Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А.





Скачать 122.1 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А.
Дата публикации09.03.2015
Размер122.1 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
Теория отраслевой организации
Программа учебной дисциплины
Разработчик: к.ф.-м.н., доцент Зенкевич Н.А.
АННОТАЦИЯ
Данная дисциплина посвящена изучению современных математических моделей стратегического взаимодействия фирм на отраслевых рынках и основана на оптимизации, моделировании и анализе процесса принятия решений фирмой в условиях конкуренции. Предметом курса является процесс моделирования в условиях конкуренции, что позволяет аспирантам анализировать сложные проблемы, возникающие в бизнесе, идентифицировать переменные управления, ограничения, учитывать эффекты неопределенности и конфликтного взаимодействия при управлении фирмой. Изложение материала учебной дисциплины построено таким образом, что математические, в большей степени теоретико-игровые модели, рассматриваются в направлении повышения их математической сложности: от статических моделей конкуренции до долгосрочных моделей стратегического взаимодействия. В заключительной части курса рассмотрены модели достижения соглашений и механизмы заключения сделок.


  1. Организационно-методический раздел





    1. Цели изучения дисциплины

Основными целями курса являются:

  • обучение аспирантов методам исследования стратегического (ценового и неценового) поведения фирм в условиях олигополии и несовершенной конкуренции

  • исследование основных проблем и моделей организации функционирования фирмы в условиях конкуренции




    1. Задачи курса

Для достижения поставленных целей преподавание основывается на методах науки менеджмента. Учебная дисциплина базируется на знаниях, полученных слушателями по дисциплинам: “Математический анализ”, “Микроэкономика”, “Исследование операций” и «Теория игр». При этом начальное представление о теории игр желательно, но не обязательно.

По окончании изучения курса ставятся следующие задачи:

  • развитие у аспирантов навыков экономико-математического моделирования, а также применения изученных математических методов к анализу моделей экономической конкуренции и согласования интересов

  • приобретение аспирантами 1 года обучения опыта самостоятельного изучения современной научной литературы, содержащей теоретические результаты экономико-математического исследования







    1. Место дисциплины в профессиональной подготовке аспиранта

Среда бизнеса, изучение научных основ и методов организации бизнеса




    1. Требования к уровню освоения содержания курса

По окончании изучения дисциплины аспиранты должны правильно формулировать исследуемые проблемы и адекватно интерпретировать полученные результаты.

Знать и уметь использовать:

  • основные математические (в т.ч. теоретико-игровые) модели микроэкономики в условиях несовершенной конкуренции, их свойства и необходимые предположения для корректного использования в рамках изучаемого программного материала;

  • методы построения равновесных, оптимальных по Парето и других типов оптимальных решений теоретико-игровых экономико-математических моделей

Иметь представление:

  • о типах и классах основных теоретико-игровых моделей конкуренции в условиях олигополии

  • о типовых динамических теоретико-игровых моделях конкурентного взаимодействия

Иметь опыт (навык):

  • использования основных приемов математического (в т.ч. теоретико-игрового) моделирования для анализа моделей конкурентного взаимодействия в отраслях и рынках

  • создания математических моделей конкурентного взаимодействия

  • изложения результатов теоретического научного исследования на основе изучения современной научной литературы в форме доклада на научном семинаре или реферата на заданную тему






  1. Содержание курса





    1. Разделы курса, темы и краткое содержание

Введение

Классификация моделей стратегического взаимодействия. Инструменты управления. Бескоалиционные игры и стратегическое поведение. Функции реакции, стратегические дополнители и заменители.

Тема 1. Статические модели ценовой конкуренции

Модель Бертрана. Модель Курно. Традиционный анализ Курно. Сравнительный анализ моделей и критика. Индексы концентрации и прибыльность отрасли.

Тема 2. Динамическая ценовая конкуренция

Проблема полного сговора. Информационные лаги. Контакт на многих рынках. Асимметрия. Колеблющийся спрос. Формулировка повторяющейся игры. Абсолютное равновесие в стратегиях наказания. Народная теорема для модели с неограниченной продолжительностью. Случай конечной продолжительности. Обсуждение проблемы тайного ценового сговора.

Тема 3. Дифференциация продуктов: ценовая и неценовая конкуренция

Пространственная дифференциация: модель линейного города. Оптимальная пространственная дифференциация. Модель кругового города. Реклама и модель информационной дифференциации. Вертикальная дифференциация и конкуренция по качеству. Модель управление качеством в условиях олигополии.

Тема 4. Предоставление входа, вход и выход с рынка

Предоставляемый, сдерживаемый и блокируемый вход. Обсуждение и применение модели Штакельберга-Спенса-Диксита. Сдерживание входа. Предоставление входа. Побуждение к выходу. Классификация бизнес стратегий.

Тема 5. Информация и стратегическое поведение

Статическая конкуренция при асимметричной информации. Предоставление входа и тайный сговор.

Тема 6. Исследования, разработки и освоение новых технологий

Ценность инноваций (общественная, монопольная и конкурентная). Введение в патентные гонки.

Тема 7. Избранные модели теории фирмы

Фирма как неполный контракт. Модель контракта с учетом полномочий. Модель переговоров Зельтена. Основная проблема стимулирования. Ограниченное наказание и рента менеджера.




    1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы





Введение

  1. Изучить главы 1,2 приложения к рабочей тетради (элементы теории игр). Уметь отвечать на контрольные вопросы, решать контрольные задачи.

Тема 1

  1. Какое равновесие будет в дуополии Бертрана, если , скажем, ?

  2. Решите линейную модель Курно для произвольной олигополии, т.е. в случае . Проанализируйте полученное решение.

  3. Прочитать по базовому учебнику следующий материал (Ж. Тироль, т.2, стр.19-24, 34-41)

  4. Решить из базового учебника (Ж. Тироль, т.2) упражнения 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7.

  5. Дополнительно. Изучить из базового учебника (Ж. Тироль, т.2, стр. 24-34) материал раздела 5.3 (Убывающая отдача от масштаба. Ограничения по мощности)

Тема 2

  1. Прочитайте материал по базовому учебнику (Ж.Тироль, т.2, стр. 79-83, 83-90).

  2. Выполните упражнения 6.2, 6.3, 6.4, 6.6 в базовом учебнике Ж. Тироль, т.2.

  3. Дополнительно. Разберите случай «Колеблющийся спрос» по учебнику (Ж.Тироль, т.2, стр. 85-88)

Тема 3

  1. Прочитайте материал по базовому учебнику (Ж.Тироль, т.2, стр. 132-149, 151-162, 163-167).

  2. Выполните упражнения 7.1, 7.2, 7.3 в базовом учебнике Ж. Тироль, т.2.

Тема 4

  1. Прочитайте материал по базовому учебнику (Ж.Тироль, т.2, стр. 177-189, 193-205, 207-231)

  2. Выполните упражнения 8.3, 8.4, 8.5 в базовом учебнике Ж. Тироль, т.2.

Тема 5

  1. Прочитайте материал по базовому учебнику (Ж.Тироль, т.2, стр. 268-279).

  2. Выполните упражнение 9.1 в базовом учебнике Ж. Тироль, т.2.

Тема 6

  1. Прочитайте материал по базовому учебнику (Ж.Тироль, т.2, стр. 321-335).

  2. Выполните упражнение 10.1 в базовом учебнике Ж. Тироль, т.2

Тема 7

  1. Прочитайте материал по базовому учебнику (Ж.Тироль, т.1, стр. 30-85).

  2. Разберите пример на полномочия (Ж.Тироль, т.1, стр. 52-54)

  3. Прочитайте раздел о кооперативных играх (Теория игр, приложение). Знать понятия дележа, ядра, вектора Шепли.




    1. Примерный перечень вопросов и заданий к зачету по всему курсу


Примерные контрольные вопросы к зачету:


  1. Какие инструменты управления рассматриваются в краткосрочных моделях?

  2. Каково определение равновесия по Нэшу?

  3. Что называется функцией реакции?

  4. Сформулируйте понятие равновесия по Нэшу в терминах функции реакции?

  5. Каковы недостатки концепции равновесия по Нэшу?

  6. Какой информацией должны обладать игроки, чтобы реализовать равновесие по Нэшу?

  7. Понятия стратегического дополнителя (заменителя) – коротко

  8. В чем отличие совершенной и несовершенной конкуренции?

  9. Основные предположения модели Бертрана:

  10. Объясните, в чем парадокс Бертрана?

  11. Основные предположения модели Курно:

  12. Недостатки модели Курно:

  13. Сформулируйте закон конкурентного ценообразования

  14. Что такое равновесие Бертрана и равновесие Курно?

  15. В чем отличие результатов в равновесии для моделей Бертрана и Курно?

  16. Что такое прибыль отрасли?

  17. Что понимается под концентрацией и индексом концентрации отрасли?

  18. Какова связь между индексом концентрации и прибыльностью отрасли?

  19. Перечислите известные Вам индексы концентрации:

  20. Что такое суперигра?

  21. Сформулируйте понятие стратегии в суперигре:

  22. Как определяется выигрыш в суперигре?

  23. Сформулируйте народную теорему для суперигры с неограниченной продолжительностью для модели Бертрана:

  24. Возможен ли тайный сговор в случае конечной продолжительности при конкуренции по Бертрану и Курно?

  25. В чем отличие народной теоремы для суперигры с неограниченной продолжительностью для модели Курно?

  26. Какие инструменты управления рассматриваются в среднесрочных моделях?

  27. Рассматривается модель линейного города. В чем отличие результатов от классической модели Бертрана?

  28. Какая дифференциация «оптимальна» в модели линейного города?

  29. Является ли этот результат универсальным и почему?

  30. Как ставится задача в модели кругового города? (покажите принципиальное отличие от модели линейного города).

  31. Какая пространственная дифференциация «оптимальна»? Ответ аргументируйте.

  32. Сформулируйте основные предположения модели вертикальной дифференциации (дифференциации по качеству)

  33. Какой эффект получают фирмы в условиях дифференциации по качеству?

  34. Какая дифференциация по качеству «оптимальна»? Ответ аргументируйте.

  35. Что такое равновесие по Штакельбергу?

  36. В чем отличие равновесия по Штакельбергу и равновесия по Нэшу? Как влияет асимметрия в поведении на результат?

  37. Сформулируйте проблему:

а) предоставляемого входа, б) сдерживаемого входа, в) блокируемого входа

  1. Какие инструменты управления рассматриваются в долгосрочных моделях?

  2. Какие типы инноваций вы знаете?

  3. Сформулируйте содержательно проблему технологических инноваций:

  4. Чем отличаются радикальная и нерадикальная инновации?

  5. Сформулируйте понятия:

а) общественная ценность инновации, б) монопольная ценность инновации, в) конкурентная ценность инновации

  1. В каком соотношении находятся объявленные выше ценности?

  2. Как формулируется основная проблема стимулирования?

  3. Проблема стимулирования при наблюдаемых усилиях:

  4. Проблема стимулирования при ненаблюдаемых усилиях:

  5. Как влияет проверяемость затрачиваемых усилий на проблему стимулирования?

  6. Что такое ограниченное наказание?

  7. Когда менеджер получает ренту?

  8. Какова оптимальная схема стимулирования?


Примерные типы контрольных задач к зачету:


  1. В отрасли три одинаковые фирмы. Обратная функция спроса равна , где . Предельные затраты равны 0.

    1. Вычислите равновесие Курно.

    2. Покажите, что если две из трех фирм сольются (превращая отрасль в дуополию), то прибыль этих фирм снизится.

    3. Что произойдет, если сольются все три фирмы?




  1. Рассмотрим дуополию, производящую однородный продукт. Фирма 1 производит 1 единицу продукции, затрачивая 1 единицу сырья и 1 единицу труда. Фирма 2 производит 1 единицу продукции, затрачивая 2 единицы труда и 1 единицу сырья. Удельные затраты труда и сырья - и . Обратная функция спроса равна , фирмы конкурируют по объему выпуска.

    1. Вычислите равновесие Курно.

    2. Покажите, что цена труда не влияет на прибыль фирмы 1 (в некотором интервале).

  2. Покажите, что при постоянной отдаче от масштаба и конкуренции по Курно отношение общей отраслевой прибыли к ее общей выручке равно индексу Херфиндаля, деленному на эластичность спроса.

  3. Покажите, что любая пара выигрышей и , поддерживается равновесием в стратегиях наказания в суперигре при , если рассматривается конкуренция по Бертрану. Как изменится результат, если будет рассматриваться конкуренция по Курно?

  4. Рассмотрим модель дифференциации на отрезке. Местоположение двух фирм фиксированы и представляют две крайние точки отрезка. Транспортные затраты линейны по расстоянию, потребители равномерно распределены на отрезке. Предельные затраты фирм и постоянны, но не обязательно равны (для простоты предположим, что они не очень различаются, так что в равновесии каждая фирма имеет положительную долю рынка).

    1. Найдите функцию реакции

    2. Вычислите равновесные цены и прибыли в равновесии.

  1. Рассмотрим дуополию с вогнутой обратной функцией спроса и выпуклыми функциями затрат . Рассмотрим стандартную статическую модель Курно. Докажите, что функция наилучшего ответа фирмы монотонна по и что наклон лежит между –1 и 0.

  2. Рассмотрим отрасль, состоящую из трех фирм. Каждая фирма имеет одинаковую структуру затрат вида . Отраслевой спрос определяется обратной функцией спроса: . Очередность ходов следующая. Фирма 1 первой производит свой объем выпуска. Зная выпуск фирмы 1, фирма 2 производит свой объем выпуска. Затем, зная объемы выпуска фирм 1 и 2, фирма 3 производит свой объем. Каждая фирма знает указанную очередность ходов, функцию отраслевого спроса и функцию затрат. Каковы будут равновесные значения ? Обобщением какой стандартной модели дуополии является эта модель?

  3. а) Опишите применение различных стратегических эффектов для сдерживания или предоставления входа сопернику в двухшаговых ситуациях (представьте себе щенков или других очаровательных животных).

б) Дайте словесный ответ на следующие вопросы и объясните.

        • Зарубежная фирма, конкурирующая по ценам с отечественной фирмой на внутреннем рынке, страдает от квоты. Верно это или нет?

        • На рынке работают две фирмы. Фирма 2 не знает предельных затрат фирмы 1. Является ли снижение цены хорошей стратегией для фирмы 1, если она хочет вытеснить фирму 2 с рынка? Если она хочет предоставить вход фирме 2?

        • «Реклама подобна капиталу. Укоренившаяся фирма должна переинвестировать для сдерживания входа». Верно это утверждение или нет?

        • «Принцип дифференциации (например, при пространственной конкуренции) служит примером эффекта щенка». Верно это утверждение или нет?






  1. Форма итогового контроля


ЗАЧЕТ. Формат курса предполагает, что аспиранты активно участвуют в аудиторных занятиях, самостоятельно выполняют упражнения и решают задачи, пишут реферат на заданную тему или делают доклад на научном семинаре. В конце обучения аспиранты пишут зачетный тест.
Структура зачетной оценки по курсу «Теория отраслевой организации»:


  1. Зачетное задание - 60% оценки, в том числе: зачетный тест (контрольные вопросы) – 50%, решение задачи – 10%

  2. Обязательные задания – 40% оценки, в том числе: реферат или доклад на семинаре - 30% оценки, выполнение самостоятельных домашних заданий - 10% оценки







  1. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины




    1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Зенкевич Н.А. Теория отраслевой организации. Рабочая тетрадь, изд-во ВШМ СПбГУ, 2009

  2. Зенкевич Н.А. Игровые модели стратегического взаимодействия. Опорный конспект. ВШМ, СПбГУ, 2009

  3. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. (Пер. с англ. под ред. Гальперина В.М. и Зенкевича Н.А.) – СПб.: Экономическая школа, 2000, тт. 1, 2 (базовый учебник)




    1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. – СПб.: Экономическая школа. 1999, т. 1, 2

  2. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр. – М., Высшая школа, 1998

  3. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. – СПб.: Экономическая школа. 1999, т. 1, 2

  4. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М., Инфра - М, 1997

  5. Bierman B., Fernandez L. Game theory with economic applications. – N.Y., 1993

  6. Carlton D. W., Perloff J. M. Modern Industrial Organization, Forth Edition, Addison Wesley Bubl., Boston, 2005

  7. Fundenberg D., Tirole J. Game Theory. – MIT Press, 1991

  8. Hall R. Varian. Microeconomic Analysis. – Norton, 1992

  9. Handbook of Game Theory with Economic Applications, v. 3. Editors R. Aumann, S. Hart, Elsevier, 2002

  10. Kreps D. Game theory and economic modeling. – Oxford, 1990

  11. Laffont J-J and Tirole J. Competition in Telecommunications. The MIT Press, 2000

  12. Mas-Colell A., Whinston M., Green J. Microeconomic theory. – Oxford, 1995

  13. Readings in Industrial Organization. Edited by Luis M. B. Cabral. London Business School, Blackwell Publ., 2000

  14. Salanie B. The economics of contracts. – MIT, 1998

  15. Shy O. Industrial organization. Theory and Applications. – Cambridge, Mass., 1995

  16. Shy O. The Economics of Network Industries. Cambridge Univ. Press, 2001

  17. Tirole J. The theory of industrial organization. – MIT, 2000




    1. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа


Электронный адрес преподавателя: zenkevich@gsom.pu.ru


  1. Рабочая тетрадь по курсу «Теория отраслевой организации» доступна аспирантам в печатном виде.

  2. Необходимый материал из опорного конспекта будет доступен слушателям в электронном виде на сервере “Lessons”: Зенкевич НА – ТОО_АСПИРАНТУРА

  3. Контрольные задачи, задания, темы докладов и рефератов, а также формы отчетности по ним передаются слушателям в электронном виде через сервер “Lessons”.

  4. Текущий контроль над работой по курсу осуществляется по электронной почте.

  5. В приложении к рабочей тетради по курсу приведены необходимые сведения по теории игр: «Элементы теории игр».










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организация разработчик: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» Разработчик: Гадагатель Ж. Ю., преподаватель высшей категории
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРазработка рабочей программы учебной дисциплины «Специальные дисциплины...
Чепин Е. В., к т н., с н с., доцент, зам зав каф. Са фибс мфти, доцент каф. «Компьютерные системы и технологии» мифи
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРазработка рабочей программы учебной дисциплины «Специальные дисциплины...
Чепин Е. В., к т н., с н с., доцент, зам зав каф. Са фибс мфти, доцент каф. «Компьютерные системы и технологии» мифи
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины социология для подготовки бакалавров...
Составители: Мамедов А. А., к ф н., доцент, Ефремова Д. В., ст пр., Ромашкин К. И., д ф н., доцент
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины социология для подготовки бакалавров...
Составители: Мамедов А. А., к ф н., доцент, Ефремова Д. В., ст пр., Ромашкин К. И., д ф н., доцент
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconПрограмма учебной дисциплины
Организация-разработчик: аоу во спо «Вологодский колледж связи и информационных технологий»
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины
Организация-разработчик: кгбоу спо минусинский педагогический колледж имени А. С. Пушкина
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины технологии лекарственных культур...
Составители: к б н., доцент А. Н. Цицилин; к с. Х н., доцент Н. Г. Романова, д с. Х н., профессор В. Д. Стрелец
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального
Организация-разработчик: боу спо ур «Воткинский педагогический колледж им. П. И. Чайковского»
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины
Разработчик: Витязева Н. А. – преподаватель математических дисциплин огбоу спо «Иркутский энергетический колледж»
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Беловский техникум...
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Казанское училище...
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины «География»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины «История»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Программа учебной дисциплины Разработчик: к ф. м н., доцент Зенкевич Н. А. iconРабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск