Реализация инновационной программы развития





Скачать 124.01 Kb.
НазваниеРеализация инновационной программы развития
Дата публикации07.07.2015
Размер124.01 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа


Государственное общеобразовательное учреждение

лицей №344 Невского района Санкт-Петербурга

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

«СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ КАК ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

1.
Лицей №344 — образовательное учреждение с историей. История — обязывает. Когда-то в городе было всего несколько физико-математических школ, сегодня в редкой школе нет класса с углублённым изучением математики. Сохраняя высокий уровень требований к преподаванию физики и математики, мы сосредоточили внимание на существенном требовании к школьному образованию — на воспитании творческой личности; цель эта сформулирована в Программе развития: «Создание креативной среды как возможности творческой самореализации участников образовательного процесса».

Создание креативной среды предполагает решение четырёх задач:

1. обеспечение доступного качественного образования;

2. формирование интереса к творческой деятельности;

3. гражданско-патриотическое воспитание учащихся;

4. кадровое, методическое, психолого-валеологическое, информационно-технологическое и материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Задачи эти мы рассматриваем как программы, подразделяя некоторые из них на подпрограммы.

Программа «Доступное качественное образование»:

— подпрограмма «Профессиональная компетентность педагога»;

— подпрограмма «Научно-исследовательская среда лицея»;

— подпрограмма «Психолого-педагогическая и валеологическая поддержка учащихся».

Программа «Гражданско-патриотическое воспитание»:

— подпрограмма «Традиции лицея».

Программа «Информационное пространство лицея».

Прокомментируем некоторые программы и подпрограммы.
«Формирование интереса к творческой деятельности»
Интерес к творческой деятельности может возникнуть у учащегося независимо от школы, от учителя, но может и не возникнуть. Бескорыстная тяга к творчеству большинству современных учащихся не свойственна, но это не значит, что, познакомившись с творческим процессом, они не заинтересуются им.

Творчество отдельных учителей и отдельных учащихся не есть инновация, но если в масштабах школы предельно расширить круг творческих людей — учителей и учащихся — то такую инициативу можно без преувеличения назвать инновационной.

В этом году мы начали эксперимент в трёх профилированных 9-х классах. Каждый учитель, работающий в 9-м классе, и каждый учитель высшей категории предложил несколько тем реферативного или исследовательского характера. Каждый учащийся выбрал тему независимо от того, учится он у этого учителя или не учится. Впервые мы, в таком масштабе, осуществили право учащегося на выбор научного руководителя, раньше это дозволялось только одиннадцатиклассникам, пишущим экзаменационные рефераты. Право есть право. Кто-то шёл на тему, а не на учителя, кто-то не решился пойти к другому учителю и взял тему у своего. Что бы ни выбрал учащийся, в предоставленной ему свободе есть смысл. Ответственность за собственный выбор выше, чем если кто-то решает за нас. Кроме того, всегда полезно знакомство с предметом в изложении другого учителя: предмет становится многомерней, расширяется и углубляется представление о нём. Полезна такая инициатива и для учителей, которым приходится что-то вспомнить, с чем-то познакомиться, чему-то научиться.

Работы девятиклассников должны быть завершены до 1 февраля и защищены в своих же классах, на соответствующих уроках, до 15 марта; лучшие работы будут представлены в виде докладов на апрельской конференции и опубликованы на школьном сайте.

Почему мы проводим эксперимент в 9-х классах? Не в 8-х, не в 10-х, не в 11-х?

Восьмиклассники ещё только приступают к освоению углублённых программ по физике и математике, им не до рефератов.

С девятиклассниками, представившими лучшие работы, можно будет серьёзно работать в 10-м классе: предположительно это должны быть работы высокого уровня, которые можно посылать на конкурсы.

Перегружать одиннадцатиклассников, готовящихся к поступлению в вуз, нельзя: готовить реферативные и исследовательские работы будут только те, кто хочет представить их на экзамене.

Таким образом, основная цель эксперимента — привить учащимся вкус к научному творчеству, помочь оценить собственный творческий потенциал и вывести часть учащихся на уровень серьёзных работ. Попутная цель, не менее важная, — активизировать научное творчество учителей.

Эксперимент с 9-ми классами не означает, что мотивация к творческим работам в остальных классах будет ослаблена. Административный контроль предполагает отслеживание творческих заданий в работе каждого учителя.
«Профессиональная компетентность педагога»
Напомним, как сформулирована цель Программы развития: «Создание креативной среды как возможности творческой самореализации участников образовательного процесса». То есть речь идёт не только об учениках, но и об учителях. Чтобы работать творчески, курсов повышения квалификации мало, тут не обойтись без самообразования. Было время, когда от учителей требовали планы самообразования. Мы таких планов не требуем, но требование творческих уроков от учителя с одной стороны и творческих работ от учащихся с другой стимулирует профессиональный рост педагога. Большинство наших учителей, действительно, работает творчески. За последние три года для района и города проведено 6 семинаров:

«Работа школьных методических объединений. Традиции и нововведения»;

«Воспитательные аспекты туристско-краеведческой работы в школе»;

«Достижения ученика, учителя, школы как один из показателей качества образования»;

«Социальные аспекты работы с одарёнными детьми»;

«Использование компьютерных технологий в преподавании предмета «Обслуживающий труд»;

«Компьютерные технологии в преподавании курса биологии» (для учителей города).

Прочитано 12 лекций:

«Некоторые проблемы современной ядерной физики» (учитель А.А.Марков);

«Метафора в языке и речи» (учитель А.Е.Щедрецов);

«Химия и производство. Опыт внеклассной работы» (учитель А.Б.Кирьянова);

«Киноклуб как форма обогащения лексического и фразеологического словаря учащихся» (учитель В.Б.Храбустова);

«Из опыта работы по программе начальной школы «Гармония» (учитель Э.П.Лихоткина);

«Азбука этикета» ― для воспитателей ГПД (учитель Л.Н.Маврина);

«Историко-культурные реконструкции как форма проведения школьных загородных экскурсий» (учитель М.В.Хлопов);

«Техника литературного редактирования» (учитель А.Е.Щедрецов);

«Подготовка учащихся к углублённому изучению математики в 7 классе» (А.В.Мельникова);

«Изучение этнического состава населения России в 8 классе» (Т.П.Смирнова).

Чтение лекций по русскому языку для учителей города на базе СПбАППО (А.Е.Щедрецов).

Проведение мастер-классов для учителей химии города (Л.В.Махова).

Методическими объединениями проведены круглые столы для учителей района: «Инновационные и традиционные методы обучения английскому языку в старшей школе», «Инновационные методы обучения математике»; организованы курсы повышения квалификации «Компьютерная грамотность и основы телекоммуникационного обмена», прочитаны элективные курсы «Методика подготовки к олимпиадам по физике» и «Биологический эксперимент в школе», проводятся ежегодные районные конференции по информатике «Школьная информатика и проблема устойчивого развития».

В лицее периодически проходят тематические педсоветы, призванные активизировать творчество учителей: «Проблема способностей у детей и подростков», «От творчества ученика к творчеству учителя», «Научное руководство творческими работами учащихся».

О профессиональном уровне учителей можно судить по цифрам. Из 99 учителей (включая администрацию) у 48 высшая квалификационная категория, у 34 — первая. В лицее 5 «Заслуженных учителей РФ», 17 «Отличников народного просвещения» и «Почётных работников общего образования РФ», 2 учителя награждены знаком «За гуманизацию образования в Санкт-Петербурге». За последние 3 года 7 учителей становились победителями районного конкурса педагогических достижений (среди них 2 «Гран-при»), учитель русского языка и литературы Иванова М.И. стала победителем в конкурсе «Лучший учитель Санкт-Петербурга», учитель математики Ефремова С.Ю. победила в конкурсе «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга», в национальном проекте «Лучший учитель России» победителями стали учитель русского языка и литературы Иванова М.И., и учитель начальной школы Яковлева В.П.
2.
Особое внимание мы уделяем подпрограмме «Научно-исследовательская среда лицея». Работа идёт в нескольких направлениях:

Биологические исследования.
За последние три года учащимися выполнены работы:

— Сравнительный анализ устьичного аппарата комнатных растений в зависимости от — степени окрашенности листа (Добрынская Светлана, Бодунова Мария);

— Исследование соотношения желто-красных и зеленых пигментов в листьях комнатных растений (Стрелин Фёдор, Кожанов Владимир);

— Виртуальная экскурсия «Ими гордится Россия» (медики, захороненные в Александро-Невской лавре) (Любимова Анастасия);

— Экология выращивания рыб в фермерском хозяйстве (Суровицкий Владимир);

— Органический рост через систему дифференциальных уравнений (Красс Александр);

— Динамика болезней зрения у учащихся лицея (исследование по медицинским картам) (Ерженкова Наталья, Шипилова Наталья);

— Проявление генетических законов на примере родословной семьи (Андронов Евгений);

— Уровень экологических знаний учащихся (Мартемьянова Александра).

Третий год продолжается сотрудничество лицея с Институтом медико-биологических проблем и Инновационным центром биотехнологий при Союзе учёных Санкт-Петербурга в рамках международного космического образовательного эксперимента «Микролада-3». При сохранении общей направленности исследования (параллельное выращивание растений на земле и в космосе) в прошедшем году особое внимание уделялось жизни корневой системы растений (гороха). Образовательным характером эксперимента определился круг привлечённых к нему учащихся. Основная группа исследователей, занимающаяся поливкой и ведущая биометрические наблюдения, составляет примерно двадцать человек, в основном учащихся 5-9 классов. Кроме того, есть учащиеся 2-9 классов (примерно 70 человек), интересующиеся ходом эксперимента и регулярно навещающие установку. В минувшем году, по поручению научного руководителя «Микролады-3», В.Р.Алексеева, лицей приобщил к эксперименту учащихся гимназии №498 Невского района. В гимназии появилась такая же установка, с такой же научной задачей, что обеспечивает большую достоверность полученных результатов. Экспериментальную работу в обоих учебных заведениях курирует учитель биологии лицея №344 В.И.Аниськов.
Музейная работа
В лицее два музея: Музей истории науки и Музей истории школы. Музей истории науки, создателем, хранителем и бессменным руководителем которого много лет является заслуженный учитель РФ Л.В.Махова, располагает уникальной коллекцией минералов и «живой» таблицей Менделеева; музей живёт активной творческой жизнью: проводит научные конференции старшеклассников, организует экскурсии для студентов, учителей и учащихся — как лицея, так и других школ.

У «Музея история школы» несколько направлений научно-исследовательской работы: историко-краеведческое, генеалогическое, экскурсоводческое. Только в прошедшем году учащимися выполнены следующие работы:

— «Возрождённая Свято-Троицкая и мужская приморская пустынь» (Гладышев Олег);

— «Как создать семейный архив» (Дятлова Алина);

— Экскурсии, подготовленные Виноградовой Светланой:

«Просвещённый благотворитель»;

«Годы, опалённые войной»;

«Декабристы»;

«История экипажа эсминца «Строгий»;

«История экипажа эсминца «Стройный».

Экскурсии, подготовленные Яковлевой Марией:

«Школа принца П.Г.Ольденбургского»;

«Школа в годы войны»;

«Разные люди, разные судьбы...» (памяти М.Р.Белошеевой).

Руководители музея — учитель истории С.Н.Хохлова и учитель литературы М.Н.Еськина. Юные музееведы каждый год успешно выступают на городских конкурсах историков, генеалогов и экскурсоводов. Только в 2007/2008 уч. г. они заняли 5 первых мест в городских конкурсах, а в 2007 году «Музей истории школы» лицея №344 занял первое место среди всех школьных музеев Санкт-Петербурга.
Интеллектуально-речевое развитие учащихся
Два года назад учителем литературы А.Е.Щедрецовым был разработан и успешно апробирован спецкурс для старшеклассников «Культура письменной речи», одна из задач которого — приобщение учащихся к художественному творчеству. Опыт спецкурса был освещён на методическом объединении учителей русского языка и литературы и позволил более эффективно планировать уроки развития речи.

За последние три года в лицее внедрена практика привлечения учащихся 11-х классов к написанию и защите литературоведческих работ:

— «Художественная роль ремарок в чеховской драматургии» (Лиманов Кирилл);

— «Искусство сюжетосложения в юмористических рассказах Чехова» (Сергеев Владимир);

— «Поэтика русской рок-поэзии 2-й половины XX века» (Волков Сергей);

— «Роман Ф.М.Достоевского «Белые ночи» и русская сентиментальная повесть XVIII века» (Миров Юрий);

— «Басенная мораль у Эзопа, Лафонтена и Крылова» (Нефедьева Юлия);

— «Христианские мотивы в произведениях Ф.М.Достоевского» (Тихомиров Тимур);

— «Записные книжки писателя. Проблема жанра» (Попова Ксения);

— «Русская семейная жизнь на страницах «Собрания народных песен П.В.Киреевского» (Блохина Анна);

— «Искусство литературного портретирования в произведениях Л.Толстого («Детство», «Анна Каренина») (Демичев Михаил);

— «Образ российского интеллигента в произведениях писателей-юмористов начала XX века (Тэффи, Аверченко, Саша Чёрный) (Знак Павел);

— «Советская культовая поэзия 30-50-х годов» (Кобахидзе Николай);

— «Оперные либретто по мотивам произведений А.С.Пушкина» (Фадеева Марина);

— «Русские художники-иллюстраторы: прочтение и выбор (поэма Гоголя «Мёртвые души»)» (Ситников Артём);

— «К вопросу деления стихов на строфы. Графические образы пушкинских стихотворений» (Сачава Дмитрий);

— «Информационный рисунок набоковской прозы. Скобки в романе «Защита Лужина» (Кяуне Владислав);

— «Проблемы комментирования художественных текстов (на материале русской классической литературы)» (Сполан Сергей).

Многие учащиеся серьёзно занимаются компьютерным программированием, с созданными ими программными продуктами можно было познакомиться на конференции «Информатика и проблемы устойчивого развития»: Менеджер ссылок (С ++); Пакет прикладных программ «Инфомастер» (Делфи); Менеджер для обоев рабочего стола (С ++); Обучающая программа по физике (Делфи); Пакет математических программ (Делфи); Утилиты для работы в Windows (Делфи); Игровая программа «Стратегия» (С ++).

Из работ, лежащих на стыке физики и информатики, следует отметить работу учащегося 11-го класса Архипова Игоря «Программирование контроллера семейства AVR для возможности проведения тестовых опросов (Code Vision AVR)». Учащийся был приглашён на V Всероссийскую межвузовскую конференцию молодых учёных, проводимую Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики, а также на XVIII Сахаровские чтения.

В апреле 2008 г. в лицее прошла «Вторая конференция молодых исследователей», на которую, помимо выступлений, был вынесен дискуссионный вопрос о требованиях к реферативным и исследовательским работам школьников. Общее мнение — в старших классах рефератам следует предпочесть исследовательские работы. Списки литературы, прилагаемой к реферативным работам, должны быть расширены.

Приобщение к научному творчеству сказывается и на успехах учащихся в олимпиадном движении. По результатам городских олимпиад лицей занимает 1 место среди лицеев и гимназий Невского района и 2 место среди общеобразовательных школ района.

В 2007/2008 учебном году команда 11-х классов заняла 2 место в интернет-олимпиаде по физике. Учащийся Рядовкин Кирилл занял абсолютное первое место среди более чем 1500 участников. На городской тур олимпиады по физике прошло 18 учащихся 11 класса (рекорд за последние 10 лет) и 7 учащихся 9 класса.

В том же году команда 10-11-х классов заняла 1 место в интернет-олимпиаде по информатике и 2 место по математике среди школ города.

В телевизионных «Играх ума» 2008 года команда лицея поделила 1 место с командой 631 школы.

Техническое оснащение лицея, информационно обеспечивающее творчество учителей и учащихся, позволяет решать задачи любой сложности. В лицее 3 стационарных компьютерных класса, 1 мобильный компьютерный класс, 6 кабинетов с интерактивными досками и проекторами.

Перспективы создания креативной среды определены Программой развития до 2010 года. Ближайшая цель ― привлечение к научно-исследовательской работе возможно большего числа учащихся и учителей.

Директор лицея И.Г.Елисеева


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация инновационной программы развития iconОтчет по договору №12. 741. 36. 0007 от 27 января 2011 г. О финансировании программы развития
Реализация программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Реализация инновационной программы развития iconПояснительная записка Предмет: обществознание Курс: «обществознание» Класс: 7 класс
Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала...
Реализация инновационной программы развития iconИнновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии....
Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и...
Реализация инновационной программы развития iconРеализация системного подхода в организации инновационной деятельности...
Педагогическая инноватика – это отрасль педагогики, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций в отношении...
Реализация инновационной программы развития iconРеализация мероприятий Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические...
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
Реализация инновационной программы развития iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
«Формирования и реализация инновационной политики коалиционного правительства Великобритании»
Реализация инновационной программы развития iconРоссийской федерации
Целью курса является формирование у студентов системы знаний в сфере истории развития инноваций, ключевых факторов осуществления...
Реализация инновационной программы развития iconПояснительная записка Содержательной основой мониторинга инновационной...
Иоп «Эврика» в рамках Федеральной программы развития образования и ориентирована на реализацию ценностей данного педагогического...
Реализация инновационной программы развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По программе реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Реализация инновационной программы развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
От чего будет зависеть реализация Федеральной целевой программы развития образования?
Реализация инновационной программы развития iconДиректора мбоу пеновской средней общеобразовательной школы имени е. И. Чайкиной
...
Реализация инновационной программы развития iconК вопросу о втором сотворении мира: реализация инновационной государственной...
Школьник из Астрахани завоевал золотую медаль на Международной естественно научной олимпиаде 27
Реализация инновационной программы развития iconРеализация программы инновационного развития в мбоу «Большекачкинская...
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые являются одной из его важнейших характеристик
Реализация инновационной программы развития iconАнализ данных науки, образования и инновационной деятельности с использованием...
В данной статье будет описан метод анализа паттернов и результаты его применения к поставленной проблеме анализа развития науки,...
Реализация инновационной программы развития iconРазвитие института заемного труда как инновационной формы занятоти населения
Публикация подготовлена при поддержке программы фундаментальных исследований Уро ран, проект №12-п-7-1001 «Новые инструменты и методы...
Реализация инновационной программы развития iconПротокол от 20 апреля 2011 г. №18
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск