Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003





Скачать 323.66 Kb.
НазваниеУчебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003
страница1/3
Дата публикации22.05.2015
Размер323.66 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса
  1   2   3


ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Учебные программы курсов по выбору для

предпрофильной подготовки

Томск 2003


Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, ТОИПКРО. - 2003.


Данные материалы могут быть полезны для организации курсов по выбору для предпрофильной подготовки

Под редакцией:

доцента, канд. физ.- мат. наук А.И. Купцова;

доцента, канд. пед. наук Л.Н. Дударевой.

Рекомендовано к изданию:

Учебно-методическим советом Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

(решение от «17» декабря 2003г.)

©ТОИПКРО,2003

Жития русских святых – родники духовности и культуры

(Программа спецкурса по выбору для предпрофильной

подготовки)
Т.А. Тужикова

Пояснительная записка


Программа курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры» предназначена для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, актуальна и полезна для выбора школьниками профиля обучения, получения компетентных знаний. Содержание учебного материала способствует также духовно-нравственному совершенствованию личности. Поэтому этот курс может быть рекомендован как учащимся, испытывающим трудности с определением выбора профильного обучения, учащимся разных профилей.

Изучение агиографической литературы – это не дань моде, а насущная потребность времени, времени новой, возрождаемой России. Агиография – дословно, «святопись». Для чего нужно и важно изучать такую литературу? Ответ прост. Она, во-первых, творит историко-культурное наследие страны; во-вторых, дает словесную школу для подражания; в-третьих, через каноничность и повторяемость указывает на основные ступени в духовной жизни личности; в-четвертых, стремится перевести восхищение личностью и подвигом святого из области «мечтательной» - в практическую, деятельную область.

Школьникам этот жанр литературы порой кажется малоинтересным из-за непонимания содержания того, о чем говорится, значимости житийных традиций для русской литературы. Эту задачу и ряд других предстоит решить преподавателю данного предпрофильного курса.

Цели курса:

  • осуществление предпрофильной подготовки школьников;

  • формирование у учащихся компетентности в предметных областях «филология», «история», «культурология» и др.;

  • изучение житийной литературы с целью определения значимости её традиций, установления взаимосвязи с темами русской литературы.



Задачи курса:

  • изучение и понимание значимости житийных традиций русской литературы;

  • знакомство с агиографическим жанром русской литературы;

  • установление взаимосвязи: время–произведение - читатель;

  • знакомство с текстами житийной литературы;

  • прочтение текста в контексте времени, диалог с ним;

  • духовно-нравственное «оздоровление» школьников;

  • воспитание школьника – патриота и гражданина своей страны, её традиций.

Изучение житийной литературы – это знакомство с традициями русской литературы и культуры, истоками духовности русского народа.

Д.С. Лихачев отмечал, что «литературное произведение в Древней Руси живет идеальной и вполне самостоятельной жизнью. Читатель не «воспроизводит» в своем чтении это произведение, он лишь «участвует» в чтении, как участвует молящийся в богослужении».

Данный курс построен по хронологическому принципу, системность проводимых занятий позволит понять специфику жития как жанра, раскрыть его своеобразие.

Изучение житийных произведений выстроено во взаимосвязи с региональным, местным материалом, близким школьникам для понимания.

Построение курса на основе местных материалов, известных школьникам фактов позволяет по иному взглянуть на протопопа Аввакума, связать с историей и литературой Томского края, установить взаимосвязь имен, например, протопоп Аввакум и великий поэт России - Н. Клюев.

Знакомство с житийной историей, построенное с учетом научного подхода к изучаемому материалу, позволит не только познакомить с личностями Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского, Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святой равноапостольной княгиней Ольгой и др., но и заглянуть вглубь истории, раскрыть её тайны, духовные стороны.

Данный курс «Жития русских святых – родники духовности и культуры» знакомит с такими понятиями, как «святость», «подвижничество», «духовный подвиг», «странничество» и другими; позволяет понять подвиг монахов и определить значение монастырей как родников духовности и культуры. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно – нравственной высоты человека.

Программа применима для различных групп (категорий) школьников. Это достигается обобщенностью включенных в неё знаний; отбором текстов в соответствие с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения; модульным принципом построения программы. Так в программе выделены следующие модули:

  • жития русских князей (святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского);

  • жития святых тружеников (Феодосия Печерского, Сергия Радонежского);

  • жития, раскрывающие семейную тему и женские образы («Житие Петра и Феврония Муромских», «Житие святой равноапостольной княгини Ольги во Святом Крещении Елены»);

  • житийная литература Сибири – продолжение традиций житийной литературы Руси («Житие преподобного старца Феодора Томского», «Житие святой Домны Томской, Сибирской», «Житие Праведного Петра, отрока Томского»)

  • традиции житийного жанра в творческом наследии русских писателей (А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Клюева и др.).

Занятия курса разнообразны по формам и методикам проведения. Это - вводные лекции, семинарские занятия разных типов, уроки углубленного анализа текста, уроки-экскурсии (например, в Богородице – Алексиевский монастырь), уроки анализа эпизода, уроки- диалоги, музейные уроки и др.

Школьники в ходе подготовки к занятиям обратятся к исследовательским методам работы. Это способствует формированию навыков самостоятельной работы, как с текстами жития, так и другой литературой.

При выборе методов и приемов организации урока учитывается специфика возраста и психология школьников – читателей, уровень читательских интересов. Важно одно: дойти до сердца каждого ученика, помочь освоить изучаемую житийную литературу, научить выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современностью, с русской литературой.

Связность и системность занятий достигается выбором последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, а также прослеживанием связей между частными и общими знаниями.

Отдельные темы курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры» изучаются методом от общего к частному. Содержание других тем осваивается также путем подведения учащихся под эмпирические обобщения, то есть от частного к общему. Способ развертывания содержания в зависимости от целей и задач конкретного занятия, но в конечном случае направлены на достижение целей и решение задач всего курса.

На изучение содержания программного материала отводится 14 часов. Занятия выстроены с учетом достаточности времени для качественного изучения содержащихся в программе текстов, получения практических навыков, реализации воспитательных задач. Это достигается вышеуказанными эффективными методами обучения учащихся.

Эффективность программы и получение начальных знаний достигается путем нахождения наиболее «короткого» пути, последовательности, качественного изучения учебного материала (житий русских святых, текстов русской литературы и других источников).

Это такой путь изучения, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно тратить много времени. Получение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся материал.

Контроль знаний и умений учащихся осуществляется после изучения блока тем, а также используются варианты промежуточного (тесты, эссе, письменные работы). Это позволяет сформировать у учащихся при прохождении блока конкретной темы, определенные бытовые понятия, знания, практические навыки работы с текстом и т.д., а также определить результаты подготовки по каждой из ведущих тем или программе в целом, устранить сбой в любой момент обучения.

Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры»:

  • знание текстов изучаемых произведений;

  • умение формулировать связанные ответы на поставленные вопросы, касающиеся изучаемого материала;

  • умение устанавливать взаимосвязь текстов традиционной житийной литературы и жития как жанра с творчеством русских писателей;

  • объяснение их значимости и роль в формировании взглядов, мировоззрения писателя;

  • умение сопоставлять изучаемые тексты и материалы житийной литературы с русской литературой;

  • на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме;

  • умение систематизировать и обобщать полученные знания, участвовать в проектно-исследовательской деятельности;

  • умение выступать с докладом, сообщением, проектно-исследовательской работой по материалу изученного курса (темы) на конференциях, заседаниях школьного научного общества, мероприятиях и конкурсах.


Содержание программы

«Жития русских святых – родники духовности и культуры»

1. Жития русских святых – родники духовности и культуры. Самобытный характер по сравнению с византийской и высокий уровень литературы Древней Руси. Житие как жанр литературы. Христианские мотивы, связь с общественной жизнью, патриотический пафос, сохранение исторических и православных традиций, исторической памяти народа и духовности. Вводная лекция. (1ч.).

2. Жития русских князей. «Житие Бориса и Глеба». Понятие святости в древнерусской литературе и формирование идеала человека. Своеобразие жанра и нравственные оценки в житие. Музейный урок. (1ч.).

3. «Житие Александра Невского». Христианский идеал в образе Александра Невского. Патриотические и нравственные начала произведения. Урок–анализ произведения. (1ч.).

4. «Житие Дмитрия Донского». Образ Дмитрия Донского. Урок-анализ произведения. (1ч.).

5. Значение монастырей в развитии нравственных сторон души русского человека. Монашество как уклад жизни. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно-нравственной высоты Человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский). «Житие Феодосия Печерского». Урок-лекция с элементами практической работы. (1ч.).

6. «Житие Сергия Радонежского». Становление характера подвижника. Практическая работа с элементами видеоурока.

7. Образ героя жития. Житийные традиции в литературе, истории и искусстве. Отрывки из сочинения В.О. Ключевского «Исторические портреты». Повесть Б. Зайцева «Преподобный С. Радонежский». Интегрированный урок. Урок-диалог. (1ч.).

8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности жанра, изображения биографии героев. Семейные традиции. (1ч.)

9. Женские образы в житийной литературе. «Житие святой равноапостольной княгини Ольги». Особенности произведения. Интегрированный урок. (1ч.).

10. «Житие Серафима Саровского». Духовность, святость. Исторические реалии и житийная традиция. Место жития в русской литературе и культуре. Практическая работа. (1ч.).

11. Житийная литература Сибири. Аввакумовский путь поэта Н. Клюева (протопоп Аввакум и Н. Клюев). Урок-семинар в музее. (1ч.).

12. Богородице – Алексиевский монастырь г.Томска – источник духовности и культуры. Странничество. Тайны и загадки томского старца. «Житие преподобного старца Феодора Томского» и традиции сибирской житийной литературы. Урок-экскурсия. (1ч.).

13. Посещение библиотеки Богородице – Алексиевского монастыря. Эссе «Что в имени тебе моем». Практическая работа. (2ч.).

14. Роль житийной литературы в сохранении традиций русского народа, традиций литературы, истории, становлении, воспитании, развитии духовности. Житийные традиции в творческом наследии А. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н. Клюева и др.

Итоговая читательская конференция.

Учебно-тематический план



Название

раздела

Часы

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Введение

1

Жития русских святых – родники духовности и культуры. Самобытный характер по сравнению с византийской и высокий уровень литературы Древней Руси. Житие как жанр литературы. Христианские мотивы, связь с общественной жизнью, патриотический пафос, сохранение исторических и православных традиций, исторической памяти народа и духовности. Вводная лекция

(1 урок)




Письменный

ответ на

вопрос


2.

Жития русских князей (святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского).

3

2 урок.

Жития русских кнзей.

«Житие Бориса и Глеба».Понятие святости в древнерусской литературе и формирование идеала человека. Своеобразие жанра и нравственные оценки в

житие.

Музейный урок.

Знакомство с Фондом редких книг ТОКМ, работа с фотоматериалом.


Опрос

по тексту.











3 урок. Урок-анализ произведения.

Теоретические сведения: «Житие

Александра Невского». Христианский идеал в образе Александра Невского. Патриотические и нравственные начала произведения.

Информационные сведения: Дмитрий Донской и историческая эпоха.



Урок-анализ произведения. Практическая работа с текстом «Житие Александра

Невского».

4 урок.

«Житие Дмитрия Донского».

Образ Дмитрия Донского. Урок – анализ произведения.

Анализ произведения (письменная

работа).

Тест (итоговый

контроль темы).

3.

Жития святых тружеников


4

5 урок. Урок – лекция с элементами практической работы.

Значение монастырей в развитии нравственных сторон души русского человека. Монашество как уклад жизни. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно-нравс-твенной высоты Человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский). «Житие Феодосия Печерского».
Теоретико-информа-ционные сведения о Сергии Радо-нежском.

Теоретические сведения: духовность, святость. Исторические реалии и житийная традиция


Практическая работа с текстом «Житие Феодосия Печерско-го», фотофондом, историческими и литературными источниками. Обучение написанию рефератов, докладов по тематике.

6 урок. Прак-тическая работа с элементами видеоурока.
7 урок. Интегриро-ванный урок. Урок- диалог. Становление характера подвижника. «Житие Сергия Радонежского». Образ героя жития. Сопоставление текста жития с другими материалами: отрывками из сочинения В.О. Ключевского «Исторические портреты», повестью Б. Зайцева «Преподобный

С. Радонежский».

8 урок. Прак-тическая работа с текстом. «ЖитиеСерафима Саровского». Место жития в русской литературе и культуре.

Знание текста.

Описание

фотоисточника.

Мини-сочинение.


Задание проблемного типа (по итогам просмотра видеофрагмента).
Участие в дискуссии. Выступление по вопросу, сообщение по проблеме и теме.

Сравнительный анализ текстов (письменная работа).


Аналитическая работа с текстом.

4.


Жития, раскрывающие семейную тему и женские образы.

2

Теория: жанр

повести, житие.

10 урок. Интег-рированный урок.

Женские образы в житийной литературе. «Житие святой равно-апостольной княгини Ольги». Особенности произведения.

9 урок. Практи-ческая работа с

текстом. Анализ произведения. «Повесть о Петре и ФевронииМуромских».Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности жанра, изображения биографии героев. Семейные традиции.


Сочинение оценочного характера

по образам героев. Реферат. Сообщение.


Сопоставительный анализ текста жития и литературного источника. Итоговый тест по теме.

5.

Житийная литература Сибири – продолже-ние тради-ций житийной литературы Руси.

3

11 урок. Урок – семинар в музее.

Житийная литература Сибири.

Аввакумовский путь поэта Н. Клюева (протопоп Аввакум и

Н. Клюев).
Теория: странничество, старчество, праведность.

Информационные сведения о монастыре.

Теория: эссе как жанр школьного сочинения.


Работа с фото-фондом.


12 урок. Урок – экскурсия.

Богородице – Алексиевский монастырь Томска – источник духовности и культуры. Странничество. Тайны и загадки томского старца. «Житие преподобного старца Феодора Томского» и традиции сибирской житийной литературы.

13 урок. Практическая работа. Посещение

библиотеки Богородице – Алексиевского монастыря.

Выступление с рефератом, докладом, сообщением.

Работа с архивными

документами, фотофондом.


Сочинение по личным впечатлениям, отзыв об экскурсии.


Эссе «Что в имени тебе моем».



6.

Традиции житийного жанра в творческом наследии писателей.

1




14 урок. Итоговая читательская конференция.

Роль житийной литературы в сохранении традиций русского народа, традиций литературы, истории, становлении, воспитании, развитии духовности. Житийные традиции в творческом наследии

А.С. Пушкина,

Н.В. Гоголя,

Н. Клюева и др.

Проектно-исследовательская деятельность: исследовательские проекты учащихся, рефераты, доклады, сообщения. Систематизация и обобщение полученных знаний, установление взаимосвязи текстов традиционной житийной литературы и жития как жанра с творческим наследием русских писателей.

Выступление на конференции.

Промежуточный контроль

  • знание текстов изучаемых произведений (тест; письменный ответ на вопрос);

  • участие в семинарах разного типа (выступление);

  • сочинение по личным впечатлениям;

  • сочинение оценочного характера; по проблемным вопросам;

  • анализ произведения (комплексный);

  • сопоставительный анализ двух или нескольких произведений.

Итоговая аттестация

  • эссе; сочинение – рассуждение;

  • проектно – исследовательская работа; реферат; доклад; выступления перед учащимися в других классах;

  • участие в научно – практических конференциях, конкурсах.



Критерии эффективности программы:

1. системность изучения материала;

научный подход к проблеме, вопросу, изучаемому произведению;

2. нахождение наиболее «короткого» пути (последовательности) качественного изучения материала, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно тратить много времени;

3. получение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся учебный материал;

4. получение ключевых знаний, компетенций;

5. применение знаний в практической деятельности;

6. использование наглядности, видеоматериала;

7. посещение музеев, выставок, знакомство с музейными фондами с целью практического применения.

Литература.

1. Древнерусская литература. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 608с.

2. Водовозов Н.Б.. История Древней русской литературы. - М.: Просвещение,1962. - 372с.

3. Хрестоматия по Древней русской литературе XI-XVII веков. /Сост. Н.К. Гудзий. - М., 1962.

  1. Программа по предмету «Литература», 2003.

5. Жития Святых в земле Российской просиявших. - СПб., 2001. - 701с.

6. Жития Сибирских святых (сборник текстов). - Новосибирск: «Новониколаевск», 1998. - 282с.

7. Житие преподобного Сергия Радонежского. - М.: «Свято – Троицкая Сергиева Лавра», 2003.

8. Святой праведный старец Феодор Томский. - М., 2003.

9. Скурат К.Е.. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. - М.: «Покров», 2003. - 128с.

10. М.И. Шеховцева. Монастыри на Руси – родники духовности и культуры. - М.: МО РФ РИПКРО, 1996. - 56с.

11. Сибирский текст в русской культуре. Сборник статей. /Ред.-сост. Казаркин А.П. - Томск: «Сибиринка», 2003. - 271с.

12. В.А. Доманский. Нарым (Клюев в Сибири). Поэма и исследовательский очерк. - Томск: ТГУ, 2003. - 64с.

13. Доманский В.А.. Культурологические основы изучения литературы в школе. - Томск: ТГУ, 2000. - 472с.

14. Иванов А.. Свет миру. Книга о монашестве и монастырях на Руси. - М.: «Отчий дом», 2002. – 434с.

15. Старец Зосима Верховский. Житие и подвиги. – М.: «Паломник», 1994. - 86с.

16. А. Макарова – Мирская. Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. - М.: «Правило веры», 1997. – 298с.

  1. Житие праведного Феодора Томского. - Томск, 2002.

  2. Сборник статей о поэте Н. Клюеве. - Томск: ТГУ, 2001. - 309с.


Русская иконография

(Программа спецкурса по выбору для предпрофильной

подготовки)

Л.С. Ярославцева

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПеречень курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов моу сош №1

Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Вселенной. Курс рассчитан на разную категорию учащихся различающуюся уровнями подготовки по предмету с достаточным уровнем познавательного...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconБиологические науки
Болота и биосфера, Научная Школа (2; 8-12 сент. 2003 г.; Томск ). Материалы Второй Научной Школы/мо РФ и др.; [Ред. Л. И. Инишева]....
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПоложение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся моау сош№28
Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПрограмма курса по выбору для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №2
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconБазовый курс Часть 2 Учебное пособие Второе издание, переработанное Томск 2003 удк 628. 91
Карташова И. Н, Гартман Л. Д. Английский язык. Базовый курс. Часть 2: Учеб пособие/ Том политех ун-т. – 2-е изд., перераб. – Томск,...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconО ведении элективных курсов 2013 год Общие положения
Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconПрограмма спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки
Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconЭлективный курс по выбору для предпрофильной подготовки
Предмет: биология с углубленным изучением отдельного раздела анатомии темы – строение и функции кожи
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconУчебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических...
Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред сост. В. В. Молзинский; Санкт-Петербургский...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 icon«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки»
В практике школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 iconДоклад Тема «Система элективных курсов по физике для предпрофильной и профильной подготовки»
Доклад подготовлен Хоперской Еленой Александровной, учителем физики моу «Центр образования села Лаврентия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск