Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»





Скачать 187.55 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Дата публикации03.10.2013
Размер187.55 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра методики начального образования
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

Мировая художественная культура
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

(Заочная форма обучения)
Составительи :

Арябкина И.В. д.п.н., профессор

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Мировая художественная культура» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №676 пед/сп от 31.01.2005 г. и в соответствии с учебным планом.
Актуальность дисциплины Изменения, стремительно происходящие в настоящее время в нашем обществе, оказывают значительное влияние и на развитие образования. Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что в современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с учетом социального заказа общества, коим является формирование гармонически, разносторонне развитой, творческой, конкурентноспособной личности, готовой к принятию сложных, ответственных решений в нестандартных ситуациях.

Одним из важнейших компонентов именно такой личности является ее эстетическая культура, поскольку от наличия и степени развития ее в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и различных видов деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. С уровнем эстетического развития личности и общества закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности.

Согласно Закону Российской Федерации « Об образовании», важнейшими принципами государственной политики в области образования являются:

«1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…..;

2)единство федерального культурного и образовательного пространства…»

При этом важно учесть, что столь необходимая сейчас гуманизация и гуманитаризация образования, по общему мнению специалистов, теснейшим образом должны быть связаны с его эстетизацией. Все это настойчиво требует обращения к методологическим, воспитательным, образовательным возможностям искусства, его теснейшей связи с педагогикой во всех звеньях образовательной системы. Для педагогов расширение союза с искусством важно не только при решении проблем теории воспитания, но и при рассмотрении вопросов теории обучения – и в целом, и в применении к обучению конкретным предметам, то есть в частных методиках. На современном этапе развития общества художественное начало проникает в различные области бытия и сознания людей, необычайно расширяется сама сфера эстетического освоения действительности. Все это актуализирует значение эстетических дисциплин, к которым относится и «Мировая художественная культура», для обучения и воспитания будущих учителей начальных классов, поскольку очевидно, что для успешного реформирования образовательной системы в школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры, и в том числе для начальной общеобразовательной школы. Для этого необходимо, чтобы каждый современный учитель обладал высокой художественно-эстетической культурой.

Реализации выдвинутого в Концепции модернизации российского образования до 2010 года тезису о необходимости «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» должно способствовать использование новейших технических (компьютерных, мультимедийных) и педагогических (личностно-ориентированных) технологий, которые планируется использовать в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура».

Кроме того, согласно современным образовательным стандартам, одной из задач, которые необходимо решить для достижения нового качества профессионального образования, является «углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями». Поэтому разработанная программа предполагает изучение процесса развития различных видов искусства (живописи, музыки, архитектуры, скульптуры) в различные исторические эпохи.


Цели и задачи дисциплины
Главной целью дисциплины является формирование у будущих учителей начальных классов комплекса знаний, умений, навыков по основным направлениям и периодам развития мировой художественной культуры, а также повышение уровня мотивации у студентов к собственному эстетическому саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. При этом важно решить комплекс задач, к числу которых относятся:

1.Формирование у студентов активного эстетического восприятия.

2. Приобретение знаний, умений, навыков, касающихся разнообразных аспектов развития мировой художественной культуры, а также особенностей организации общения с искусством младших школьников.

3.Овладение навыками рефлексии и самоанализа при постоянном общении с разнообразными эстетическими объектами.

4.Вооружение будущих учителей начальных классов диагностическими и развивающими методиками, необходимыми при работе по формированию эстетической культуры младших школьников. Акцент при этом делается на коррекционные возможности искусства, «погружение» в которое позволяет социально адаптироваться к жизни, творчески реализоваться ребенку с тем или иным отклонением в психическом или физическом состоянии или развитии.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен знать:

-основные особенности художественной культуры общества в различные исторические эпохи;

-основные художественные направления стран Запада, Востока, России;

- особенности различных программ по предмету «Мировая художественная культура» для начальной школы;

- методологию и методику подготовки и проведения уроков художественного цикла в начальных классах;

- предметное содержание курса «Технология» в начальных классах как средства развития творчески активной личности школьника;

уметь:

  • осознанно созерцать, оценивать эстетические объекты,

  • достаточно развернуто высказывать (устно или письменно) аргументированные мнения о них;

  • пользоваться методической, справочной литературой, монографиями, фонохрестоматиями, и т.д. с целью активного участия в практических занятиях-семинарах по выбранной им самим тематике;


- пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

владеть навыками:

- организации личностно-ориентированного подхода к культурно-эстетическому обучению и воспитанию младших школьников ;

  • разработки и применения педагогической технологии на уроках мировой художественной культуры в начальной школе.;

  • разработки мультимедийных презентаций художественно-эстетического содержания.


Объём дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина изучается на 6-ом курсе в 11-ом семестре. Программой предусматриваются лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа, итоговый контроль в форме зачёта в 11 семестре.



Вид учебной работы

Семестр (11)

Общая трудоёмкость дисциплины

(в академических часах)

225

Аудиторные занятия

16

Лекции

10

Практические (семинарские)

6

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

209







Вид итогового контроля

3ачёт (11 семестр)


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Тема

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа




лекции

семинары




1

Первобытное и античное искусство


2




12




2

Искусство Средневековой Европы

2




12




3

Искусство Средневекового Востока

2




12




4

Искусство эпохи Возрождения

2




12




5

Европейское искусство 17 века


2




12




6

Европейское искусство 18 века


2




12




7

Искусство Европы в 19 веке


2




12




8

Основные направления в западноевропейском искусстве I-ой половины 20 века.


2




12




9.

Основные направления в западноевропейском искусстве II-ой половины 20 века.





2

12




10

Древнерусское искусство.





2

12




11.

Искусство России 17-18 вв.





2

12




12.

Искусство России 19 века




2

12




13.

Основные направления в искусстве России I-ой половины 20 века.




2

16




14.

Основные направления в искусстве России II-ой половины 20 века.







20




15.


Современное искусство: реалии и перспективы







29







Всего:

16

10

209







Итого:

225



Программа самостоятельной работы студентов

Тема

Виды СРС

Формы контроля СРС

1

2

3

Первобытное и Античное искусство


Изучение материалов лекции, анализ понятийного аппарата

Тест на знание

Чтение соответствующего раздела учебника

Рассматривание слайдов, репродукций


Тест на знание, письменные творч. работы

Искусство Средневековой Европы



Изучение материалов лекции, анализ понятийного аппарата

Устный опрос на практическом занятии (перед защитой рефератов)

Чтение соответствующего раздела учебника. Рассматривание слайдов, репродукций, выполнение творч. заданий

Проверка тетрадей с творч. заданиями







Искусство Средневекового Востока

Изучение материалов лекции, накопление опыта эстетического восприятия

Устный опрос

Искусство эпохи Возрождения

Изучение материалов лекции

Устный опрос

Изучение дополнительной литературы по теме, конспектирование

Проверка тетрадей

Европейское искусство 17 века

Изучение материалов лекции. Рассматривание репродукций, слайдов, выполнение творч. заданий

Тестирование, проверка творч. заданий

Европейское искусство 18 века


Изучение материалов лекции. Чтение соответствующего раздела учебника. Рассматривание репродукций.

Тест на знание

Искусство Европы в 19 веке

Изучение материалов лекции. Чтение соответствующего раздела учебника, накопление опыта эстетич. восприятия

Тест на знание

Основные направления в западноевропейском искусстве I половины 20 века

Изучение материалов лекции. Чтение соответствующего раздела учебника

Устный опрос на практическом занятии


Рассматривание репродукций

Устный анализ

Основные направления в западноевропейском искусстве II половины 20 века

Изучение материалов лекции. Чтение соответствующего раздела учебника, накопление опыта эстетич. восприятия

Устный опрос на практическом занятии.

Устный анализ

Древнерусское искусство

Изучение материалов лекции и дополнительной литературы по теме, выполнение творческого задания

Проверка творч. задания

Искусство России 17-18 вв.

Изучение материалов лекции и дополнительной литературы по теме

Тест на знание

Письменный анализ картины или иконы (по выбору студента)

Проверка

Искусство России 19 века

Изучение материалов лекции и дополнительной литературы по теме

Письменный опрос

Основные направления в искусстве России I-ой половины 20 века.

Изучение литературы по теме, конспектирование

Устный опрос

Основные направления в искусстве России II-ой половины 20 века.

Изучение литературы по теме, конспектирование

Устный опрос

Защита рефератов



Подбор литературы, классификация материалов, составление плана реферата и самого реферата. Подбор иллюстративного материала. Разработка мультимедийной презентации по выбранной теме

Устная защита











СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Первобытное и Античное искусство

  1. Культура палеолита.

  2. Культура мезолита и неолита.

  3. Культура Древнего Египта.

  4. Культура Древней Греции


ТЕМА 2. Искусство Средневековой Европы

  1. Романский стиль

  2. Готика



ТЕМА 3. Искусство Средневекового Востока

  1. Искусство Китая.

  2. Искусство Японии


ТЕМА 4. Искусство эпохи Возрождения

  1. Проторенессанс.

  2. Раннее Возрождение

  3. Высокое Возрождение

  4. Позднее Возрождение



ТЕМА 5. Европейское искусство 17 века

ТЕМА 6. Европейское искусство 18 века



Основные направления в искусстве: классицизм, барокко, рококо и их представители.
ТЕМА 7. Искусство Европы в 19 веке

Основные направления в искусстве: романтизм, неоклассицизм, импрессионизм и их представители.

ТЕМА 8-9. Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века


Характеристика основных направлений в искусстве 20 века: кубизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, метафизическая, абстрактная живопись.

ТЕМА 10. Древнерусское искусство.

ТЕМА 11.Искусство России 17-18 вв.




ТЕМА 12. Искусство России 19 века

ТЕМА 13-14. Основные направления в искусстве России 20 века.

ТЕМА 15. Современное искусство: реалии и перспективы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (защита рефератов с мультимедийным сопровождением (тема – по выбору студентов . – см. темы рефератов )



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации преподавателям

При чтении лекционного курса необходимо особое внимание уделять:

- раскрытию методологических основ изучения мировой художественной культуры;

-применению инновационных (в том числе мультимедийных) технологий в изучении мировой художественной культуры;

-раскрытию методических и психологических основ преподавания мировой художественной культуры в начальной школе.

Методические рекомендации студентам

Подготовка к практическому занятию должна включать в себя:

1) подбор литературы по выбранной теме;

2) классификация материала;

3)разработка мультимедийной презентации;

4) подготовка к устной защите на практическом занятии.

При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо:

  1. подобрать и изучить литературу по теме;

  2. законспектировать основные положения;

  3. подготовится к устному раскрытию темы;

  4. уделять внимание методическим аспектам преподавания мировой художественной культуры в начальной школе.


СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:


  1. Культура Передней Азии.

  2. Художественная культура Индии эпохи Средневековья.

  3. Художественная культура Арабского Востока в эпоху Средневековья.

  4. Художественная культура Византии.

  5. Художественная культура Германии эпохи Возрождения.

  6. Художественная культура Испании эпохи Возрождения.

  7. Искусство барокко.

  8. Искусство рококо.

  9. Искусство классицизма.

  10. Романтизм в искусстве Западной Европы.

  11. Романтизм в искусстве России.

  12. Реализм в искусстве Западной Европы.

  13. Реализм в искусстве России.

  14. Импрессионизм как художественное явление.

  15. Экспрессионизм в музыке и др. видах искусства.

  16. Искусство США.

  17. Природа в произведениях западноевропейского искусства.

  18. Природа в произведениях российских художников и композиторов.

  19. Авангардизм, сюрреализм, дадаизм в искусстве.

  20. Тенденции развития современного искусства.

  21. Портрет в живописи и музыке.

  22. Пейзаж в живописи и музыке


Примерный перечень вопросов к зачёту (6 семестр)

1.Первобытное искусство.

2. Античное искусство (Др. Греция).

3.Искусство Древнего Рима.

4. Искусство средневековой Европы.

5. Искусство средневекового Востока ( Китая, Японии).

6. Искусство эпохи Возрождения (Италия, Испания).

7.Искусство эпохи Возрождения (Франция, Англия, Северное Возрождение).

8. Европейское искусство 17 века.

9. Европейское искусство 18 века.

10.Искусство Европы 19 века.

11.Основные направления в искусстве 20 века. 12.Древнерусское искусство.

13. Искусство России 17-18 вв.

14. Искусство России 19 века.

15. Современное искусство России.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ И ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

При выставлении оценки по предмету необходимо учитывать: объём знаний, умений и навыков студента; степень понимания им материала и прочность его усвоения; умение применять знания на практике и при изучении последующего материала; своевременность выполнения заданий; степень самостоятельности; проявление творчества.

Зачет ставится, если студент:

а) достаточно свободно ориентируется в основных направлениях развития мировой художественной культуры, но допускает при ответе небольшие неточности, которые устраняет после замечания преподавателя;

б) имеет навыки работы со справочной, методической, искусствоведческой литературой, фонохрестоматиями и достаточно активно работает на практических занятиях; на зачёт представляет грамотно составленные рефераты;

в) умеет дать достаточно полный анализ какого-либо эстетического объекта; проявляет творческую активность на занятиях и во внеучебное время.

г) показывает достаточно высокий уровень проведения семинарских занятий по выбранной им теме (в соответствии с программой), участия в дискуссиях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

1.Запесоцкий, Александр Сергеевич. Культурология Дмитрия Лихачева [Текст] / А.С. Запесоцкий ; СПб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб. : Наука, 2007. - 523 с.

2. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века [Текст] : очерки истории / Е.П. Львова, Н.Н. Фомина, Л.М. Некрасова, Е.П. Кабкова. - СПб. : Питер, 2007. - 415 с.

3. Муртазина С.А. История искусства доисторической эпохи и Древнего мира: тексты лекций. - Издательство: КГТУ, 2007 г. - 82 с.- http://www.knigafund.ru.

4.Горелов А.А. История мировой культуры: учебное пособие
Издательство: Флинта; МПСИ, 2011 г.-507 с. - http://www.knigafund.ru.

5. Маркова А.Н. Культурология: История мировой культуры: учебное пособие - Издательство: Волтерс Клувер, 2009 г. - 497 с.- http://www.knigafund.ru




Дополнительная литература


  1. Бычков, Виктор Васильевич. Эстетика [Текст] : учебник для гуманит. направлений и спец. вузов / В.В. Бычков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2006. - 572 с.

  2. Мировая художественная культура [Текст] : [в 2 т. : учеб. пособие для вузов]. Т. 1 / под ред. Б.А. Эренгросс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 445,[2] с. : ил. (библиотека УлГПУ).

  3. Мировая художественная культура [Текст] : [в 2 т. : учеб. пособие для вузов]. Т. 2 / под ред. Б.А. Эренгросс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 509,[2] с. : ил. (библиотека УлГПУ).

  4. Пархоменко, И. Т. История мировой и отечественной культуры [Текст] : курс лекций [для вузов] / И.Т. Пархоменко ; А.А. Радугин. - М. : Центр, 2002. - 318,[1] с. (библиотека УлГПУ).

  5. Дорохова М.А. История культуры: конспект лекций - Издательство: Эксмо, 2008 г. - 118 с. - http://www.knigafund.ru.

  6. Константинова С.В.История мировой и отечественной культуры: конспект лекций.-Издательство: Эксмо, 2008 г.- 202 с.- http://www.knigafund.ru

  7. Игнатов В.С. Художественная культура России XIX - XX веков. Курс лекций. - Издательство: РГОТУПС, 2006 г.- 176 с. - http://www.knigafund.ru




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограммы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050708....
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconН. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальностей...

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»»
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПлан-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрактикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconИстомина Н. Б. Мет-ка обучения мат-ке в нач кл Учеб пособ для студ...
«Методика преподавания математики» для студентов специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск