Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему





Скачать 252.85 Kb.
НазваниеПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему
страница1/3
Дата публикации29.05.2015
Размер252.85 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Астрономия > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА

элективных курсов по выбору

в рамках предпрофильной подготовки по физике

для 9 классов расширенного уровня изучения

учебного материала 10 часов на тему:
Удивительная вселенная
Автор: Самохина Т. А. – учитель физики

высшей квалификационной категории
Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов в рамках изучения актуальных вопросов астрономии, для расширения практических умений и углубления и закрепления знаний, учащихся по астрономии и физике посредством применения их в практике для объяснения природных явлений астрономического характера, так как в школьной программе предмет «Астрономия» не ведётся.

В условиях профильной дифференциации в 10-11-м классах изучение физики и астрономии в школе будет происходить по разным программам для всех учащихся независимо от их будущей профессии, поэтому данный курс позволит учащимся, независимо от выбранного ими профиля, углубить свои знания о строении Вселенной. Курс рассчитан на разную категорию учащихся различающуюся уровнями подготовки по предмету с достаточным уровнем познавательного интереса к изучению физики и астрономии.

Элективный курс, направленный на интеграцию физических и астрономических знаний, умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «Физика» в образовании школьников.

Предлагаемый курс, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в программах. Элективный курс дает представление о строении нашей Галактики, рассматривает вопросы физики и астрономии, играющие важную роль в формировании у школьников научного мировоззрения, логического мышления.

Занятия по плану должны проводиться один раз в неделю в 1-ом полугодии, объем программы составляет 10 часов.

Курс «Удивительная Вселенная» построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые на уроках физики, математики, географии, химии, биологии, природоведения и интегрирован с астрономией, математикой и другими естественными дисциплинами. Сейчас учащиеся получают отрывочные, краткие, несистематизированные сведения о планетах, звёздах, Солнце, других небесных телах. Используя знания по основным школьным естественнонаучным предметам, элективного курса, ребята создадут стройную картину сведений о Вселенной, научатся строго рассчитывать и объяснять её физические характеристики, глобальные явления на Земле и ближайших к ней небесных телах. Курс даст возможность более глубоко удовлетворить познавательные интересы к естественнонаучной картине мира, расширить и углубить знания о родной планете, других объектах, развить интеллектуальные и творческие способности.

Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и фундаментальных взаимодействиях в природе. Это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. В наше время астрофизика достигла большого развития. Опираясь на известные законы физики, применяя самую совершенную научную аппаратуру, вплоть до автоматических межпланетных станций, современная астрофизика успешно создает и использует разнообразные способы изучения физического состояния небесных объектов и условий, в которых происходит их развитие.

Задачи астрофизики состоят в изучении физического состояния и процессов, происходящих на поверхности и в недрах небесных тел, их химического состава, состава и свойств среды между небесными телами.

Астрофизика подразделяется на практическую и теоретическую. Практическая астрофизика разрабатывает способы астрофизических наблюдений и их обработку, занимается теорией и практическим применением астрофизических инструментов. Теоретическая астрофизика занимается объяснением происходящих на небесных телах физических процессов и наблюдаемых явлений на основе теоретической физики. Развитие теоретической и экспериментальной физики, быстрый прогресс техники привели к возникновению новых разделов астрофизики.

Новизна программы в системе подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счёт практико-ориентированных приёмов познавательной деятельности, активизирующих познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические методы. Курс выстроен таким образом, чтобы не только дать сумму научно-прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий, включённых в единый метод научного познания. Эти компетенции связаны с жизнью, будут востребованы в будущем ученика и позволят ему определиться в обществе.

Способы деятельности, заложенные в содержание элективного курса «Удивительная Вселенная», опираются на первичное освоение методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически заданных учителем действий по овладению содержанием этих методов на обычных занятиях по физике. Они позволяют ученику проводить научно-прикладные исследования под руководством учителя, а также работать с источниками знаний, самостоятельно добывать необходимую информацию. Таким образом, приоритетным является не знаниевый, а деятельностный компонент, что требует применения новых подходов в обучении.

Методологическое основание курса: практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретённых знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике и астрономии, через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в освоении единого метода научного познания.

Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностно значимых характеристик. Необходим такой психолого-педагогический механизм стимулирования, который обеспечивал бы эффективную деятельность всех участников образовательного процесса. Мотивационный подход позволяет учителю осуществлять управление обучением так, чтобы быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Реализация организационной функции управления выдвигает новые задачи: учитель должен убедиться, что учащиеся хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия.

Концепция. Предусмотрена деятельность учащихся не только по теоретическому научному познанию Вселенной, решению задач, выполнению творческих заданий и исследовательских работ, но и по реализации компетентностного подхода в естественнонаучном и экологическом образовании старшеклассников. Полученные знания и умения старшеклассники могут проявить и в технической, и в гуманитарной области своей будущей деятельности.

Цели элективного курса:

  • формирование образовательной компетентности ученика по астрономии через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности;

  • сформировать цельную единую картину научных сведений о Вселенной, удовлетворяя индивидуальные познавательные интересы учащихся в процессе их познавательной и творческой деятельности;

  • развитие познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания, изучению астрофизических методов познания природы, интереса к изучению астрономии и физики;

  • развитие способностей к коммуникативной деятельности: использование гибких межличностных взаимодействий, разнообразных форм общения (монолога, диалога) в процессе обучения;

  • развитие способностей к само рефлексии собственной деятельности;

  • развитие способностей к самоопределению с учетом собственных интересов и склонностей;

  • активизация познавательной деятельности учащихся средствами предметов «Физика» и «Астрономия»;

  • предоставить возможность учащимся осуществить ответственный выбор предварительного самоопределения профессиональной ориентации;

  • повысить качество подготовки учащихся;

  • компенсировать отсутствие некоторых важных тем о строении Вселенной в программе основного курса;

  • развить творческие способности учащихся, их самостоятельность, интерес к исследовательской деятельности;

  • расширение знаний, формирование умений самостоятельной работы с различными источниками информации, применение знаний на практике; формирование познавательного интереса учащихся к предмету (создание положительной мотивации к дальнейшему более глубокому знакомству с астрономией).

Задачи курса:

  • создать условия учащимся для реализации своего интереса к физике, астрономии, выбранному профилю обучения;

  • овладеть методами исследования различных явлений природы, познакомиться с новыми прогрессивными идеями и взглядами;

  • способствовать развитию логического мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • формировать навыки разработки и презентации проектов;

  • развивать культуры исследовательской деятельности;

    • овладение учащимися способами применений знаний, а также интеллектуальных и практических умений в области астрономических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления природы;

    • предоставление учащимся свободы высказывания, свободы мысли, создание ситуации успеха в обучении;

    • использование и систематизация субъективного опыта учащегося;

    • учет мотивационных устремлений и уровня познавательного интереса каждого учащегося;

    • обучить школьников основным физико-математическим методам изучения небесных объектов;

    • раскрыть и доказать идеи связи Земли с космосом;

    • помочь в становлении собственной, соответствующей достижениям современной науки картины мира с учётом приобретённых знаний и умений в курсе «Удивительная Вселенная».

В плане реализации этих задач элективный курс строится на следующих принципах:

  • он должен быть завершенным;

  • предложенный учебный материал должен удовлетворить интерес учащихся и излагается доступным для понимания языком;

  • должна быть обеспечена преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, а также взаимодействие с параллельно изучаемыми предметами (математика, химия, биология, география);

  • содержание курса должно способствовать: расширению кругозора и включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

Ожидаемые результаты данной программы.

Элективный курс должен помочь учащимся:

  • получить новые дополнительные знания по астрономии;

  • приобрести и развить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (освоить способы анализа и отбора информации, приемов конструирования сообщения);

  • формировать умения участвовать в дискуссии, строить логическую цепь рассуждения, выбирать средства для решения поставленных задач.

Формы проведения занятий: лекционно-семинарские, практические, наблюдения дневные и вечерние; защита творческих, исследовательских работ, групповая и индивидуальная форма занятий; наглядно-деятельностные методы в форме практических работ, демонстраций, моделирования; исследовательских работ; диспутов; создание эвристических ситуаций; проектная деятельность (рефераты, сообщения, занимательные задачи).

Виды деятельности учащихся:

  • работа в парах, в группах (постоянного состава, сменного состава);

  • проблемные ситуации и их обоснованное решение;

  • проведение практических работ;

  • подготовка презентаций;

  • Internet ресурсы;

  • самостоятельные работы с источниками информации;

  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

  • эвристические беседы;

  • элементы игровых технологий;

  • работа с дидактическим материалом;

  • самоконтроль учащимися своих знаний по вопросам для повторения.


Учащиеся самостоятельно выбирают:

  • тему исследования;

  • вид отчетной работы;

  • литературу, с помощью которой работают над темой собственной работы.

Способы оценивания достижений учащихся: контроль теоретических знаний; оценка полноты и правильности выполнения практических заданий; защита творческих, исследовательских заданий и проектов.

Темы проектов (примерные):

    1. Развитие представлений о Вселенной.

    2. Важнейшие достижения в освоении космоса.

    3. Земля – планета Солнечной системы.

    4. Природа Венеры и Марса.

    5. Характеристика планет земной группы.

    6. Характеристика планет гигантов.

    7. Кометы и их природа.

    8. Характеристика малых тел Солнечной системы.

    9. Солнце и его влияние на жизнь Земли.

    10. Наша Галактика.

    11. Система «Земля - Луна».

    12. Физическая природа звёзд.

    13. Одиноки ли мы во Вселенной?

    14. Происхождение планет.

    15. Солнце – ближайшая к нам звезда.

    16. Двойные звёзды.

    17. НЛО – миф или реальность?

    18. Солнце и жизнь на Земле

    19. Как и зачем человек познает Вселенную?

    20. Видимое движение планет.

Ожидаемые образовательные результаты:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;

  • опыт дискуссии, проектирования, работы в коллективе, написании реферата;

  • умение искать, отбирать и оценивать информацию, систематизировать знания;

  • возможность обоснованного выбора дальнейшего способа образования;

  • как применять законы физики и астрономии для объяснения явлений происходящих в природе;

  • как использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;

  • накапливание опыта эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных суждений, стимулирующих учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний.

Критерии успешности:

ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:

  • инициативно и качественно выполняет задания;

  • успешно готовит проект, по предложенной теме, или выбранной самим;

  • участвует в публичной презентации своей работы;

  • участие в практических занятиях;

  • умеет работать в группах.

Динамика интереса к курсу фиксируется:

  • анкетированием на первом и последнем занятии;

  • собеседованием в процессе работы;

  • заключительным анкетированием.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

знать:

  • законы Кеплера – основу небесной механики;

  • способы определения расстояний до небесных тел Солнечной системы;

  • способы определения размеров небесных тел Солнечной системы;

  • физические характеристики малых планет с, входящих в Солнечную систему;

  • внутреннее строение планет;

  • внутреннее строение Солнца;

  • строение атмосферы Солнца;

  • состав нашей Галактики;

  • происхождение и эволюцию галактик;

уметь:

  • пользоваться подвижной картой звездного неба, узнавать по ней, какие созвездия видны в данный момент времени;

  • находить страны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

  • отыскивать на небе Большую и Малую Медведицу (с Полярной звездой), Кассиопею, Лиру (с Вегой), Орел (с Альтаиром), Лебедь (с Денебом);

  • определять по «Школьному астрономическому календарю» планеты, и в каких созвездиях видны на небе в данное время;

  • работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;

  • получать информацию из различных источников;

  • по формуле вычислять расстояние до небесных тел Солнечной системы;

  • пользоваться дополнительной литературой, справочниками;

  • пользоваться Internet ресурсами;

  • проводить практические работы по данной теме;

  • умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализации при объяснении астрономических вопросов;

  • обобщать знания об исследовании проблемы жизни и разума во Вселенной;

описывать:

    • геоцентрическую и гелиоцентрическую систему мира;

    • строение Солнечной системы;

    • химический состав атмосфер планет;

    • формы рельефа поверхностей большинства планет;

    • физическую природу звёзд;

объяснять:

  • смену времён года на Земле и других планетах;

  • смену фаз Луны;

  • почему с Земли видна одна сторона Луны;

  • как происходят солнечные и лунные затмения;

  • по каким характеристикам планеты делятся на две основные группы – планеты земной группы и планеты – гиганты;

  • пространственную скорость звёзд;

  • различия спектров звёзд;

характеризовать:

  • планеты – гиганты;

  • планеты земной группы;

  • химический состав планет;

  • спутники планет;

приводить:

  • отличия планет гигантов от планет земной группы;

  • современные теории об источнике энергии в недрах Солнца;

  • аргументы о том, что жизнь Земли неразрывно связана с проявлением солнечной активности;

  • примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего мира;

анализировать:

    • причинно – следственные связи при объяснении влияния солнечной активности на околоземное пространство и явления в атмосфере Земли;

соблюдать:

  • правила техники безопасности.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconПоложение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся моау сош№28
Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconПеречень курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов моу сош №1

Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconУчебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, тоипкро....
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconО ведении элективных курсов 2013 год Общие положения
Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного...
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconДоклад Тема «Система элективных курсов по физике для предпрофильной и профильной подготовки»
Доклад подготовлен Хоперской Еленой Александровной, учителем физики моу «Центр образования села Лаврентия»
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconИм. И. С. Черных г. Томска
Элективный курс «Художественная обработка материала» (Цветы из ткани) – курс ранней предпрофильной ориентации для обучающихся 8 классов...
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconFür alle, die Grimms Märchen gern lesen. Пояснительная записка
Данный учебный курс по выбору состоит из 12 часов и рассчитан на учащихся 8-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки с практической...
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconМилаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по...
Данный сборник адресован преподавателям математики, его материалы могут быть использованы не только в рамках учебного и элективного...
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconРасписание групповых, индивидуальных занятий, курсов по выбору, элективных...

Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconЭлективный курс по истории России «История России в лицах» Россия...
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 17 часов
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconО безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687
Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по физике для 9 классов расширенного уровня изучения учебного материала 10 часов на тему iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск