Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»





Скачать 107.13 Kb.
НазваниеЛитература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Дата публикации02.09.2014
Размер107.13 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Анкудинова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Любимовская ООШ» Далматовского района
Предмет: литература

Класс: 3

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»"

Цель: продолжить знакомство с творчеством писателя.

Задачи:

  • обнаружить сходство и различие сюжетных линий авторской и народной сказки;

  • учить понимать содержание сказки через анализ поступков героев;

  • формировать оценочное суждение;

  • обучать вдумчивому прочтению произведения;

  • вести работу над языком художественного произведения;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать воображение и речь учащихся, умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев;

  • воспитывать умение слушать друг друга, уважать мнение товарищей;

  • воспитание доброго отношения ко всему живому, положительных черт характера;


Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Методы: частично-поисковый; словесные; практические – иллюстрации к сказке, работа с карточками, выборочное чтение;

Формы: фронтальная и работа в парах.

Межпредметные связи с уроком ИЗО.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки для работы в парах, учебник «Родная речь» 3класс.

Медиаматериалы: презентация Microsoft Office PowerPoint, видеоролик «Сказки гуляют по свету» (video.mail.ru), мультфильм «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (video.mail.ru).


Ход урока:

I.Орг. момент. Приветствие:

То, что мы сегодня рядом! – Это хорошо!

Нет тоскливых, скучных взглядов! – Это хорошо!

Тёплый день нам всем в награду! – Это хорошо!

Встрече нашей все мы рады! – Это хорошо!

Заниматься делом будем! – Это хорошо!

Про преграды все забудем! – Это хорошо!

II.Введение в тему урока.

1) Видеоролик «Сказки гуляют по свету» (video.mail.ru)

Сказки гуляют по свету

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по рощам в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает добро.

2) - Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке чтения? Расшифруем слово. (слайд1) (о сказках)

- Если сказку написал автор, то какая она?(авторская)

- Какие ещё есть сказки? Кто их сочинил? (народные)

- Что вы знаете о народной и авторской сказке?

Ученица: Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. Великий писатель Николай Алексеевич Некрасов писал: “Русские сказки заслуживают большого внимания: они – память русской народности”.

Ученица: У авторских сказок немало общего с народными. В авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но авторская сказка всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

3) Минутка скорочтения:

У каждого отрывки из сказок. Предлагается прочитать и узнать из какого произведения отрывок. (слайд 2 – сказки «У страха глаза велики», «Заяц-хваста»)

- Что общего у всех этих произведений? ( Это сказки, они народные)

- Какой персонаж есть в этих сказках? Разгадайте ребус. (заяц)

- Как в русских сказках называют зайца?

(трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий)

- У вас на есть карточки с изображениями зайцев. Предлагаю описать характер зайца, используя имена прилагательные. Какой ваш заяц?

III. Проверка домашнего задания.

-Дома вы читали сказку, в которой тоже присутствует этот персонаж. Как называется сказка, с которой познакомились на прошлом уроке? (слайд 3)

- Дома вы нарисовали рисунки, на которых показали образ зайца.

Демонстрация рисунков детей.

-Я предлагаю вам высказаться по содержанию сказки.

– Продолжите следующие предложения: на выбор одно высказывание. (Слайд 4)

Меня рассмешило то, что…

Мне понравилось то, что…

Меня взволновало то, что…

Меня обрадовало то, что…
- Кто автор этой сказки? (слайд 5)

- Значит, эта сказка авторская или народная?

IV. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы продолжим знакомство с авторской сказкой, попробуем определить характер главного героя, узнать чему учит сказка, попробуем сравнить авторскую и народную сказки.

V.Работа по теме урока.

1) Сообщение о писателе и его книге «Алёнушкины сказки».

- Сначала немного вспомним о писателе.

Ученица: Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

Учитель: Перед вами целый сборник, который называется очень поэтично “Алёнушкины сказки”.( слайд 6) Автор этого сборника Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

-Почему Дмитрий Наркисович дал своему сборнику такое необычное название.
Ученица: Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла при родах, ребёнок рос слабенький и болезненный. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории.

Учитель: Сам писатель отзывается о нём так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

- Что такое присказка?

Ученица: Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Учитель: С самого начала, с “Присказки”, ласково, успокаивающе звучит голос рассказчика, словно настраивает на сказочный лад и, обещая непременно хороший конец. (начало видеоролика)

2) Сообщения о зайце: (слайд 7)

- Прежде чем начать работать по содержанию сказки, послушайте рассказы детей о зайце и ответьте на вопрос: Что нового вы узнали о жизни и повадках зайцев?

Ученица: У зайца много врагов: лиса, волк, рысь, да еще хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей.

Ученица: А глаза у зайца не зря “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать. Не очень-то похоже на трусость.

- Что нового узнали о повадках зайцев?

VI. Работа по содержанию произведения.

  1. Словарная работа:

– Прежде чем начать работу по содержанию, уточним некоторые не очень понятные слова и выражения. (слайд 8)

  1. Работа по содержанию сказки. Выборочное чтение:

- Каким изображён заяц в начале сказки? (слайд 9) (маленьким, трусливым)

- Найдите ответ на этот вопрос в тексте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)

-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться). (слайд10)

-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки. (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).

- Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)

- Прочитайте, как хвастался заяц. (слайд 11)

(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

- Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…

- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.

- Почему же начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?

(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается)

- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? (слайд 12)

(Язык у хвастуна точно примёрз.)

- Как вы понимаете это выражение?

(Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка).

- Что случилось дальше? (Дальше случилось… - с.185-186) (слайд 13)

- Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка? Прочитайте. (слайд 14)

(Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).

- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком).

- Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть? (Они его похвалили. Молодец, косой!..)

- Найдите этот отрывок и прочитайте (стр. 186)

-Во что стал верить заяц, после этого происшествия? (Что он действительно никого не боится)

VII. Физминутка

Зайцы

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – подняться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах.

(Ходьба на месте)

Замер зайка средь травы,

А теперь садимся мы.
VIII. Продолжение работы по содержанию сказки

- Было ли вам жалко зайца?

- В какой момент?

- Почему художник одел всех зайцев в одежду? (Это сказка)

- Похожа сказка на народную? Чем?

- Какую народную сказку вам напомнила эта сказка Мамина-Сибиряка? («Заяц-хваста») (слайд 15)

- Чем похожи сказки?

- В чём различия? (слайд 16)

– Во второй части сказки найдите глаголы, помогающие описать приход зайцев.

(Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…)

– Зачитайте глаголы, которые показывают, как смеялись зайцы.

(Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старухи зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга)

– Подобные перечисления действий мы встречали в народных сказках, например, сказка «У страха глаза велики», которую мы сегодня уже вспоминали. ( Слайд 17)

- Зачитайте выделенный отрывок. Зачитайте глаголы, которые показывают действия героев.

3) Дидактическая игра «Найди меня» (Раздаточный материал)

(20 табличек розданы детям по одной. Вывешиваем к картинкам с изображением персонажей сказки)

- У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки.

- Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят.

На доске картинки героев сказки: (учащиеся выходят и прикрепляют своё высказывание к нужной картинке)


заяц

другие зайцы

волк


Действия зайца:

-крикнул во весь лес;

- взобрался на пенёк;

-язык точно примёрз;

- подпрыгнул кверху;

-упал со страху;

-задал стрекоча;

-выбился из сил;

-замертво свалился;

-начал верить, что никого не боится.

Действия других зайцев:

-собрались, сбежались, приплелись;

- все слушают; ушам не верят;

- начали кувыркаться;

- не могли прийти в себя;

- закричали в один голос.

- начали выглядывать.

Действия волка:

- ходил; проголодался;

- остановился; понюхал воздух;

- начал подкрадываться;

- близко подошёл;

- бежал в другую сторону;

4) Вывод о характерах героев.

- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.

- Прочитайте действия зайца и скажите, какой он?

(Хвастливый и трусливый)

- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?

(Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые)

- Что можно сказать о волке?

(Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый)

5) Дидактическая игра «Составь пару» (работа в парах, проверка по доске)

(образные выражения)

(Записи сделаны на листах – табличках.)

- Стрелками соедините высказывания первого и второго столбиков. Проверим по доске. (Сдвигаем пары табличек на магнитной доске).

карточки 1 столбика
Очень удивились услышанному

Появился, как только о нём вспомнили

Сильно испугался

Стремительно убежал

Притаился и замер от страха

Ослабел, сильно устал

Гнался неотступно

карточки 2 столбика
По пятам

Задал стрекоча

Не смел дохнуть

Своим ушам не верят

Тут как тут

Еле жив от страха

Замертво свалился

Ответы:

очень удивились услышанному --- своим ушам не верят

появился, как только о нём вспомнили --- тут как тут

сильно испугался --- еле жив от страха

стремительно убежал --- задал стрекоча

притаился и замер от страха --- не смел дохнуть

ослабел, сильно устал --- замертво свалился

гнался неотступно --- по пятам

XI.Обобщение

-В народе всегда разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость.

- Посмотрите внимательно и соберите пословицы, подумайте, можно ли их отнести к нашей сказке: (слайд 18)

У страха глаза велики

Волка ноги кормят.

Каков Савва, такова ему и слава.

-К кому из героев сказки можно применить пословицу «У страха газа велики»?

(слайд 19)

(И волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).

X. Просмотр мультфильма (video.mail.ru)

- По сказке Мамина Сибиряка снят мультфильм. Я предлагаю вам его посмотреть.

XI. Итог урока

- Для кого писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила)

XII. Экспресс – диагностика. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.

-Кто считает, что, заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус – рядом с ёлочкой.

- У каждого своё мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Большинство считает его…(смотреть по количеству…)

XIII. Д/з: (слайд 20) Оценки за урок________

Детям на выбор предлагается выполнить одно из заданий:

1. Придумай продолжение к сказке.

2. Пересказать сказку.

3. Придумай свою сказку с похожим сюжетом.

XIV. Рефлексия

- Предлагаю встать в круг, передавая игрушку-зайца и поделиться своими впечатлениями от урока, настроением по слайду – выбрать одно высказывание (слайд 21) (слайд 22)






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» icon3 «В» класс. 12. 02 (вторник) Математика
Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка. Умнее всех. Отвечать на вопросы
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconТема урока: Д. Н. Мамин -сибиряк «Приёмыш»
Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение» ( 3 класс, авторЛ. А. Ефросинина), толковые словари, презентация Д. Н. Мамина- сибиряка...
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconТема : Д. Н. Мамин Сибиряк «Приёмыш»
Цели: Работать над выработкой сознательного, беглого, выразительного чтения. Развивать устную речь, инициативу и творчество
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconТема. Пьеса — драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». Цели
Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака «Сказка про козла»
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить более точно описывать внешний вид (мордочка овальной формы), на мордочке глаза (круглые, черные, маленькие); торчащие, овальные,...
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иллюстрации к книгам: Ершов П. П «Конек-горбунок»; Зальтен Ф. «Бемби»; Мамин-Сибиряк Д. Н
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconУрок литературного чтения «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цель: используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому...
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconУрок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш»
Я говорю вам здравствуйте, а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – самая главная ценность
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Н. Мамина Сибиряка, учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, карточки для урока, выставка книг Д. Н....
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconТема урока: письмо слов с буквой й тетрадь: с. 36 стих про мяч записать в тетрадь
Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни....
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconЗабавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок, и ироничные повествования Григория Остера...
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconСказка про Царя-хитреца, Иванушку-лопуха и лютого змея Чеэса
Усаживайтесь поудобней, детишки. А расскажу-ка я вам сказочку про добра молодца Иванушку, царя Жугета, енералов Тушилу и Гошу, да...
Литература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск