Скачать 323.66 Kb.
|
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, ТОИПКРО. - 2003. Данные материалы могут быть полезны для организации курсов по выбору для предпрофильной подготовки Под редакцией: доцента, канд. физ.- мат. наук А.И. Купцова; доцента, канд. пед. наук Л.Н. Дударевой. Рекомендовано к изданию: Учебно-методическим советом Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (решение от «17» декабря 2003г.) ©ТОИПКРО,2003 Жития русских святых – родники духовности и культуры (Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки) Т.А. Тужикова Пояснительная запискаПрограмма курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры» предназначена для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, актуальна и полезна для выбора школьниками профиля обучения, получения компетентных знаний. Содержание учебного материала способствует также духовно-нравственному совершенствованию личности. Поэтому этот курс может быть рекомендован как учащимся, испытывающим трудности с определением выбора профильного обучения, учащимся разных профилей. Изучение агиографической литературы – это не дань моде, а насущная потребность времени, времени новой, возрождаемой России. Агиография – дословно, «святопись». Для чего нужно и важно изучать такую литературу? Ответ прост. Она, во-первых, творит историко-культурное наследие страны; во-вторых, дает словесную школу для подражания; в-третьих, через каноничность и повторяемость указывает на основные ступени в духовной жизни личности; в-четвертых, стремится перевести восхищение личностью и подвигом святого из области «мечтательной» - в практическую, деятельную область. Школьникам этот жанр литературы порой кажется малоинтересным из-за непонимания содержания того, о чем говорится, значимости житийных традиций для русской литературы. Эту задачу и ряд других предстоит решить преподавателю данного предпрофильного курса. Цели курса:
Задачи курса:
Изучение житийной литературы – это знакомство с традициями русской литературы и культуры, истоками духовности русского народа. Д.С. Лихачев отмечал, что «литературное произведение в Древней Руси живет идеальной и вполне самостоятельной жизнью. Читатель не «воспроизводит» в своем чтении это произведение, он лишь «участвует» в чтении, как участвует молящийся в богослужении». Данный курс построен по хронологическому принципу, системность проводимых занятий позволит понять специфику жития как жанра, раскрыть его своеобразие. Изучение житийных произведений выстроено во взаимосвязи с региональным, местным материалом, близким школьникам для понимания. Построение курса на основе местных материалов, известных школьникам фактов позволяет по иному взглянуть на протопопа Аввакума, связать с историей и литературой Томского края, установить взаимосвязь имен, например, протопоп Аввакум и великий поэт России - Н. Клюев. Знакомство с житийной историей, построенное с учетом научного подхода к изучаемому материалу, позволит не только познакомить с личностями Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского, Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святой равноапостольной княгиней Ольгой и др., но и заглянуть вглубь истории, раскрыть её тайны, духовные стороны. Данный курс «Жития русских святых – родники духовности и культуры» знакомит с такими понятиями, как «святость», «подвижничество», «духовный подвиг», «странничество» и другими; позволяет понять подвиг монахов и определить значение монастырей как родников духовности и культуры. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно – нравственной высоты человека. Программа применима для различных групп (категорий) школьников. Это достигается обобщенностью включенных в неё знаний; отбором текстов в соответствие с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения; модульным принципом построения программы. Так в программе выделены следующие модули:
Занятия курса разнообразны по формам и методикам проведения. Это - вводные лекции, семинарские занятия разных типов, уроки углубленного анализа текста, уроки-экскурсии (например, в Богородице – Алексиевский монастырь), уроки анализа эпизода, уроки- диалоги, музейные уроки и др. Школьники в ходе подготовки к занятиям обратятся к исследовательским методам работы. Это способствует формированию навыков самостоятельной работы, как с текстами жития, так и другой литературой. При выборе методов и приемов организации урока учитывается специфика возраста и психология школьников – читателей, уровень читательских интересов. Важно одно: дойти до сердца каждого ученика, помочь освоить изучаемую житийную литературу, научить выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современностью, с русской литературой. Связность и системность занятий достигается выбором последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, а также прослеживанием связей между частными и общими знаниями. Отдельные темы курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры» изучаются методом от общего к частному. Содержание других тем осваивается также путем подведения учащихся под эмпирические обобщения, то есть от частного к общему. Способ развертывания содержания в зависимости от целей и задач конкретного занятия, но в конечном случае направлены на достижение целей и решение задач всего курса. На изучение содержания программного материала отводится 14 часов. Занятия выстроены с учетом достаточности времени для качественного изучения содержащихся в программе текстов, получения практических навыков, реализации воспитательных задач. Это достигается вышеуказанными эффективными методами обучения учащихся. Эффективность программы и получение начальных знаний достигается путем нахождения наиболее «короткого» пути, последовательности, качественного изучения учебного материала (житий русских святых, текстов русской литературы и других источников). Это такой путь изучения, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно тратить много времени. Получение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся материал. Контроль знаний и умений учащихся осуществляется после изучения блока тем, а также используются варианты промежуточного (тесты, эссе, письменные работы). Это позволяет сформировать у учащихся при прохождении блока конкретной темы, определенные бытовые понятия, знания, практические навыки работы с текстом и т.д., а также определить результаты подготовки по каждой из ведущих тем или программе в целом, устранить сбой в любой момент обучения. Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры»:
Содержание программы «Жития русских святых – родники духовности и культуры» 1. Жития русских святых – родники духовности и культуры. Самобытный характер по сравнению с византийской и высокий уровень литературы Древней Руси. Житие как жанр литературы. Христианские мотивы, связь с общественной жизнью, патриотический пафос, сохранение исторических и православных традиций, исторической памяти народа и духовности. Вводная лекция. (1ч.). 2. Жития русских князей. «Житие Бориса и Глеба». Понятие святости в древнерусской литературе и формирование идеала человека. Своеобразие жанра и нравственные оценки в житие. Музейный урок. (1ч.). 3. «Житие Александра Невского». Христианский идеал в образе Александра Невского. Патриотические и нравственные начала произведения. Урок–анализ произведения. (1ч.). 4. «Житие Дмитрия Донского». Образ Дмитрия Донского. Урок-анализ произведения. (1ч.). 5. Значение монастырей в развитии нравственных сторон души русского человека. Монашество как уклад жизни. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно-нравственной высоты Человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский). «Житие Феодосия Печерского». Урок-лекция с элементами практической работы. (1ч.). 6. «Житие Сергия Радонежского». Становление характера подвижника. Практическая работа с элементами видеоурока. 7. Образ героя жития. Житийные традиции в литературе, истории и искусстве. Отрывки из сочинения В.О. Ключевского «Исторические портреты». Повесть Б. Зайцева «Преподобный С. Радонежский». Интегрированный урок. Урок-диалог. (1ч.). 8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности жанра, изображения биографии героев. Семейные традиции. (1ч.) 9. Женские образы в житийной литературе. «Житие святой равноапостольной княгини Ольги». Особенности произведения. Интегрированный урок. (1ч.). 10. «Житие Серафима Саровского». Духовность, святость. Исторические реалии и житийная традиция. Место жития в русской литературе и культуре. Практическая работа. (1ч.). 11. Житийная литература Сибири. Аввакумовский путь поэта Н. Клюева (протопоп Аввакум и Н. Клюев). Урок-семинар в музее. (1ч.). 12. Богородице – Алексиевский монастырь г.Томска – источник духовности и культуры. Странничество. Тайны и загадки томского старца. «Житие преподобного старца Феодора Томского» и традиции сибирской житийной литературы. Урок-экскурсия. (1ч.). 13. Посещение библиотеки Богородице – Алексиевского монастыря. Эссе «Что в имени тебе моем». Практическая работа. (2ч.). 14. Роль житийной литературы в сохранении традиций русского народа, традиций литературы, истории, становлении, воспитании, развитии духовности. Житийные традиции в творческом наследии А. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н. Клюева и др. Итоговая читательская конференция. Учебно-тематический план
Промежуточный контроль
Итоговая аттестация
Критерии эффективности программы:1. системность изучения материала; научный подход к проблеме, вопросу, изучаемому произведению; 2. нахождение наиболее «короткого» пути (последовательности) качественного изучения материала, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно тратить много времени; 3. получение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся учебный материал; 4. получение ключевых знаний, компетенций; 5. применение знаний в практической деятельности; 6. использование наглядности, видеоматериала; 7. посещение музеев, выставок, знакомство с музейными фондами с целью практического применения. Литература. 1. Древнерусская литература. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 608с. 2. Водовозов Н.Б.. История Древней русской литературы. - М.: Просвещение,1962. - 372с. 3. Хрестоматия по Древней русской литературе XI-XVII веков. /Сост. Н.К. Гудзий. - М., 1962.
5. Жития Святых в земле Российской просиявших. - СПб., 2001. - 701с. 6. Жития Сибирских святых (сборник текстов). - Новосибирск: «Новониколаевск», 1998. - 282с. 7. Житие преподобного Сергия Радонежского. - М.: «Свято – Троицкая Сергиева Лавра», 2003. 8. Святой праведный старец Феодор Томский. - М., 2003. 9. Скурат К.Е.. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. - М.: «Покров», 2003. - 128с. 10. М.И. Шеховцева. Монастыри на Руси – родники духовности и культуры. - М.: МО РФ РИПКРО, 1996. - 56с. 11. Сибирский текст в русской культуре. Сборник статей. /Ред.-сост. Казаркин А.П. - Томск: «Сибиринка», 2003. - 271с. 12. В.А. Доманский. Нарым (Клюев в Сибири). Поэма и исследовательский очерк. - Томск: ТГУ, 2003. - 64с. 13. Доманский В.А.. Культурологические основы изучения литературы в школе. - Томск: ТГУ, 2000. - 472с. 14. Иванов А.. Свет миру. Книга о монашестве и монастырях на Руси. - М.: «Отчий дом», 2002. – 434с. 15. Старец Зосима Верховский. Житие и подвиги. – М.: «Паломник», 1994. - 86с. 16. А. Макарова – Мирская. Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. - М.: «Правило веры», 1997. – 298с.
Русская иконография (Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки) Л.С. Ярославцева |
Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия) Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору | Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Перечень курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов моу сош №1 | Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Вселенной. Курс рассчитан на разную категорию учащихся различающуюся уровнями подготовки по предмету с достаточным уровнем познавательного... | ||
Биологические науки Болота и биосфера, Научная Школа (2; 8-12 сент. 2003 г.; Томск ). Материалы Второй Научной Школы/мо РФ и др.; [Ред. Л. И. Инишева].... | Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся моау сош№28 Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,... | ||
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №2 | Базовый курс Часть 2 Учебное пособие Второе издание, переработанное Томск 2003 удк 628. 91 Карташова И. Н, Гартман Л. Д. Английский язык. Базовый курс. Часть 2: Учеб пособие/ Том политех ун-т. – 2-е изд., перераб. – Томск,... | ||
О ведении элективных курсов 2013 год Общие положения Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного... | Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне | ||
Элективный курс по выбору для предпрофильной подготовки Предмет: биология с углубленным изучением отдельного раздела анатомии темы – строение и функции кожи | Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических... Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред сост. В. В. Молзинский; Санкт-Петербургский... | ||
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» В практике школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение... | Доклад Тема «Система элективных курсов по физике для предпрофильной и профильной подготовки» Доклад подготовлен Хоперской Еленой Александровной, учителем физики моу «Центр образования села Лаврентия» |