Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан)





НазваниеДидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан)
страница1/8
Дата публикации20.04.2015
Размер0.78 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Математика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8



На правах рукописи

САТТОРОВ АБДУРАСУЛ ЭШБЕКОВИЧ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ УЧЕНЫХ – ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА IX – XVII вв.

И ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

(на примере Республики Таджикистан)
Специальность – 13.00.02 – Теория и методика обучения и

воспитания (математика) (педагогические науки)
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Курган-Тюбе– 2010

Работа выполнена на кафедре методики преподавания математики Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава


Научный консультант: доктор физико-математических, кандидат

исторических наук, академик АПСН РФ

Комилов Абдулхай Шарифович
Официальные оппоненты:

член-корресподент АОТ,

доктор педагогических наук, профессор

Нугмонов Мансур

член-корреспондент АН Республики Таджикистан,

доктор физико-математических наук, профессор

Курбанов Икром

доктор педагогических наук, профессор

Исламов Озод Азимович
Ведущая организация: Таджикский национальный университет

Защита состоится «_____»_________________201 г. в «______» часов на заседании Диссертационного совета ДМ 737.016.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Курган-Тюбинском государственном университете имени Носира Хусрава по адресу: 735140,

г. Курган-Тюбе, ул. Айни, 67.

С диссертацией можно ознакомиться в научной и электронной библиотеке Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава

Автореферат разослан « ____»____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор физико-математических наук А.Ш.Комилов


В В Е Д Е Н И Е
Актуальность исследования. Современный этап развития суверенного государство – Республики Таджикистан, в связи с переходом к новым социально-экономическим отношениям, характеризуется потребностями и подготовкой высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства, внедрением новых информационных технологий, предъявляет новые требования к системе образования. В этой связи, в настоящее время, начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, после приобретения государственной независимости в РТ, проводится реформа в сфере образования. Для этой цели были приняты «Закон об образовании» (1994г.), «Национальная концепция образования РТ» (2002г.), «Национальная концепция воспитания в РТ» (2006г.) и другие законодательные акты, в которых особо отмечается, что образование является приоритетным направлением стратегии государства.

В реализации положений этих законодательных актов важное место отводится к педагогической науке, главной задачей которой является изучение истории образования и воспитания, педагогического наследия прошлого, богатого общечеловеческими ценностями и гуманистическими идеями, а также разработка и внедрение новых, современных методов обучения и воспитания.

В Республики Таджикистан уделяется особое внимание к изучению и пропаганды жизни и деятельности мыслителей прошлых столетий с целью отдать дань и уважение к их личностям с одной стороны, формировать у молодежи уважительное отношение к своим предкам, к их научному наследию, приводящее к чувствам национальной гордости, патриотизму и интернационализму с другой стороны.

Так например, 2007 год в Республики Таджикистан был объявлен годом известного таджикского поэта и мыслителя Джалолиддина Руми, 2008 год являлся годом основоположника таджикской поэзии, великого Абу Абдулло Рудаки, а 2009 год был объявлен годом одного из основателей четырех мазхабов суннитского направления исламской религии – Абу Ханифа ан-Нуъмон ибн Сабит ибн Зута ал-Фариси (в народе известен как Имоми Аъзам). Это очень благородное дело, лучшая традиция, ибо как справедливо отмечает Президент РТ Эмомали Рахмон «тот народ, который сможеть беречь свое прошлое и уважать наследие предков, имеет будущее».

Действительно, изучение и анализ, сохранение и умножение национальных традиций, целевое использование научного и духовного наследия предков составляют неотъемлемую часть современной педагогической науки. Эта наука находит поддержку во внутренней политики государства, о чем свидетельствует слова Президента РТ «государство, которое мы строим, конечно, должно учитывать опыт создания государственности мировых цивилизованных стран и общепринятые демократические нормы, опираясь при этом на исторические, культурные, психологические традиции, духовные и нравственные ценности нашего народа»1.

Это положение обязывает всю образовательную систему, в первую очередь учителя, который по своему долгу призван привить своим ученикам чувство высокой ответственности перед обществом, ценить и уважать научное и духовное наследия предков, их прогрессивные обычаи и традиции и их приумножать.

В связи с этим перед образовательными учреждениями встают задачи воспитать у обучающихся такие черти личности, как образованность и воспитанность, привить к ним устойчивое желание и умение учиться, использовать различные методы и подходы с целью пополнения и углубления их знаний. Одним из способов решения этих задач является исследование специфического вида, которое включает в себя внедрение исторического материала при обучении математике.

Ученые – естествоиспытатели Среднего и Ближнего Востока IX -XVII вв. своими научными достижениями не только внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, но и выдвигали очень ценные идеи на процесс образования, на проблему воспитания личности. Следовательно, на основе современных требований будет очень полезным изучить, анализировать и объективно оценить их педагогические и методические взгляды, а также их целенаправленно и успешно использовать в учебном и воспитательном процессе, которые позволили бы возродить наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания в новых исторических условиях.

В этой связи, является актуальным исследование по внедрению в образовательный процесс дидактических идей ученых-естествоиспытателей средневекового Ближнего и Среднего Востока с учетом того факта, до сих пор эта проблема не нашла своего глубокого и всестороннего научного отражения.

Ученые этого периода, развивая педагогические взгляды своих предшественников, критически анализируя их идеи в теории познания, внесли огромный вклад в дело образования и воспитания, учили воспитать подрастающее поколение в духе любви к знаниям, преданности своему народу и Родине, призывали молодежь приобрести специальность ради улучшения жизни людей. Они придавали особое внимание к роли науки и научного образования в развитии общества, а также к преподаванию естественных наук, особенно к обучению математике. Ибо они хорошо понимали, что движение по пути к развитию всех сфер жизни не мыслимо без науки, а естественные науки, их методы исследования позволяют учащимся творчески мыслить, быстрее и глубже понять суть проблемы. Поэтому с учетом современных требований изучение истории дидактических идей ученых-естествоиспытателей Ближнего и Среднего Востока IX-XVII вв. и их внедрение в процесс обучения математике представляет огромный научный и практический интерес для историко-педагогической науки.

Степень разработанности проблемы. Важно отметить, что проблема широкого использования исторического материала в преподавании математики в средней общеобразовательной школе и в вузах республики специальному исследованию не подвергалась. Кроме этого, изучение и анализ вузовский практики преподавания математики и личный опыт работы в вузе (около 40 лет) показывают, что исторический материал располагает большими возможностями, влияющими на качество процесса обучения и воспитания. Отдельные вопросы, связанные с использованием и изучением исторического материала, нашли свое отражение в методико-педагогических исследованиях (М.Абрарова, З.Атаджанова, С.А.Ахмедов, Н.Бабаев, М.Э.Бадалов, А.К.Кадыров, Б.Р.Кодиров, У.К.Шерматова, B.A.Lumpkin и др.). В этих работах приведены научно – теоретические аргументации познавательно-воспитательного значения исторического материала в преподавании математики на примере отдельно взятого, или нескольких ученых и даны методики его использования. Однако, вопрос о необходимости внедрения исторических материалов большого периода (IX-XVII вв.) в преподавании математики в этих работах не рассматривался.

В данном исследовании нами рассмотрена история развития педагогических идей изучаемого периода, в частности, история научной мысли и при этом опирались на работы известных педагогов, историков, востоковедов, философов: К.С.Абдурахимова, М.Арипова, Х.Афзалова, В.В.Бартольда, Е.Э.Бертельса, И.С.Брагинского, А.М.Богоутдинова, М.Н.Болтаева, Б.Г.Гафурова, С.Н.Григоряна, М.Диноршоева, В.Ю.Зохидова, Т.Н.Кары-Ниязова, К.Б.Кадырова, Б.Р.Кодирова, К.Кодирова, А.Ш.Комилова, И.Ю.Крачковского, М.Лутфуллоева, А.Пахлавонова, Д.И.Фельдштейна, М.М.Хайруллаева,Т.А. Шукурова и др.

Огромный вклад в области изучения жизни и творчества ученых – естествоиспытателей Среднего и Ближнего Востока внесли такие ученые, как Х.Ф.Абдуллазаде, Н.Бабаев, П.Г.Булгаков, Р.И.Ибодов, А.К.Кадыров, Т.Н.Кары-Ниязов, А.Ш.Комилов, А.Кубесов, Г.Д.Мамедбейли, Г.П.Матвиевская, Х.Р.Музафарова, М.М.Рожанская, Б.А.Розенфельд, Г.С.Собиров, Х.Х.Тллашев, Н.Г.Хайритдинова, М.С.Шарипова, И.Ходжиев, А.П.Юшкевич и др. Из зарубежных ученых можно отметить работы Берггена Дж.Л. (Berggen J.L.), Дебарнота М.Т. (Debarnot M.Th.), Гольдштейна Б.Р. (Goldstein B.R.), Кэннеди Е.С. (Kennedy E.S.), Кинга Д.А. (King D.A.), Кюнетеша П. (Kunitesch P.), Лорха Р. (Lorch R.), Сайидана А. (Saidan A.), Яно М. (Yano M.) и др.

Важно заметить, что в работах исследователей по истории науки, в частности по истории математики, физики, астрономии, и механики, в основном внимание уделялось к историческим фактам наук, полученным согласно изучению рукописей учёных Среднего и Ближнего Востока средневековья, а к их использование в процессе обучения недостаточно. С другой стороны, огромное число рукописей учёных этого периода (сюда входят и известные и неизвестные рукописи) пока не изучены. К примеру, только в фонде восточных рукописей Института востоковедения РАН хранятся свыше 10000 единиц арабских и около 5000 персидских рукописей2, более 16000 рукописей собраны в Республике Узбекистан, более 7000 сочинений хранятся в институте письменного наследия АН РТ, и здесь уместно приводить слова известного востоковеда И.Ю. Крачковского, который писал: «Для нас –восточников- рукописный отдел всегда был и остался редкой школой, сюда мы робко входили юными студентами, здесь создавались нами первые работы, и через десятки лет мы, уже поседев, все продолжали, приходит сюда учиться с своими учениками и направляли сюда учеников своих учеников»3.

Приведенные цифры о количестве рукописей в отмеченных выше местах, а также, если еще учесть и других городов, где хранятся рукописи, то как справедливо отмечается – «перед исследователями, обратившимся к изучению рукописей физико-математического содержания… - необъятное поле деятельности»4.

Существуют отдельные работы, посвященные к педагогическим идеям отдельных ученых-естествоиспытателей рассматриваемого периода Измайлова А.Э., Машкевича А.А., Комилова А.Ш., Кубесова А., Мирбобоева А.К., Мухаммадиева Х.М., Нуритдиновой З.Г., Рахимова С.Р., Тллашева Х.Х., Файзиева И.Д. и др.

Вместе с тем, изучение и анализ дидактических мыслей ученых-естествоиспытателей Среднего и Ближнего средневекового Востока на основе естественных наук периода IX-XVII вв. являются весьма актуальным, ибо методы исследования этих наук способствуют у учеников формированию и углублению мировоззрения, расширяют диапазон его практического функционирования.

Математика, как известно, играет особую роль в формировании у обучающихся научного и диалектического мировоззрения, ибо её идеи и методы исследования основываются на диалектическом методе мышления.

Учитывая важность этой проблемы, Правительством РТ было также принято специальное постановление (2002 г) о развитии точных наук и об улучшении их преподавания, где отмечается важность обучения этих наук в развитии общества и в подготовке кадров. Решающую роль здесь играет школа, где формируется личность, приобретаются учениками основы многих дисциплин, среди которых важное место занимают естественно – математические дисциплины. Потому что, они по силу научности методов и по характеру приложений занимают особо важное положение в познании окружающего нас мира, в формировании научных понятий и в создании новых научных теорий. Среди естественных наук особое место занимает математика, и как мы видим, в настоящее время идет процесс интенсивного проникновения математических методов в самые различные отрасли производства, экономики, техники и в научные исследования, где отражается ее роль.

Естественно-математические знания, полученные в школе, облегчают будущему специалисту вступления его в активную творческую деятельность, приводят учащихся и студентов к пониманию того, что понятия и утверждения этих дисциплин применимы к решению различных по содержанию практических задач, исследованию многообразных процессов и явлений. Это значит, что подготовка учеников по этим дисциплинам, приучая их к мыслительной деятельности, обладает большими потенциальными возможностями для развития их научного мировоззрения.

Проводимая в настоящее время реформа системы образования выдвигает новые цели, а именно овладение учениками и студентами новых методов научного естественно-математического исследования окружающего мира, началами методологии этих наук, а также их применение в решении различных практических задач.

Особую важность реформы приобретают воспитательные цели, направленные на формирования у учащихся чувства патриотизма ,интернационализма и уважительного отношения к научному наследию предков, приводящие к чувствам национальной гордости.

Среди многих путей решения этих проблем немаловажное значение имеет ознакомление и внедрение в учебный процесс изучение исторических элементов естествознания, использования отдельных фактов при проведении занятий по математическим дисциплинам.

Следует, отметит, что использование исторических элементов в преподавании математики не было достаточно целенаправленным. Они приводились в занятиях эпизодически, часто для придания преподаваемому предмету занимательности.

На наш взгляд, в условиях нынешней реформы образования, внедрение новых форм и методов обучения и воспитания, включение в учебный процесс элементы историзма, точнее, в преподавании естественных наук использование дидактических идей учёных, особенно, мыслителей средневекового Ближнего и Среднего Востока, должно играть принципиально важную роль.

Как мы видим, в основном интерес к истории естествознанию и методическим проблемам начат с 50-х годов прошлого столетия. Здесь нужно особенно отметить важную роль исследователей бывшего Советского Союза Матвиевской Г.П., Розенфельда Б.А., Юшкевича А.П. и др., что благодаря им была создана научная школа по исследованию рукописей учёных – естествоиспытателей Среднего и Ближнего Востока, которые сыграли особую роль и в развитии науки в Европе. Из этой научной школы лишь из Таджикистана выросли такие известные учёные, как Г.С. Собиров, Х. Абдуллазаде, А.Ш.Комилов, И. Ходжиев, И.Д. Файзиев и др.

В настоящей работе делается попытка анализировать некоторых научных трудов известных учёных – естествоиспытателей Средневекового Ближнего и Среднего Востока с точки зрения методического подхода изложения материала, вычленить и проследить их дидактические воззрения, а также дать рекомендации по их использованию в процессе обучения математике и воспитания в контексте современных требований, предъявляемых для школ Республики Таджикистан. И естественно, при этом основное внимание уделяется к целям и средствам воспитания человека, содержанию и методам научного образования как существенного фактора формирования личности, принципам и методам обучения, взаимоотношения между учителем (наставником) и учеником.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconИдеи и мнения 26 эмансипация ближнего востока
Перемены в политическом ландшафте страны возможны и до 2018 года Сергей Гуриев 32 ножницы власти
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconСоциально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации...
Работа выполнена в Институте философии, политологии и права им. А. М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconИнформация Торгпредства Российской Федерации в Республике Таджикистан...
Основные политико-экономические события и новости в экономике Республики Таджикистан
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconРеспублика таджикистан проблемы энергосбережения и использования...
Комилов Абдували Хакимович. Директор Агентства по строительству и архитектуре при Правительстве Республики Таджикистан
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconОрганизации еврейских поселенцев на палестинских территориях : инструменты...
Работа выполнена в Центре Ближнего, Среднего Востока и Африки Дипломатической Академии мид россии
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconДоклад директора нтц «Интернавигация»
Минске состоялось заседание Межгосударственного совета «Радионавигация». Присутствовали полномочные представители Республики Беларусь,...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconМеждународные демократические организации (лаг, оик, ссагпз) и региональные...

Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconКурдюмов О. Г. Методические материалы по курсу
Ознакомьтесь с картами древнего Ближнего востока периода 3-1 тыс до н э. Найдите на них города и местности, упомянутые в Библии
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconРабочая программа по учебному предмету математике 10-11классов двухгодичного...
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconДаосизм: возникновение и основные идеи
Китае. Некоторые исследователи считают, что именно идеи даосизма и буддизма могут помочь преодолеть глобальный культурный кризис...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconПостановление 14 марта 2013 г. Владивосток №36 о проведении конкурса...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconПостановление 14 марта 2013 г. Владивосток №36 о проведении конкурса...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconМетодические материалы по курсу «история архаических и нехристианских...
Опишите древние цивилизации Ближнего Востока – Месопотамию, Египет и Ханаан с точки зрения культурно-исторического пространства формирования...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconПравила приёма документов и порядок зачисления
Республики и Республики Таджикистан, граждане иностранных государств и лица без гражданства постоянно проживающие на территории Российской...
Дидактические идеи ученых естествоиспытателей ближнего и среднего востока IX xvii вв. И их внедрения в процессе обучения математике (на примере Республики Таджикистан) iconУправление организацией на основе построения системы менеджмента...
Охватывает необходимый объем информации, позволяющий руководителям подразделений сформировать представление о системе менеджмента...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск