Скачать 202.04 Kb.
|
Клуб «Познай свой край».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай свой край» для обучающихся 2 а класса МБОУ СОШ № 2 г.Тайшета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 г.Тайшета. Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов: - Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357; - учебный план МБОУ СОШ № 2 г.Тайшета на 2013/2014 учебный год; - письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11. Программа внеурочной деятельности клуба «Познай свой край» является духовно - нравственной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам экологической грамотности и основам краеведения. Занятия клуба позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, изучать нормы социальной и экологической культуры. В настоящее время очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Ведь природа является источником материального и духовного состояния существования человека. Изучая природу родного края, ребёнок узнает много нового и интересного о просторах, учится бережному отношению к окружающему миру. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Познай свой край». Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю для учащихся 2 классов, увлекающихся историей родного края, экологией и работой по сбору материалов для городского краеведческого музея. Главным объектом работы является изучение природы и истории родного края. С помощью занятий внеурочной деятельности по программе «Познай свой край» осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с ее боевыми и трудовыми традициями, людьми, своим трудовым и ратным подвигом способствующими ее процветанию. В процессе краеведческой работы у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины. Новизна. Принципиальным отличием программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Новизна программы заключается в том, что в неё «встроен» эпизодический курс истории России, который позволяет ребёнку приобрести начальные сведения по предмету. Актуальность. Одной из важнейших задач образования является воспитание патриотизма и нравственности, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса школьников посредством среды с применением исследовательской деятельности, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых способностей по истории, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к конкретной деятельности, деятельному общению. Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами исследовательской деятельности, а также на осуществление ценностно-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к историческому краеведению. Одна их задач современной школы – воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого обучающиеся знакомятся с природой, причём знания даются в обобщённом виде, изучаются общие законы природы. Но совершенно нет часов для изучения природы своей местности, родного края. Моя задача как учителя – помочь детям изучить историю происхождения родного края, прививать любовь к природе своей местности, бережное отношение ко всему живому. Помочь осознать себя частицей природы, усвоить главную заповедь: не навреди! Содержание программы подобрано таким образом, что может выполнять следующие функции:
формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.
Данная программа является актуальной и востребованной для обучающихся 2 а класса МБОУ СОШ № 2 г.Тайшета, так как
Целями изучения программы «Познай свой край» являются:
Задачи : - углубленное изучение знаний о родном крае; - развитие интереса к изучению природы; - воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; - развитие умений и навыков рационального природопользования; - бережное отношение к миру природы; - создать у детей представления о губительных последствиях негативного воздействия человека на окружающую среду; II. Краткое описание методики. Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме. Основные методы и формы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования, проблемные и игровые уроки, решение экологических задач, экскурсии. Часть времени отводится на творческие задания. Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества обучающихся. Я считаю, что наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес, что в свою очередь повышает качество усвоения материала. Основными принципами обучения являются: - последовательность освоения учебного материала - от простого к сложному; - учет индивидуальных особенностей обучающихся – одно из главных условий успешного обучения; - систематизация полученных знаний. Методы используемые в процессе обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми); - эвристический (проблема ставится самими детьми, или же предлагаются пути решения). Большое место в программе уделяется самостоятельным работам, выполнению исследовательской работы.
Обучащиеся должны стать неравнодушными к своей области, своему родному краю, к природной среде, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные обучающимися, могут быть использованы ими в дальнейшей их жизни. Программа составлялась с учетом возраста обучающихся. Личностно ориентированное обучение как основа курса направлено на развитие креативных способностей обучающихся. Такое обучение предполагает создание ситуаций, связанных с самореализацией личности и использование активных форм: дискуссий, деловых игр, экскурсий. Целесообразна и такая форма работы, как самостоятельное индивидуальное или групповое исследование разных тем и проектирование путей ее решения. Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на уроках. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через личные выступления, тестовые опросы, индивидуальные и групповые проекты, конкурсы рисунков, сочинения. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных мероприятиях по экологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы). Предполагаемые результаты программы. Предполагается, что по итогам полного участия в программе, учащиеся должны:
Требования к уровню подготовки. К концу года обучающиеся должны знать: - прошлое и настояшее местности, в которой они живут; - географическое положение Иркутской области, Тайшетского района; - природные условия; - природные богатства области, района; - временные особенности своей местности, их признаки, условия жизни животного мира. - использование и охрана природы родной местности. Обучающиеся должны знать: - распознавать природные объекты при помощи карты; - различать распространённые в местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; - выполнять правила личного поведения в природе; обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы; владеть элементарными приёмами работы с контурными картами.
Введение (1 ч) Тема 1. Иркутская область на карте России (1 ч.) Дать общее представление обучающимся о программе «Родной край». Рассказать о необходимости изучения родного края. Познакомить с картой России. Определение границ Томской области на карте. Предложить детям темы рефератов, для самостоятельного поиска и изучения. Раздел. Прошлое и настоящее (4 ч) Тема 2. Областной центр. Его достопримечательности, архитектура (1 ч.) Главный город области, его достопримечательностями, архитектурой. История возникновения города Томска. (Рассказ о том, как была построена Томская крепость, почему река, давшая ей своё имя, называется Томью, как отразились реальные события далёкого прошлого в сказаниях и легендах местных народов) Тема 3. Родной край – частица нашей огромной Родины. Стихотворения местных поэтов о городе Тайшете. Гимн, герб района. (1 ч.) Определение на карте месторасположения Тайшетского района. Герб, гимн района. Творчество местных поэтов. Тема 4. Географическое положение Тайшетского района. (1 ч.) Знакомство с картой Тайшетского района. Определение месторасположений деревень района. Практическая работа № 1. Работа с контурной картой района (нанесение деревень) Тема 5. Тайшет в большой истории. (1ч.) Русское освоение, ссыльные, переселенцы конца XIX – начала XX века. Индустриализация. Великая Отечественная война. Раздел. Природные условия (4 ч) Тема 6. Формы поверхности Иркутской области (Тайшетского района). (1 ч.) Знакомство с понятиями: Среднесибирское плоскогорье; горы, равнины, низменности; полезные ископаемые. Практическая групповая работа. № 2. Нахождение на карте России Среднесибирского плоскогорья, Иркутской области, Тайшетского района. Работа по контурной карте. Составление рассказа о формах поверхности области, района. Тема 7. Почвы области.(1 ч.) Знакомство с новыми словами: почва, перегной, удобрение, подзолистые почвы, серые лесные почвы, пойма. Типы почв в нашей области, конкретно, в нашей местности. Улучшение и охрана почв. Использование удобрений на полях района. Тема 8 – 9. Водоёмы области и их охрана.(2 ч.) Практическая работа № 3. - Найти на карте России и Иркутской области реки: Бирюса, Тайшетка, Туманшет, Ангара, Чуна, Лена, Тагул, Ока, Белая, Уда, оз.Байкал и их крупные притоки. - Работа с контурной картой (нанесение главных рек и их притоков на карту) - Запись новых слов в словарик. - Рефераты обучающихся о главных реках области. Раздел. Природные богатства (18 ч) Тема 10 - 11. Полезные ископаемые области. (2 ч.) Знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми в нашей области. Практическая работа № 4. Работа с контурными картами. Отметка основных месторождения полезных ископаемых. Запись новых слов в словарик: Шиткинский угольный разрез, Тыреть (добыча пищевой соли), Тулунский и Черемховский угольные разрезы, нефть, нефтепровод, известняк, гравий, песок. Тема 12. Рыбные запасы водоёмов. (1ч.) Знакомство с рыбами, живущими в озёрах и прудах, в реках. Сообщения детей по теме. Индивидуальная и групповая работа с энциклопедиями, дополнительной литературой. Тема 13. Растения Иркутской области. (1ч.) Типы растительности области: лесная, луговая, культурная, болотная, водная. Общее знакомство с каждым типом растительности. Тема 14. Лекарственные растения родного края. Красная книга Иркутской области. (1ч.) Реферативные выступления детей по теме. Время и место заготовки лекарственных трав. Растения, занесённые в Красную книгу. Охрана растительности. Тест по теме. Тема 15. Пищевые дикорастущие растения. (1ч.) Реферативные выступления детей по теме. Тест по теме. Тема 16. Ядовитые растения. (1ч.) Реферативные выступления детей по теме. Тест по теме. Тема 17 – 18. Царство грибов (ядовитые и съедобные грибы). (2ч.) Знакомство со съедобными и несъедобными грибами. Правилами сбора грибов. Способами обработки. Рецепты приготовления их. Презентация о грибах. Тест «Съедобные и ядовитые грибы». Устное народное творчество: загадки, скороговорки о грибах. Тема 19. Лиственные леса. (1 ч.) Лиственные леса области, родного края. Значение леса и его охрана. Презентация «Лиственные деревья». Игра «Что? Где? Когда?» Тема 20. Хвойные леса. (1 ч.) Хвойные леса области, родного края. Значение леса и его охрана. Загадки о деревьях. Презентация «Хвойные деревья». Тест «Лиственные и хвойные леса» Тема 21. Значение леса и его охрана. «Красная книга» Иркутской области. (1 ч.) Творческие проекты детей по теме. Тема 22 - 24. Животный мир области. Звери наших лесов. (3 ч.) Реферативные выступления детей по теме. «Красная Книга». Сказки народов Сибири. Нанайская сказка «Лягушка и лось». Творческое задание. Составление альбома «Животные родного края» Тема 25. Зимующие птицы. (1 ч.) Реферативные выступления детей по теме. Презентация «Зимующие птицы» Творческое задание. Индивидуальное изготовление кормушек для птиц и размещение их в парках, возле домов, школы. Тема 26. Перелётные птицы. (1 ч.) Реферативные выступления детей по теме. Охрана пернатых друзей. Тема 27. Охрана животного мира области. «Красная книга» Иркутской области. (1 ч.) Реферативные выступления детей по теме. Раздел. Времена года (6 ч). Тема 29. Белая краска зимы. (1 ч.) Экскурсия в природу. Зимние изменения в природе. Народные приметы. Личные наблюдения детей за явлениями в природе. Температура воздуха, направление и сила ветра. Творческое задание. Сочинение на тему «Зимний денёк» Тема 30. Подведём итоги экскурсии. (1 ч.) Презентация сочинений. Тема 31. Весенняя акварель. (2 ч.) Весенние изменения в природе. Народные приметы, пословицы. Личные наблюдения детей за явлениями в природе. Творческие проекты детей «Запахло весной…» Творческое задание. Конкурс рисунков на тему: «Полюбуйся, весна наступает…» Тема 32. Лето в Сибири. (1 ч.) Летние изменения в природе. Народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. Личные наблюдения детей за явлениями в природе. Презентация «Здравствуй, лето, звонкая пора.» Групповое творческое задание. Составление книги о лете, в которую войдут стихи разных авторов о лете и собственного сочинения, рисунки, загадки и т. д. Тема 33. Осень бродит по лесам…(1 ч.) Утренник «Осень бродит по лесам…» (Красота осенней природы. Осенние явления в природе, труд людей осенью.) Тема 34. Использование и охрана природы родного края. Повторение и обобщение изученного материала. (1 ч.) Повторение изученного материала. Урок – игра «Я знаю свой край». Условия реализации программы. Методическое обеспечение.
Ресурсное обеспечение.
Литература.
http://sibnature.green.tsu.ru/html/foto.htm http://kolplib.narod.ru/st11.html http://sibnature.green.tsu.ru/html/anim.htm Календарно - тематическое планирование занятий клуба «Познай свой край»
|
Программа элективного курса «Познай свой край» Развивать творческие способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы | Рабочая программа Внеурочной деятельности «Химия и мы» Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская (территориальный, административный округ(город, район, поселок)) | ||
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности.... | Урок русского языка в 5 классе «Край наш северный» Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом... | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой... | Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ||
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной... | Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности | ||
Программа по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» для 1 класса Программа курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего... |