Скачать 184.24 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №2 имени С.Забавина» Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса Русское народное поэтическое творчество (Область знаний: литература) Автор программы учитель русского языка и литературы первой категории Щеголева Юлия Альбертовна. Красный Холм 2006 Пояснительная записка. Цели и категория учащихся. Программа элективного курса «Русское народное поэтическое творчество» предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся девятых классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для обучающихся. Актуальность программы объясняется тем, что программа расширяет знания обучающихся по литературе, в частности устному народному творчеству, способствует формированию навыков работы с художественным текстом, развивает навыки исследовательской работы, повышает интерес к гуманитарному образованию, народному искусству слова, развивает творческие способности. Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
Новизна программы: в данной области знаний я еще не встречала авторские программы, предназначенные для преподавания курса «Русское народное поэтическое творчество». Минимальный материал к изучению темы «Фольклор» предлагает программа Т.Коровиной, которую я использую в изучении курса «Русская литература 5 – 9 класс». Кроме того темы по фольклору изучаются не целостно, а разбиты по всему курсу литературы с 5 по 8 класс, что не дает целостного восприятия картины, и отношение детей к фольклору формируется как поверхностное, отделенное от всей литературы. Народное искусство слова складывалось веками, это результат творчества многих поколений. Содержание курса позволит обучающимся получить знания об основных видах устного народного творчества, их художественных особенностях. Фольклор – это наука о народе как творце великой поэтической культуры. Эпические песни, сказки, обрядовые и необрядовые лирические песни, легенды, предания, пословицы – вообще все виды и роды устного творчества вошли в сокровищницу художественных творений народа. Изучение фольклора убеждает в справедливости слов, некогда сказанных М. Горьким о народе как «неиссякаемом источнике духовных ценностей». Фольклор непрерывно влиял на авторское творчество, литературу. Фольклор исторически предшествовал письменному искусству, и первые попытки литературной, авторской работы опирались на художественный опыт народных певцов и рассказчиков. В любой литературе мира писатели учились и продолжают учиться у фольклора. Изучение фольклора ведет к уяснению тех его качеств и свойств, которые перешли в литературу и сделались органической ее принадлежностью. Творческую природу ряда крупных литературных явлений просто нельзя изучать вне их отношения к фольклору. Полнота содержания - программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей. Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения. Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения, а также способствует развитию чувства патриотизма, так как имеет практическое продолжение программы школы «Патриоты Верхневолжья». Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного материала. Реалистичность программы в том, что она может быть изучена за 10 часов в последнюю четверть учебного года. Место курса «Русское народное поэтическое творчество» для обучающихся 9 классов в системе школьного гуманитарного образования. Предлагаемый образовательный курс в объеме 10 часов изучается во втором полугодии. Данный образовательный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только литературоведческого, но и культуроведческого характера. Знания, предлагаемые в процессе его изучения, позволят не только стимулировать познавательную активность обучающихся, но и развить творческие способности детей, ведь их успехи в творческих проектах рождают уверенность в своих силах, способностях. Они преодолевают барьер робости, нерешительности перед новыми видами деятельности, у них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде деятельности Форма организации работы обучающихся в рамках данного элективного курса – лекция, практические занятия, экскурсия, на которых девятиклассники научатся работать с фольклорным текстом, ориентироваться в фольклорных жанрах, коснутся вопросов взаимоотношения фольклора и литературы. Важно организовать исследовательскую и творческую деятельность детей. Основные цели и задачи курса. Роль предлагаемого курса в образовательном процессе определяется тем, что гуманитарное образование формирует творческую развитую личность, а кроме того народное искусство конструирует гражданское сознание молодых граждан России. Иными словами важнейшая задача – обеспечить педагогические условия для формирования всесторонне развитой творческой личности, человека – патриота. Народное искусство слова складывалось веками, это результат творчества многих поколений. Содержание курса позволит обучающимся получить более полные знания об основных видах устного народного творчества, их художественных особенностях ( поскольку основная программа по литературе отводит на темы, связанные с фольклором, ограниченное количество часов Цели и задачи курса:
Программа направлена на выработку у обучающихся следующих умений:
Учебно-тематический план.
Содержание программы (10 ч.) Тема 1. Лекция. Специфика фольклора. Жанры фольклора. Что такое фольклор. Понятие жанра. Быт, верования, фольклор древних славян. Национальная специфика. Синкретичность фольклора, его связь с музыкой, хореографией, театром, прикладным искусством и т.д. Фольклор как искусство слова. Специфика фольклора сравнительно с литературой. Устность создания и бытования. Активное общение со средой. Коллективность и проблема авторства в фольклоре. Вариантность. Традиционность. Проблема народности фольклора. Тема 2. 1. Обрядовая поэзия. Практикум. Ознакомление с обрядовой поэзией. Календарные обряды. (Новогодние, масленичные, купальские, жатвенные.) Семейно-бытовые обряды. (Свадебный. Рекрутский.), работа с текстами, просмотр видеоматериалов. 2.2 Фольклорная экспедиция в близлежащие деревни, знакомство со старожилами деревни, запись материалов на диктофон, обработка материалов. Тема 3. Загадка как жанр. Происхождение загадок. Бытовая основа образности. Особенности жанра, структура загадок. Собирание и изучение. Сборник Д.Н. Садовникова «Загадки русского народа». Классификация. Поэтика. Задание. Составить собственные загадки. Тема 4. Пословицы и поговорки. Происхождение, многозначность, связь с речью. Темы. Отражение истории и быта. Сборники пословиц и поговорок. Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Тематика пословиц. Классификация. Поэтика. Отличие поговорки от пословицы. Структура пословицы и поговорки. Их функция в речи и поэзии. Составление таблицы «Отличительные особенности пословиц и поговорок». Подготовка доклада «Жемчужины русской речи». Тема 5. Лекция. Сказки, предания. Жанры устной прозы. Сказки бытовые, сказки о животных. Волшебные сказки. Происхождение вымысла. Жизненная основа сюжетов. Народные идеалы в волшебных сказках. Особенности поэтики. Контрастность сказочных образов. Герои и героини, помощники и враги, волшебные предметы. Действие как структурный стержень сказки. Пространство и время в волшебной сказке. Стилистическая «обрядность» волшебной сказки. Присказки, концовки, сказочные формулы. Траекратность повторений с «наращением эффекта». Эстетическая функция сказочной фантастики. Древние верования и представления, отразившиеся в волшебной сказке. Сказка «Марья Моревна». Отличие преданий от сказки. Задание. Подготовка докладов-исследований: «Герои сказки», «Композиция сказки» и др. Тема 6. Былины. Классификация былин. Сюжетный состав былинного эпоса. Древнейшие былины. Черты древности в них и их источники. Былины Киевского и Новгородского циклов. Историзм былин. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Переосмысление образа Алеши в былинах (историческое и социальное). Былины о Садко и Василии Буслаеве. Идеи и герои. Споры о происхождении былины о Садко. Структура былины о Садко. Былины о Чуриле, Соловье Будимировиче, Дюке. Народные идеалы красоты, богатства и щедрости. Тема 7. Песни. Лекция. Лирическая песня как жанр. Собирание и изучение. Связь лирической песни с обрядовой поэзией. Классификация лирических песен. Разные принципы классификации. Частые и протяжные песни. Мужские и женские. Любовные и семейные. Особенности мужских песен (ямщицкие, бурлацкие, солдатские, удалые, разбойничьи и др.). Система образов песни. Метод изображения героя (героини). Шуточные и сатирические. Поэтика лирической песни (психологический параллелизм, ступенчатое сужение образа, символика, эпитеты и др.) Посещение концерта НАП «Русские узоры». Беседа по истории собирания песен. Тема 8. Народный театр. Понятие «народный театр». Виды и формы драматического действа. Драматические элементы в народных обрядах, играх, исполнении эпических ,и лирических произведений. Кукольный театр в его разновидностях (Петрушка, вертеп). Балаган и раек. Стилистика монологов и интермедий. Собственно драма - «народная драма». Народная драма «Царь Максимилиан». Фольклорные и литературные источники пьесы. Поэтика и стиль. Традиция и импровизация в пьесе. Особенности театрального исполнения пьес, реквизит спектакля, зрительская аудитория. Постановка отрывка пьесы. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Поскольку курс краткосрочный, то необходимо на вводном занятии познакомить обучающихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами и видами планируемой работы, определить объем самостоятельных и творческих работ. Занятие 1. целесообразно провести в форме вводной лекции Занятие 2. Проводится в традиционной форме с демонстрацией сборников, аудиоматериала, видеоматериала (запись народных песен: аудиозапись ансамбля «Карагод», ансамбля Тверского государственного университета «Славяночка», показ отрывка из кинофильма «Русь изначальная». . Занятие 3,4. фольклорная экспедиция. Подготовка учителем проводится заранее, выезд на школьном автобусе. Преподаватель намечает маршрут следования, узнает, к кому на селе возможно обратиться за записью материала, связывается с этими людьми, договариваясь о встрече. В экспедиции ребята учатся общаться с незнакомыми им людьми, записывают материал на диктофон для дальнейшей его обработки. Заранее составляется с ребятами перечень вопросов, которые помогут при опросе населения. Занятие 5. Практическая работа со сборниками. Выбор образцов для копирования, с последующим составлением собственных загадок. Ребята составляют загадки, но и оформляют их художественно. Возможные формы работы: групповая или в парах. Занятие 6. Использование сборников русских пословиц. Исследовательская деятельность с составлением сводной таблицы. Занятие 7. Проводится в форме лекции и обсуждения тем докладов, на занятии заслушиваются исследования обучающихся по предложенным темам, в занятие включаются видеоматериалы для демонстрации ( сказки А. Роу.) Занятие 8. Элементы лекции с исследовательской работой по текстам. Работа должна подготовить ребят к созданию реферата. Занятие 9. Заранее должна состояться беседа о жанрах песен, ребята должны быть нацелены на то, что не только идут слушать песни, но должны провести своеобразную научную работу по классификации материала, узнать историю коллектива, особенности исполнения народных песен. Опережающее задание к занятию №10.(Подготовка к постановке эпизода из пьесы «Царь Максимилиан» (распределяются роли, проводятся репетиции по желанию ребят в течение недели). Занятие 10. В начале занятия проведение итогового теста по предыдущим темам. Защита творческого задания. (Подготовка проводилась заранее). Демонстрацию предваряет небольшая лекция о народном театре. На итоговом занятии обучающиеся получают итоговую оценку. Также целесообразно провести обсуждение данного курса, выяснить пожелания и предложения. Ожидаемые результаты.
Литература для обучающихся.
Литература для учителя.
Литература, использованная при составлении программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Итоговый тест по программе «Русское народное поэтическое творчество» 1)Жанр народного творчества, о котором Горький сказал: «В простоте слова — самая великая мудрость... всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги», — это: а) былины; б) пословицы и поговорки; в) сказки.
а)Сказке б)Быличке в)загадке
а) Гипербола б) Сравнение в) метонимия
а) сказка; б) сказ; в) рассказ.
а) сказки; б) песни; в) былины. 6)Главные герои былин — богатыри, которые посвящают свою жизнь: а) служению родной земле; б) утверждению своей силы; в) заботе о безопасности и величии своей Родины.
а) к Владимиро-Суздальскому периоду б) киевскому периоду в) мифологическому периоду 9. Для былин характерна: а) гипербола б) иносказание в) нравоучение
а) Вольгу; б) Садко; в) Микулу.
а) обрядовыми б) историческими в) лирическими
а) повторы б) антитеза в) параллелизм |
Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для... Программа “All around Britain” предназначена для учащихся 9-го класса. Страноведческое содержание этого курса призвано углубить формирование... | Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Программа элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает... | ||
Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне | Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, тоипкро.... | ||
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей... | Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом... К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач» | ||
Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия) Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору | Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся моау сош№28 Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Программа курса для предпрофильной подготовки «Офицер- профессия... В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального... | ||
Программа и дидактические материалы предметно-ориентированного курса... Автор: Н. В. Медведева, учитель математики моу «Чуровская сош» Шекснинского муниципального района | «Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» В практике школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | Элективный курс по выбору для предпрофильной подготовки Предмет: биология с углубленным изучением отдельного раздела анатомии темы – строение и функции кожи |