МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 г. ИРКУТСКА«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
председатель МО зам. директора по УВР директор МОУ СОШ №38
____________________ ____________________ ___________ Степанова А.В.
протокол №_____от __________ «_____»_________2011 г. приказ № _______от _________
Рабочая программа
по предмету «Информатика и ИКТ»
для 10-11 классовУчитель: Трикиша Галина Анатольевна,
первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе
примерной программы среднего (полного) общего образования
по информатике и информационным технологиям
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по информатике и ИКТ, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Учебный план МБОУ СОШ села Конь-Колодезь
Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ на базовом уровне (10 – 11 класс). Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / Сост.: М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584с.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная
задача базового уровня старшей школы состоит в изучении
общих закономерностей функционирования, создания и
применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения
содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения
деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных
информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 10 и 11 классах по 35 часов, а в рабочей программе – по 34 часа, согласно продолжительности учебного времени в образовательных учреждениях Хлевенского района.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодии - 16 часов; во 2 полугодии -18 часов.
Программой предусмотрено проведение:в 10 классе
количество практических работ –
26, количество контрольных работ –5;
в 11 классе
количество практических работ –
14, количество контрольных работ – 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процессаЕдиницей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий,которые рассчитаны, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Учебно-тематический план № п/п
| Тема
| Часы
|
Теория
| Практика
| Всего
|
1
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
| 5
| 5,5
| 10,5
|
2
| Моделирование и формализация.
| 6
| 2
| 8
|
3
| Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).
| 4
| 3,5
| 7,5
|
4
| Информационное общество.
| 2
| 1
| 3
|
5
| Повторение. Подготовка к ЕГЭ.
| -
| 4
| 4
|
| Итого:
| 17
| 17
| 34
|
Содержание учебного курса11 класс 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)История развития вычислительной техники.Архитектура персонального компьютера.Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux.Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них. Компьютерный практикумПрактическая работа №1. Виртуальные компьютерные музеи.Практическая работа №2.Сведения об архитектуре компьютера.Практическая работа №3.Сведения о логических разделах дисков.Практическая работа №4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.Практическая работа №5. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речиПрактическая работа №5. Защита от компьютерных вирусов.Практическая работа №6. Защита от сетевых червей.Практическая работа №7. Защита от троянских программ.Практическая работа №8. Защита от хакерских атак.Контроль знаний и умений: контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование). 2. Моделирование и формализация (8 часов)Моделирование как метод познания.Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов)
Табличные базы данных.Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных. Компьютерный практикумПрактическая работа №9. Создание табличной базы данных. Практическая работа №10.Создание формы в табличной базе данных. Практическая работа №11.Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.Практическая работа №12.Сортировка записей в табличной базе данных. Практическая работа №13.Создание отчета в табличной базе данных. Практическая работа №14.Создание генеалогического древа семьи.Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Базы данных. Системы управления базами данных» (тестирование).