Скачать 187.55 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра методики начального образования УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. Мировая художественная культура Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» (Заочная форма обучения) Составительи : Арябкина И.В. д.п.н., профессор Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Мировая художественная культура» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №676 пед/сп от 31.01.2005 г. и в соответствии с учебным планом. Актуальность дисциплины Изменения, стремительно происходящие в настоящее время в нашем обществе, оказывают значительное влияние и на развитие образования. Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что в современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с учетом социального заказа общества, коим является формирование гармонически, разносторонне развитой, творческой, конкурентноспособной личности, готовой к принятию сложных, ответственных решений в нестандартных ситуациях. Одним из важнейших компонентов именно такой личности является ее эстетическая культура, поскольку от наличия и степени развития ее в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и различных видов деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. С уровнем эстетического развития личности и общества закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Согласно Закону Российской Федерации « Об образовании», важнейшими принципами государственной политики в области образования являются: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…..; 2)единство федерального культурного и образовательного пространства…» При этом важно учесть, что столь необходимая сейчас гуманизация и гуманитаризация образования, по общему мнению специалистов, теснейшим образом должны быть связаны с его эстетизацией. Все это настойчиво требует обращения к методологическим, воспитательным, образовательным возможностям искусства, его теснейшей связи с педагогикой во всех звеньях образовательной системы. Для педагогов расширение союза с искусством важно не только при решении проблем теории воспитания, но и при рассмотрении вопросов теории обучения – и в целом, и в применении к обучению конкретным предметам, то есть в частных методиках. На современном этапе развития общества художественное начало проникает в различные области бытия и сознания людей, необычайно расширяется сама сфера эстетического освоения действительности. Все это актуализирует значение эстетических дисциплин, к которым относится и «Мировая художественная культура», для обучения и воспитания будущих учителей начальных классов, поскольку очевидно, что для успешного реформирования образовательной системы в школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры, и в том числе для начальной общеобразовательной школы. Для этого необходимо, чтобы каждый современный учитель обладал высокой художественно-эстетической культурой. Реализации выдвинутого в Концепции модернизации российского образования до 2010 года тезису о необходимости «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» должно способствовать использование новейших технических (компьютерных, мультимедийных) и педагогических (личностно-ориентированных) технологий, которые планируется использовать в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура». Кроме того, согласно современным образовательным стандартам, одной из задач, которые необходимо решить для достижения нового качества профессионального образования, является «углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями». Поэтому разработанная программа предполагает изучение процесса развития различных видов искусства (живописи, музыки, архитектуры, скульптуры) в различные исторические эпохи. Цели и задачи дисциплины Главной целью дисциплины является формирование у будущих учителей начальных классов комплекса знаний, умений, навыков по основным направлениям и периодам развития мировой художественной культуры, а также повышение уровня мотивации у студентов к собственному эстетическому саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. При этом важно решить комплекс задач, к числу которых относятся: 1.Формирование у студентов активного эстетического восприятия. 2. Приобретение знаний, умений, навыков, касающихся разнообразных аспектов развития мировой художественной культуры, а также особенностей организации общения с искусством младших школьников. 3.Овладение навыками рефлексии и самоанализа при постоянном общении с разнообразными эстетическими объектами. 4.Вооружение будущих учителей начальных классов диагностическими и развивающими методиками, необходимыми при работе по формированию эстетической культуры младших школьников. Акцент при этом делается на коррекционные возможности искусства, «погружение» в которое позволяет социально адаптироваться к жизни, творчески реализоваться ребенку с тем или иным отклонением в психическом или физическом состоянии или развитии. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения курса студент должен знать: -основные особенности художественной культуры общества в различные исторические эпохи; -основные художественные направления стран Запада, Востока, России; - особенности различных программ по предмету «Мировая художественная культура» для начальной школы; - методологию и методику подготовки и проведения уроков художественного цикла в начальных классах; - предметное содержание курса «Технология» в начальных классах как средства развития творчески активной личности школьника; уметь:
- пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями; - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности. владеть навыками: - организации личностно-ориентированного подхода к культурно-эстетическому обучению и воспитанию младших школьников ;
Объём дисциплины и виды учебной работы Дисциплина изучается на 6-ом курсе в 11-ом семестре. Программой предусматриваются лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа, итоговый контроль в форме зачёта в 11 семестре.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа самостоятельной работы студентов
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. Первобытное и Античное искусство
ТЕМА 2. Искусство Средневековой Европы
ТЕМА 3. Искусство Средневекового Востока
ТЕМА 4. Искусство эпохи Возрождения
ТЕМА 5. Европейское искусство 17 века ТЕМА 6. Европейское искусство 18 векаОсновные направления в искусстве: классицизм, барокко, рококо и их представители. ТЕМА 7. Искусство Европы в 19 веке Основные направления в искусстве: романтизм, неоклассицизм, импрессионизм и их представители. ТЕМА 8-9. Основные направления в западноевропейском искусстве 20 векаХарактеристика основных направлений в искусстве 20 века: кубизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, метафизическая, абстрактная живопись. ТЕМА 10. Древнерусское искусство.ТЕМА 11.Искусство России 17-18 вв.ТЕМА 12. Искусство России 19 века ТЕМА 13-14. Основные направления в искусстве России 20 века. ТЕМА 15. Современное искусство: реалии и перспективы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (защита рефератов с мультимедийным сопровождением (тема – по выбору студентов . – см. темы рефератов )МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателям При чтении лекционного курса необходимо особое внимание уделять: - раскрытию методологических основ изучения мировой художественной культуры; -применению инновационных (в том числе мультимедийных) технологий в изучении мировой художественной культуры; -раскрытию методических и психологических основ преподавания мировой художественной культуры в начальной школе. Методические рекомендации студентам Подготовка к практическому занятию должна включать в себя: 1) подбор литературы по выбранной теме; 2) классификация материала; 3)разработка мультимедийной презентации; 4) подготовка к устной защите на практическом занятии. При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо:
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
Примерный перечень вопросов к зачёту (6 семестр) 1.Первобытное искусство. 2. Античное искусство (Др. Греция). 3.Искусство Древнего Рима. 4. Искусство средневековой Европы. 5. Искусство средневекового Востока ( Китая, Японии). 6. Искусство эпохи Возрождения (Италия, Испания). 7.Искусство эпохи Возрождения (Франция, Англия, Северное Возрождение). 8. Европейское искусство 17 века. 9. Европейское искусство 18 века. 10.Искусство Европы 19 века. 11.Основные направления в искусстве 20 века. 12.Древнерусское искусство. 13. Искусство России 17-18 вв. 14. Искусство России 19 века. 15. Современное искусство России. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ И ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ При выставлении оценки по предмету необходимо учитывать: объём знаний, умений и навыков студента; степень понимания им материала и прочность его усвоения; умение применять знания на практике и при изучении последующего материала; своевременность выполнения заданий; степень самостоятельности; проявление творчества. Зачет ставится, если студент: а) достаточно свободно ориентируется в основных направлениях развития мировой художественной культуры, но допускает при ответе небольшие неточности, которые устраняет после замечания преподавателя; б) имеет навыки работы со справочной, методической, искусствоведческой литературой, фонохрестоматиями и достаточно активно работает на практических занятиях; на зачёт представляет грамотно составленные рефераты; в) умеет дать достаточно полный анализ какого-либо эстетического объекта; проявляет творческую активность на занятиях и во внеучебное время. г) показывает достаточно высокий уровень проведения семинарских занятий по выбранной им теме (в соответствии с программой), участия в дискуссиях. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература 1.Запесоцкий, Александр Сергеевич. Культурология Дмитрия Лихачева [Текст] / А.С. Запесоцкий ; СПб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб. : Наука, 2007. - 523 с. 2. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века [Текст] : очерки истории / Е.П. Львова, Н.Н. Фомина, Л.М. Некрасова, Е.П. Кабкова. - СПб. : Питер, 2007. - 415 с. 3. Муртазина С.А. История искусства доисторической эпохи и Древнего мира: тексты лекций. - Издательство: КГТУ, 2007 г. - 82 с.- http://www.knigafund.ru. 4.Горелов А.А. История мировой культуры: учебное пособие Издательство: Флинта; МПСИ, 2011 г.-507 с. - http://www.knigafund.ru. 5. Маркова А.Н. Культурология: История мировой культуры: учебное пособие - Издательство: Волтерс Клувер, 2009 г. - 497 с.- http://www.knigafund.ruДополнительная литература
|
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050708.... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности... | Н. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»» | ||
План-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Программа для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии | ||
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | Истомина Н. Б. Мет-ка обучения мат-ке в нач кл Учеб пособ для студ... «Методика преподавания математики» для студентов специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального |