Скачать 195.07 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Факультет экономики и управления Кафедра социальных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050201.65 Математика (заочная форма обучения) Составитель: Мальцева А.П., доктор философских наук, профессор Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета физико-математического факультета (протокол от «__» ________ 2012 г. № __). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины по выбору «Современное развитие России» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Положения о рабочей программе учебной дисциплины Ульяновского государственного педагогического университета имени И. П. Ульянова». В рамках дисциплины углубленно рассматриваются некоторые темы современной политологии и социологии. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины ГСЭ.Ф.Об Политология. Объекты, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электронные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Актуальность дисциплины обусловлена происходящими в стране социально-экономическими (модернизация) и политическими (курс на демократизацию политической системы, построение развитого гражданского общества) изменениями, требующими от каждого гражданина РФ глубоких познаний в области политологии, активной жизненной позиции и действенного включения в общественную жизнь страны. Освоение курса политологии актуально для будущей профессиональной деятельности биоэкологов, связанной с просвещением населения. Знание особенностей современного развития России необходимы учителю при организации мероприятий в области культурно-просветительской деятельности: при разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных групп и популяризации профессиональной области знаний общества. Цели и задачи Целью курса политологии является формирование у студентов системных знаний о современном развитии России, способности самостоятельно анализировать социально-экономические и политические явления и процессы, происходящие в современной РФ. Задачами дисциплины являются: постижение механизма формирования и функционирования политической власти; изучение современных форм правления и государственного устройства; усвоение важнейших прав, свобод, обязанностей человека и гражданина; выяснение особенностей политического процесса в России. Требования к усвоению дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
По данному курсу предусматривается выполнение студентами индивидуального задания (написание эссе) и сдача зачета. Зачет получает студент, подготовивший развернутые ответы на вопросы семинарских занятий, предъявивший конспекты основной и дополнительной литературы ко всему курсу, успешно ответивший на зачетный вопрос. Объем дисциплины и виды учебной работы
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Социальные и культурные аспекты современной российской политики Политическая культура россиян. Особенности политической социализации в России. Политическое сознание современного российского общества. Основные черты политической культуры России и породившие их причины. Изменения в политической культуре современной России. Тема 2 . Государство и гражданское общество в России: эволюция и взаимовлияние. Формирование гражданского общества в России. История взаимоотношений гражданского общества и государства в России. Особенности настоящего периода. Тема 3. Характерные признаки и основные черты политической элиты РФ, стоящие перед ними задачи. Политическая элита дореволюционной России. Политическая элита советского времени. «Перестройка» и ее социально-экономические и политические последствия. Социальный состав политической элиты современной России. Задачи модернизации России. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю В преподавании курса в равных долях сочетаются формы аудиторной работы и самостоятельной работы студентов. Лекции имеют в основном установочный и обзорный характер, они не исчерпывают всего курса и не заменяют учебник, о чём обучаемые должны быть поставлены в известность на первом, вводном занятии. На лекции целесообразно выносить основной теоретический материал, и материал, нуждающийся, по мнению педагога, в дополнительной детализации. В конце лекции преподаватель оставляет время (в пределах 5-10 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции могут предваряться заданиями студентам на самостоятельную работу с тем, чтобы основное лекционное время уделялось не всей теме вообще, а лишь её отдельным вопросам, неоднозначно понимаемым или способным вызвать затруднения у обучаемых. В этом случае лекция может проводиться по схеме «вопрос-ответ», в свободной или дискуссионной манере. Методы проведения практических (семинарских) занятий по дисциплине разнообразны и применяются в различных сочетаниях, в зависимости от обстоятельств конкретного учебного года, начального уровня подготовленности обучаемых, характера изучаемого материала и других факторов. Наиболее распространёнными и хорошо себя зарекомендовавшими являются: — свободный опрос по заранее обозначенной тематике,
и другие. Оправданной является оценка слабых и сильных сторон студенческих выступлений преподавателем в конце занятия, а также взаимное оппонирование сообщений и докладов самими обучаемыми. При подведении итогов семинарского (практического) занятия, преподавателю рекомендуется раскрыть значение обсуждаемых проблем в общей структуре курса, показать их теоретическую ценность и практическую значимость. В целях лучшей подготовки студентов к семинарскому занятию, педагог может заранее (в предыдущие аудиторные часы) ознакомить аудиторию с учебным планированием, рассказать о порядке и методике проведения занятий, основных вопросах и проблемах, выносимых на обсуждение, сделать краткий обзор литературы с учетом накопленного опыта её использования. Рекомендуется обращать внимание не только на усвоение студенческой аудиторией содержания курса, но и на формирование навыков работы с научной, справочной литературой, электронными ресурсами. Методические рекомендации студенту Студенту, приступающему к изучению дисциплины, рекомендуется актуализировать ранее полученные знания по пособию А.В.Клименко и В.В.Румыниной (любой год издания; например, Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с). Структура и содержание книги соответствуют программе, разработанной авторским коллективом под руководством Л.Н.Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. В целях самооценки начального уровня подготовленности желательным является самостоятельное пробное тестирование на сайте www.fepo.ru. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции - одна из форм активной работы студентов, требующая навыка и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Семинарское (практическое) занятие - важнейшая форма работы студентов, представляющая отчёт о самостоятельной работе с учебной и научной литературой. На семинарском (практическом) занятии каждый студент имеет возможность проверить, насколько глубоко и правильно он усваивает учебный материал, принять участие в обсуждении, высказать и защитить свою точку зрения на ту или иную проблему, изучаемую в курсе. Семинарские занятия направлены на совершенствование навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, навыков самостоятельного поиска информации, реферирования, обобщения, компетентного участия в обсуждении дискуссионных вопросов. Критерии оценивания знаний по дисциплине «Зачтено»: студент усвоил более 50% материала, в основных моментах отвечает правильно, системно мыслит. «Не зачтено»: усвоено менее половины материала. Студент знает отдельные разделы курса, но не весь курс как систему. Анализировать какое-либо явление из мира политики с опорой на историю науки, с учётом подходов научных школ и направлений, изложенных в базовом учебнике, с использованием соответствующего категориального аппарата студент не может. Темы контрольных работ: № 1. Россия в конце 20-начале 21 века. Политические партии и движения социалистической, социал-демократической и коммунистической направленности в Российской Федерации в конце 20-начале 21 века.
№ 2. Менталитет и политическая культура россиян. Особенности политической социализации личности в современной России.
№ 3. Становление современной российской многопартийности.
№ 4. Сущность и классификация современных политических партий РФ.
№ 5. «Партии власти» в Российской Федерации с 1993 года.
Лекция № 6. Либеральные партии и движения в современной Российской Федерации.
№ 7. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)
№ 8. Политические партии и движения в современной РФ праворадикальной и экстремистской направленности 1. Организации русской радикально-националистической направленности 1980-2000-х гг. ( « Память» (Д.Васильев), « Русское национальное единство» (А.Баркашов) , «Чёрная сотня» ( А. Штильмарк), «Спас»), их позиция по основным проблемам современной жизни российского общества и государства. « Движение против нелегальной иммиграции». 2. Националистические и экстремистские организации на территории РФ («Иттифак» (Ф.Байрамова), «Хезб-ут-Тахрир»). Сепаратистское и экстремистское подполье в республиках Северного Кавказа. « Аль-Кайда». 3. Законодательные основы борьбы с экстремизмом в Российской Федерации. № 9. Политические элиты современной Российской Федерации и стоящие перед ними задачи модернизации.
Темы эссе: (объем итогового текста - 15 - 20 стр. с обязательным списком использованной литературы, правильным оформлением цитируемых авторов, сносками, введением и заключением):
10.Экономические, политические, социальные и биолого-психологические причины тоталитаризма.
Примерный перечень вопросов к зачету:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
|
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образоания | Рабочая программа дисциплины «Гигиена физического воспитания и спорта» Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая культура (заочная форма обучения 5 л.) | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная... ... | Рабочая программа учебной дисциплины Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» Специальность: 050201. 65 «Математика», специализация «Использование информатики в обучении математике» | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины материалы промежуточного контроля Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» Специальность: 050201. 65 «Математика» с дополнительной специальностью 050202. 65«Информатика», квалификация специалиста – Учитель... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» Специальность: 050201. 65 – «Математика» с дополнительной специальностью 050202. 65 «Информатика» | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория графов» для ооп специальности... Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору) | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от 2012 г. № ) |