Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс»





НазваниеКурсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс»
страница1/3
Дата публикации24.12.2014
Размер403 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Математика > Курсовая
  1   2   3
Чувашский республиканский институт образования

КУРСОВАЯ РАБОТА
Элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс»

Выполнил учитель математики

Гурьянова Валентина Викторовна

МОУ «СОШ №37 с углубленным

изучением отдельных предметов

г. Чебоксары»

Научный руководитель

методист кафедры ЕНД

Хрисанова З.И.

Чебоксары 2008

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Решение нестандартных задач»
Пояснительная записка
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловно практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Программа курса «Решение нестандартных задач» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при сдаче экзамена за курс основной школы (особенно в форме ЕГЭ). Появление задач, решаемых нестандартными методами, на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры.

Решению задач такого типа в школьной программе не уделяется должного внимания, большинство учащихся обычных ( не физико-математических) школ либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для учащихся 9-х классов.

Многообразие нестандартных задач охватывает весь курс школьной математики, поэтому владение приемами их решения можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Изучение методов решения нестандартных задач дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, подготовиться для дальнейшего изучения математики, научиться решать разнообразные задачи различной сложности.

Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ и экзаменов при поступлении в вузы.

Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 34 часа: 7,5 часов лекций и 26,5 часов практических занятий.

Содержание курса состоит из восьми разделов, включая введение и итоговое занятие. Учитель, в зависимости от уровня подготовки учащихся, уровня сложности изучаемого материала и восприятия его школьниками, может взять для изучения не все темы, увеличив при этом количество часов на изучение других. Учитель также может изменить уровень сложности представленного материала.

Программа содержит темы творческих работ и список литературы по предложенным темам.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии.
Цели курса:

формировать у учащихся умения и навыки по решению нестандартных задач;

изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ и к дальнейшему обучению в 10-11-х классах или в колледже;

развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;

создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

 

Задачи курса:

  • вооружить учащихся системой знаний и умений по решению нестандартных задач;

  • сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;

  • подготовить учащихся к ЕГЭ;

  • сформировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;

  • сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;

  • сформировать умения и навыки исследовательской работы;

  • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;

  • способствовать формированию познавательного интереса к математике.

 

 

Требования к уровню усвоения учебного материала

 

В результате изучения программы элективного курса «Решение нестандартных задач» учащиеся должны:

  • усвоить основные методы и приемы решения нестандартных уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств;

  • применять алгоритмы решения уравнений, неравенств и их систем;

  • овладеть исследовательской деятельностью.


Структура курса планирования учебного материала.
Темы:

  1. Первоначальные сведения. 1ч.

  2. Целые рациональные уравнения. 10 ч.

  3. Дробно-рациональные уравнения. 6 ч.

  4. Неравенства. 8 ч.

  5. Системы уравнений и неравенств. 2 ч.

  6. Квадратный трехчлен в задачах.5 ч.

  7. Итоговое занятие. 2 ч.



Содержание курса

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

 

1. Введение (1 ч).

Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Знакомство с литературой, темами творческих работ. Требования, предъявляемые к участникам курса. 

2. Целые рациональные уравнения ( 10 ч).

Преобразование алгебраических уравнений. Решение алгебраических уравнений методом подбора. Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Решение алгебраических уравнений методом замены переменной. Однородные уравнения . Решение алгебраических уравнений методом введения параметра.

3. Дробно-рациональные уравнения. ( 6 ч. )

  Общие положения. Сведение рационального уравнения к алгебраическому. Решение рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х0. Решение рациональных уравнений методом замены переменных.

4. Неравенства. ( 8 ч. )

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости. Доказательство неравенств. Обобщенный метод интервалов.

5.Системы уравнений и неравенств ( 2 ч.)

Решение систем уравнений . Графический способ решения систем неравенств

6. Квадратный трехчлен в задачах. ( 5 ч.)

Квадратный трехчлен, его график. Теорема Виета. Задачи на максимум и минимум.

  8. Итоговое занятие ( 2 ч).

  Защита презентаций и творческих проектов.
Учебно-тематический план




П / п

Название

разделов и тем

Количество часов

Форма

проведения

Образовательный

Продукт

всего

теории

Практики







1.

Введение

1

0,5

0,5

аукцион знаний

анкета, записи

2.

Целые рациональные УРАВНЕНИЯ

10

2

8

 

2.1.

Преобразование алгебраических уравнений

2

0,5

1,5 

Лекция,

Тренинг

Опорный конспект


2.2.

Решение алгебраических уравнений методом подбора

2

0,5 

1,5

тренинг


Решение в тетрадях

2.3.

Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители

2

0,5 

1,5

практикум

решенные задания

2.4.

Решение алгебраических уравнений методом замены переменных. Однородные уравнения

2

 

2

семинар-практикум

Реферат,

решенные задания

2.5

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра

2

0,5 

1,5

  тренинг

Решенные задания

3.

Дробно-рациональные уравнения

6



4




3.1

Дробно-рациональные уравнения. Общие положения.

1





лекция

памятка с правилами и алгоритмами



3.2.

Сведения решения дробно-рационального уравнения к алгебраическому

1

 

1

тренинг

выполненные

решения

уравнений


3.3.

Решение дробно- рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х0

2

0,5 

1,5

тренинг

Опорный конспект,

выполненные

Решения


3.4.

Метод замены переменных в дробно-рациональных уравнениях

2

 

2

практикум,

защита решений

Выполненные решения

4.

Неравенства

8

2

6

 

4.1.

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

1

1

 

лекция

Конспект,

алгоритмы решений

4.2.

Доказательство неравенств

1

 

1

практикум

решенные задания

4.3.

Обобщенный метод интервалов

6



5

практикум

памятка,

решенные задания



5.

Решение систем уравнений и неравенств

2

 

2

семинар-практикум

памятка,

опорный конспект,

решенные задания

5.1

Решение систем уравнений


1

0,5 

0,5

Лекция,

практикум

памятка,

опорный конспект,

решенные задания

5.2

Графическое решение систем неравенств

1

0,5 

0,5

тренинг

с применением ПК

распечатка

решений

6.

Квадратный трехчлен в задачах

5

1

4




6.1

Квадратный трехчлен. График квадратного трехчлена.

1

 

1

практикум

опорный конспект,

решенные задания

6.2

Теорема Виета

2

0,5 

1,5

Практикум

решенные задания

6.3 .

Задачи на максимум и минимум

2

0,5

1,5

практикум 

Решенные задания


7.

Итоговое занятие

2






Защита презентаций, творческих проектов




 

Итого:

34

9

25

 

 

 


Методические рекомендации по содержанию

и проведению занятий.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс по биологии 10 класс "Решение генетических задач"
Знать: наслееловека и человечестваедственность, изменчивость, аллельные гены,множественный аллелизм
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconТема: «Решение нестандартных задач и задач повышенной трудности»
Соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Структура органических веществ. Решение расчётных задач», в 11 классах –«Вода в жизнедеятельности человека. Решение нестандартных...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconКурсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право»
Курсовая работа имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение и решение студентом...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconПротокол №1
Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, обобщение и повторение разделов программы по математике, повышение уровня...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс «Решение задач с параметрами»
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс по алгебре для 9 класса. «Проценты в нашей жизни»
Следовательно велик и объём накопившихся у учащихся за годы обучения пробелов. Знания тем, входящих в этот курс необходимы, так как...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов
Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconРабочая программа элективного кура по математике «Решение нестандартных задач»
«Средняя общеобразовательная школа п. СоцземледельскийБалашовского района Саратовской области»
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconРабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconКурсовая работа Разработка проекта аис на примере муз «Городская больница»
Курсовая работа является одним из видов учебных занятий и выполняется в соответствии с учебным планом специальности. При написании...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconПрограмма элективного курса для 10 класса «Решение нестандартных задач»
Значение математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие общие цели школьного математического...
Курсовая работа элективный курс «Решение нестандартных задач. 9 класс» iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск