Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика»
страница1/15
Дата публикации12.07.2014
Размер1.44 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050201.65 – «Математика» с дополнительной специальностью 050202.65 «Информатика»

Красноярск 2012

Рабочая программа составлена к.и.н., доцентом А.С. Хромых

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

«20» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов

д.и.н., профессор
Одобрено научно-методическим советом исторического факультета

«27» июня 2012 г.
Председатель НМСС

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050201.65 «МАТЕМАТИКА», С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ 050202.65 «ИНФОРМАТИКА»

на 2012/13 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Социология

Кафедра философии и социологии

Согласование темы «СССР в 1945 - конце 1980-х гг.»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

Культурология

Кафедра философии и социологии

Согласование темы «Современная Россия»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.


Зав. кафедрой

отечественной истории Н.Н. Дроздов

Председатель НМСС_________________________

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины

2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории
20. 06. 2012 г., протокол №10


Внесенные изменения утверждаю:
Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов

Оглавление


  1. Пояснительная записка С.6

  2. Рабочая программа дисциплины С.7

    1. Выдержка из стандарта С. 8

    2. Введение С. 10

    3. Содержание теоретического курса дисциплины С. 13

    4. Тематический план С. 27

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- С.28

    6. Карта литературного обеспечения ...С. 32

    7. Технологическая карта рейтинга ...С. 36

  3. Методические рекомендации для студентов С.38

  4. Банк контрольных заданий и вопросов С. 40

  5. Вопросы к экзаменам С. 99

  6. Тематика рефератов С.101


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Отечественная история» для студентов очной формы обучения по специальности 050201.65 – «Математика» с дополнительной специальностью 050202.65 «Информатика» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Отечественной истории».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Отечественная история», который представлен различными тестами и заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы в рабочих тетрадях для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области отечественной истории.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы отечественной истории, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 050201.65 «Математика» утверждён 31.01.2005 г.

Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России- неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХХI- XII вв. Социально- политические изменения в русских землях в XXIII- XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно- промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XXв. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально- экономическое развитие страны в 20- е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20- е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия. Социально- экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально- экономическое развитие, общественно- политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985- 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993- 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально- экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.





РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области отечественной истории;

2) способствует дальнейшему формированию знаний в области гуманитарных дисциплин;

3) расширяет кругозор студента и формирует умение ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях современной жизни.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений об отечественной истории;

- приобретении знаний об основных закономерностях присущих историческому процессу.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к использованию знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Отечественная история» для использования на уроках и классных часах.

Изучению отечественной истории предшествует изучение школьного курса «История России».

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Отечественная история», будет использоваться в дисциплинах «Философия», «Социология», «Культурология».

В системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин отечественная история занимает своё особое место наряду с культурологией, социологией, иностранными языками, философией и др.

Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения отечественной истории являются:

  • особое место России в политических и культурных процессах происходящих в современном мире;

  • необходимость формирования патриотизма у современных студентов и школьников;

  • проблема сохранения преемственности традиций в современном обществе.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области отечественной истории.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость событий истории отечества и их влияние на современную жизнь общества;

  2. формировать у студентов знания о русской истории как о важнейшем элементе человеческой истории,

  3. представить теоретические основы отечественной истории,

  4. развивать историческое мышление, общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать,

  5. воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях,

  6. формировать у будущих специалистов историческую культуру и развивать интеллектуальный потенциал личности.

Исходя из государственного образовательного стандарта, к изучившим курс «Отечественная история» предъявляются следующие требования к знаниям:

1. Понимание характера истории как науки и ее места в системе гуманитарных наук; сформированное историческое мышление и сознание, способствующее социальному ориентированию в современной жизни.

2. Представление о главных этапах в истории России и их хронологии; знание основных исторических фактов, событий, дат, имен и характеристик исторических деятелей.

3. Представление о месте России в мировом сообществе, о ее взаимосвязях с Западом и Востоком, о ее вкладе в мировую цивилизацию, о специфических особенностях ее развития.

4. Знание основных исторических источников, отечественной и зарубежной литературы по истории России, содержания научных проблем и дискуссий, версий и концепций.

5. Приобретение черт гражданской, интеллектуальной личности: способности к аналитическому мышлению, умения понять и оценить достижения культуры, зная исторический контекст их создания; уважительное отношение к прошлому России, к другим народам; патриотизм, культивирование общечеловеческих ценностей.

Студент должен приобрести умения и навыки:

– работы с историческими источниками и научной литературой (находить их и извлекать необходимые знания);

– устного и письменного изложения своих знаний по отечественной истории, раскрытия основных проблем (тем);

– определять сущность, типологию исторических событий и явлений, раскрывать тенденции, динамику их развития, соотносить их с основными вехами всемирной истории;

– давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику российского общества в разные временные периоды;

– свободно оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем.

Студент должен владеть:

– картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные временные отрезки истории;

– опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения.

Технология процесса обучения по дисциплине «Отечественной истории» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде итогового экзамена.

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1 История России с древнейших времен до 1917 г.
Тема 1. История Древней Руси от создания государства к эпохе удельной раздробленности

Историческое время. Интерпретация - превращение фактов истории в факты науки. Христианская интерпретация истории. Смысл истории в движении человечества к Богу. Всемирно-историческая (линейная интерпретация) Универсальность законов исторического процесса в жизни различных народов. Европоцентрическая концепция исторической динамики человечества. Культурно-историческая интерпретация. История как развертывание пространства, заполненного самобытными регионально-культурными организациями или локальными цивилизациями. Общецивилизационная интерпретация исторического движения: синтезирование христианского всемирно-исторического линейного, культурно - исторического подходов к объяснению исторических фактов.

Восточные славяне в древности: хозяйственный и общественно-политический строй. Исторические предпосылки возникновения государственности у восточных славян. Образование древнерусского государства (IХ-Х вв.)

Этапы заселения человеком территории России. Стоянки древних людей. Древнегреческие колонии в Северном Причерноморье. Происхождение славян, споры об их прародине. Расселение восточнославянских племен, их хозяйство, общественный строй, быт и верования в VI-VIII вв.

Вотчинное хозяйство. Сословно-классовый состав древнерусского общества. Характеристика свободного нетрудового населения, лично свободного трудового сельского и городского населения, феодально-зависимого населения, лиц с рабским типом зависимости.

Ранние формы государственности у восточных славян. Образование древнерусского государства (IХ-Х вв.) и критика «норманнской теории». Первые киевские князья и их деятельность по укреплению внутреннего и внешнеполитического положения древнерусского государства. Принятие христианства.

Борьба за власть после смерти князя Владимира I. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская правда». Расцвет древнерусского государства. Междоусобная борьба за власть между преемниками Ярослава Мудрого. Съезды князей. Княжение Владимира Мономаха.

Древнерусская культура. Возникновение письменности. Литературные памятники Древней Руси. Архитектура, живопись, художественные ремесла. Межкультурные связи с Византией и странами Европы.

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Борьба народов Древней Руси против монгольского ига. Экспансия немецко-шведских феодалов в Восточной Прибалтике.Вторжение Батыя на русские земли. Этапы завоевания русских земель. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде.

Образование Ливонского Ордена. Оборона Северо-Западных русских земель. Князь Александр Невский – великий полководец и государственный деятель.

Историческое значение борьбы русского народа с иноземным завоеванием.

Исторические предпосылки государственной раздробленности. Образование самостоятельных удельных княжеств и земель:

Развитие вотчинного хозяйства. Рост городов. Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Черниговское, Смоленское, Рязанское, Турово-Пинское, Переяславское княжества, Новгородско-Псковская земля.

Перемещение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь. Укрепление княжеской власти при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском и Всевлоде «Большое Гнездо».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика»
Специальность: 050201. 65 «Математика», специализация «Использование информатики в обучении математике»
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика»
Специальность: 050201. 65 «Математика» с дополнительной специальностью 050202. 65«Информатика», квалификация специалиста – Учитель...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 «Технология...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс психология (заочной формы обучения)...
Квасова Ю. А. – кандидат психологических наук, доцент Института экономики, управления и права (г. Казань)
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 08011 65 «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины производственная санитария...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины подземные горные работы ч...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры Горного дела и комплексного освоения георесурсов №1 «25» сентября...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины правовое регулирование иностранных...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (утвержден Министерством...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Математика и информатика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050201. 65 «Математика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск