Скачать 266.64 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Факультет педагогики и психологии Кафедра методики начального образования УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» _______________ 2012 г. Методика преподавания технологии с практикумом Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» (Заочная форма обучения) Автор: Заббарова М.Г. Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____ ). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания технологии с практикумом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г. или № 675 пед/сп от 31.01.2005 г. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Актуальность дисциплины. В настоящее время в системе начального образования актуальность приобретает трудовая деятельность, которая является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней. Как отмечается в федеральных государственных стандартах второго поколения, особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Деятельность учителя начальных классов многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся. Подготовка студентов к преподаванию уроков технологии составляет одну из существенных сторон его профессиональной подготовки. Для проведения уроков студенту необходимо практически освоить те трудовые действия и операции, которым нужно будет научить детей, знать и уметь изготавливать определенный ассортимент изделий, доступных учащимся начальных классов. И, наконец, владеть методикой построения и проведения урока технологии. Технология – единственный практико-ориентированный предмет, осуществляющий подготовку молодежи к жизни и труду в стенах общеобразовательной школы. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. В этой связи большое значение для подготовки специалистов начального образования приобретает курс «Методика преподавания технологии с практикумом». Цели и задачи дисциплины Курс «Методика преподавания технологии с практикумом» направлен на подготовку квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в образовательной области «Технология». Задачи курса: - раскрыть психолого-педагогические основы методики обучения технологии младших школьников; - познакомить студентов с современными программами и учебными пособиями по технологии для младших школьников; - ознакомить студентов с современными требованиями к уроку технологии; - дать студентам знание основных принципов, методов и приемов учебно-воспитательной работы с младшими школьниками на уроках технологии и в процессе кружковой работы; - способствовать развитию художественно-творческих способностей студентов и дать им необходимые знания, умения и навыки для успешной педагогической деятельности (знание структуры урока технологии, умения составлять планы-конспекты уроков, создавать наглядные пособия и другие дидактические материалы). Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения курса студент должен знать: - различные подходы к организации трудового обучения в истории развития педагогической науки и практики; - психологические и дидактические основы предметно-практической деятельности и представлять ее роль в общем развитии личности ребенка младшего школьного возраста; - психологические особенности развития детей младшего школьного возраста; - основы технологической культуры; - основы художественного творчества; - основы художественного конструирования; - основы различных учебных дисциплин: математики, русского языка, изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры (МХК), истории, различных физических процессов и явлений, окружающего мира; - особенности различных программ по предмету «Технология» (художественный труд) для начальной школы; - методику подготовки и проведения уроков художественного труда в начальных классах; - предметное содержание курса «Технология» в начальных классах как средства развития творчески активной личности школьника; - методику организации внеклассной работы с младшими школьниками по технологии и воспитанию; - правила техники безопасности; - основы материаловедения и технологию обработки различных материалов; - основы формообразования и композиции в художественном конструировании; уметь: - проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, образованности и воспитанности детей; - организовывать методически обоснованный педагогический процесс формирования знаний, умений и навыков по трудовому обучению и воспитанию; - развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные способности детей; - пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями; - создавать и поддерживать микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности; - разрабатывать структуру урока технологии; - самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков технологии; - организовывать освоение учащимися достояний культуры и искусства; - определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивидуальные особенности; - отбирать оптимальные приёмы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес учащихся; - организовывать индивидуальную деятельность и творческое взаимодействие младших школьников на уроке, формировать у них навыки культурного поведения и гуманные взаимоотношения; - включать младших школьников в посильный общественно полезный труд, формировать культуру взаимодействия с окружающей природной средой, гигиеническую культуру, культуру отношения к собственному здоровью; - анализировать содержание альтернативных (в том числе экспериментальных) программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал; - анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить все необходимые коррективы; - воплотить идею, творческий замысел собственной работы и работы детей; - составлять различные композиции, учитывать композиции построения, оценивать образность и выразительность работы учащихся начальных классов; - оценивать правильность изображения, грамотность передачи пропорций изображаемого предмета или композиции; владеть навыками: - всеми практическими умениями и технологиями, которым будут обучаться дети младшего школьного возраста; - необходимыми навыками использования различных материалов и инструментов в творческих работах на уроках технологии; - приёмами активизации творческих способностей младших школьников на уроках технологии; - системой знаний об основных качествах творческого мышления и способах их диагностики у младших школьников; - всевозможными практическими приемами художественной деятельности; - методами организации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей в системе художественно-конструкторской деятельности; - владеть системой умений формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах. Объём дисциплины и виды учебной работы Курс 4, 5; Семестр 7-8, 9-10
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 курс (заочное отделение, 5 лет обучения) 7-8 семестры
5 курс (заочное отделение, 5 лет обучения) 9-10 семестры
|
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050708.... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности... | ||
Н. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»» | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования... | ||
План-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогика и психология» и «050708-Педагогика и методика начального образования». В данном комплексе представлены программа курса,... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050708. 65... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |