оставит равнодушным никого, ведь каждый из нас не прочь заглянуть в себя самого и больше узнать о себе. Возможно, почерк, особенно его внезапные изменения, помогут предотвратить непоправимые последствия сложных взаимоотношений школьников со сверстниками и родителями.

Главное, что эта исследовательская работа поможет всем понять, что графология – это серьёзная и важная наука, а почерк - это не просто буквы, это отражение нашего внутреннего мира, нашего характера. Почерк, правильно говорят, это зеркало души. Почерк – это проявление нашей индивидуальности. Именно поэтому, я думаю, это исследовательская работа будет интересна и полезна всем.

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Пушкин в жизни.- М.: Правда, 1990. – 560 с.

  2. Гольдберг И. Александр Пушкин. [inessa goldberg.ru; http://inessa goldberg.ru]

  3. Дейч Г.М. Все ли мы знаем о Пушкине? - М.: Сов. Россия, 1989. - 272 с.

  4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. - К.: Перлит продакшн, ЛТД, 1992.- 96 с.

  5. Почерк А.Пушкина. Графология - АзБука.

[http://grafol.ru/osnovi/poch5_awtograf_Pushkina.html].

  1. Психология, 5 – й класс.- М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2007. – 248 с.

  2. Тайны нашего почерка (практическое руководство)

  3. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/elektivnyi-kurs-professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov-9-klass


Приложение 1

Опрос: Считаете ли Вы, что по почерку можно определить характер человека?

Всего опрошено (108 человек)

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Учителей (30 человек)


21чел.

4чел.

5чел.

Учеников старших классов

(26 учеников)

13чел.

7чел.

6чел.

Учеников средних классов

(32 ученика)

20чел.

8чел.

4чел.

Учеников младших классов

(20 учеников)

11чел.

2чел.

7чел.



Приложение 2



Приложение 3

Тест

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние – 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.

  2. Наклон бука: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание -10, легкий наклон вправо - 6, вправо - 14.

  3. Форма букв: округлая - 9 баллов, бесформенная - 10, угловатая - 19.

  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.

  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.

  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.

  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом – 4. [7, c 1]


Результаты

35 - 51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.

52 - 63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.

64 - 75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.

76 - 87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, — хороший собеседник, может отстоять.
Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6

Основные положения и законы графологии были проверены и доказаны экспериментальным путем. Одному и тому же человеку в возрасте 30-35 лет предложили сначала написать текст в обычном для него состоянии. Этот почерк считали эталоном, отправной точкой. Затем этому человеку под действием гипноза внушали, что он ребенок в возрасте 5 лет и просили написать текст. Он говорил, что не умеет писать, а может только написать свое имя печатными буквами. Затем тому же человеку внушали, что он подросток в возрасте 13-14 лет. Почерк его менялся и уже приобретал общие черты почерка-эталона. Затем внушали, что он, например, молодой человек в возрасте 20-25 лет. Почерк его становился очень похожим на почерк-эталон. Затем исследуемому человеку внушили, что он хитрый, скрытный и жадный. Его почерк становился мелким, неразборчивым. Когда внушали, что он добрый, открытый и щедрый, буквы становились крупными и круглыми, почерк был размашистым. Таким образом, было научно доказано:

  1. Почерк человека меняется в течение всей жизни, но сохраняет общие черты.

  2. Характер человека и его психологическое состояние в определенный момент откладывают определенный отпечаток на почерк человека.

Приложение 7

Особенности почерка:

  1. Сила нажима. Сильный нажим – признак силы воли и усидчивости. Слабый нажим – признак слабовольного человека, независимости. Люди с таким почерком имеют собственную точку зрения на любую проблему. Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Такие люди всегда открыты общению, но и не прочь некоторое время побыть наедине с собой. Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди стремятся быть во всем первыми. Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рационального и эмоционального. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию, а потом принимают решения.

  2. Размер букв. Говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Мелкий почерк указывает на замкнутость и скрытость.

  3. Очертания букв. Угловатые буквы характерны для эгоистичных людей, а закруглённые - для людей добрых и отзывчивых.

  4. Связанность букв. Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

  5. Поля. Поля, оставляемые слева при письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчеркивает расточительность. А сужающийся левый край выдает человека скупого и жадного.

  6. Расположение строк на странице. Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек, писавший его – оптимист. У пессимиста строчки опускаются вниз. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, реально оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки - признак хитрости, возможно, отсутствия совести.

Приложение 8

На основе анализа почерка А.Пушкина, выполненного Зуевым-Инсаровым, были сделаны такие выводы:

  1. Пушкин был склонен к сильным вспышкам гнева, даже моментам жестокости и позже известной озлобленности.

  2. Отмечается быстрота умственных процессов, способность необычайно быстро ориентироваться в окружающем, смелость полета мысли, общая одаренность, высокий интеллект.

  3. Порывистость, вспыльчивость, обостренность нервной чувствительности.

Институт графоанализа Инессы Гольдберг.

Изучив данный анализ почерка А.С.Пушкина можно сделать следующие выводы:

  1. А.С.Пушкин – это утонченная натура, незаурядная личность, необыкновенно одаренный человек.

  2. Беспокойство и невротичность, рискованность, вспыльчивость присутствовали в характере А.С. Пушкина.

  3. Возможно, нанесена была психологическая травма будущему поэту в детстве, и это не покидало поэта всю жизнь.

На основе анализа почерка поэта А.С.Пушкина Светлана Сибирская сделала своё заключение.

  1. Пушкин был хорошо развит интеллектуально, эмоционально и физически.

  2. Гордый, самолюбивый, знающий себе цену, но без излишеств, человек. Со здоровым чувством собственного достоинства.

  3. Поэт интересовался всем, что вокруг происходит. Тянулся к новым знаниям, людям и впечатлениям, был общительным, впечатлительным, эмоциональным, излишне чувствительным, импульсивный. Это открытый, искренний, щедрый человек.

  4. Реально смотрел на жизнь, неудовлетворен был часто собой, умел завершать начатые дела.

Приложение 9

Анализ воспоминаний современников А.С.Пушкина.

Современники А.С.Пушкина оставили достаточно много воспоминаний о поэте, в которых описываются особенности характера Пушкина. Так, Н.М.Смирнов указывал на постоянное беспокойство и раздражительность поэта и считал, что причиной этого является «беспокойствия о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании». [1, c 522]

Е.Ф.Розен отмечал в А.С.Пушкине: «беспокойную, порывистую природу гения», что поэт, к сожалению, «не находит в себе центра тяжести между противоположностями нашего внутреннего дуализма».[1,c 404]Другой современник А.С.Пушкина С.Моравский пишет о самолюбии поэта. Пушкин хотел быть светским человеком, принадлежащим к аристократическому кругу, но в светском обществе принимали его не как законного сочлена, напротив, на него глядели , как на «приятного гостя из другой сферы жизни». Очевидно из данного высказывания, что поэт чувствовал неудовлетворенность своей жизнью и своим положением в обществе.[1, с 356] А.Мицкевич также вспоминал о характере Пушкина, что он увлекал, изумлял слушателей «живостью, тонкостью и ясностью ума своего, был одарен необыкновенною памятью, суждением верным, вкусом утонченным и превосходным». Пушкин, по его мнению, был человеком искренним, благородным и способным к сердечным излияниям.[1, с 414]

О щедрости души поэта писал С.А.Соболевский: «Удивительно было свойство Александра Пушкина: совершенное отсутствие зависти», даже когда шла речь об успехах соперников. На мой взгляд, не каждый человек смог бы искренно радоваться таланту и успехам других. На это способен только человек с большим сердцем, о таких говорят, что у них по-настоящему щедрая натура.[1, c 385] Не задумываясь, поэт мог отдать последние деньги бедным и нуждающимся людям, об этом вспоминала и А.П. Керн, она не раз была свидетелем этого. [1, c 375]

О необыкновенной одаренности и незаурядных способностях А.С.Пушкина вспоминал М.М. Попов: «Чего другие достигали долгим и ученым трудом, то он светлым своим умом схватывал налету.»[1, c 410] А.Мицкевич отмечал,что поэт «…любил обращать рассуждения на высокие вопросы», часто говорил о том , о чем «соотечественники его… и понятия не имели».[1, c 414]

Но при этом все, кто хорошо знал А.С.Пушкина, отмечают его необыкновенную работоспособность и умение быстро и четко доводить дела до конца, особенно это было характерно для его творчества. Сотни стихов в сутки он слагал, за предельно короткий срок из-под его пера выходили грандиозные произведения, которыми восхищалась вся Россия.[1, c 379]

Не все просто было в жизни А.С.Пушкина. Взаимоотношения поэта с родителями, пожалуй, одна из сложных страниц биографии поэта. Частые ссоры, недопонимание… Но особенно страдал поэт из-за отсутствия материнской любви. Е.Н. Вревская, близкий друг семьи поэта, вспоминала: «Пушкин чрезвычайно был привязан к своей матери, которая, однако, предпочитала ему второго своего сына (Льва) и притом до такой степени, что каждый успех старшего делал ее к нему равнодушнее и вызывал с ее стороны сожаление, что успех этот не достался ее любимцу». Незадолго до смерти мать просила прощение у Пушкина за то, что не могла его раньше по достоинству оценить. Но Пушкин жаловался на судьбу, что мало знал материнской любви. [3, c 130]

Приложение 10

Психологический тест.

В каждой группе, состоящей из четырех высказываний, необходимо найти одно, которое больше всего подходит для характеристики оцениваемого человека. Далее в бланке ответов необходимо найти соответствующую выбранному высказыванию графу и отметить ее крестиком.На каждой строчке должен стоять один крестик. После окончания работы надо подсчитать количество крестиков в каждом столбце, помеченном буквами А, Б, В, Г. Сумму количества крестиков в столбце следует проставить внизу, в графе «Итог». Графа, где окажется наибольшее количество крестиков, характеризует определенный тип темперамента: 1-я – холерик, 2-я – сангвиник, 3 я – флегматик, 4-я – меланхолик.

Лист вопросов

1. А – настроение часто меняется, бурное веселье может смениться раздражением, легко можно вывести из себя;

        Б – почти всегда веселое, жизнерадостное настроение, которое часто передается окружающим;

        В – настроение всегда ровное, трудно вывести из равновесия;

        Г – часто плохое настроение, редко можно увидеть улыбку, услышать шутку.

2.     А – очень активное поведение, но без резких движений и жестов;

        Б – движения, жесты и речь замедлены, голос тихий, неуверенный;

        В – быстрые, резкие движения, торопливая речь, частая суетливость;

        Г – движения, жесты и речь замедлены, сдержанное поведение, ровный и сильный голос.

3.     А – при неудачах продолжает работу, упорно достигая цели, но искать другие подходы не любит;

        Б – при неудачах бросает работу или ищет другие подходы;

        В – при неудачах долго переживает, волнуется, не может продолжать работу;

        Г – быстро забывает о неудачах и продолжает

работу.

4.    А – быстро утомляется, часто предается мечтам и фантазиям;

        Б – может долго и напряженно работать, старается все доделать до конца;

        В – предпочитает работы, в которых можно быстро достичь успеха;

        Г – берется за выполнение любой работы, часто проявляет инициативу.

5.     А – бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.;

        Б – все замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторять одну и ту же ошибку;

        В – внимательно выслушивает замечания, ошибки сразу же исправляет;

        Г – тяжело воспринимает любые замечания, нервничает, переживает, но не спорит.

6.    А – перед тем, как приступить к делу, продумывает все заранее, тщательно все спланирует и рассчитает;

        Б – при возникновении затруднений в работе легко перестраивается;

        В – обычно сразу приступает к делу, не задумываясь, что будет потом;

        Г – часто колеблется перед тем, как начать работу, при неудачах может бросить работу.

7.    А – долго раздумывает, размышляет, волнуется

перед тем, как принять решение.

        Б – попав в трудное положение, способен на необдуманный, импульсивный поступок;

        В – часто затрудняется найти выход из положения из-за своей медлительности;

        Г – обычно быстро находит выход из положения.

8.    А – в общении отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью и отзывчивостью;

        Б – в общении всегда активен, стремится всех расшевелить, не любит однообразия;

        В – не ищет встреч с людьми, в одиночестве чувствует себя хорошо;

        Г – постоянно ищет контактов, в одиночестве

чувствует себя плохо.

9.    А – бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их;

        Б – обиды и огорчения переживает глубоко и помнит долго, однако внешне это не проявляется;

        В – долго не может забыть обиды и огорчения; Г – легко, оптимистично переносит обиды и огорчения, быстро забывает их.

10.  А – любит шутки, юмор, розыгрыши, не обижается, если попадается на розыгрыш;

        Б – любит и ценит шутки, в розыгрышах предпочитает не участвовать, остроумие проявляет обычно в разговорах с хорошо знакомыми людьми;

        В – любит подшучивать над окружающими, часто не задумываясь, приятно им это или нет;

        Г – редко шутит, часто обижается на шутки. [8 c. 1]


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» icon«Графология – наука или шарлатанство?»
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185, Уставом мбоу лицей имени В. Г. Сизова, с учётом мнения...
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconНеологизмы в составе наречий современного русского языка Некрасова...
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconМ. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум",...
Русский язык, 11 класс" (контрольно-измерительные материалы), Москва "Вако", 2012
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconКонспект урока Тема урока: Разнообразие животных. Ф. И. О. Зайцева...
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, интернет
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconУчебник «Русский язык» 2 класс 1 часть (С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко),...
Автор: Л. С. Гугова, преподаватель кафедры педагогики и психологии аоу во дпо «виро»
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconМетодические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она...
У нашей культуры свой язык, свой «голос», свои неповторимые черты и предметы. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое...
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconРабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская...
«краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconРабочая программа основного среднего общего образования «русский язык»
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 класс»...
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconОтчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс....
Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобрзовательных учреждений/Г. Ф. Хлебинская. – М. Олма...
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconРубрика: «Наука и дружба» (О школе по-другому) 06. 10. 2012 «Время...
В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconТема: «Плоское зеркало»
...
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconПрограмма «Русский язык» ассоциация 21 в 2006г Русский язык М. С....
Мбоу «Сысоевская средняя общеобразовательная школа им. С. Р. Суворова» на 2012-2013 учебный год
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский язык, психология Автор: Зайцева Екатерина Сергеевна 8а класс мбоу «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» iconТема урока. Кол часов
Русский язык – развивающее явление, национальный язык русского народа. Лингвистика как наука о языке и речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск