Скачать 141.21 Kb.
|
«Зарождение и развитие математики на Руси». Программа и дидактические материалы предметно-ориентированного курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса по математике. Автор: Н.В.Медведева, учитель математики МОУ «Чуровская СОШ» Шекснинского муниципального района. Пояснительная записка. Проблема формирования духовной культуры школьников – одна из наиболее серьёзных и важных социальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашего общества. В связи с этим возникает проблема формирования духовной культуры при обучении математике, одного из самых сложных и трудных для усвоения предметов школьной программы. О многом можно узнать из школьных учебников: как выполнять действия с различными выражениями, как решать задачи и уравнения, как строить графики функций, но про то, как зарождалась математика как наука, какие великие учёные продвигали эту науку вперёд, что представляет собой профессия-математик в школьных учебниках сказано очень мало. Тем не менее, учитель математики должен воспитывать не только математически образованного человека, но и заложить в него зерно духовной культуры. Этому и может способствовать курс по выбору «Зарождение и развитие математики на Руси». Курс направлен на развитие представлений о значимости математики, на решение задач наших предков, знакомит с формированием метрической системы, жизнью и деятельностью учёных математиков, их вкладе в мировую науку. Из названия курса видно, что мы, в основном, будем знакомиться с историей развития математики в России, так как, не зная истории родной страны, нельзя быть достойным её гражданином, не зная прошлого науки, трудно понять её настоящее. Основные цели курса: Воспитание нравственно здоровой личности, гражданина и патриота, математически образованного человека. Основные задачи курса:
Курс « Зарождение и развитие математики на Руси» является предметно-ориентированным, построен по модульному принципу, содержит четыре темы, связанные единой идеей, что позволит учителю использовать все блоки или любой из них, предназначен для учащихся 8 – 9 классов, рассчитан на 34 чеса. Специфика содержания определяет ведущие формы проведения занятий:
Предполагаемые результаты обучения. В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики должны. Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Гордиться:
Содержание курса. I. Математика в Древней Руси. (11 ч)
Первый печатный учебник арифметики в России. Решение старинных задач различными способами. Правило ложного положения. Забавы Магницкого. Как ценили математику наши предки.
Зарождение геометрии. Практическое использование геометрии. Геометрия становится наукой. Решение задач.
Творческая работа по составлению кроссворда «Математика в Древней Руси». Реферат «Л.Ф.Магницкий и его арифметика».
Различные системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Использование двоичной системы при решении задач с игровыми мотивами.
Реферат «Свидетели всего, что в мире происходит». Кроссворд «Старинные меры длины».
Биография. Литературная и научная деятельность. Заслуги перед отечеством. Геометрия Лобачевского. Борьба идей в научном мире. Казанский университет. Первый русский арифмометр П.Л.Чебышева. М.В.Остроградский – педагог. С.В.Ковалевская «Автобиографический рассказ» и повесть «Воспоминания детства». Реферат «Проблема нравственности в поэзии С.В.Ковалевской»
Информационные листы: «С.В.Ковалевская», «Н.И.Лобачевский».
Сочинение «Роль математики в жизни человека».
Практическая пресс-конференция «Зарождение и развитие математики на Руси». Конкурс «Проект математической газеты». Исследовательские работы: 1. «Цифровые знаки древних славян и история школы» 2. «Магические квадраты в сельском хозяйстве» 3. «С.В.Ковалевская – первая русская женщина математик» 4. «Системы счисления в биографии шутника – математика» 5. «Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоса» 6. «Математика в русских сказках» 7. «Путешествие по Вологодской области и теория графов» 8. «Так ли велик богатырь, если его рост 15 вершков». Учебно – тематический план.
Наиболее подходящей формой оценки достижений учащихся может быть зачётно – рейтинговая, на основе:
Возможны критерии оценок: Незачёт. 0 баллов – посещено менее 50% занятий. Зачёт. 1 балл - посещено 50-70% занятий, выполнено хотя бы одно творческое задание. 2 балла - посещено 70-100% занятий, активное участие в решении задач, выполнение не менее двух творческое заданий, выступление хотя бы с одним сообщением. 3 балла - посещено 70-100% занятий, активное участие в работе семинарских, практических и итоговых по темам занятий, выполнение всех творческих заданий, выступление на конференции. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приборы и материалы: компьютер, проектор, доска, дидактические материалы, учебник математики для 6 класса, автор Н. Я. Виленкин,... | Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для... Программа “All around Britain” предназначена для учащихся 9-го класса. Страноведческое содержание этого курса призвано углубить формирование... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России» Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель... | ||
Перечень курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов моу сош №1 | Составитель: Гаар Е. В., учитель Программа предметно-ориентированного курса «Учимся писать реферат» предназначена для профильной подготовки учащихся 9-х классов.... | ||
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает... | Устный журнал «развитие идей энергоресурсосбережения в средней школе» Автор – составитель: Захарова Светлана Леонидовна, учитель математики и физики I квалификационной категории моу староисаковской сош... | ||
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом... К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач» | Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №2 | Образовательная программа предпрофильной подготовки для учащихся... ... | ||
Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Авторская программа элективного курса для 10 класса по биологии Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п.... |