Рабочая программа по предмету: «Брянский край»





Скачать 163.61 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету: «Брянский край»
Дата публикации29.11.2014
Размер163.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Управление образования Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Брянска

Рассмотрена на заседании МО Одобрено на заседании МС «УТВЕРЖДАЮ»

учителей истории Протокол №1 Директор МБОУ СОШ № 51

Протокол № 1 от «12» сентября 2013г. ________В.С.Лукашова

от «11» сентября 2013г. Приказ №140

от «16» сентября 2013г.
Рабочая программа

по предмету:

«Брянский край»

11 класс
Составитель:

Астаповская Т.И., учитель истории

МБОУ СОШ №51

высшая квалификационная категория

Брянск

2013

Рабочая программа по курсу

«Брянский край»,

11 класс, базовый уровень.

1 час в неделю, 34 недели, всего 34 часа.
1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2013-2014 учебный год от 25.03.2013 приказ № 657.

  5. Учебный план образовательного учреждения на 2013-2014 год.

  6. Годовой календарный график образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год.


Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.

Программы ОУ по истории и программы по краеведению 10 -11класса /под редакцией Г.П.Полякова «Древний Брянск в веках и событиях»):

Региональный базисный учебный план (Приказ Департамента Общего и Профессионального образования Брянской области №552 от 23 марта 2012 года) для среднего (полного) общего образования отводит 68 часов для изучения учебного предмета «Брянский край».

Программа рассчитана на 34 часа в год и ориентирована на перспективу формирования навыков самостоятельной проектно – исследовательской деятельности на ступени старшей школы.

Цель данного курса определяется принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования, формирования компетентности учащихся в области исследовательской деятельности как способе познания всемирной истории и истории родного края. В содержание гуманитарного образования входит введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем, традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться в мире текстов, литературных и музыкальных и произведений живописи), в мир народной культуры (изучение и художественное осмысление культуры народов и этносов Брянщины, ее историю формирования, проблемы и национальную специфику), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем.

Данная цель реализуется в ходе решения задач:

- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;

- формирование ноосферного мышления;

- интеллектуальное, творческое и личностное развитие учащихся;

- воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовную культуру;

- развитие творческих способностей учащихся и осознанного выбора исследовательской деятельности как для дальнейшей формы обучения в ВУЗах, так и на протяжении всей жизни учащихся,

В содержании данного курса выделяются теоретический и прикладной аспекты. Поскольку курс направлен на расширение интереса учащихся к изучению вопросов истори-ческого краеведения на базе индивидуальной исследовательской деятельности, то наряду с традиционными формами занятий (лекция, урок, объяснения нового материала и т.д.) будут использоваться интерактивные уроки-семинары, деловые игры, экскурсии, уроки-практику-мы и тестирование, а также тренинги и разные формы индивидуальной работы.

Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и видов деятельности:

- работа с разными источниками информации, в том числе и с помощью компью-терных технологий, оценка их содержания;

- самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов;

- ведение научно-исследовательской работы, в которой реализуются следующие задачи:

*диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности;

*развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

*формирование навыков исследовательской деятельности;

*выбор направления деятельности, использование экспериментов и исследовательских методик:

разделение видов исследования;

целеполагание и построение рабочей гипотезы;

использование социальных экспериментов и исследовательских методик;

анализ результатов, формирование выводов;

*развитие коммуникативных способностей.

Критериями эффективности реализации программы является:

- динамика развития интеллектуальных, исследовательских, творческих, коммуникативных

способностей, (данные диагностики);

- выбор оптимальных направлений учебно–исследовательской деятельности;

- увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отноше­нию к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

Методический комплекс

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое по-собие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев.- ИД « Зимородок», 2007. – 56 с.

  2. Буковский М.Е., Гродненская Е.В. Юный исследователь: Учебная программа. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006.-73 с.

  3. Голованова В.И., Карбонович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проектная и ис-следовательская деятельность. – Методическое пособие. – Брянск: «Курсив», 2012.- 132 с.

  4. Петряева Е.Ю., Пластинини В.М., Содномова Л.П. Реферат и исследовательская ра-бота: рекомендации по написанию и представлению.- М.: Библиотека журнала «Ис-следовательская работа школьников», 2008.- 48 с. – Серия «Методическое обеспе-чение».

  5. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школь ников: Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис, 2005.- 203 с.

  6. История Брянского края. ХХ век. Крашенинников В.В. – Издательство Клинцовской городской типографии,- 2003.

  7. История Брянского края (с древнейших до конца 19 века) Учебно-методическое посо-бие для учителей школ и студентов. /под общей редакцией Е.А.Шинакова.- Брянск: Курсив, 2012.

  8. История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско–правовое образование. Брянск, 2006.

  9. Брянщина через века. Электронный учебник. Брянск, - 2003.


2. Содержание изучаемого курса.

2.1. Учебно-тематический план.

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории Брянского края в объеме 1 час в неделю. Количество часов за год – 34.

Тематическое распределение учебных часов:

№ п/п

Название раздела

Количество часов.




Введение

1 час

Раздел 1

Алгоритмом выполнения научного исследования

18 часов

Раздел 2

Выполнение исследовательской работы

11 часов

Раздел 3

Презентация исследовательской работы.

4 часа




Итого

34 часа


2.2. Содержание курса:

Введение – 1 час.

Актуализация исследовательской потребности учащихся.

Алгоритмом выполнения научного исследования – 18 часов.

Отбор и систематизация учебного материала по теме «Административное устройство и население Брянщины в конце XIX начале ХХ века». Развитие навыка работы со статистичес-кими материалами, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Понятия «цели» и «задачи», умение их выделять в исследовательской деятельности. Постановка цели и определения задач по теме «Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце XIX – начале ХХ в».

Взаимосвязь и обусловленность понятий «проблема» и «гипотеза».

Разнообразие письменных источников. Алгоритм работы с письменными историческими источниками.

Алгоритм работы с фотографией как историческим источником. Способы и методы передачи фотографом исторической эпохи и ее героев. Отражение событий начала ХХ века на фотографиях старого Брянска.

Юридические документы как исторический источник Сформировать представление о

нормативно-правовых актах (Конституции, законах, указах, постановлениях, резолюциях и

т.п.) как документах, отражающих общественное устройство конкретного общества с одной

стороны и документах, влияющих на формирование общественных условий с другой, что

позволяет считать эти документы историческими источниками.

Искусство как форма познания мира. Особенности познания мира средствами искусства. На что необходимо обратить внимание, изучая литературный и художественный источник: место, время создания, позиция автора.

Алгоритм работы с картиной и плакатом как историческим источником. Способы и методы передачи художником исторической эпохи и ее героев.

Историческая карикатура как один из первоисточников, интерпретации. Сатирическая графика о проблемах российской действительности XX века. Свобода творчества и цензурный гнет. История отечественного карикатурного жанра. Мастера карикатурного жанра.

Фольклор. Черты и особенности народной культуры: анонимность, злободневность, хоровое исполнение. Жанры народной культуры: анекдоты, песни, частушки, сказки. Отражение советской эпохи в народной культуре.

Периодическая печать. Виды периодических изданий: газеты, журналы, календари. Периодические издания как исторический источник. Правила оформления сносок и ссылок на периодическую печать.

Историческое кино – живая правда событий, выстроенных в образный ряд. Интерпре-тация большой истории в художественных кинофильмах, параллельный вариант подачи исторических событий. Из истории отечественного исторического кино. Выдающиеся режиссеры: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, М. Ромм.

История страны в документальных фильмах. Выдающиеся события, запечатленные на кинопленку как исторический источник.

Историческая карта. Отражение систематизированного материала в картах

Анализ исторической личности по выработанным критериям. Составление исторического портрета, эссе,

Живые свидетели исторических событий. Методика проведения опроса очевидцев событий.

Значимость вещественных источников в процессе познания. Вещественные источники второй половины ХХ века.

Раздел 2. Выполнение исследовательской работы – 11 часов.

Правила оформления исследовательских работ. Обоснованность выбора темы исследователь-ской работы.

Методология написания текста исследовательской работы. Составление плана исследо-вательской работы.

Методика написания введения к научно-исследовательской работе.

Отработка навыка написания научного текста. Написание статьи по теме исследовательс-кой работы в периодическую печать.

Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы.

Формулировка выводов по результатам собственных исследований.

Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архив-ные справки).

Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере. Корректировка исследо-вательской части работы.

Подготовка презентации исследовательской работы. Защита исследовательской работы – 4 часа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата

Название темы урока

Кол-во часов

Форма урока

Домашнее задание

1


7.09.13

Введение. Исследование как открытие нового знания.

1

лекция

Выбор тем исследо-ватель-ских работ.

2

14.09.13

Отбор и систематизация учебного материала по теме «Административное устройство и население Брянщины в конце XIX начале ХХ века».

1

Комби-

нир. урок.

Заполнить табл. по п. 1 гл. 1, сделать выводы

3

21.09.13

Постановка цели и определения задач по теме «Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце XIX – начале ХХ в».

1


Комби-

нир. урок.

Гл. 1, п.2

4

28.09.13

Проблема. Гипотеза. «Промышленное развитие и рабочее движение на Брянщине в начале ХХ века».

1

Комби-

нир. урок.

Гл. 1,

п.3 - 5

5

5.10.13

Структурирование текста параграфа «Брянский край в годы Первой мировой войны»

1




Гл. 1, п. 7

6

12.10.13

Разнообразие письменных источников. Алгоритм работы с письменными историческими источниками.

1

Лекция




7

19.10.13

Фотография как источник знаний о прошлом. Культурная жизнь на Брянщине в начале ХХ в.

1

Практ. занятие

Гл.1, п. 6

8

26.10.13

Юридические акты как исторический источник на примере темы «Брянщина в год революций».

1

Комби-

нир. урок.

Гл.2, п.1,2.

9

2.11.13

Познание истории средствами искусства. Плакат как исторический источник. Брянщина в годы Гражданской войны.

1

Комби-

нир. урок.

Гл.2,

п. 3,4,5

10

16.11.13

Причинно-следственные явления в исто-рии на примере истории Брянского края после окончания Гражданской войны

1


Комби-

нир. урок.

Гл.3, п.1.

11

23.11.13

Историческая карикатура как один из первоисточников, её интерпретации.

Брянщина в годы нэпа.

1

Комби-

нир. урок.

Гл.3, п.2.

12

30.11.13

Проблемные вопросы. Гипотезы и версии. Брянщина в 1930-е годы

1




Гл.3, п.3,4.

13

7.12.13

Познание истории средствами искусства. Алгоритм работы с картиной как историческим источником

1


Комби-

нир. урок.

Гл.3, п.5,6.

14


14.12.13

Историческая карта. Отражение систе-матизированного материала в картах на примере темы «Оборонительные сражения на Брянщине в 1941 г.»

1


Практ. занятие

Гл. 4, п. 1.

15

21.12.13

Документальное кино как ист. источник. Свидетельства документального кино о событиях 1941 – 1945 гг.

1

Практ. занятие

Гл.4, п. 2,3.

16

28.12.13

Анализ исторической личности по выработанным критериям

Составление исторического портрета, эссе по теме «Брянцы – герои Великой Отечественной войны».

1

Комби-

нир. урок.

Гл. 4, п. 5.6

17

18.01.14

Умозаключения. Суждения. Выводы. Брянщина в послевоенный период.

1


Комби-

нир. урок.

Гл. 5, п. 1,2

18

25.01.14

Значимость вещественных источников в процессе познания.

1

лекция.




19

1.02.14

Вещественные источники второй половины ХХ века.

1

Практ. занятие

Написание статьи.

20

9.02.14

Живые свидетели исторических событий. Методика проведения опроса очевидцев событий.

1




Написание статьи по итогам беседы

21

15.02.14

Правила оформления исследовательских работ.

1

Лекция

Подготовка к оформлению работы

22

22.02.14

Обоснованность выбора темы исследовательской работы.

Обзор проблемных вопросов по истории Брянщины ХХ века.

1

Лекция





23

1.03.14

Методология написания текста исследовательской работы. Составление плана.

1

Комби-

нир. урок.

Составить план своей исслед. работы.

24

15.03.14

Создание введения к научно-исследовательской работе на материале темы

1

Практ. работа

Написать вве-дение к своей исследова-тельской работе.

25

22.03.14

Общие правила работы с информаци-онными источниками. Оформление сносок, списка литературы.

1

Семинар


Оформить список литературы и сноски

26

5.04.14

Формулировка выводов по результатам собственных исследований


1

Комби-

нир. урок.

Написать заключе-ние работы

27

12.04.14

Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фото-материалы, архивные справки)

1

Семинар

Оформить приложе-ния

28

19.04.14

Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере.

1




Завершить написание и оформле-ние работы

29

26.04.14

Корректировка исследовательской части работы.

1

Практ. занятие




30

3.05.14

Подготовка презентации исследовательской работы.

1

Практ. занятие

Подготовка презента-ции

31-

34

10.05.14

17.05.14

24.05.14

31

Защита исследовательской работы.

4

Конферен-ция

Подготовка к защите работы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconРабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская...
«краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconБрянский край 9 класс пояснительная записка
«История Брянского края 19 – 20 вв.», составленного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области, на основе...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconРабочая программа по предмету наш край для 2 класса. (Ос школа России)
Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconРабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс
Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconПравила приема 1 в федеральное государственное бюджетное образовательное...
Настоящие Правила приема в Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (далее Правила приема) составлены...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» icon659333, Алтайский край, г. Бийск, пер. Муромцевский, д. 8, 659325,...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Брянский базовый медицинский колледж»...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconУрок русского языка в 5 классе «Край наш северный»
Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconРабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа по предмету «орксэ» для 4 класса разработана на основании следующих документов
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconПравила приёма в аспирантуру фгбоу впо «Брянский государственный...
Фгбоу впо «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconКак прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная...
Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» icon2011год. «Кубань – многонациональный край».
Кубань. Большой и благодатный край, омываемый Черным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconОбразовательная программа Государственного автономного образовательного...
Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Познай свой край»
«Познай свой край» для обучающихся 2 а класса мбоу сош №2 г. Тайшета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа по предмету: «Брянский край» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» для 10-11 классов...
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск