Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»





Скачать 207.94 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Дата публикации15.09.2013
Размер207.94 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра методики начального образования

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

Методика преподавания

изобразительного искусства с практикумом
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»


Составитель : Мишова Г.И.

доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №675 пед/сп от 31.01.2005 г.
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины


ДПП.Ф.12

Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом

История изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности младшего школьного возраста. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству.


244

часа

Актуальность дисциплины Изменения, стремительно происходящие в настоящее время в нашем обществе, оказывают значительное влияние и на развитие образования. Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что в современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с учетом социального заказа общества, коим является формирование гармонически, разносторонне развитой, творческой, конкурентноспособной личности, готовой к принятию сложных, ответственных решений в нестандартных ситуациях.

Одним из важнейших компонентов именно такой личности является ее эстетическая культура, поскольку от наличия и степени развития ее в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и различных видов деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. С уровнем эстетического развития личности и общества закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности.

Согласно Закону Российской Федерации « Об образовании», важнейшими принципами государственной политики в области образования являются:

«1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…..;

2)единство федерального культурного и образовательного пространства…»

При этом важно учесть, что столь необходимые сейчас гуманизация и гуманитаризация образования, по общему мнению специалистов, теснейшим образом должны быть связаны с его эстетизацией. Все это настойчиво требует обращения к методологическим, воспитательным, образовательным возможностям искусства, его теснейшей связи с педагогикой во всех звеньях образовательной системы. Для педагогов расширение союза с искусством важно не только при решении проблем теории воспитания, но и при рассмотрении вопросов теории обучения – и в целом, и в применении к обучению конкретным предметам, то есть в частных методиках. На современном этапе развития общества художественное начало проникает в различные области бытия и сознания людей, необычайно расширяется сама сфера эстетического освоения действительности. Все это актуализирует значение эстетических дисциплин, к которым относится и «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», для обучения и воспитания будущих учителей начальных классов, поскольку очевидно, что для успешного реформирования образовательной системы в школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры, и в том числе для начальной общеобразовательной школы. Для этого необходимо, чтобы каждый современный учитель обладал высокой художественно-эстетической культурой, на что, в первую очередь, и направлено изучение в вузе данной дисциплины.
Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является сообщение студентам теоретических основ изобразительного искусства и изобразительной грамоты, формирование у них умений пользоваться изобразительно-выразительными средствами в рисунке, живописи, тематической композиции и декоративной работе. Это предусматривает решение комплекса задач, к которым относятся:

-развитие у студентов художественного мышления, пространственных представлений, творческих способностей, художественного вкуса;

-постижение студентами образно-художественного языка изобразительного искусства через знакомство их с различными его видами и жанрами, а также через собственную изобразительную деятельность в различной технике и материалах;

-стимулирование у студентов развития творчества в художественной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен знать:

-особенности развития изобразительного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

-роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников;

-особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы;

-терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности;

уметь:

-использовать изобразительную деятельность как средство для эстетического воспитания и художественного образования младших школьников;

-применять на практике педагогические приемы и методы для активизации творческих способностей детей;

владеть навыками:

- выполнения реалистических изображений в различных художественных материалах;

-педагогического рисования;

-выбора методов, форм и средств обучения для конкретного урока изобразительного искусства или внеурочной художественно-эстетической деятельности;

-проведения урока ИЗО, подбора к нему необходимого дидактического материала.
Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Семестр (6)


Общая трудоёмкость дисциплины

(в академических часах)

244

Аудиторные занятия

22

Лекции

12

Практические (семинарские)

10

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

222







Вид итогового контроля

3ачёт (6 семестр)


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия, семинары

Самостоятельная работа

1.


2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.
14.

Введение в курс. Изобразительная деятельность составная часть эстетического воспитания младших школьников.

Цель и задачи преподавания ИЗО в начальной школе.

Возрастные особенности и этапы развития детского рисунка.

Виды работ по ИЗО в начальной школе.

Методика проведения занятий по декоративной работе.

Методика проведения уроков тематического рисования.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству.

Обзор современных школьных программ по ИЗО.

Структура урока по ИЗО.

Рисование с натуры тел вращения.

Рисование предметов ограниченными плоскостями.

Форма предметов и их изображения.

Рисование группы предметов (натюрморт).

Пейзаж в ИЗО.


2ч.


2 ч.
2 ч.
2 ч.

2 ч.
2 ч.




2 ч.

2 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.


16 ч.


16 ч.
16 ч.
16 ч.
16 ч.
16 ч.
16 ч.

16 ч.

16 ч.

16 ч.

16 ч.
16 ч.

16 ч.
14 ч.




Программа самостоятельной работы студентов


п/п

Разделы дисциплины


Виды СРС




Самостоятельная работа

1.


2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.
9.

10.

11.

12.


13.


14.

Введение в курс. Изобразительная деятельность составная часть эстетического воспитания младших школьников.

Цель и задачи преподавания ИЗО в начальной школе.

Возрастные особенности и этапы развития детского рисунка.


Виды работ по ИЗО в начальной школе.


Методика проведения занятий по декоративной работе.


Методика проведения уроков тематического рисования.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству.
Обзор современных школьных программ по ИЗО.

Структура урока по ИЗО.

Рисование с натуры тел вращения.

Рисование предметов ограниченными плоскостями.

.

Форма предметов и их изображения.

Рисование группы предметов (натюрморт).

Пейзаж в ИЗО.


Изучение материалов лекции, изобраз. ворчество

Изучение материалов лекции, изобраз. ворчество

Изучение материалов лекции, изобраз. ворчество

Изучение материалов лекции, изобраз. ворчество
Изучение материалов лекции, изобраз. ворчество
Изучение материалов лекции, изобраз. ворчество
Изучение материалов лекции, изобраз. творчество, составление конспекта беседы

Изучение программ, краткий письменный анализ

.

Составле- ние конспектов

Уроков ИЗО

Рисование

Рисование

Рисование с натуры

Рисовнаие пейзажа

Рисование человека



Фронтальн. Опрос, проверка работ

Фронт опрос, проверка творч. работ
Тестирование, проверка творческих работ

Фронт опрос, проверка творч. работ

Фронт опрос, проверка творч. работ

Фронт опрос, проверка творч. работ
Выступле-ния с докладами на практ. занятиях

Проверка записей и творч. работ

Проверка конспектов и творч. работ
Проверка творч. работ

Проверка творческих работ

Проверка творческих работ
Проверка творческих работ

Проверка творческих работ


16 ч.


16 ч.
16 ч.

16 ч.

16 ч.

16 ч.
16 ч.
16 ч.

16 ч.
16 ч.

16 ч.


16 ч.


16 ч.


14 ч.


Всего: 222 часа


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретический курс
1. Введение в курс. Изобразительная деятельность составная часть эстетического воспитания младших школьников.

-Искусство как форма человеческого познания.

-Роль и значение ИЗО как учебного предмета в общеобразовательной школе.

-История и методика обучения изобразительной деятельности ……………………………………………………………………...2 ч.

  1. Виды работ по ИЗО в начальной школе.

Методика проведения уроков рисования с натуры.

- последовательность работы над натюрмортом.

- Особенности рисования с натуры в 1-2 кл. и в 3-4 кл.

…………………………………………………………………….2 ч.

  1. Методика проведения занятий по декоративной работе.

- Особенности декоративного рисования 1-2 кл. и 3-4 кл.

- Народное декоративно-прикладное искусство.

- Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

- Виды и структуры орнаментов.

-Народно-художественные промыслы.

……………………………………………………………………..2 ч.

  1. Методика проведения уроков тематического рисования.

- Особенности тематического рисования в 1-2 кл. и 3-4 кл.

- Законы, правила, приемы и средства композиции.

- Иллюстрация в детском рисунке.

……………………………………………………………………..2 ч.

  1. Методика проведения бесед по изобразительному искусству.

- Виды и жанры изобразительного искусства.

- Формы проведения бесед по искусству.

- Особенности проведения бесед по искусству в 1-2 кл и 3-4 кл.

……………………………………………………………………2 ч.

  1. Обзор современных школьных программ по ИЗО.

- Программа – В.С. Кузина

- Программа – Б.Н. Неменского

- Программа Т.Я. Шпикаловой

……………………………………………………………………...2 ч.

Итого …………………12 ч.

Практические занятия


  1. Рисование с натуры тел вращения.

- Анализ строения предметов, имеющих форму тел вращения.

- Ось вращения образующая поверхность.

- Перспектива окружности.

- Особенности распределения светотени на поверхности тел, плавные переходы тона, рефлекс.

- Методика преподавания темы в нач. кл.

………………………………………………………………………2 ч.

  1. Рисование предметов ограниченного плоскостями.

- Наблюдательная перспектива.

- Понятие о предметной плоскости, луче зрения.

- Методика преподавания темы в нач. кл.

………………………………………………………………………..2 ч.

  1. Форма предметов и их изображения.

- Понятие формы и пропорций.

- Рисунок и последовательность его выполнения.

- Методика преподавания темы в нач. кл.

…………………………………………………………………………2 ч.

  1. Рисование группы предметов (натюрморт).

- Сведения о натюрморте.

- Композиция натюрморта.

- Последовательность выполнения натюрморта.

- Методика преподавания темы в нач. кл.

…………………………………………………………………………2 ч.

  1. Пейзаж в ИЗО.

- Виды пейзажа.

- Композиция пейзажа и цвет в пейзаже.

- Формы бесед по пейзажам.

- Жанр пейзажа в детском рисунке.

- Методика преподавания темы в нач. кл.

…………………………………………………………………………2 ч.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю

При чтении лекционного курса необходимо особое внимание уделять тщательной классификации предлагаемого теоретического и музыкального материала, показу внутренних взаимосвязей анализируемых психолого-педагогических и методических проблем, четкому структурированию заданий к практическим занятиям по их содержанию, формам, а также особенностям подготовки в контексте той или иной тематики и музыкально-педагогической проблематики.

Перечень примерных контрольных вопросов и дополнительных заданий для самостоятельной работы студентов

  1. Выполнить ряд подготовительных упражнения: а) нарисовать три прямоугольника и каждый из них соответственно заштриховать вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями. б) аккуратно, не выходя за пределы контура, заполнить прямоугольник тоном (с помощью тушевки).

  2. Рисование несложного геометрического орнамента с образца.

  3. Рисование с натуры условно-плоскостных предметов (листья растений, цветов и т.п.).

  4. Рисование с натуры куба (параллелепипеда) во фронтальном и угловом положении.

  5. Рисование с натуры предметов прямоугольной формы на разном уровне по отношении к линии горизонта (книга, коробка, ящик, шкатулка и др.).

  6. Упражнения в рисовании окружности в перспективном сокращении.

  7. Рисование с натуры цилиндра, конуса и шара.

  8. Рисование с натуры предметов, в основе которых лежат тела вращения (кружка, чашка, ваза и др.).

  9. Рисование с натуры натюрморта из 3-4 предметов с драпировкой (ваза или кувшин, фрукты, овощи). Передача пространственных и тоновых отношений между предметами, выявление фактуры материала при помощи штриховки.

  10. Научиться работать кистью без предварительного прорисовывания контура узоров в полосе, прямоугольнике и круге.

  11. Изображение деревьев кистью без предварительного прорисовывания контура в карандаше.

  12. Выполнение узоров из нескольких элементов, ритмически располагая их в различной композиции (полоса, круг, квадрат и др.).

  13. Выполнить наглядное пособие для учащихся 1 класса "Последовательность рисования флажков для новогодней гирлянды (акварель).

  14. Подготовить наглядное пособие для проведения урока ИЗО во 2 классе на тему: "Основные и дополнительные цвета и оттенки".

  15. Составить наглядное пособие для 3 класса "Теплые и холодные цвета и оттенки".

  16. Подготовить наглядные пособия для учащихся 1-4 классов под общей тематикой "Последовательность выполнения работы акварелью" и конкретизировать их на примерах рисования листа, дерева, яблока, игрушки несложной формы (кукла-неваляшка, медвежонок и др.).

  17. Самостоятельно выполнить натюрморт из 2-3-х предметов быта на цветном фоне. ("Кружка и яблоко", "Стакан, апельсин и лимон" и др.)

  18. Подобрать выдержки из литературных источников о живописи натюрморта; книги о выдающихся художниках, работающих в жанре натюрморт; художественные открытки; репродукции с картин художников с изображением натюрморта.

  19. Подготовить небольшой доклад-сообщение о художнике, работающем в жанре натюрморт.

  20. Выполнить зарисовки с натуры и по памяти рыбок, птиц, домашних животных (не менее 4 - 5 набросков) - карандаш, мел, перо, кисть.

  21. Подготовить ряд наглядных пособий для проведения уроков рисования в 1-4 классах по материалам народного декоративно-прикладного искусства (Гжели, Хохломы, Городца и других народных промыслов).

  22. Выполнение творческой работы по созданию эскиза эмблемы, значка (1 - 2 варианта).

  23. Подготовка эскиза пригласительного билета.

  24. Зарисовки с натуры, по памяти и представлению элементов пейзажа: различных деревьев, несложных построек (карандаш, кисть, перо, мел).

  25. Выполнение набросков с натуры фигуры взрослого человека и ребенка в различных ракурсах и позах (не менее 4 - 5 набросков).

  26. Подготовка наглядного пособия для проведения уроков в школе "Схематическое изображение фигуры человека".

  27. Написание развернутых планов-конспектов уроков по изобразительному искусству для 1 - 4 классов.


Примерный перечень вопросов к зачёту (3 семестр)

  1. Каковы роль и место ИЗО как учебного предмета в начальных классах?

  2. Виды учебных работ по изобразительному искусству в начальной школе.

  3. Знания и умения, получаемые мл. школьниками на уроках ИЗО в 1 кл.

  4. Знания и умения, получаемые мл. школьниками на уроках ИЗО во 2 кл.

  5. Знания и умения, получаемые мл. школьниками на уроках ИЗО в 3 кл.

  6. Знания и умения, получаемые мл. школьниками на уроках ИЗО в 4 кл.

  7. Охарактеризуйте форму предметов, которые предлагаются для рисования с натуры в 1 и 2 классах.

  8. Охарактеризуйте форму предметов, которые предлагаются для рисования с натуры в 3 и 4 классах.

  9. Как передается в рисунках объемная форма предметов? Что такое светотень?

  10. Методика организации и проведения занятий по рисованию с натуры.

  11. Методика организации и проведения занятий по рисованию на темы.

  12. Перечислите основные виды декоративных композиций и охарактеризуйте данные узора.

  13. Дать определение узора и орнамента.

  14. Подготовка учителя к проведению урока рисования с натуры.

  15. Подготовка учителя к проведению урока декоративного рисования.

  16. Методика проведения бесед об изобразительном искусстве.

  17. Подготовка учителя к проведению урока рисования на темы.

  18. Основные правила и понятия наблюдательной перспективы.

  19. Характерные особенности детского рисунка.

  20. Виды внеклассных занятий по ИЗО и особенности их проведения.

  21. Последовательность при изображении объектов окружающей действительности в рисунке с натуры.

  22. Основные способы и приемы рисования фигуры человека в начальных классах.

  23. Роль и место педагогического рисунка на уроке.

  24. Виды и жанры ИЗО, средства выразительности.

  25. Живопись как вид изобразительного искусства.

  26. Графика как вид изобразительного искусства.

  27. Скульптура как вид изобразительного искусства.

  28. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания.

  29. Значение народного искусства для развития художественного творчества младших школьников.

  30. Виды декоративно-оформительских работ в начальной школе.

  31. Элементы цветоведения. Их использование в различных видах уроков ИЗО.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Возрастные этапы развития детского рисунка.

  2. Изобразительная деятельность шестилетних детей в условиях школьного обучения.

  3. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и трудового обучения.

  4. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и природоведения.

  5. Лирический образ природы в рисунках детей младшего школьного возраста.

  6. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

  7. Повышение эффективности уроков рисования с натуры в начальных классах (на примере какого-то одного класса).

  8. Особенности приобщения младших школьников к изобразительному творчеству.

  9. Обучение младших школьников работе цветом при рисовании с натуры.

  10. Воспитание у младших школьников художественного вкуса и эстетической оценки окружающей действительности средствами изобразительного искусства.

  11. Особенности формирования и развития творческого замысла при создании рисунка у детей младшего школьного возраста.

  12. Характерные особенности изобразительной деятельности младших школьников (на примере рисования пейзажа, натюрморта, создания сюжетно-тематических композиций и т.д.).

  13. Формирование у младших школьников целостного художественного образа на уроках тематического (декоративного) рисования.

  14. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).

  15. Формирование у младших школьников стремления к поиску новых изобразительных решений на уроках тематического рисования.

  16. Нравственное и патриотическое воспитание учащихся начальной школы посредством бесед об изобразительном искусстве.

  17. Рисование птиц и животных (фигуры человека, портрета, пейзажа, и т.д.) в 1-4 классах общеобразовательной школы.

  18. Художественное образование младших школьников посредством декоративного изображения пейзажа (натюрморта, интерьера и т.п.).

  19. Совершенствование процессов художественного образования и эстетического воспитания младших школьников на уроках рисования с натуры (декоративного рисования, тематического рисования).

  20. Книжная иллюстрация как средство активизации творческой активности

  21. младших школьников на уроках изобразительного искусства.

  22. Беседы об изобразительном искусстве как фактор активизации познавательных процессов у младших школьников.

  23. Развитие у младших школьников цветовосприятия и изобразительной грамотности при выполнении тематических рисунков.

  24. Художественное творчество и его взаимосвязь с другими учебными дисциплинами в начальной школе.


Критерии оценивания знаний студентов и выполнения ими практических заданий
При выставлении оценки по предмету необходимо учитывать: объём знаний, умений и навыков студента; степень понимания им материала и прочность его усвоения; умение применять знания на практике и при изучении последующего материала; своевременность выполнения заданий; степень самостоятельности при выполнении заданий.
Зачет ставится, если студент:

а) достаточно свободно ориентируется в основных вопросах теории и методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе;

б) имеет навыки работы со справочной, психолого-педагогической, методической литературой, на зачёт представляет грамотные конспекты уроков по ИЗО;

в) выполняет все творческие задания грамотно и аккуратно.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература



  1. Сокольникова, Н. М.  Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] : Рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декоративное искусство. Дизайн : [Учеб. пособие для пед. вузов] / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002, 2006 г. изд. - 364,[1] с. (библиотека УлГПУ).

  2. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство". 1 класс [Текст] / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000. - 62,[1] с. (библиотека УлГПУ).

  3. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство". 2 класс [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М. : Просвещение, 2002. - 92, [21] с. (библиотека УлГПУ).

  4. Шпикалова, Т. Я.Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство". 3 класс [Текст] / Т.Я. Шпикалова ; Л.В. Ершова. - М. : Просвещение, 2003. - 109,[2] с. (библиотека УлГПУ).

  5. Курочкина О.П.История художественных стилей: Учебное пособие для студентов вузов. - Издательство: Институт технологии и бизнеса, 2007 г. -180 с. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru.

  6. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. - Издательство: А-Приор, 2008 г. - 224 с. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru.



Дополнительная литература


  1. Николаева, Елена Ивановна.Психология детского творчества [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Николаева. - СПб. : Речь, 2006. - 219 с.: (Библиотека УлГПУ).

  2. Хамматова В.В., Камалова Э.Р., Камалов Р.В. Техника акварельной живописи. Часть 1: Тексты лекций и практических занятий .-Издательство: КГТУ, 2007 г. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru.

  3. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учебное пособие для студентов вузов.- Издательство: ВЛАДОС, 2008 г. – 144 с.Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru

  4. Зиатдинова Д.Ф., Ахметова Д.А., Тимербаев Н.Ф., Ефимьянова К.О.
    Основы рисунка и композиции: учебное пособие.- Издательство: КГТУ, 2007 г.- 121 с. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru

  5. Бадаев В.С.Русская кистевая роспись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений .- Издательство: ВЛАДОС, 2004 г.- 76 с. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru

  6. Компетентностный подход в обучении: методические указания - Издательство: КГТУ, 2008 г.- 96 с. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru

  7. Лутфуллина Г.Г.Цвет и дизайн: Учебное пособие. - Издательство: КГТУ, 2005 г. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru

  8. Гуревич П.С.Эстетика: учебник. - Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г. - 303 с. . (Библиотека УлГПУ), Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru.

  9. Жиренко, О. Е.  Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. 1-4 классы [Текст] / О.Е. Жиренко ; Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. - М. : ВАКО, 2007. - 208 с. (Библиотека УлГПУ).

  10. Шпикалова, Т. Я.  Изобразительное искусство [Текст] : учебник для 1 кл. нач. шк. / Т.Я. Шпикалова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2004. - 92,[2] с. (Библиотека УлГПУ).

  11. Шпикалова, Т. Я.  Изобразительное искусство [Текст] : учебник для 2 кл. нач. шк. / Т.Я. Шпикалова ; Л. В. Ершова. - М. : Просвещение, 2002. - 111 с. . (Библиотека УлГПУ).

  12. Возвращение к истокам : народное искусство и детское творчество [Текст] : учеб.-метод. пособие / [авт. : Т. Я. Шпиколова и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 212 с. (Библиотека УлГПУ).

  13. Детям - о традициях народного мастерства. Осень [Текст] : [учеб.-метод. пособие] : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л.В. Ершова, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова]; под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М. : Владос, 2001. - 207,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  14. Детям - о традициях народного мастерства. Осень [Текст] : [учеб.-метод. пособие] : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л.В. Ершова, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова]; под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М. : Владос, 2001. - 267,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  15. Калинина Н.В., Симачкова Т.Ю., Долматова Л.Н.Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: Методическое пособие для учителей начальных классов. - Издательство: АРКТИ, 2010 г.-143 с. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальностей...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограммы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050708....

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050708....
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconН. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПлан-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрограмма для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconПрактикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» iconИстомина Н. Б. Мет-ка обучения мат-ке в нач кл Учеб пособ для студ...
«Методика преподавания математики» для студентов специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск