Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»





Скачать 266.64 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
страница1/3
Дата публикации09.10.2013
Размер266.64 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет педагогики и психологии

Кафедра методики начального образования

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________ И.В. Столярова

«_____» _______________ 2012 г.

Методика преподавания технологии с практикумом
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»
(Заочная форма обучения)


Автор:

Заббарова М.Г.


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____ ).


Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания технологии с практикумом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г. или № 675 пед/сп от 31.01.2005 г.

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины


ДПП.Ф.11

Методика преподавания технологии с практикумом

История развития трудового обучения в начальной школе. Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников. Оснащение курса технологии в начальной школе. Методика преподавания технологии в начальной школе. Уроки технологии. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

256

часов



Актуальность дисциплины. В настоящее время в системе начального образования актуальность приобретает трудовая деятельность, которая является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Как отмечается в федеральных государственных стандартах второго поколения, особенностью уроков технологии в начальной школе явля­ется то, что они строятся на уникальной психологической и ди­дактической базе – предметно-практической деятельности, ко­торая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображе­ния).

Деятельность учителя начальных классов многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся. Подготовка студентов к преподаванию уроков технологии составляет одну из существенных сторон его профессиональной подготовки. Для проведения уроков студенту необходимо практически осво­ить те трудовые действия и операции, которым нужно будет научить детей, знать и уметь изготавливать определенный ассортимент изде­лий, доступных учащимся начальных классов. И, наконец, владеть методикой построения и проведения урока технологии.

Технология – единственный практико-ориентированный предмет, осуществляющий подготовку молодежи к жизни и труду в стенах общеобразовательной школы. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опор­ным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориен­тировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте прак­тической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в нагляд­ном виде и тем самым становятся более понятными для детей. В этой связи большое значение для подготовки специалистов начального образования приобретает курс «Методика преподавания технологии с практи­кумом».

Цели и задачи дисциплины
Курс «Методика преподавания технологии с практикумом» направлен на подготовку квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в образовательной области «Технология».

Задачи курса:

- раскрыть психолого-педагогические основы методики обучения технологии младших школьников;

- познакомить студентов с современными программами и учебными пособиями по технологии для младших школьников;

- ознакомить студентов с современными требованиями к уроку технологии;

- дать студентам знание основных принципов, методов и приемов учебно-воспитательной работы с младшими школьниками на уроках технологии и в процессе кружковой работы;

- способствовать развитию художественно-творческих способностей студентов и дать им необходимые знания, умения и навыки для успешной педагогической деятельности (знание структуры урока технологии, умения составлять планы-конспекты уроков, создавать наглядные пособия и другие дидактические материалы).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен знать:

- различные подходы к организации трудового обучения в истории развития педагогической науки и практики;

- психологические и дидактические основы предметно-практической деятельности и представлять ее роль в общем развитии личности ребенка младшего школьного возраста;

- психологические особенности развития детей младшего школьного возраста;

- основы технологической культуры;

- основы художественного творчества;

- основы художественного конструирования;

- основы различных учебных дисциплин: математики, русского языка, изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры (МХК), истории, различных физических процессов и явлений, окружающего мира;

- особенности различных программ по предмету «Технология» (художественный труд) для начальной школы;

- методику подготовки и проведения уроков художественного труда в начальных классах;

- предметное содержание курса «Технология» в начальных классах как средства развития творчески активной личности школьника;

- методику организации внеклассной работы с младшими школьниками по технологии и воспитанию;

- правила техники безопасности;

- основы материаловедения и технологию обработки различных материалов;

- основы формообразования и композиции в художественном конструировании;

уметь:

- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, образованности и воспитанности детей;

- организовывать методически обоснованный педагогический процесс формирования знаний, умений и навыков по трудовому обучению и воспитанию;

- развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные способности детей;

- пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями;

- создавать и поддерживать микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности;

- разрабатывать структуру урока технологии;

- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков технологии;

- организовывать освоение учащимися достояний культуры и искусства;

- определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивидуальные особенности;

- отбирать оптимальные приёмы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес учащихся;

- организовывать индивидуальную деятельность и творческое взаимодействие младших школьников на уроке, формировать у них навыки культурного поведения и гуманные взаимоотношения;

- включать младших школьников в посильный общественно полезный труд, формировать культуру взаимодействия с окружающей природной средой, гигиеническую культуру, культуру отношения к собственному здоровью;

- анализировать содержание альтернативных (в том числе экспериментальных) программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

- анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить все необходимые коррективы;

- воплотить идею, творческий замысел собственной работы и работы детей;

- составлять различные композиции, учитывать композиции построения, оценивать образность и выразительность работы учащихся начальных классов;

- оценивать правильность изображения, грамотность передачи пропорций изображаемого предмета или композиции;

владеть навыками:

- всеми практическими умениями и технологиями, которым будут обучаться дети младшего школьного возраста;

- необходимыми навыками использования различных материалов и инструментов в творческих работах на уроках технологии;

- приёмами активизации творческих способностей младших школьников на уроках технологии;

- системой знаний об основных качествах творческого мышления и способах их диагностики у младших школьников;

- всевозможными практическими приемами художественной деятельности;

- методами организации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей в системе художественно-конструкторской деятельности;

- владеть системой умений формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах.

Объём дисциплины и виды учебной работы
Курс 4, 5; Семестр 7-8, 9-10



Вид учебной работы




Общая трудоёмкость дисциплины

академических часах)


256

в том числе:




аудиторных, из них:

26

- лекции

16

- практических

10.

самостоятельных

230

Отчетность:




- зачёт

5 семестр


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 курс (заочное отделение, 5 лет обучения)
7-8 семестры



Раздел и тема

Количество аудиторных

часов


Самост. работа

лекции

практические

1. Предмет и задачи методики преподавания технологии. Цели и задачи обучения технологии младших школьников.

2 (7 сем.)




18

2. Программы и учебные пособия по трудовому обучению младших школьников. Анализ авторских программ.

2 (7 сем.)



18

3. Принципы и методы обучения технологии младших школьников. Метод творческих проектов в обучении учащихся.

2 (8 сем.)




18

4. Урок технологии. Типы и структура урока. Требования к уроку.

2 (8 сем.)





18

5. Аппликация в начальной школе. Учебные задачи, методические приёмы. Аппликация из ниток.



2

26

6. Раздел «Работа с тканью». Мережки. Изготовление декоративной салфетки.




2

28

Всего

8

4

126


5 курс (заочное отделение, 5 лет обучения)
9-10 семестры



Раздел и тема

Количество аудиторных

часов


Самост. работа

лекции

практические

1. Планирование учебной работы по технологии. Подготовка учителя к уроку.

2 (9 сем.)




18

2. Проверка и оценка знаний, умений и навыков младших школьников на уроках технологии.

2 (9 сем.)




18

3. Оснащение курса технологии в начальной школе. Место технологии в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

2 (10 сем.)




18

4. Методика проведения уроков технологии в разделе «Работа с природным материалом». Аппликации.




2

26

5. Методика проведения уроков технологии в разделе «Рукоделие». Вышивка бисером




2

26

Всего

6

4

106
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограммы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050708....

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050708....
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconН. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс...
Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПлан-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика и психология» и «050708-Педагогика и методика начального образования». В данном комплексе представлены программа курса,...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050708. 65...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск