Скачать 207.94 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра методики начального образования УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» Составитель : Мишова Г.И. доцент Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №675 пед/сп от 31.01.2005 г. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Актуальность дисциплины Изменения, стремительно происходящие в настоящее время в нашем обществе, оказывают значительное влияние и на развитие образования. Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что в современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с учетом социального заказа общества, коим является формирование гармонически, разносторонне развитой, творческой, конкурентноспособной личности, готовой к принятию сложных, ответственных решений в нестандартных ситуациях. Одним из важнейших компонентов именно такой личности является ее эстетическая культура, поскольку от наличия и степени развития ее в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и различных видов деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. С уровнем эстетического развития личности и общества закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Согласно Закону Российской Федерации « Об образовании», важнейшими принципами государственной политики в области образования являются: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…..; 2)единство федерального культурного и образовательного пространства…» При этом важно учесть, что столь необходимые сейчас гуманизация и гуманитаризация образования, по общему мнению специалистов, теснейшим образом должны быть связаны с его эстетизацией. Все это настойчиво требует обращения к методологическим, воспитательным, образовательным возможностям искусства, его теснейшей связи с педагогикой во всех звеньях образовательной системы. Для педагогов расширение союза с искусством важно не только при решении проблем теории воспитания, но и при рассмотрении вопросов теории обучения – и в целом, и в применении к обучению конкретным предметам, то есть в частных методиках. На современном этапе развития общества художественное начало проникает в различные области бытия и сознания людей, необычайно расширяется сама сфера эстетического освоения действительности. Все это актуализирует значение эстетических дисциплин, к которым относится и «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», для обучения и воспитания будущих учителей начальных классов, поскольку очевидно, что для успешного реформирования образовательной системы в школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры, и в том числе для начальной общеобразовательной школы. Для этого необходимо, чтобы каждый современный учитель обладал высокой художественно-эстетической культурой, на что, в первую очередь, и направлено изучение в вузе данной дисциплины. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является сообщение студентам теоретических основ изобразительного искусства и изобразительной грамоты, формирование у них умений пользоваться изобразительно-выразительными средствами в рисунке, живописи, тематической композиции и декоративной работе. Это предусматривает решение комплекса задач, к которым относятся: -развитие у студентов художественного мышления, пространственных представлений, творческих способностей, художественного вкуса; -постижение студентами образно-художественного языка изобразительного искусства через знакомство их с различными его видами и жанрами, а также через собственную изобразительную деятельность в различной технике и материалах; -стимулирование у студентов развития творчества в художественной деятельности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения курса студент должен знать: -особенности развития изобразительного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста; -роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников; -особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы; -терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности; уметь: -использовать изобразительную деятельность как средство для эстетического воспитания и художественного образования младших школьников; -применять на практике педагогические приемы и методы для активизации творческих способностей детей; владеть навыками: - выполнения реалистических изображений в различных художественных материалах; -педагогического рисования; -выбора методов, форм и средств обучения для конкретного урока изобразительного искусства или внеурочной художественно-эстетической деятельности; -проведения урока ИЗО, подбора к нему необходимого дидактического материала. Объём дисциплины и виды учебной работы
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа самостоятельной работы студентов
Всего: 222 часа СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Теоретический курс 1. Введение в курс. Изобразительная деятельность составная часть эстетического воспитания младших школьников. -Искусство как форма человеческого познания. -Роль и значение ИЗО как учебного предмета в общеобразовательной школе. -История и методика обучения изобразительной деятельности ……………………………………………………………………...2 ч.
Методика проведения уроков рисования с натуры. - последовательность работы над натюрмортом. - Особенности рисования с натуры в 1-2 кл. и в 3-4 кл. …………………………………………………………………….2 ч.
- Особенности декоративного рисования 1-2 кл. и 3-4 кл. - Народное декоративно-прикладное искусство. - Композиция в декоративно-прикладном искусстве. - Виды и структуры орнаментов. -Народно-художественные промыслы. ……………………………………………………………………..2 ч.
- Особенности тематического рисования в 1-2 кл. и 3-4 кл. - Законы, правила, приемы и средства композиции. - Иллюстрация в детском рисунке. ……………………………………………………………………..2 ч.
- Виды и жанры изобразительного искусства. - Формы проведения бесед по искусству. - Особенности проведения бесед по искусству в 1-2 кл и 3-4 кл. ……………………………………………………………………2 ч.
- Программа – В.С. Кузина - Программа – Б.Н. Неменского - Программа Т.Я. Шпикаловой ……………………………………………………………………...2 ч. Итого …………………12 ч. Практические занятия
- Анализ строения предметов, имеющих форму тел вращения. - Ось вращения образующая поверхность. - Перспектива окружности. - Особенности распределения светотени на поверхности тел, плавные переходы тона, рефлекс. - Методика преподавания темы в нач. кл. ………………………………………………………………………2 ч.
- Наблюдательная перспектива. - Понятие о предметной плоскости, луче зрения. - Методика преподавания темы в нач. кл. ………………………………………………………………………..2 ч.
- Понятие формы и пропорций. - Рисунок и последовательность его выполнения. - Методика преподавания темы в нач. кл. …………………………………………………………………………2 ч.
- Сведения о натюрморте. - Композиция натюрморта. - Последовательность выполнения натюрморта. - Методика преподавания темы в нач. кл. …………………………………………………………………………2 ч.
- Виды пейзажа. - Композиция пейзажа и цвет в пейзаже. - Формы бесед по пейзажам. - Жанр пейзажа в детском рисунке. - Методика преподавания темы в нач. кл. …………………………………………………………………………2 ч. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю При чтении лекционного курса необходимо особое внимание уделять тщательной классификации предлагаемого теоретического и музыкального материала, показу внутренних взаимосвязей анализируемых психолого-педагогических и методических проблем, четкому структурированию заданий к практическим занятиям по их содержанию, формам, а также особенностям подготовки в контексте той или иной тематики и музыкально-педагогической проблематики. Перечень примерных контрольных вопросов и дополнительных заданий для самостоятельной работы студентов
Примерный перечень вопросов к зачёту (3 семестр)
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
Критерии оценивания знаний студентов и выполнения ими практических заданий При выставлении оценки по предмету необходимо учитывать: объём знаний, умений и навыков студента; степень понимания им материала и прочность его усвоения; умение применять знания на практике и при изучении последующего материала; своевременность выполнения заданий; степень самостоятельности при выполнении заданий. Зачет ставится, если студент: а) достаточно свободно ориентируется в основных вопросах теории и методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе; б) имеет навыки работы со справочной, психолого-педагогической, методической литературой, на зачёт представляет грамотные конспекты уроков по ИЗО; в) выполняет все творческие задания грамотно и аккуратно. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
|
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей... | ||
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050708.... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности... | ||
Н. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»» | ||
План-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Программа для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии | ||
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | Истомина Н. Б. Мет-ка обучения мат-ке в нач кл Учеб пособ для студ... «Методика преподавания математики» для студентов специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального |