МОУ средняя общеобразовательная школа №32
г. Рыбинска
Программа
межпредметного элективного курса
для 9 класса в рамках
предпрофильной подготовки
"Химия и биология в знакомых предметах"
Авторы: В.Н. Шульдина
учитель химии
А.А Куличкова
учитель биологии
2004 год
Пояснительная записка к курсу
«Химия и биология в знакомых предметах».
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих естественно-научный профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора данного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной деятельности на материале достаточно простого и увлекательного междисциплинарного содержания. Интегративность, междисциплинарный характер занятий – одна из важнейших особенностей курса. Это даст возможность, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой, способствовать устранению психологических барьеров мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности. Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей предметников.
Другой особенностью курса является организация естественнонаучной исследовательской деятельности учащихся, которая включает в себя такие элементы, как наблюдение, выдвижение гипотез, построение умозаключений, экспериментирование, анализ информационных источников, а также предлагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссий, презентации результатов).
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников:
работать с источниками информации, проводить поиск информации в источнике, сопоставлять сведения различных источников, высказывать суждения об их ценности, выделять факты, доказательства;
анализировать, систематизировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях;
определять актуальность изучаемых проблем, обсуждать их значимость;
составлять рефераты, выступать с сообщениями, участвовать в дискуссии по выделенной проблеме, сотрудничать с товарищами, работая в творческой группе.
Таким образом, основная обучающая задача курса – расширение знаний в области химии и биологии, развивающая – закрепление исследовательских навыков, навыков работы с различными источниками информации, воспитывающая – формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Категория обучающихся: ученики 9 класса основной школы.
Программа рассчитана на 24 ч., 12 недель по 2 часа в неделю. Изучение будет организовано посредством различных форм и методов.
Занятия включают: информационно – инструктивные знания - 2 часа,
практические занятия - 10 часов,
дискуссия (конференция) - 4 часа.
Форма контроля: защита проекта.
Программа составлена с учетом нормативных документов по созданию курсов по выбору для 9 класса.
Программа базируется на знаниях, полученных на уроках биологии по элементарному химическому строению, морфологии и физиологии клетки.
Содержание курса способствует совершенствованию практических умений и навыков по химии, а также направлено на опережающее изучение таких вопросов как химические свойства биологически важных веществ (белков, жиров, углеводов), сложные эфиры, их синтез и индентификация органических веществ.
УМП содержит дидактический материал, инструктивные карточки для практических работ, инструкции по технике безопасности, правила оформления творческих работ. Результатом работы ребят является защита проектной работы.
Учебный план курса
«Химия и биология в знакомых предметах».
№ пп
| Наименование
раздела
| всего (ч.)
| В том числе
| Контроль
| Лек-ций
| Практич
работ
| Сам.
ра-
бот
| Экскур
сий
| Консультаций
| Ча-сы
| Формы
| 1.
| Вводный раздел
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Информационно-инструктивный раздел.
| 8
| 2
| 2
| 2
| 2
|
|
| Зачёт по практической части
| 3.
| Проектно-исследовательский раздел.
| 8
| 2
| 4
| 2
|
|
|
| Зачёт по практической части
| 4.
| Консультационный раздел
| 2
|
|
|
|
| 2
|
|
|
5.
| Презентационный раздел.
| 4
|
|
|
|
|
| 4
| Защита проекта
|
Учебно-тематический план элективного курса
"Химия и биология в знакомых предметах"
№, п/п
| Наименование тем, разделов
| Кол-во часов
| Лекции
| Пр.
раб.
| См
раб.
| Экс.
| Конс.
| Контр.
| Ⅰ
| Вводный раздел
| 2 ч
|
|
|
|
|
|
| 1.1
| Знакомство с курсом. Цели и задачи элективного курса
"Химия и биология в знакомых предметах". Биологическое значение химических веществ.
|
|
1
|
|
|
|
|
| 1.2
| Алгоритм движения от вопроса к ответу.
|
| 1
|
|
|
|
|
| Ⅱ
| Информационно – инструктивный раздел
| 8 ч
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Ознакомление с различными источниками информации.
Правила оформления творческих работ.
|
|
1
|
|
|
|
|
| 2.2
| Экскурсия в библиотеку.
Систематический и предметный каталоги.
|
|
|
|
|
1
|
|
| 2.3
| Экскурсия "Лекарства и их многообразие".
|
|
|
|
| 1
|
|
| 2.4
| Значение химических веществ для человека.
|
|
|
| 1
|
|
|
| 2.5
| Работа с лабораторным оборудованием.
Правила техники безопасности.
Практические работы 1 и 2.
|
|
|
1
|
|
|
|
| 2.6
| Смеси, способы разделения смесей.
Очистка загрязненной соли.
Практическая работа 3.
|
|
|
1
|
|
|
|
| 2.7
| Химический состав клетки.
Строение и функции веществ, составляющих клетку.
|
|
|
|
1
|
|
|
| 2.8
| Органические спирты, сложные эфиры.
Строение, свойства, роль.
|
| 1
|
|
|
|
|
| Ⅲ
| Проектно-исследовательский раздел
| 8 ч
|
|
|
|
|
|
| 3.1-3.2
| Работа по проекту "Мир запахов"
|
| 1
|
| 1
|
|
|
| 3.3-3.4
| Работа по проекту "Химия клетки"
|
| 1
|
| 1
|
|
|
| 3.5-3.6
| Исследование свойств углеводов и жиров.
Практическая работа 4.
|
|
| 2
|
|
|
|
| 3.7
| Получение эфирных масел из различных растений.
Практическая работа 5.
|
|
| 1
|
|
|
|
| 3.8
| Синтез сложного эфира.
Практическая работа 6.
|
|
| 1
|
|
|
|
| Ⅳ
| Консультационный раздел
| 2 ч
|
|
|
|
|
|
| 4.1-4.2
| Предзащита проектов "Химия клетки", "Мир запахов".
|
|
|
|
|
| 2
|
| Ⅴ
| Презентационный раздел
| 4 ч
|
|
|
|
|
|
| 5.1-5.2
| Защита проектов "Химия клетки", "Мир запахов".
Обсуждение результатов.
|
|
|
|
|
|
| 4
|
| Итого:
| 24 ч
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы.
1.Вводный раздел. Знакомство с курсом. Цели и задачи курса "Химия и биология в знакомых предметах", пути их решения. Алгоритм движения от вопроса к ответу. Теория и методы принятия решений. Общая схема решения проблемы. Цель как основной элемент принятия решений, анализ материала, определение потребности, формулирование проблемы, поиск информации по проблеме, выбор оптимального варианта решения, оценка результатов. Биологическое значение химических веществ. Использование химических веществ человеком. Лекарства, СМС, пищевые добавки, витамины.
2.Информационно-инструктивный раздел. Ознакомление с различными источниками информации, правил оформления творческих работ. Химический состав клетки, строение и функции веществ, составляющих клетку. Биологическое значение неорганических веществ. Физико-химические свойства воды, обуславливающие её значение. Минеральные соли, их диссоциация. Натрий-калиевый насос.
Биологически важные органические вещества. Химические свойства, строение белков, жиров и углеводов как основных органических компонентов клетки. Биологические катализаторы, их особенности, условия работы, использование в СМС, лекарствах. Витамины-строение, биологические функции. Витаминные препараты.
Органические кислоты, спирты, реакции этерификации, сложные эфиры. Строение, функции, химические свойства, биологическая роль. Влияние сложных эфиров (запахов) на организм и здоровье человека. Аллергия. Наркотическое действие спиртов на организм.
Практические работы:
1 Изучение правил техники безопасности при работе в химическом кабинете
2 Основные приемы работы с лабораторным оборудованием: штатив, спиртовка, электронагреватель, микроскоп
№ 3 Смеси, способы разделений смеси. Очистка загрязнения соли.
Экскурсии:
-в аптеку "Многообразие лекарств и их значение»
-в библиотеку "Приемы работы с систематическим и предметным каталогами»
3. Проектно-исследовательский раздел. Работа по проекту «Мир запахов» и «Химия клетки». Проблематизация, определение целей, хода работы. Выбор исследований. Практические работы:
№4 Исследование свойств углеводов и жиров
5 Получение эфирных масел из различных растений
6 Синтез сложного эфира
4. Консультационный раздел. Предзащита проектов «Мир запахов» и «Химия клетки». Уточнение, замечания, корректировка. Рекомендации по защите.
5. Презентационный раздел. Защита проектов «Мир запахов» и «Химия клетки». Обсуждение результатов.
Итоги работы-творческие проекты:
"Мир запахов"
"Химия клетки"
Рекомендуемая литература
Билич Г. Л. Биология, Полный курс.
М., «Высшая школа». 1982г.
Доннер К. Тайны анатомии.
М., «Мир». 1985.
Зурабян С. Э. и др. Органическая химия.
М., «Высшая школа». 1986 г.
Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости.
М., «Знание». 1988 г.
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.
М., "Просвещение". 1986 г.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.
М., "Высшая школа". 1992 г.
Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия.
М., "Химия". 1982 г.
Нечаев Н.П. Органическая химия.
М., "Высшая школа". 1986 г.
Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека.
М., Изд. Дом «ОНИКС 21 век»: Мир. 2004г.
Терлецкий Е.Г. Металлы, которые всегда с тобой.
М., «Знание». 1986г.
Успенская Е.А. Здоровье и красота.
М., «Астрель». 2000г.
|