Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки ⦋в⦌ ,⦋в᾿⦌ и буквы В, в.
Учитель начальных классов: Назаренко Светлана Николаевна 1 класс МКОУ «Любимовская СОШ»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить с согласными звуками ⦋в⦌ и ⦋в᾿⦌ и буквами В, в; развивать умение отличать звуки ⦋в⦌ и ⦋в᾿⦌ от других звуков, учить читать слоги, слова и предложения с буквами В,в.
Планируемые результаты учащихся:
понятия: звук, гласный, ударный, согласный, звонкий, твёрдый, мягкий, звуковые схемы, ударение, слог, слово, имена собственные, имена нарицательные, предложение, рассказ.
предметные результаты:
узнают буквы В, в;
научатся выделять в речи согласные звуки ⦋в⦌ и ⦋в᾿⦌, обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова; с изученными буквами составлять сюжетный рассказ по картинке.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
коммуникативные: отвечать на вопросы полным ответом, строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование:
В. Г. Горецкий. Учебник «Азбука» для 1 класса. 1 часть. Москва «Просвещение» 2011
Диск – приложение к учебнику «Обучение грамоте», В. Г. Горецкий
Карточка с образцами печатных букв.
Цветные карточки для звуковых схем слов.
Наборное полотно.
Динамическое полотно-тренажёр.
Ход урока.
Этапы урока
| Содержание урока
| Примечание
| Организационный момент.
| Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо сели.
|
| Подготовительный этап
Постановка темы и учебной задачи урока.
| Слоговая разминка.
Учитель: Прочитайте текст, написанный на доске.
Учитель: дети какую незнакомую букву вы встретили? Кто смог прочитать это слово?
-
- - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение:
«Звуки…, … и буквы …, … .»
Далее учитель предлагает учащимся, отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируем задачи урока.
«Познакомимся со звуками …, … .» ( в, в᾿)
«Научимся отличать звуки …, … от других звуков». ( в, в᾿)
«Будем учиться читать слоги, слова, предложения с буквами …, …». (В, в)
«Будем учиться составлять рассказ по серии слайдов используя слова …, …». (В, в)
| Чтение слогов на динамичном полотне.
На наборном полотне текст изученный ранее с.66, (У Тараса коса. Коса остра. У Ларисы коса. Коса руса и красива.)
Добавлено слово красива. Дети читают текст по цепочке.
На доске напечатана тема, задачи урока с пропущенными словами.
| Выделение звуков и составление звуковых схем слов.
| Учитель:
- Ребята, давайте пропоём звук «в»? Что вы услышали? Какой звук «в»? Докажите.
(- согласный, т.к. не поётся;
- звонкий, т.к. произносится громко, голосом;
- может быть твердым, может быть мягким)
А теперь ребята произнесите вполголоса свои имена и поднимите руки те из вас у кого в имени есть звук ( в, в᾿). Это Света и Слава. Они составят схемы своих имён на доске.
Сильные ученики работают с электронным приложением к учебнику,делят слова на слоги, ставят ударение, в пустые клеточки вставляеют схемы слогов-слияния. Учащиеся работают с индивидуальными цветными карточками, сидя за партами.
- Составим звуковую схему слова «воробей».
- Разделим на слоги. ( В слове – три слога)
- Поставим знак ударение. (Ударение падает на третий слог)
- Выделим первый слог в слове. Из каких звуков он состоит? (во, первый звук «в» - согласный, твёрдый – обозначим синим цветом, второй «а» - гласный, безударный – обозначим красным цветом; это слог –слияния)
- Выделим второй слог в слове. Из каких звуков он состоит? (ра, первый звук «р» - согласный, твёрдый – обозначим синим цветом, второй «а» - гласный, безударный – обозначим красным цветом; это слог –слияния)
- Выделим третий слог в слове. Из каких звуков он состоит? (бей, первый звук «б» - согласный, мягкий – обозначим зелёным цветом, второй «э» - гласный, ударный – обозначим красным цветом; это слог –слияния, третий «й» согласный, мягкий – обозначим зелёным цветом )
- Проверьте свою схему и сравните со схемой на доске.
- Встаньте те ребята, у кого получилась такая же схема. Молодцы, вы были очень внимательны. А теперь встаньте те ребята, у кого получилось по-другому. Какие ошибки вы допустили?
Исправление ошибок учащихся.
Следующие слова: верба, сова.вилка. (алгоритм работы тот-же).
| Работа ведётся по картинкам в электронном приложении к учебнику
|
Физкультминутка.
| Ребята, воробьишке так понравилось как вы работаете, что он предлагает с ним поиграть. Встаньте рядом со своей партой и повторяйте движения со мной:
Воробьишко потянулся (потянуться, руки вверх)
Распрямился, встрепенулся, (выпрямили спинку, махи руками)
Головной кивнул 3 раза, (наклоны головы)
Подмигнул он правым глазом,
Лапки в сторону развёл (руки в сторону)
И по жёрдочке прошёл, (ходьба на месте)
Прогулялся и присел, (приседание)
Свою песенку запел: (стоя на месте)
«Чик чирик – чик чирик.»
|
| Работа с книгой «Азбука» с. 68
Работа в группах.
Составление рассказа по картинке.
Гимнастика для глаз.
| Учитель:
- Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости «Лесные зверята». А кто – угадайте сами! Я начну, а вы продолжайте (хором):
Лиса – лисёнок
Волк - …(волчонок)
Медведь – … (медвежонок)
Заяц - … (зайчонок)
Барсук - … (барсучонок)
- Правильно, ребята. Откройте «Азбуку» на странице 68. Угадайте, во что играют зверята? (в футбол) А как вы догадались? (На картинке нарисован мяч, ворота, зверята поделились на команды)
- А давайте мы тоже с вами сыграем в «словесный футбол». Но для этого разобьёмся на команды (группы). Каждая команда получает схему слова со звуком «В» и по картинке учебника ищет слова в соответствии со схемой. Правильно названное слово - это «гол» вашим соперникам.
- Молодцы, ребята. Смотрите сколько слов со звуком «в» вы нашли.
Учитель:
- А давайте, попробуем из этих слов составить рассказ о зверятах - футболистах.
Отвечайте на вопросы полным ответом, считайте, сколько слов в предложении.
- Кто играет в футбол? (Лесные зверята играют в футбол. В предложении - 5 слов.)
- Сколько у них команд? ( У них две команды. В предложении – 4 слова.)
- Кто – вратарь? (Медведь – вратарь. В предложении -2 слова.)
- Кто ведёт мяч? (Зайчонок ведёт мяч. В предложении – 3 слова.)
- Кто стоит в защите? А какой лисёнок? (Смелый лисёнок стоит в защите. В предложении – 5 слов.)
- Кто спешит перехватить мяч у зайчика? (Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика. В предложении – 6 слов.)
- Почему барсучонка можно назвать «умным»? (Умный барсучонок ловит мяч у ворот. В предложении – 6 слов.)
- Что дальше будет делать зайчонок? (Зайчонок бьёт по мячу.)
- Придумайте продолжение: «Но ловкий вратарь …» (Но ловкий вратарь ловит мяч. В предложении – 5 слов.)
- Что делает судья? (Судья свистит в свисток. В предложении – 4 слова.)
- Игра продолжается? (да. Игра продолжается. В предложении -2 слова.)
Учитель:
- Ребята, послушайте рассказ, который у нас получился. Посчитайте, сколько предложений в этом рассказе?
«Лесные ребята играют в футбол. У них две команды. Медвежонок – вратарь. Зайчонок ведёт мяч. Хитрый лисёнок стоит в защите. Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика. Умный барсучонок ловит мяч у ворот. Зайчонок бьёт по мячу. Но ловкий вратарь ловит мяч. Судья свистит в свисток. Игра продолжается.» (11 предложений)
- Давайте, придумаем название для этого рассказа? (Лесной футбол.)
- Отодвиньте книгу на край стола и немного отдохнём.
«Смотрит вправо, смотрит влево
Любопытный мальчик Сева,
Смотрит вверх он, смотрит вниз
До носочков дотянись».
«Моргание».
«Глазки отдыхают».
«Смотрим вдаль»
|
Ребята в группах придумывают слова с твёрдым и мягким звуком «в» в начале, середине и конце слова.
| Зрительный образ печатных букв.
| Учитель:
- Ребята, а давайте вспомним,при помощи каких символов люди записывают звуки? (букв)
- А вы хотите узнать, как пишется буква «вэ»? (да)
- Наши друзья, лесные зверята прислали нам письмо. Посмотрим, что здесь написано.
Учитель вынимает из конверта картинку с буквами В,в.
- Ребята, это буква «вэ», запомните её имя, а на что похожа наша буква? Может мы уже видели, похожие буквы или цифры? (на букву р, цифру 3) Из каких частей можно составить букву? (прямая палочка, два полуовала)
- Отгадайте загадку:
«К единице три приставим,
Что за букву мы составим?» (букву в)
- Давайте, для того, чтобы легче запомнить, как выглядит буква «вэ», выучим стихотворение, повторяйте за мной:
«Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, буква В – сразу две.»
|
| Работа с электронным приложением «Обучение грамоте» Составление рассказа по серии слайдов
| - А теперь составим рассказ по слайдам.
| Диск «Обучение грамоте.
| Практическая работа. Чтение слогов, слов и предложений с буквой «В». («Азбука» с.69)
| - Попробуем, прочитать слоги с новой буквой.
- Найдите в «Азбуке» с.69, произносим звук «В» и сливаем с гласной, поём.
Прочитаем слоги только с твёрдым звуком «В», только с мягким.
- Соединим слоги в слова. Читаем слова в столбиках.
- Ребята, а в какую игру мы с вами играли сегодня с «Лесными зверятами»? А вы сами играли в футбол? Сейчас мы прочитаем рассказ тоже о футболе.
Хорошо читающие дети читают рассказ вслух.
Ребята ответим на вопросы.
Затем читают этот текст цепочкой остальные ребята.
| Для закрепления чтения слогов можно использовать диск «Обучение грамоте» или напечатать на доске.
| Итог урока. Устная рефлексия.
| Учитель:
- Мы сегодня с вами хорошо поработали.
- Что мы делали на уроке? (Рассуждали, анализировали, учились мыслить, развивали внимание, составляли рассказ - творили, учились работать с книгой, учились читать, писать.)
- Каких результатов достигли? (научились читать слоги, слова и предложения с буквами В,в, научились писать печатные буквы В,в.)
|
| Самооценка.
| Учитель:
- У вас на столах лежат смайлики. Ввберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.
- Кто сегодня на уроке сделал для себя открытие, активно работал на уроке? (жёлтый)
- Кому на уроке было интересно? (зелёный)
- Кому урок не подарил хорошего настроения? (красный)
- Все молодцы! Спасибо за урок!
|
|
|