Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы»





Скачать 88.67 Kb.
НазваниеДоклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы»
Дата публикации22.05.2015
Размер88.67 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Математика > Доклад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок»

Доклад
на ГМО для педагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

по теме: «Сравнительный анализ основных задач

по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы и учет зрительных возможностей (ПлаксинаЛ.И.)



Тифлопедагог: Соина Т.С

Серпухов 2013г.

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к «компетентностям» ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:

- «ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели»

- «способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,…может преобразовывать способы решения задач (проблем)»

- «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Согласно ФГТ вся образовательная деятельность строится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурства), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть, на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.

А сейчас краткий анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» программ по которым работали группы с детьми с нарушением зрения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. …на протяжении долгого времени являлась единой программой дошкольного образования в нашей стране.

Основной целью математического образования считались формирование элементарных математических представлений и подготовка детей к школе. Разработчиком методики по этой программе стала Л.С.Метлина, ученица и последовательница А.М.Леушиной.

В соответствии с программой работа с детьми начиналась со второй младшей группы (четвертый год жизни).

В программе были представлены следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени». Такое название разделов стало традиционным в системе ФЭМП у детей дошкольного возраста и, несмотря на изменение содержания разделов, в большинстве современных программ их наименование сохранено.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) в рамках формирования данного понятия ставились лишь следующие задачи:

- учить составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет;

- различать понятия «один» и «много»;

- учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;

- учить сравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет или убирая из большей.

В 2010г. вышло обновленное и переработанное издание в соответствии с ФГТ, и теперь программа называется «От рождения до школы». Авторы отмечают, что это усовершенствованный вариант, составленный с учетом ФГТ к структуре общеобразовательной программы, новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. Она предусматривает развитие у детей а процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а так же способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и тд.). Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире, большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Цель программы по математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Программа предполагает ФЭМП у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3х лет). Однако на первом и втором году жизни программа предусматривает создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления.

Разработчики программы указывают на важность использования материала программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Необходимое условие успешной реализации программы по элементарной математике – организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В программе не выделяется раздел «множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «количество и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представлений, что позволяет подчеркнуть значимость данных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания), основой которых они являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой – предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием.

Новой программой предусмотрена коррекционная работа с детьми. На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватного организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения общих и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения.

Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов дошкольных учреждений с технологиями коррекционно-педагогической работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.

В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программу вошло большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это: задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, предлагаемых для изучения детьми.

Кроме того, в рамках учебно-методического комплекта, к примерной основной общеобразовательной программе издано пособие Формирование элементарных математических представлений по всем возрастным группам. Авторы - Понамарева И.А., Позина В.А.

«Программа специальных (коррекционных образовательных учреждений» 4 вида для детей с нарушением зрения так же выделяет основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».

Особые сложности в связи со зрительной недостаточностью возникают у детей с нарушением зрения при овладении счетом последовательного ряда элементов множества, выполнении действий наложения и приложения элементов множества к элементам другого при сравнении их количества. Значительные трудности дети испытывают в зрительно-пространственной ориентации. Поэтому очень важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта, что позволит избежать появления вербализма математических представлений.

Начиная с первого года обучения следует учить их понимать реальные предметы в их взаимосвязях и пространственных отношениях. Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства; сенсорные эталоны плоскостных предметов; сенсорные эталоны объемных тел. Формировать эти представления следует по принципу нарастающей сложности: от 1-3 сенсорных эталонов до усвоения более полного набора эталонов.

Большое внимание наряду с формированием чувственно-практического опыта детей с нарушением зрения следует уделять овладению грамматически правильной речью.

На занятиях по формированию ФЭМП важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического ориентации опыта детей за счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов и речи.

Арифметические задачи на сложение и вычитание следует решать с опорой на практические действия с реальными предметами или их изображениями. Ответ получается в результате счета предметов или их изображений.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсация вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также подготовку детей к обучению в школе.

Комплексный подход к организации занятий по математике предусматривает не только упражнение зрения, развитие зрительных возможностей и формирование математических представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности.

Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. При обучении таких детей необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения служат формированию перцептивных действий, способствуют формированию мышления ребенка. Комплексность занятий по математике обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов. Развивается зрительное внимание и зрительная память.

Рассмотрим на примере сочетание задач ФЭМП, коррекции вторичных отклонений в развитии и лечебно-воспитательной работы на занятиях по математике .

Для упражнения составления числа из двух меньших чисел можно предложить задание на обводку по контуру предметных изображений соответствующего размера и кол-ва. В процессе обводки активно упражняется зрение, закрепляются представление о числе. Если отдельным детям с близорукостью нужен охранительный режим, подобное упражнение выполняют с предметами или игрушками. Дети с этими объектами, дети при помощи педагога уточняют их характерные признаки и свойства, что способствует обогащению зрительных впечатлений.

Обучая сравнению двух множеств, можно использовать рисование по контуру, выкладывание чисел из геометрических фигур, реальных предметов, игрушек, штриховку готовых контурных изображений.

Например, на листе нарисованы две полоски. На верхней полоске следует изобразить пять квадратов, на нижней - 6 кругов. Сравнить числа, уровнять их, дорисовав один квадрат с шестым кругом и т.д. в данном задании решаются задачи формирования счетной деятельности и активного упражнения зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и т.д., - так как рисование геометрических фигур, проведение прямых линий обеспечивает зрительный анализ формы объектов и пространственной ориентации на микроплоскости. Включение рисования способствует закреплению навыков изобразительной деятельности и является упражнениями для руки в плане подготовки к письму в школе.

Для повышения интереса к заданиям и обогащения зрительного опыта на занятиях необходимо использовать разнообразный иллюстративный материал, объемные объекты.

В зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы задания при подборе наглядного материала, зрительных нагрузок и способы выполнения практического содержания заданий должны по возможности носить индивидуальный характер.
Литература:


  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.

Васильевой М.А. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

  1. Программа «От рождения до школы»под ред. Веракса Н.Е.

  2. «Программа специальных (коррекционных образовательных учреждений» 4 вида для детей с нарушением зрения под ред. Плаксиной Л.И

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconДоклад о работе гмо педагогов психологов за 2010-2011 учебный год...
В состав гмо педагогов – психолог с начала учебного года входило 8 педагогов – психологов, на конец года осталось 7
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconКонкурс предусматривает решение следующих задач: выявление, поддержка...
«Открытый урок» для педагогов образовательных учреждений, работающих с детьми с овз
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconНовикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни...
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconСистема мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения...
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» icon* “ Использование генетически модифицированных организмов (гмо) в...
Данный доклад рассматривает вопросы, связанные с гмо в общих чертах, проблемы использования гмо, аргументы за и против, а также содержит...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconПрограмма
Всероссийских обучающих мероприятий для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconРефератов по дисциплине «афв лиц с нарушением зрения»
Примерная тематика рефератов по дисциплине «афв лиц с нарушением зрения» для студентов 3 курса профиль подготовки «Адаптивное физическое...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» icon«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной...
Не являются исключением и люди с нарушением зрения. И для слепых компьютерная техника стала необходимым и привычным средством работы...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного...
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconКнига рассчитана на педагогов и воспитателей, работающих с детьми...
Школы является развитие её адептов в качестве именно духовных сердец, что позволяет им продвигаться Прямым Путём к реализации Заветов...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconРабочая программа по информатике и икт для универсального профиля...
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconРабочая программа по информатике и икт для универсального профиля...
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В детском саду специальную работу по формированию элементарных математических представлений начинают со старшего звена. Формирование...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми 4-5 лет в средней группе №4
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет, авторы Н. В. Полтавцева,...
Доклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения по теме: «Сравнительный анализ основных задач по формированию математических представлений программы «От рождения до школы» iconТема реферата
Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применения этих теорем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск