Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш»





Скачать 138.75 Kb.
НазваниеУрок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш»
Дата публикации31.08.2014
Размер138.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
МОУ Пологрудовская средняя общеобразовательная школа

Урок по произведению Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»
«Родная речь» М.И.Голованов, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова
(Здоровьесберегающие технологии)

Учитель: Мерецкая Светлана Петровна



2007 год

Класс: 4.

Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Цели урока:

развивающие: развивать умение слушать, рассуждать, осуществлять самооценку и самоконтроль;

обучающие: обобщить знания по теме, раскрыть взаимоотношение между природой и человеком, определить условия жизни , влияющие на формирование здорового образа жизни;

воспитывающие: воспитывать внимание к слову, культуру речи, интерес к окружающей природе, заботу о здоровье, взаимоответственность.

Оборудование:ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями

Тип урока: обобщающий урок по теме (3 урок).

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Аутогенная тренировка.

3.Сообщение темы и целей урока.

4.Мотивационно – учебный.

5.Беседа по выявлению первичного восприятия.

6.Знакомство с системой оценивания.

7..Аналитическая работа по содержанию текста.

8.рефлексивно – оценочный этап

9..Информирование о домашнем задании.

10.Подведение итогов.

Методы:

Частично – поисковый (при выполнении самостоятельной работы в группе).

Беседа (по степени взаимодействия учитель – ученик).

Формы организации:

-индивидуальная;

-групповая.

Сценарий урока



Этап

Учитель

Дети

Оформление

Время

1

Организационное начало урока


Здравствуйте ребята!

Я говорю вам здравствуйте, а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – самая главная ценность.


Садятся за столы по группам. На партах книжки «Наши достижения», на столе каждой группы стоят таблички разных цветов: фиолетовые, синие, голубые.


На доске: число, классная работа

Цитата «Если душа здорова, то и ум будет светлым и ясным.




2

Аутогенная тренировка

А теперь, улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза.

(Включаю запись пения птиц.)

Представьте себе, что вы на Светлом озере, ярко светит солнце, поют птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. Настроение прекрасное. Вы сможете выполнить любое трудное задание. Этот день принесет вам только удачу. Я буду считать до пяти. Когда я скажу пять, вы откроете глаза (один, два, три, четыре, пять).




40 сек




3

Сообщение темы и целей урока.

Целеполагание.

Сегодня на уроке мы окунемся в неповторимый и удивительный мир природы. Продолжим знакомство с творчеством необыкновенного писателя, рассмотрим взаимоотношения между человеком и животными на примере одного из произведений автора.





























4

Мотивация

Я прочитаю строчки из произведений, а вы назовите название.

  1. В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля, с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном…..

  2. Старая утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери –калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество.

  3. Перезимует вместе со мной в избушке. Места хватит, и нам с Соболькой веселее.


Кто является автором этих произведений?

Вот сегодня на уроке, мы и будем работать с произведением Д.Н.Мамина - Сибиряка «Приемыш».



Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк.




Слайд с портретом автора




5

Вступительная беседа (по выявлению первичного восприятия текста)

  • Кто такой Приемыш?


  • Как он оказался у старика Тараса?



-Где происходили события ?

-Почему лебедя назвали Приемышем?

Ребята, чтобы поближе познакомиться с героями произведения, раскрыть их взаимоотношения, черты характера, особенности поведения Тараса, мы организуем работу в группах.



Приемыш - это лебедь. (учитель показывает лебедя на «Живой газете»
Учитель показывает Тараса на газете.
Рассказ детей.

Приезжали охотники. Лебедя с лебедушкой подстрелили, а он остался. Забился в камыши и сидит. Летать - то не умел. Вот и взял его Тарас к себе. Сиротой чтоб не остался.
События происходили на Светлом озере.
Его принял Тарас. Оказал прием


Слайд.




6.

7.

8.


9.

10

Знакомство с системой оценивания

Аналитическая беседа

Рефлексивно –оценочный этап

Информирование о домашнем задании

Подведение итогов


Вы будите маленькими исследователями и работать в творческих лабораториях. В каждой группе есть книжка «Наши достижения», она состоит из двух страниц. Давайте познакомимся с первой страницей.
Инструкция.

1.Назначить старшего сотрудника группы, который отвечает на вопросы сам или назначает другого человека. .2.При выполнении заданий, работать всем вместе, дружно, выслушивать мнение товарищей.

З. .Использовать сигналы светофора.

Зеленый светофор – ответ готов.

Красный – нужна помощь.

4..Ответы давать полные и точные.
А теперь познакомимся со второй страницей « Оценочный лист».

Оценивать работу будите по этапам: первый, второй, третий. После каждого этапа, поставите балл в соответствии с критериями:

4 балла – быстро, правильно и самостоятельно;

3 балла – правильно, по медленно;

2 балла – без ошибок, но с помощью других;

1 балл – неправильно.

После проведения трех этапов, посчитаете общее

количество баллов и по количеству набранных баллов, поставите оценку:

оценка «5» - 12, 11,10 баллов;

оценка «4» - 9, 8 баллов

оценка «3» - 7, 6 баллов.


  • Давайте вспомним, какой был день на Светлом озере?

-Да, на Светлом озере в этот день была дождливая погода. Посмотрите вокруг. Капельки дождя висят повсюду. Но, эти капельки, непростые. Это - капельки здоровья. Все эти капельки упадут в озеро и образуют озеро здоровья, счастья и надежды. Каждая капелька с заданием. Собирая капельки здоровья, вы станете умнее, сильнее, выносливее.

-Каждая группа собирает капельки своего цвета. На первом этапе капельки под цифрой один, на втором под цифрой два.
И так , начинаем первый этап.

1 этап.

  • Все встали. Спина ровная и не поворачивая туловища и головы, только глазами, ищем свою капельку. Кто из группы найдет, идет за ней и несет ее в лабораторию и начинают выполнять задание.

Синяя капелька (1 группа)

Рубрика «Выбор»


Подумай и выбери те слова, которыми Тарас называл лебедя?




Умная гордая трусливая божья царская





ученая глупая




Фиолетовая (2группа)

Рубрика «Поиск»


Найди правильный ответ.

Как Тарас относился к Приемышу?



1.Когда этот « лучший друг человека» радостно взвизгнул, я понял, что он увидел хозяина. Действительно, в протоке черной точкой показалась рыбачья лодка.
2.Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким.
3. Старик ужасно был доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце концов сводились на него.

-Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он.
Голубая (3группа)

Рубрика «Проталинки»


Вставьте, в пустые строчки, пропущенные слова из рассказа в учебнике.

Как Тарас относился к природе, животным?



Я тут князь князем живу. Все у меня есть. И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно говорить они________, да я- то понимаю все.______________ в другой раз посмотреть_____________.

-Как вы понимаете слова Тараса «Я тут князь князем живу».

  • Чем он богат?

  • То есть природой. Для него природа – родной дом. Дом очень большой. Это леса и поля, животные и птицы. Для него, «Природы никогда не будет слишком много, всегда прекрасная она, она творенье бога!»

-А теперь, откройте дневничок, оцените работу группы по критериям и поставьте балл
Ребята, поднимите головки и посмотрите на меня. Таким красивым глазкам надо отдыхать, чтоб глазки выполняли, все всегда на пять.

Поморгайте глазами. Закройте глаза. Я досчитаю до пяти, откроете глаза. (2 раза)

  • А сейчас, сядьте удобно и посмотрите на «волшебного кузнечика». Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. Глазками передвигаем кузнечика по таблице


Давайте посмотрим, что же случилось дальше. Для этого, мы выполним следующие задания 2 этапа.

Встали все, спина ровная. Глазами находим капельки под номером 2. Берем капельки и выполняем задания.

Синяя(1группа)

Рубрика «Поиск»


Найди и прочитай в тексте, то место, где рассказывается, как Приемыш собирался улетать. Со слов. «На перелете стадо лебедей спустилось на Светлое озеро…...»
Дополнительные вопросы:

-Как поступил старик с Приемышем.


-Почему боялся выпустить?
- Выпустил он лебедя или нет?

Фиолетовая(2 группа)

Рубрика « Выбор»


Найдите в тексте слова, как лебедь прощался со стариком?

Голубая (3 группа.)

Рубрика «Выбор»


Какой был старик, выбрать нужные слова.

Добрый, внимательный, злой, жалостливый, коварный, заботливый, мудрый.

Дополнительный вопрос:

-Мог ли человек с такими качествами характера, поступить по другому.

Почему он был такой? Выбрать ответ.

1.Мы считаем, что он был такой, потому, что он жил среди природы, а природа, это его родной дом. Все животные и птицы были для него родными, он понимал их язык, любил и заботился о них как о родных и самых близких.
2. Потому, что он остался один и 40 лет жил на Светлом озере.

3.Старик любил заниматься охотой, и не хотел жить среди людей.

Вывод учителя.
Общение с природой, с животными с трепетным к ним отношением, делает человека мудрым, сильным, и здоровым душой. «Если душа здорова, то и ум будет светлым и ясным».
-Оцените свою работу.
-А сейчас мы отдохнем и работать вновь начнем.

-Сейчас я прочитаю начало фразы, если вы согласны с ее окончанием, хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.

-Чтобы быть здоровым, надо:

зимой выходить на улицу без шапки;

общаться с природой;

быть богатым;

делать зарядку.

Переходим к следующему 3 этапу.
- Попробуйте догадаться, что произнес немецкий философ Артур Шопенгауэр.

-Для этого откройте пакет «Мыльные пузыри», поставьте слова в нужном порядке.(Здоровый нищий, счастливее больного короля).

-Как вы считаете, действительно ли, что богатство (деньги), не всегда приносит счастье человеку.

-Если на первую чашу весов мы положим: общение с природой, любовь к животным, а на вторую богатство, то первая чаша всегда перевесит.

- Поэтому Тарас был богат и здоров душой, так как все его богатство были животные и птицы.

Теперь подведем итоги. Посчитайте общее количество баллов. Сообщите свои результаты.


1.Нарисовать рисунок к рассказу.

2.Краткий пересказ.

3.Составить кроссворд по рассказу.

-Итак, наш урок подходит к концу.

Давайте вместе проанализируем и оценим нашу работу на уроке, ответив на вопросы:

-Какие задания показались интересными?

-Какие трудности возникли?

-Чтобы вы изменили в себе после этого урока?
Желаю вам цвести, расти

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.




Слайд (инструкция),читает ученик


Слайд (оценочный лист), объясняет учитель.

В этот день была дождливая погода.

Дети собирают капельки. Достают задания из пакетов и начинают выполнять.


После проверки, нужные карточки со словами, ребята помещают на газету, под рисунок лебедя.

Он был богат.
Птицей, рыбой, травой.


Слайд.
















Рис.куз




















(учитель управляет лазаром, передвигает кузнечика из одной клетки в другую, ребята следят за ним)

Запер он его в избушку на целый день.

Боялся, что выбьется из сил, отстанет и пропадет. Другие – то на воле выросли, их мать и отец летать учили.

Выпустил, так как побоялся оставить на зиму, затоскует и умрет.

Правильные слова – карточки, ребята крепят на газету под рисунком Тараса.

Слайд

Слайд

Капли с номерами висят в классе( на шкафах, стенах и т д) Капли разных цветов:синие, фиолетовые, голубые.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconТема урока: Д. Н. Мамин -сибиряк «Приёмыш»
Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение» ( 3 класс, авторЛ. А. Ефросинина), толковые словари, презентация Д. Н. Мамина- сибиряка...
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconУрок литературного чтения «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цель: используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому...
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconТема : Д. Н. Мамин Сибиряк «Приёмыш»
Цели: Работать над выработкой сознательного, беглого, выразительного чтения. Развивать устную речь, инициативу и творчество
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Н. Мамина Сибиряка, учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, карточки для урока, выставка книг Д. Н....
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» icon3 «В» класс. 12. 02 (вторник) Математика
Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка. Умнее всех. Отвечать на вопросы
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иллюстрации к книгам: Ершов П. П «Конек-горбунок»; Зальтен Ф. «Бемби»; Мамин-Сибиряк Д. Н
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconЛитература Класс: 3 Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго...
Анкудинова Ольга Николаевна, учитель начальных классов мкоу «Любимовская оош» Далматовского района
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» icon«Обобщение по произведению Мамина- сибиряка «Приёмыш»»
Оборудование : 4 буквограммы,4 карточки с отрывками из текста с пропущенными словами, 4 карточки с характеристиками героев, фигурки...
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconТема: Составление характеристики героев рассказа Мамина –Сибиряка «Приёмыш».
Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка “Приёмыш”. Будем читать, рассуждать, думать, высказывать...
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconУрок литературного чтения для 4 класса по произведению В. Набокова «Бабочки»
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconВикторина по прочитанному произведению. Подведение итогов урока
Сергея Норовчатова так и называется «Алые паруса». Великолепна и экранизация, она также очень популярна. И дело, конечно, не только...
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconУрок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «сош №19», учитель русского языка и литературы
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconУрок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconРазработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск