Скачать 226.32 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Факультет педагогики и психологии Кафедра методики начального образования УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» (Заочная форма обучения) Составители : Мишова Г.И. Доцент Арябкина И.В., Д.п.н., профессор Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №676 пед/сп от 31.01.2005 г. и в соответствии с учебным планом. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Актуальность дисциплины Изменения, стремительно происходящие в настоящее время в нашем обществе, оказывают значительное влияние и на развитие образования. Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что в современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с учетом социального заказа общества, коим является формирование гармонически, разносторонне развитой, творческой, конкурентноспособной личности, готовой к принятию сложных, ответственных решений в нестандартных ситуациях. Одним из важнейших компонентов именно такой личности является ее эстетическая культура, поскольку от наличия и степени развития ее в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и различных видов деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. С уровнем эстетического развития личности и общества закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Согласно Закону Российской Федерации « Об образовании», важнейшими принципами государственной политики в области образования являются: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…..; 2)единство федерального культурного и образовательного пространства…» При этом важно учесть, что столь необходимые сейчас гуманизация и гуманитаризация образования, по общему мнению специалистов, теснейшим образом должны быть связаны с его эстетизацией. Все это настойчиво требует обращения к методологическим, воспитательным, образовательным возможностям искусства, его теснейшей связи с педагогикой во всех звеньях образовательной системы. Для педагогов расширение союза с искусством важно не только при решении проблем теории воспитания, но и при рассмотрении вопросов теории обучения – и в целом, и в применении к обучению конкретным предметам, то есть в частных методиках. На современном этапе развития общества художественное начало проникает в различные области бытия и сознания людей, необычайно расширяется сама сфера эстетического освоения действительности. Все это актуализирует значение эстетических дисциплин, к которым относится и «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», для обучения и воспитания будущих учителей начальных классов, поскольку очевидно, что для успешного реформирования образовательной системы в школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры, и в том числе для начальной общеобразовательной школы. Для этого необходимо, чтобы каждый современный учитель обладал высокой художественно-эстетической культурой, на что, в первую очередь, и направлено изучение в вузе данной дисциплины. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является сообщение студентам теоретических основ изобразительного искусства и изобразительной грамоты, формирование у них умений пользоваться изобразительно-выразительными средствами в рисунке, живописи, тематической композиции и декоративной работе. Это предусматривает решение комплекса задач, к которым относятся: -развитие у будущих учителей художественного мышления, пространственных представлений, творческих способностей, художественного вкуса; -постижение студентами образно-художественного языка изобразительного искусства через знакомство их с различными его видами и жанрами, а также через собственную изобразительную деятельность в различной технике и материалах; -стимулирование у студентов развития творчества в художественной деятельности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения курса студент должен знать: -особенности развития изобразительного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста; -роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников; -особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы; -терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности; уметь: -использовать изобразительную деятельность как средство для эстетического воспитания и художественного образования младших школьников; -применять на практике педагогические приемы и методы для активизации творческих способностей детей; владеть навыками: - выполнения реалистических изображений в различных художественных материалах; -педагогического рисования; -выбора методов, форм и средств обучения для конкретного урока изобразительного искусства или внеурочной художественно-эстетической деятельности; -проведения урока ИЗО, подбора к нему необходимого дидактического материала. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины.
Дисциплина изучается на 4-5-ом курсах в 7, 8 и 9-ом семестрах. Программой предусматриваются лекционные, семинарские занятия, итоговый контроль в форме зачёта в 9 семестре. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа самостоятельной работы студентов
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Теоретический курс 1. Введение в курс. Изобразительная деятельность составная часть эстетического воспитания младших школьников. -Искусство как форма человеческого познания. -Роль и значение ИЗО как учебного предмета в общеобразовательной школе. -История и методика обучения изобразительной деятельности 2.Цель и задачи преподавания ИЗО в начальной школе. - Основные принципы в обучении ИЗО -Анализ методической литературы. - Методы обучения рисованию. 3.Возрастные особенности и этапы развития детского рисунка. - Особенности рисунков детей, поступивших в школу. - Преемственность в ИЗО деятельности дошкольников и младших школьников. - Влияние научных достижений в области психологии и педагогики на совершенствование методики преподавания ИЗО в школе. ……………………………………………………………………..
Методика проведения уроков рисования с натуры. - последовательность работы над натюрмортом. - Особенности рисования с натуры в 1-2 кл. и в 3-4 кл. ……………………………………………………………………. Методика проведения занятий по декоративной работе. - Особенности декоративного рисования 1-2 кл. и 3-4 кл. - Народное декоративно-прикладное искусство. - Композиция в декоративно-прикладном искусстве. - Виды и структуры орнаментов. -Народно-художественные промыслы. ……………………………………………………………………..
- Особенности тематического рисования в 1-2 кл. и 3-4 кл. - Законы, правила, приемы и средства композиции. - Иллюстрация в детском рисунке. ……………………………………………………………………...
- Виды и жанры изобразительного искусства. - Формы проведения бесед по искусству. - Особенности проведения бесед по искусству в 1-2 кл и 3-4 кл. …………………………………………………………………… Обзор современных школьных программ по ИЗО. - Программа – В.С. Кузина - Программа – Б.Н. Неменского - Программа Т.Я. Шпикаловой ……………………………………………………………………...
- Подготовка учителя к уроку. -Составление конспекта урока. Практические занятия 1. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. - Изобразительная грамота и творчество. Материалы и принадлежности для рисования. - Законы цветовидения. -Основные цвета, теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета. -Формы планов-конспектов для урока ИЗО в нач. кл. ……………………………………………………………………...
- Анализ строения предметов, имеющих форму тел вращения. - Ось вращения образующая поверхность. - Перспектива окружности. - Особенности распределения светотени на поверхности тел, плавные переходы тона, рефлекс. - Методика преподавания темы в нач. кл. ………………………………………………………………………
- Наблюдательная перспектива. - Понятие о предметной плоскости, луче зрения. - Методика преподавания темы в нач. кл. ………………………………………………………………………..
- Дальнейшее углубление знаний об интерьере. …………………………………………………………………………
- Понятие формы и пропорций. - Рисунок и последовательность его выполнения. - Методика преподавания темы в нач. кл. …………………………………………………………………………..
- Сведения о натюрморте. - Композиция натюрморта. - Последовательность выполнения натюрморта. - Методика преподавания темы в нач. кл. ……………………………………………………………………………
- Виды пейзажа. - Композиция пейзажа и цвет в пейзаже. - Формы бесед по пейзажам. - Жанр пейзажа в детском рисунке. - Методика преподавания темы в нач. кл. ………………………………………………………………………………
- Основные пропорции фигуры человека. -Особенности рисования фигуры человека в 1-2 кл. и 3-4 кл. - Методика преподавания темы в нач. кл. …………………………………………………………………………………
- Обучение законам композиции в тематическом рисовании младших школьников. -Иллюстрация в детских рисунках. - Методика преподавания темы в нач. кл. ………………………………………………………………………………….
- Наброски чучела птицы. - Техника выполнения набросков карандашом и кистью. - Выполнение набросков игрушечных зверей. - Методика преподавания темы в нач. кл. …………………………………………………………………………………..
- Особенности строения и пропорции лица человека. - Методика преподавания темы в нач. кл. …………………………………………………………………………………….
- Рисование элементов и видов народных промыслов. -Творческое использование этих элементов в различных вариантах декоративных композиций. - Методика преподавания темы в нач. кл. ……………………………………………………………………………………. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю При чтении лекционного курса необходимо особое внимание уделять тщательной классификации предлагаемого теоретического и музыкального материала, показу внутренних взаимосвязей анализируемых психолого-педагогических и методических проблем, четкому структурированию заданий к практическим занятиям по их содержанию, формам, а также особенностям подготовки в контексте той или иной тематики и музыкально-педагогической проблематики. Методические рекомендации студентам Подготовка к практическим занятиям включает в себя изучение теоретического материала, и выполнение практических заданий. Подготовка к каждому семинарскому занятию требует выполнения определенных практических заданий, позволяющих закрепить теоретический материал. К теоретическим вопросам, отраженным в содержании каждого занятия, следует готовиться, используя основную литературу. Дополнительная литература поможет аспирантам расширить представления в области поднимаемых проблем. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов
Примерный перечень вопросов к зачёту
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ И ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ При выставлении оценки по предмету необходимо учитывать: объём знаний, умений и навыков студента; степень понимания им материала и прочность его усвоения; умение применять знания на практике и при изучении последующего материала; своевременность выполнения заданий; степень самостоятельности при выполнении заданий. Зачет ставится, если студент: а) достаточно свободно ориентируется в основных вопросах теории и методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе; б) имеет навыки работы со справочной, психолого-педагогической, методической литературой, на зачёт представляет грамотные конспекты уроков по ИЗО; в) выполняет все творческие задания грамотно и аккуратно. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
|
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей... | ||
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050708.... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности... | ||
Н. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»» | ||
План-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Программа для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии | ||
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | Истомина Н. Б. Мет-ка обучения мат-ке в нач кл Учеб пособ для студ... «Методика преподавания математики» для студентов специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального |