Скачать 115.21 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОКОСАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МГЛИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская деятельность»,10класс предмет, класс Учитель: Зайцева Татьяна Федоровна Ф.И.О.учителя
2012 – 2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории Брянского края , 10 класс составлена в соответствии с региональным базисным учебным планом (Приказ Департамента Общего и Профессионально образования Брянской области №552 от 23 марта 2012 года) На ступени среднего (полного) общего образования курс «Брянский край» в 10, 11 классах по 1 часу в неделю вводится в целях продолжения изучения краеведческого материала, гражданско-патриотического воспитания учащихся. К данному курсу рекомендуются книги для учителя «Проектная и исследовательская деятельность» и «Портфолио ученика. Строим своё будущее», подготовленные коллективом авторов кафедры педагогики БГУ имени акад. И.Г.Петровского. В этих книгах представлены учебные модули с программами и учебно-тематическим планированием как учебной деятельности учащихся, так и для организации внеурочной работы по соответствующим направлениям. Проектирование (проектная деятельность) - это практическая учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретёнными ЗУН для решения познавательных и практических задач; - приобретаю коммуникативные умения, работая в различных группах, -развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); -развивают системное мышление. Задачи: • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; • овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной; • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной; • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей; Принципы: • интегральность — объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости, развитию психологической сферы; • непрерывность — процесс длительного профессионально- ориентирующего образования воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей; • межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда. Основное направление проектной и исследовательской деятельности в 10 классе: • История личности • История семьи •История рода • История организации и учреждения • История дома • История малой Родины предполагающее историко-краеведческие исследования. Требования к уровню подготовки выпускников: Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у подростков формируются следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки) • целеполагать (ставить и удерживать цели); • планировать (составлять план своей деятельности); • моделировать (представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя все существенное и главное); • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач; • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении ‚задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других) Программа отводит на изучение курса 1час внеделю,35 часов в год. Содержание курса «Брянский край. Проектная и исследовательская деятельность» Понятие о проектной и исследовательской деятельности. 7ч. Общие и специфические черты проектной и исследовательской деятельности: структура , компетенция, средства и методы, цели и итоги. Этапы проектной деятельности: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов или выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности. Классификация проектов: по доминирующей деятельности, по комплексности, по продолжительности, по масштабу. Требования к проекту. Способы оценивания результатов проектной деятельности. Практикум по составлению мини-проекта. Организация проектной деятельности школьников.7ч. Технология разработки индивидуального исследовательского проекта. Распределение тем и составление плана работы( индивидуально) Поиск и подбор информации по выбранным темам Анализ информации, оформление проекта. Защита проектов Оценка результатов деятельности Организация исследовательской деятельности (теория).6ч Исследование как открытие нового знания. Роль исследования в учебном процессе.Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Определение целей и задач перед каждым членом. Актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Понятия, связанные с исследовательской деятельностью. Гипотеза исследования. Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Основные методы исследования, их классификация. Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования. Этапы исследовательского процесса. Основные этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Основы библиотечно-библиографической грамотности.4ч. Библиографическая характеристика источника. Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: область заглавий, сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений. Методы работы в научной библиотеке. Справочная литература (энциклопедии, словари — типы словарей, библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические). Технология работы с ними. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Систематизация научной информации. Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование. Основные приемы сохранения информации. Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисный план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы с рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ, самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации. Практикум.10ч. Лекция по выбранной теме исследования. Планирование собственной исследовательской деятельности. Сбор материала по выбранной теме в библиотечном фонде( кабинетное исследование) Обработка полученного материала. Написание текста научно-исследовательской работы в форме реферата. Защита реферата. Оценка и самооценка. Итоговое занятие: успехи и трудности в освоении нового курса, пожелания на будущий год. Учебно- методическое обеспечение: Книгопечатная продукция: 1.Алфёрова И.В., Блохин В.Ф., Попона М.М., Пчеленок А.В. «Хрестоматия по истории Брянского края» «Курсив» Брянск 2012. 2.Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю.,Якимович И.Г. «Проектная и исследовательская деятельность», методическое пособие. Брянск «Курсив»-2012. 3. Методическое пособие: Е.А. Шинаков, А.М. Дубровский, В.В. Крашенинников «История Брянского края (с древнейших времён до конца 19 века). «Курсив». Брянск 2012. 4.Учебное пособие: ГН. Поляков, А.А. Чубур «История Брянского края с древнейших времён до конца 18 века» Брянск. «Курсив» 2012 года. Печатные пособия: Политико-административная карта Брянской области Экономическая карта Брянской области Интернет-ресурсы Оборудование: Компьютер Многофункциональное устройство (принтер + ксерокс) Звуковые колонки Телевизор DVD-плеер Календарно-тематическое планирование курса «Брянский край. Проектная и исследовательская деятельность.» для 10-го класса. 35 ч.
|
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории маоу гимназия г. Чайковский | Рабочая программа по предмету: «Брянский край» Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную... Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» | Бегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | ||
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | Рабочая программа учебного курса по немецкому языку для 2 класса... Муниципальное общеобразовательное учреждение «нижнеозернинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области | Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала | ||
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор... | ||
«Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский... Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Конспект урока с использованием цор тема: «Урок-календарь. Март»... Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми | ||
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | ||
Штукерт Татьяна Фёдоровна. Познавательная игра – путешествие «экологическая кругосветка» Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский... | Календарно-тематическое планирование учебного материала по Брянскому краю Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие / Голованова В. И., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Якимович... |