Скачать 252.85 Kb.
|
ПРОГРАММА элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему: Удивительная вселенная Автор: Самохина Т. А. – учитель физики высшей квалификационной категории Пояснительная записка Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов в рамках изучения актуальных вопросов астрономии, для расширения практических умений и углубления и закрепления знаний, учащихся по астрономии и физике посредством применения их в практике для объяснения природных явлений астрономического характера, так как в школьной программе предмет «Астрономия» не ведётся. В условиях профильной дифференциации в 10-11-м классах изучение физики и астрономии в школе будет происходить по разным программам для всех учащихся независимо от их будущей профессии, поэтому данный курс позволит учащимся, независимо от выбранного ими профиля, углубить свои знания о строении Вселенной. Курс рассчитан на разную категорию учащихся различающуюся уровнями подготовки по предмету с достаточным уровнем познавательного интереса к изучению физики и астрономии. Элективный курс, направленный на интеграцию физических и астрономических знаний, умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «Физика» в образовании школьников. Предлагаемый курс, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в программах. Элективный курс дает представление о строении нашей Галактики, рассматривает вопросы физики и астрономии, играющие важную роль в формировании у школьников научного мировоззрения, логического мышления. Занятия по плану должны проводиться один раз в неделю в 1-ом полугодии, объем программы составляет 10 часов. Курс «Удивительная Вселенная» построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые на уроках физики, математики, географии, химии, биологии, природоведения и интегрирован с астрономией, математикой и другими естественными дисциплинами. Сейчас учащиеся получают отрывочные, краткие, несистематизированные сведения о планетах, звёздах, Солнце, других небесных телах. Используя знания по основным школьным естественнонаучным предметам, элективного курса, ребята создадут стройную картину сведений о Вселенной, научатся строго рассчитывать и объяснять её физические характеристики, глобальные явления на Земле и ближайших к ней небесных телах. Курс даст возможность более глубоко удовлетворить познавательные интересы к естественнонаучной картине мира, расширить и углубить знания о родной планете, других объектах, развить интеллектуальные и творческие способности. Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и фундаментальных взаимодействиях в природе. Это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. В наше время астрофизика достигла большого развития. Опираясь на известные законы физики, применяя самую совершенную научную аппаратуру, вплоть до автоматических межпланетных станций, современная астрофизика успешно создает и использует разнообразные способы изучения физического состояния небесных объектов и условий, в которых происходит их развитие. Задачи астрофизики состоят в изучении физического состояния и процессов, происходящих на поверхности и в недрах небесных тел, их химического состава, состава и свойств среды между небесными телами. Астрофизика подразделяется на практическую и теоретическую. Практическая астрофизика разрабатывает способы астрофизических наблюдений и их обработку, занимается теорией и практическим применением астрофизических инструментов. Теоретическая астрофизика занимается объяснением происходящих на небесных телах физических процессов и наблюдаемых явлений на основе теоретической физики. Развитие теоретической и экспериментальной физики, быстрый прогресс техники привели к возникновению новых разделов астрофизики. Новизна программы в системе подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счёт практико-ориентированных приёмов познавательной деятельности, активизирующих познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические методы. Курс выстроен таким образом, чтобы не только дать сумму научно-прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий, включённых в единый метод научного познания. Эти компетенции связаны с жизнью, будут востребованы в будущем ученика и позволят ему определиться в обществе. Способы деятельности, заложенные в содержание элективного курса «Удивительная Вселенная», опираются на первичное освоение методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически заданных учителем действий по овладению содержанием этих методов на обычных занятиях по физике. Они позволяют ученику проводить научно-прикладные исследования под руководством учителя, а также работать с источниками знаний, самостоятельно добывать необходимую информацию. Таким образом, приоритетным является не знаниевый, а деятельностный компонент, что требует применения новых подходов в обучении. Методологическое основание курса: практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретённых знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике и астрономии, через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в освоении единого метода научного познания. Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностно значимых характеристик. Необходим такой психолого-педагогический механизм стимулирования, который обеспечивал бы эффективную деятельность всех участников образовательного процесса. Мотивационный подход позволяет учителю осуществлять управление обучением так, чтобы быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Реализация организационной функции управления выдвигает новые задачи: учитель должен убедиться, что учащиеся хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия. Концепция. Предусмотрена деятельность учащихся не только по теоретическому научному познанию Вселенной, решению задач, выполнению творческих заданий и исследовательских работ, но и по реализации компетентностного подхода в естественнонаучном и экологическом образовании старшеклассников. Полученные знания и умения старшеклассники могут проявить и в технической, и в гуманитарной области своей будущей деятельности. Цели элективного курса:
Задачи курса:
В плане реализации этих задач элективный курс строится на следующих принципах:
Ожидаемые результаты данной программы. Элективный курс должен помочь учащимся:
Формы проведения занятий: лекционно-семинарские, практические, наблюдения дневные и вечерние; защита творческих, исследовательских работ, групповая и индивидуальная форма занятий; наглядно-деятельностные методы в форме практических работ, демонстраций, моделирования; исследовательских работ; диспутов; создание эвристических ситуаций; проектная деятельность (рефераты, сообщения, занимательные задачи). Виды деятельности учащихся:
Учащиеся самостоятельно выбирают:
Способы оценивания достижений учащихся: контроль теоретических знаний; оценка полноты и правильности выполнения практических заданий; защита творческих, исследовательских заданий и проектов. Темы проектов (примерные):
Ожидаемые образовательные результаты:
Критерии успешности: ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:
Динамика интереса к курсу фиксируется:
В результате изучения элективного курса учащиеся должны: знать:
уметь:
описывать:
объяснять:
характеризовать:
приводить:
анализировать:
соблюдать:
|
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся моау сош№28 Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Перечень курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов моу сош №1 | Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, тоипкро.... | ||
О ведении элективных курсов 2013 год Общие положения Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного... | Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия) Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору | ||
Доклад Тема «Система элективных курсов по физике для предпрофильной и профильной подготовки» Доклад подготовлен Хоперской Еленой Александровной, учителем физики моу «Центр образования села Лаврентия» | Им. И. С. Черных г. Томска Элективный курс «Художественная обработка материала» (Цветы из ткани) – курс ранней предпрофильной ориентации для обучающихся 8 классов... | ||
Für alle, die Grimms Märchen gern lesen. Пояснительная записка Данный учебный курс по выбору состоит из 12 часов и рассчитан на учащихся 8-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки с практической... | Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по... Данный сборник адресован преподавателям математики, его материалы могут быть использованы не только в рамках учебного и элективного... | ||
Расписание групповых, индивидуальных занятий, курсов по выбору, элективных... | Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Элективный курс по истории России «История России в лицах» Россия... Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 17 часов | Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | ||
О безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687 Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего... | Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки |