Скачать 163.61 Kb.
|
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Брянска Рассмотрена на заседании МО Одобрено на заседании МС «УТВЕРЖДАЮ» учителей истории Протокол №1 Директор МБОУ СОШ № 51 Протокол № 1 от «12» сентября 2013г. ________В.С.Лукашова от «11» сентября 2013г. Приказ №140 от «16» сентября 2013г. Рабочая программа по предмету: «Брянский край» 11 класс Составитель: Астаповская Т.И., учитель истории МБОУ СОШ №51 высшая квалификационная категория Брянск 2013 Рабочая программа по курсу «Брянский край», 11 класс, базовый уровень. 1 час в неделю, 34 недели, всего 34 часа. 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по истории. Программы ОУ по истории и программы по краеведению 10 -11класса /под редакцией Г.П.Полякова «Древний Брянск в веках и событиях»): Региональный базисный учебный план (Приказ Департамента Общего и Профессионального образования Брянской области №552 от 23 марта 2012 года) для среднего (полного) общего образования отводит 68 часов для изучения учебного предмета «Брянский край». Программа рассчитана на 34 часа в год и ориентирована на перспективу формирования навыков самостоятельной проектно – исследовательской деятельности на ступени старшей школы. Цель данного курса определяется принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования, формирования компетентности учащихся в области исследовательской деятельности как способе познания всемирной истории и истории родного края. В содержание гуманитарного образования входит введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем, традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться в мире текстов, литературных и музыкальных и произведений живописи), в мир народной культуры (изучение и художественное осмысление культуры народов и этносов Брянщины, ее историю формирования, проблемы и национальную специфику), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем. Данная цель реализуется в ходе решения задач: - обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы; - формирование ноосферного мышления; - интеллектуальное, творческое и личностное развитие учащихся; - воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовную культуру; - развитие творческих способностей учащихся и осознанного выбора исследовательской деятельности как для дальнейшей формы обучения в ВУЗах, так и на протяжении всей жизни учащихся, В содержании данного курса выделяются теоретический и прикладной аспекты. Поскольку курс направлен на расширение интереса учащихся к изучению вопросов истори-ческого краеведения на базе индивидуальной исследовательской деятельности, то наряду с традиционными формами занятий (лекция, урок, объяснения нового материала и т.д.) будут использоваться интерактивные уроки-семинары, деловые игры, экскурсии, уроки-практику-мы и тестирование, а также тренинги и разные формы индивидуальной работы. Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и видов деятельности: - работа с разными источниками информации, в том числе и с помощью компью-терных технологий, оценка их содержания; - самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов; - ведение научно-исследовательской работы, в которой реализуются следующие задачи: *диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности; *развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; *формирование навыков исследовательской деятельности; *выбор направления деятельности, использование экспериментов и исследовательских методик: разделение видов исследования; целеполагание и построение рабочей гипотезы; использование социальных экспериментов и исследовательских методик; анализ результатов, формирование выводов; *развитие коммуникативных способностей. Критериями эффективности реализации программы является: - динамика развития интеллектуальных, исследовательских, творческих, коммуникативных способностей, (данные диагностики); - выбор оптимальных направлений учебно–исследовательской деятельности; - увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся. Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей. Методический комплекс
2. Содержание изучаемого курса. 2.1. Учебно-тематический план. Рабочая программа составлена с учетом изучения истории Брянского края в объеме 1 час в неделю. Количество часов за год – 34. Тематическое распределение учебных часов:
2.2. Содержание курса: Введение – 1 час. Актуализация исследовательской потребности учащихся. Алгоритмом выполнения научного исследования – 18 часов. Отбор и систематизация учебного материала по теме «Административное устройство и население Брянщины в конце XIX начале ХХ века». Развитие навыка работы со статистичес-кими материалами, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Понятия «цели» и «задачи», умение их выделять в исследовательской деятельности. Постановка цели и определения задач по теме «Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце XIX – начале ХХ в». Взаимосвязь и обусловленность понятий «проблема» и «гипотеза». Разнообразие письменных источников. Алгоритм работы с письменными историческими источниками. Алгоритм работы с фотографией как историческим источником. Способы и методы передачи фотографом исторической эпохи и ее героев. Отражение событий начала ХХ века на фотографиях старого Брянска. Юридические документы как исторический источник Сформировать представление о нормативно-правовых актах (Конституции, законах, указах, постановлениях, резолюциях и т.п.) как документах, отражающих общественное устройство конкретного общества с одной стороны и документах, влияющих на формирование общественных условий с другой, что позволяет считать эти документы историческими источниками. Искусство как форма познания мира. Особенности познания мира средствами искусства. На что необходимо обратить внимание, изучая литературный и художественный источник: место, время создания, позиция автора. Алгоритм работы с картиной и плакатом как историческим источником. Способы и методы передачи художником исторической эпохи и ее героев. Историческая карикатура как один из первоисточников, интерпретации. Сатирическая графика о проблемах российской действительности XX века. Свобода творчества и цензурный гнет. История отечественного карикатурного жанра. Мастера карикатурного жанра. Фольклор. Черты и особенности народной культуры: анонимность, злободневность, хоровое исполнение. Жанры народной культуры: анекдоты, песни, частушки, сказки. Отражение советской эпохи в народной культуре. Периодическая печать. Виды периодических изданий: газеты, журналы, календари. Периодические издания как исторический источник. Правила оформления сносок и ссылок на периодическую печать. Историческое кино – живая правда событий, выстроенных в образный ряд. Интерпре-тация большой истории в художественных кинофильмах, параллельный вариант подачи исторических событий. Из истории отечественного исторического кино. Выдающиеся режиссеры: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, М. Ромм. История страны в документальных фильмах. Выдающиеся события, запечатленные на кинопленку как исторический источник. Историческая карта. Отражение систематизированного материала в картах Анализ исторической личности по выработанным критериям. Составление исторического портрета, эссе, Живые свидетели исторических событий. Методика проведения опроса очевидцев событий. Значимость вещественных источников в процессе познания. Вещественные источники второй половины ХХ века. Раздел 2. Выполнение исследовательской работы – 11 часов. Правила оформления исследовательских работ. Обоснованность выбора темы исследователь-ской работы. Методология написания текста исследовательской работы. Составление плана исследо-вательской работы. Методика написания введения к научно-исследовательской работе. Отработка навыка написания научного текста. Написание статьи по теме исследовательс-кой работы в периодическую печать. Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы. Формулировка выводов по результатам собственных исследований. Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архив-ные справки). Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере. Корректировка исследо-вательской части работы. Подготовка презентации исследовательской работы. Защита исследовательской работы – 4 часа. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Рабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская... «краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области | Брянский край 9 класс пояснительная записка «История Брянского края 19 – 20 вв.», составленного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области, на основе... | ||
Рабочая программа по предмету наш край для 2 класса. (Ос школа России) Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования... | Рабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,... | ||
Правила приема 1 в федеральное государственное бюджетное образовательное... Настоящие Правила приема в Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (далее Правила приема) составлены... | 659333, Алтайский край, г. Бийск, пер. Муромцевский, д. 8, 659325,... Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный... | ||
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального... Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Брянский базовый медицинский колледж»... | Урок русского языка в 5 классе «Край наш северный» Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом... | ||
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... Рабочая программа по предмету «орксэ» для 4 класса разработана на основании следующих документов | Правила приёма в аспирантуру фгбоу впо «Брянский государственный... Фгбоу впо «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского» | ||
Как прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная... Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни... | 2011год. «Кубань – многонациональный край». Кубань. Большой и благодатный край, омываемый Черным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература», 10 класс Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов | Образовательная программа Государственного автономного образовательного... Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай свой край» «Познай свой край» для обучающихся 2 а класса мбоу сош №2 г. Тайшета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» для 10-11 классов... Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов |