Скачать 157.62 Kb.
|
Элективный курс «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» 9 класс 17 часов Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам. директора по УВР Межшкольного учебного комбината №1). Пояснительная записка. В нашем Межшкольном учебном комбинате действуют различные профили. Одним из самых востребованных профилей является психолого – педагогический. Программа психолого – педагогического профиля создавалась прежде всего для учеников, которые целенаправленно и осознанно изучают психологию и педагогику в течение двух лет. Программа состоит из следующих блоков: основы общей психологии, возрастная педагогическая психология, психология общения. Я считаю, что психологию нужно обязательно изучать в школе. Во – первых, это связано с особенностями нашей современной жизни. Во – вторых, каждый воспитанный и образованный человек должен обладать элементарной психологической культурой. Как говорил один из известных психологов Г.И.Челпанов: « Психология нужна всем, психология есть предмет общеобразовательный. Она нужна и юристам, и медикам, и естественникам». Поэтому не случайно на основе программы «Психология и педагогика» были разработаны элективные курсы, основными целями которых являются, прежде всего, практические цели. Но при создании любого элективного курса, нужно иметь ввиду, что программа курса должна меняться в соответствии с требованиями учащихся. Это дополнительный курс, поэтому он должен быть, прежде всего, интересен ученикам. А значит, уроки должны быть интерактивными, чтобы каждый ученик понимал, чему он учится и пригодятся ли ему полученные знания в жизни. Таким образом, и был создан элективный курс «Введение в психологию», предназначенный, прежде всего, для подросткового возраста. Так как именно в подростковом возрасте происходит как бы второе рождение личности, когда человек постоянно задает себе вопросы: «Кто я?», «Кем мне быть?», «Каким мне быть?», «В чем смысл моей жизни?». Поэтому педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она позволит подросткам приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с внешним миром и другими людьми. Содержание программы направлено на воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе, что будет способствовать формированию позитивного отношения к себе и людям. Зная элементы общей психологии, подросток сможет самостоятельно и осмысленно действовать при решении личных проблем и проблем самоопределения. В этом заключается новизна данной программы. Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала. Занятия строятся в основном из практических упражнений, тренингов, самонаблюдений, что дает детям знания и умения, необходимые непосредственно в жизни. Цель программы: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся. Задачи: -формирование потребностей саморазвития и самопознания; -развитие сознания и развитие творческого мышления; -формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности, умение моделировать свое будущее; -воспитание ответственности за свои мысли, слова и поступки. Педагогическим результатом деятельности по данной программе является становление и развитие личности как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться в сложных современных условиях. Программа рассчитана на учащихся 14-15 лет. Состав группы 15-20 человек. По целевой направленности программа является учебно - познавательной. По тематической направленности – социально - педагогическая, построена на принципах гумманизации и развития личностных качеств обучающихся, призвана приобщить обучающихся к психологической культуре. Программа личностно ориентирована. Этот курс относится к предметным элективным курсам, так как направлен на углубление изучения предмета, входящего в базисный учебный план, такой, как обществознание. Предлагаемый проект программы «Введение в психологию» актуален, ориентирован на будущее, так как формирует у детей способности к самостоятельной психофизической саморегуляции, что позволяет им быть психологически здоровыми на долгие годы. При освоении данной программы учащиеся должны знать: - предмет психологии, отличие научной психологии от житейской; -что включают в себя такие понятия психологическая культура и психологическая ь -структуру, функцию и методы развития внимания, памяти, воображения, интеллекта, интуиции и творческого мышления; -условия формирования и развития личности; -понятия темперамента, характера, способностей человека; -понятие самооценки человека; - структуру и средства общения; -стили разрешения конфликта; - элементы профориетационной работы. Должны развивать в себе следующие компетентности: -владеть навыками самоанализа и самораскрытия; -позитивно мыслить; -уметь анализировать и определять свои психологические характеристики и близких людей -владеть приемами саморегуляции поведения; -укреплять самооценку; -развивать в себе коммуникативные качества; -выражать свое эмоциональное состояние; -развивать личностные ресурсы; -находить в себе и других главные индивидуальные особенности; -повышать самопонимание на основе осознания своих отрицательных и положительных качеств. Методологический аппарат Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа построена с опорой на личностно- ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей. Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета Для реализации целей и задач программы «Введение в психологию» используются следующие методы и приемы обучения: -словесные (рассказ, беседа, лекция); -наглядные (демонстрация плакатов); -практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений); -игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры); - психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкретных ситуаций). Преподавание курса предусматривает использование разнообразных форм проведения занятий (фронтальные, индивидуальные, групповые), а также активных форм обучения: дискуссий, ролевых игр, исследовательских работ, самонаблюдений, просмотр и обсуждение кино - и мультфильмов, зашиты творческих работ. На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
о т Тематическое планирование 1. Основные вопросы психологии. Для чего изучают психологию Вид занятий: лекция с элементами беседы; творческая работа: сочинение-рассуждение «Для чего изучают психологию» Методическое оснащение: тест «Таблица Пифагора» Образовательный продукт: рефераты: «Различие житейской и научной психологии», «Основные методы психологии», «Актуальность психологических знаний». 2. Что такое психологическая помощь и психологическая культура. Основные компоненты психологической культуры Вид занятий: - беседа; - дискуссия «Этика практического психолога»; Методическое оснащение: тест «Я- психолог»;обсуждение результатов тестирования. Образовательный продукт: рефераты: «Сила слова», «Возможности человека», «Психическая энергия». 3.Основные познавательные процессы, их виды. Вид занятий: лекция. Образовательный продукт: реферат «Виды познавательных процессов» 4. Внимание. Виды и свойства внимания. Приемы развития внимания Вид занятий:- беседа; психологическая игра -тестирование всех видов внимания; Методическое оснащение: психологические игры на развития внимания: «Запомни позы», «Копирование движений», «Перебежчики и охранники». Образовательный продукт: творческая работа «Создание психологических упражнений на развитие внимания(3-4)». 5. Виды и свойства памяти. Методы исследования памяти. Виды развития памяти: мнемотехника. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации Виды занятий:- лекция с элементами беседы; психологическая игра; тестирование всех видов памяти; -овладение методами запоминания: «Последовательные ассоциации», «Фонетические ассоциации», «Оживление», «Вхождение», «Трансформация», «Метод Цицерона», «Комбинированные методы»; Методическое оснащение: психологическая игра «Почта» Образовательный продут: сообщение ученика «Проказы мнемозины». 6. Мышление. Приемы развития и методы исследования мышления. Пути развития и активизации мышления. Творческое мышление и его стадии Виды занятий: - лекция; психологическая игра -диагностика логического мышления ( тесты); Методическое оснащение: тест «Умеете ли вы мыслить творчески»; психологическая игра «Поиск сходств». Образовательный продукт: реферат: «Искусство мышления- результат оздоровления». 7. Воображение. Приемы развития воображения Виды занятий: беседа; психологическая игра Методическое оснащение: психологические игры: «Вавилонская башня», «Иностранец», «Странные отгадки», «Другими словами»; тест «Сколь велики ваши творческие способности». Образовательный продукт: творческая работа «Мой любимый писатель-мастер фантазии». 8. Умение контролировать свои эмоции и чувства. Роль эмоций и чувств в жизни человека. Влияние эмоций и чувств на здоровье человека. Виды занятий: беседа; использование релаксации, самовнушения; метод переоценки событий Методическое оснащение: упражнения: «Пиктограммы эмоций», «Изобрази эмоцию», «Передай эмоцию»; тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Образовательный продукт: творческое задание: «Нарисуй свое настроение», реферат: «Эмоции и чувства- краски здоровья». 9. Как можно управлять своими волевыми ощущениями. Виды занятий: методы саморегуляции: аутотренинг, внутреннее сосредоточение, самовнушение, психосинтез: «Работа с постановкой цели» Образовательный продукт: творческая работа: «Встреча с самим собой». 10. Основные свойства личности. Темперамент. Практическая работа по выявлению темперамента. Виды занятий: беседа; практическая работа с «Кругом Айзенка», «Таблицей качеств личности»; психологическая игра Методическое оснащение: тесты: «Ваш темперамент», «Формула темперамента»; психологическая игра «Черты характера». Образовательный продукт: диагностическое исследование темперамента моих родителей. 11. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Виды занятия: практическая работа Методическое оснащение: мини тест «20 Я»; тест «Самооценка»; упражнения на сознания своего «Я»: «Перемещение», «Освобождение тела». Образовательный продукт: творческая работа: «Мой психологический портрет». 12. Как можно развивать свои способности. Виды занятий: практическая работа; тренинг интуиции Методическое оснащение: тесты по определению коэффициента интеллекта, «Умеете ли вы мыслить творчески»»; упражнение интеллектуальная лабильность; упражнение «Чтение с ритмом» 13. Как стать гармоничным и уверенным в себе человеком. Виды занятий: беседа об уверенном и неуверенном поведении;. Методическое оснащение: психологические упражнения: «Воспроизведение», «Мое по ведение», «Зеркало», «Трон», «Круг уверенности»; упражнение «Самопрезентация». 14. Умеем ли мы общаться? Умеем ли мы слушаться своего собеседника? Виды занятий: беседа; практическая работа Методическое оснащение: тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»; упражнения: «Продемонстрируй свое состояние», «Вживание в образ», «Эмоциональная фраза»; практическая работа «Анализ ситуаций»; техники «Определение жизненного сценария». Образовательный продукт: реферат: «Психологические игры и анализ игр». 15. Почему мы конфликтуем? Стили разрешения конфликтов. Виды занятий: беседа; практическая работа Методическое оснащение: практическая работа «Анализ ситуаций»; тест «Стили разрешения конфликтов»; упражнение «Разногласие». Образовательный продукт: рефераты: «Личный стиль поведения в конфликте», «Управление конфликтом», «Динамика конфликта». 16. Влияние характера, темперамента, способностей на профессиональное самоопределение. Виды занятий: беседа; Методическое оснащение: тест «Самоопределение» 17. Профориентационная работа: кто я или что я думаю о себе. Мир профессий: дороги, которые мы выбираем. На пути к профессиональной цели. Виды занятия: тесты на самоопределение, творческая работа: сочинение- рассуждение «Моя будущая профессия». Образовательный продукт: сочинение – рассуждение «Моя будущая профессия». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
ДЛЯ УЧЕНИКОВ:
|
Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Умк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Элективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,... Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,... | ||
Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе раздела... Защита интеллектуальной собственности, Введение в психологию творческой деятельности, 10класс | Элективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,... Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа | ||
Программа элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк... Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа | Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | ||
Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся... |