Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов





Скачать 157.62 Kb.
НазваниеЭлективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов
Дата публикации22.11.2017
Размер157.62 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Психология > Элективный курс

Элективный курс

«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»

9 класс 17 часов


Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам. директора по УВР Межшкольного учебного комбината №1).
Пояснительная записка.
В нашем Межшкольном учебном комбинате действуют различные профили. Одним из самых востребованных профилей является психолого – педагогический. Программа психолого – педагогического профиля создавалась прежде всего для учеников, которые целенаправленно и осознанно изучают психологию и педагогику в течение двух лет. Программа состоит из следующих блоков: основы общей психологии, возрастная педагогическая психология, психология общения.

Я считаю, что психологию нужно обязательно изучать в школе. Во – первых, это связано с особенностями нашей современной жизни. Во – вторых, каждый воспитанный и образованный человек должен обладать элементарной психологической культурой. Как говорил один из известных психологов Г.И.Челпанов: « Психология нужна всем, психология есть предмет общеобразовательный. Она нужна и юристам, и медикам, и естественникам». Поэтому не случайно на основе программы «Психология и педагогика» были разработаны элективные курсы, основными целями которых являются, прежде всего, практические цели. Но при создании любого элективного курса, нужно иметь ввиду, что программа курса должна меняться в соответствии с требованиями учащихся. Это дополнительный курс, поэтому он должен быть, прежде всего, интересен ученикам. А значит, уроки должны быть интерактивными, чтобы каждый ученик понимал, чему он учится и пригодятся ли ему полученные знания в жизни. Таким образом, и был создан элективный курс «Введение в психологию», предназначенный, прежде всего, для подросткового возраста. Так как именно в подростковом возрасте происходит как бы второе рождение личности, когда человек постоянно задает себе вопросы: «Кто я?», «Кем мне быть?», «Каким мне быть?», «В чем смысл моей жизни?».

Поэтому педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она позволит подросткам приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с внешним миром и другими людьми.

Содержание программы направлено на воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе, что будет способствовать формированию позитивного отношения к себе и людям.

Зная элементы общей психологии, подросток сможет самостоятельно и осмысленно действовать при решении личных проблем и проблем самоопределения. В этом заключается новизна данной программы.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала. Занятия строятся в основном из практических упражнений, тренингов, самонаблюдений, что дает детям знания и умения, необходимые непосредственно в жизни.

Цель программы: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

Задачи:

-формирование потребностей саморазвития и самопознания;

-развитие сознания и развитие творческого мышления;

-формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности, умение моделировать свое будущее;

-воспитание ответственности за свои мысли, слова и поступки.

Педагогическим результатом деятельности по данной программе является становление и развитие личности как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться в сложных современных условиях.

Программа рассчитана на учащихся 14-15 лет. Состав группы 15-20 человек.

По целевой направленности программа является учебно - познавательной.

По тематической направленности – социально - педагогическая, построена на принципах гумманизации и развития личностных качеств обучающихся, призвана приобщить обучающихся к психологической культуре. Программа личностно ориентирована.

Этот курс относится к предметным элективным курсам, так как направлен на углубление изучения предмета, входящего в базисный учебный план, такой, как обществознание.

Предлагаемый проект программы «Введение в психологию» актуален, ориентирован на будущее, так как формирует у детей способности к самостоятельной психофизической саморегуляции, что позволяет им быть психологически здоровыми на долгие годы.

При освоении данной программы учащиеся должны знать:

- предмет психологии, отличие научной психологии от житейской;

-что включают в себя такие понятия психологическая культура и психологическая ь

-структуру, функцию и методы развития внимания, памяти, воображения, интеллекта, интуиции и творческого мышления;

-условия формирования и развития личности;

-понятия темперамента, характера, способностей человека;

-понятие самооценки человека;

- структуру и средства общения;

-стили разрешения конфликта;

- элементы профориетационной работы.

Должны развивать в себе следующие компетентности:

-владеть навыками самоанализа и самораскрытия;

-позитивно мыслить;

-уметь анализировать и определять свои психологические характеристики и близких людей

-владеть приемами саморегуляции поведения;

-укреплять самооценку;

-развивать в себе коммуникативные качества;

-выражать свое эмоциональное состояние;

-развивать личностные ресурсы;

-находить в себе и других главные индивидуальные особенности;

-повышать самопонимание на основе осознания своих отрицательных и положительных качеств.

Методологический аппарат

Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа построена с опорой на личностно- ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета

Для реализации целей и задач программы «Введение в психологию» используются следующие методы и приемы обучения:

-словесные (рассказ, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация плакатов);

-практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);

-игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);

- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкретных ситуаций).

Преподавание курса предусматривает использование разнообразных форм проведения занятий (фронтальные, индивидуальные, групповые), а также активных форм обучения: дискуссий, ролевых игр, исследовательских работ, самонаблюдений, просмотр и обсуждение кино - и мультфильмов, зашиты творческих работ. На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы и содержание урока

Кол-во часов

теория

практика

1

Основные вопросы и проблемы психологии. Для чего изучают психологию.

1




2

Что такое психологическая помощь и психологическая культура. Основные компоненты психологической культуры.

1




3

Основные познавательные процессы, их виды.




1

4

Внимание. Приемы развития внимания.

0,5

0,5

5

Память. Методы исследования памяти.

0,5

0,5

6

Мышление. Приемы развития и методы исследования мышления.

0,5

0,5

7

Воображение. Приемы развития воображения.

0,5

0,5

8

Умение контролировать свои эмоции и чувства. Роль эмоций и чувств в жизни человека. Влияние эмоций и чувств на здоровье человека.

0,5

0,5

9

Как можно управлять своими волевыми ощущениями.




1

10

Основные свойства личности. Темперамент. Практическая работа по выявлению темперамента.

1




11

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.




1

12

Как можно развивать свои способности.




1

13

Как стать гармоничным и уверенным в себе человеком.

0,5

0,5

14

Умеем ли мы общаться? Умеем ли мы слушать своего собеседника?

0,5

0,5

15

Почему мы конфликтуем? Стили разрешения конфликтов.

0,5

0,5

16

Влияние характера, темперамента, способностей на профессиональное самоопределение.

0,5

0,5

17

Профориентационная работа: кто я или что я думаю о себе. Мир профессий: дороги, которые мы выбираем. На пути к профессиональной цели.




1




Итого:

7,5

9,5




Всего:

17




о т




Тематическое планирование

1. Основные вопросы психологии. Для чего изучают психологию

Вид занятий: лекция с элементами беседы;

творческая работа: сочинение-рассуждение «Для чего изучают психологию»

Методическое оснащение: тест «Таблица Пифагора»

Образовательный продукт: рефераты: «Различие житейской и научной психологии», «Основные методы психологии», «Актуальность психологических знаний».
2. Что такое психологическая помощь и психологическая культура. Основные компоненты психологической культуры

Вид занятий: - беседа;

- дискуссия «Этика практического психолога»;

Методическое оснащение: тест «Я- психолог»;обсуждение результатов тестирования.

Образовательный продукт: рефераты: «Сила слова», «Возможности человека», «Психическая энергия».
3.Основные познавательные процессы, их виды.

Вид занятий: лекция.

Образовательный продукт: реферат «Виды познавательных процессов»
4. Внимание. Виды и свойства внимания. Приемы развития внимания

Вид занятий:- беседа; психологическая игра

-тестирование всех видов внимания;

Методическое оснащение: психологические игры на развития внимания: «Запомни позы», «Копирование движений», «Перебежчики и охранники».

Образовательный продукт: творческая работа «Создание психологических упражнений на развитие внимания(3-4)».
5. Виды и свойства памяти. Методы исследования памяти. Виды развития памяти: мнемотехника. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации

Виды занятий:- лекция с элементами беседы; психологическая игра; тестирование всех видов памяти;

-овладение методами запоминания: «Последовательные ассоциации», «Фонетические ассоциации», «Оживление», «Вхождение», «Трансформация», «Метод Цицерона», «Комбинированные методы»;

Методическое оснащение: психологическая игра «Почта»

Образовательный продут: сообщение ученика «Проказы мнемозины».
6. Мышление. Приемы развития и методы исследования мышления. Пути развития и активизации мышления. Творческое мышление и его стадии

Виды занятий: - лекция; психологическая игра

-диагностика логического мышления ( тесты);

Методическое оснащение: тест «Умеете ли вы мыслить творчески»; психологическая игра «Поиск сходств».

Образовательный продукт: реферат: «Искусство мышления- результат оздоровления».
7. Воображение. Приемы развития воображения

Виды занятий: беседа; психологическая игра

Методическое оснащение: психологические игры: «Вавилонская башня», «Иностранец», «Странные отгадки», «Другими словами»; тест «Сколь велики ваши творческие способности».

Образовательный продукт: творческая работа «Мой любимый писатель-мастер фантазии».
8. Умение контролировать свои эмоции и чувства. Роль эмоций и чувств в жизни человека. Влияние эмоций и чувств на здоровье человека.

Виды занятий: беседа; использование релаксации, самовнушения; метод переоценки событий

Методическое оснащение: упражнения: «Пиктограммы эмоций», «Изобрази эмоцию», «Передай эмоцию»; тест на самооценку стрессоустойчивости личности.

Образовательный продукт: творческое задание: «Нарисуй свое настроение»,

реферат: «Эмоции и чувства- краски здоровья».
9. Как можно управлять своими волевыми ощущениями.

Виды занятий: методы саморегуляции: аутотренинг, внутреннее сосредоточение, самовнушение, психосинтез: «Работа с постановкой цели»

Образовательный продукт: творческая работа: «Встреча с самим собой».
10. Основные свойства личности. Темперамент. Практическая работа по выявлению темперамента.

Виды занятий: беседа; практическая работа с «Кругом Айзенка», «Таблицей качеств личности»; психологическая игра

Методическое оснащение: тесты: «Ваш темперамент», «Формула темперамента»;

психологическая игра «Черты характера».

Образовательный продукт: диагностическое исследование темперамента

моих родителей.
11. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.

Виды занятия: практическая работа

Методическое оснащение: мини тест «20 Я»; тест «Самооценка»;

упражнения на сознания своего «Я»: «Перемещение», «Освобождение тела».

Образовательный продукт: творческая работа: «Мой психологический портрет».
12. Как можно развивать свои способности.

Виды занятий: практическая работа; тренинг интуиции

Методическое оснащение: тесты по определению коэффициента интеллекта, «Умеете ли вы мыслить творчески»»; упражнение интеллектуальная лабильность; упражнение «Чтение с ритмом»
13. Как стать гармоничным и уверенным в себе человеком.

Виды занятий: беседа об уверенном и неуверенном поведении;.

Методическое оснащение: психологические упражнения: «Воспроизведение», «Мое по ведение», «Зеркало», «Трон», «Круг уверенности»; упражнение «Самопрезентация».
14. Умеем ли мы общаться? Умеем ли мы слушаться своего собеседника?

Виды занятий: беседа; практическая работа

Методическое оснащение: тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»; упражнения: «Продемонстрируй свое состояние», «Вживание в образ», «Эмоциональная фраза»; практическая работа «Анализ ситуаций»;

техники «Определение жизненного сценария».

Образовательный продукт: реферат: «Психологические игры и анализ игр».
15. Почему мы конфликтуем? Стили разрешения конфликтов.

Виды занятий: беседа; практическая работа

Методическое оснащение: практическая работа «Анализ ситуаций»; тест «Стили разрешения конфликтов»; упражнение «Разногласие».

Образовательный продукт: рефераты: «Личный стиль поведения в конфликте», «Управление конфликтом», «Динамика конфликта».
16. Влияние характера, темперамента, способностей на профессиональное самоопределение.

Виды занятий: беседа;

Методическое оснащение: тест «Самоопределение»
17. Профориентационная работа: кто я или что я думаю о себе. Мир профессий: дороги, которые мы выбираем. На пути к профессиональной цели.

Виды занятия: тесты на самоопределение, творческая работа: сочинение- рассуждение «Моя будущая профессия».

Образовательный продукт: сочинение – рассуждение «Моя будущая профессия».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М: Академический проект, 2001. - 480 с.

  2. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков. - Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 38-45

  3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей /Пер. с англ. А.Б. Орлова. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.

  4. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. - Обнинск: ИАТЭ, 1998. - 80 с

  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Воронеж, 1995.

  6. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации подростков //Вопросы психологии.-1984.-№ 6.-С.60-63

  7. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. - Киев: Вища шк., 1996. - 192 с.

  8. Волох О.В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива//Вестник МГУ. Серия 14.Психология.-1987.-№ 2.-С.41-45

  9. Выготский Л.С. Психология.- М., 2000

  10. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

  11. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии.-1984.-№ 2.-С.99-106

  12. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей. - 2-е издание. -М.: Школа-Пресс, 2001.- 144с.

  13. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков //Вопросы психологии.-1983.- № 3.-С.40-45

  14. Кричевский Р.Л., Кмить П.И. Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников// Вопросы психологии.-!984.-№ 6.-С.43-51

  15. Кузнецова Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков. - Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 138-144

  16. Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками. - Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 79-87

  17. Матвеев В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей // Вопросы психологии.-!984.-№ З.-С.73-78

  18. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 3-е издание. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. -632 с.

  19. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 216 с.

  20. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы . - Вопросы психологии, 1986, № 3, с. 35-44

  21. Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст . - Вопросы психологии, 1986, № 2, с. 67

  22. Снегирева Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками . - Вопросы психологии, 1985, № 5, с. 61-71

  23. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей . - Вопросы психологии, 1986, № 2, с. 110-117

  24. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте //Вестник МГУ. Серия Психология.-1990.-№ 4.-С.57-64

  25. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии.-! 984.-№ 1.-С.27-33

  26. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности в онтогенезе. - Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 20-37

  27. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка//Вопросы психологии.-1983.- № 1.-С.33-42

  28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Ком, 1998 - 608 с.

  29. Шахова И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте. //Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 23-28

  30. Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника //Вопросы психологии.-1982.-№ 5.-С.72-79

ДЛЯ УЧЕНИКОВ:

  1. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. Минск, 2003

  2. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку? Екатеринбург, 2003

  3. Анн Л., Грановская Р.М. Психология в примерах. СПб.: 2002 .

  4. Анн Л., Грановская Р.М. Психологический тренинг с подростками. СПб.2003

  5. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: Занятия, игры, тесты. М., 2003

  6. Артюхова И.С. Практикум по психологии. СПб., 2002

  7. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2001

  8. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. М., 2002

  9. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.Воронеж, 2000

  10. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. М., 2000

  11. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Г: Мещерякова, В.II. Зинченко. - СПб., 2003

  12. Бурбо Л. Отношения родитель — ребенок. Киев, 2002

  13. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы. М., 2001

  14. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2002.

  15. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПБ., 2002

  16. Грачев Б.П. Постоять за себя. М., 2001

  17. Громова Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе. М., 2003

  18. Громова Т.В. Страна эмоций. М., 2002

  19. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей.

  20. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. М, 2008

  21. Карицкий М.Н. Теоретик+о-методологическое исследование социально-психологических практик. - Челябинск, 2002

  22. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. Мн., 2003

  23. Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М., 2001

  24. Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения. М., 2002

  25. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. М., 2002

  26. Орехова О.Л. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002

  27. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2003

  28. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М.Р. Битяновой.

  29. Принципы обучения. М., 2002

  30. Психологические рисуночные тесты. М., 2002

  31. Хон Р. Педагогическая психология.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconУмк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,...
Учебный курс «Информационные системы и модели» пред­назначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconКалендарно-тематическое планирование к рабочей программе раздела...
Защита интеллектуальной собственности, Введение в психологию творческой деятельности, 10класс
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов iconЭлективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»
Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск