Скачать 203.77 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа учебной дисциплины по выбору СД.В2 для специальности 050706 «Педагогика и психология» заочной формы обучения Составитель: Захорова Л.М. д.п.н.,доцент Ремнева Н.А. ассистент кафедры дошкольной педагогики «УлГПУ им.И.Н.Ульянова» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от «__» 2012 г. № _____. Ульяновск, 2012 Пояснительная записка Рабочая программа учебной дисциплины по выбору СД.В2 «Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предназначена для подготовки специалистов в области дошкольного воспитания. Программа курса рассчитана на 220 часов, из них 14 часов лекций,6 часов практических занятий, 200 часов - самостоятельная работа. При составлении программы учтены междисциплинарные связи. При изучении спецкурса студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в рамках прохождения таких дисциплин, как «Теории и методики формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста», «Общая психология», «Возрастая психология», «Педагогика» и др. Освоение дисциплины «Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности» является необходимым для последующего изучения дисциплин базовой части профессионального цикла, в т.ч. «Теории и методики формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста». Актуальность изучения дисциплины обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности. В связи с этим от качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольные годы, зависит успех в школьном обучении. Цель и задачи дисциплины: - углубить знания студентов о познавательных процессах старших дошкольников, видах математической деятельности старших дошкольников и формах ее организации; - раскрыть педагогические условия, средства и методы работы по формированию познавательных процессов старших дошкольников в математической деятельности; - применить теоретические знания в разработке собственной программы по формированию познавательных процессов старших дошкольников в математической деятельности. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения спецкурса студент должен знать: виды и формы организации математической деятельности старших дошкольников, особенности развития познавательных процессов старших дошкольников; специфику организации педагогического процесса по формированию познавательных процессов старших дошкольников в математической деятельности. уметь: составить собственную программу по формированию познавательных процессов старших дошкольников в математической деятельности.; анализировать эффективность собственной педагогической деятельности. владеть: традиционными и новыми технологиями экологического воспитания детей, методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов; навыками самостоятельной работы с педагогической литературой. ОБЪЕМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)
СОДЕРЖАННИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Проблема формирования познавательных процессов старших дошкольников в педагогике и психологии.
Тема 2. Общая характеристика познавательных процессов старших (мышление, память, внимание, речь и т.д.)
Тема 3. Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Тема 4. Виды математической деятельности старших дошкольников.
Тема 5. Традиционные и нетрадиционные формы обучения детей элементам математики.
Тема 6. Традиционные и нетрадиционные методы обучения детей элементам математики
Тема 7. Влияние математической деятельности на развитие познавательных процессов старших дошкольников.
Тема 8. Современные подходы к организации математической деятельности старших дошкольников в ДОУ
Тема 9. Игровой занимательный материал как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста. 1.Понятие «познавательного интереса», условия его развития. 2.Развивающая среда как одно из условий развития детского математического творчества. 3.Использование развивающих игр и упражнений в математическом развитии дошкольников. Классификация развивающих игр математического содержания по цели и способу достижения результата. Тема 10. Диагностика изучения уровня развития познавательных процессов старших
2. Методики по изучению уровня развития познавательных процессов старших дошкольников. Обоснование выбранных методик. 3.Разработка программы по формированию познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности. План программы:
Тема 11. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫМетодические рекомендации преподавателю По каждой теме предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, вопросы для контроля знаний, подготовка рефератов. Подготовка и проведение лекций, практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Важное место занимает подведение итогов практического занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. Методические рекомендации студенту. В соответствии с учебным планом соответствующей специальности спецсеминар «Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности» изучается студентами заочниками в 5 семестре. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Практическое занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала. Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения практических задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности» является зачет в 5 семестре. Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса – залог успешной работы и положительной оценки. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Примерные вопросы к зачету
10.Понятие «познавательного интереса», условия его развития. 11.Развивающая среда как одно из условий развития детского математического творчества. 12.Использование развивающих игр и упражнений в математическом развитии дошкольников. Классификация развивающих игр математического содержания по цели и способу достижения результата. 13.Методики по изучению уровня развития познавательных процессов старших дошкольников. Обоснование выбранных методик. Критерии оценки зачета: Зачет получает студент, который: * посещал лекционные, семинарские занятия; * работал на семинарских и лабораторных занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии и т. п. * полностью ответил на 2 вопроса (допускается 80 % правильности ответа) Задания для самостоятельной работы студентов Примерная тематика рефератов
Требования к оформлению рефератов:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории; различные технические средства обучения; аудио-видеоаппаратура; наглядные пособия, а также: опорные схемы по темам курса. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Лист согласования рабочей программы по специальному курсу Рабочая программа учебной дисциплины по выбору «Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности» Составитель: Н.А.Ремнева – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 9 с. Составитель ____________________ Н.А.Ремнева (подпись) Рабочая программа спецкурса одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики " " 20 г., протокол №___ Заведующий кафедрой ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Рабочая программа спецкурса согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании ученого совета ____________________ факультета "___" __________ 20__г., протокол № ____ Председатель ученого совета факультета ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа согласована с учебным управлением "___" __________ 20__, протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализации | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050201.... | ||
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708.... | Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, дисциплины по выбору... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 07 Ботаника Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины по выбору магистранта двм-03... Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины субтропические культуры (по... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 3 студентам очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины по выбору для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «планирование на предприятии» ... | Рабочая программа учебной дисциплины учет животных для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока профессиональных научных дисциплин вариативной части по выбору | ||
Рабочая программа учебной дисциплины учет животных для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока профессиональных научных дисциплин вариативной части по выбору | Рабочая программа учебной дисциплины «геоэкология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «герпетология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата... | Рабочая программа учебной дисциплины «цитогенетика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла б 3 ( 12 2) студентам очной формы обучения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины агрометеорология (курс по выбору)... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 1 студентам очной формы обучения | Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... |