Скачать 139.27 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ЛОГОПЕДИЯ Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» Заочная форма, полный срок обучения Составитель: Судакова В.Е., старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики «УлГПУ им.И.Н.Ульянова» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. № 8). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Логопедия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре в соответствии с учебным планом. Цели и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины: ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами логопедии, развитие профессиональных компетенций, необходимых логопеду, и научного интереса к проблемам логопедии. Задачи дисциплины: - сформировать у студентов теоретические знания о закономерностях и об особенностях речевого онтогенеза детей с нарушением речи; о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений; о классификациях речевых нарушений, принципах, методах и средствах логопедической диагностики и коррекции; - сформировать у студентов умения и навыки коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи; - развивать основы профессиональной культуры логопеда, заключающейся в организации и построении конструктивных взаимодействий с детьми, родителями и педагогами; - сформировать профессиональное гуманистически ориентированное мировоззрение будущего специалиста, понимающего проблемы детей с речевыми нарушениями и стремящегося к содействию в их решении; - развивать профессиональный интерес к научно-практической деятельности. Требования к усвоению дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные категории и понятия логопедии; - основные виды речевых нарушений, психофизиологические особенности и детей с нарушениями речи; - формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими патологии речевого развития; - психолого-педагогические условия организации образования и воспитания с детей с речевыми нарушениями; уметь: - выявлять особенности речевой деятельности детей с речевыми патологиями; - составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы; - организовывать педагогическое общение с детьми с речевыми нарушениями; владеть: - методами и приемами изучения особенностей речевой деятельности и поведения детей, имеющих речевые патологии. Объем дисциплины и виды учебной работы:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)
СОДЕРЖАННИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение в предмет. Теоретические и методологические основы логопедии (2 часа)
Тема 2. Анатомо-физиологические и психолингвистические механизмы речи (2 часа).
Тема 3. Норма и патология речевой деятельности. Этиология речевых нарушений (2 часа)
Тема 4. Классификации речевых нарушений (2 часа)
Тема 5. Нарушение звуковой стороны речи. Дислалия (2 часа)
Тема 6. Нарушение звукопроизношения и мелодико-интонационной стороны речи. Дизартрия (2 часа)
Тема 7. Нарушения темпо-ритмической стороны речи. Заикание (2 часа)
Тема 8. Нарушение структурно-семантического оформления речи. Алалия (2 часа)
Тема 9. Общее недоразвитие речи (ОНР) (2 часа)
Тема 10. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) (2 часа)
Тема 11. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия (4 часа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю При организации занятий внимание преподавателя должно быть направлено на формирование у студентов системного взгляда на природу и структуру речевых нарушений. Данный подход может быть реализован с опорой на межпредметные связи логопедии с другими науками. Современный этап подготовки логопеда предполагает, что он владеет методологией самообразования. Поэтому необходимо ставить перед студентами задачи активизации самостоятельной работы. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием проводится на практических занятиях после работы студентов с учебными пособиями, монографиями, психолого-педагогической литературой, Интернет-ресурсами. В ходе изучения дисциплины рекомендуется проведение текущего контроля в рамках опросов, обсуждений проблемных ситуаций на семинарских занятиях. В рамках изучения дисциплины проводятся аудиторные занятия, включающие лекции (12 часов), практические (семинарские) занятия (8 часов). В конце изучения дисциплины проводится зачет. Методические рекомендации студенту Дисциплина «Логопедия» является составляющей предметной подготовки специалиста. Содержание данной дисциплины полностью соответствует требованиям Государственного стандарта. При изучении дисциплины студентам рекомендуется составлять опорные конспекты по материалам лекций, структурируя содержание в соответствии с планом и выделяя основные категории. При самостоятельной подготовке к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется изучить всю предлагаемую к семинару литературу: составить план ответа, подробно законспектировать статьи, выделяя существенное и значимое. Одновременно с этим, можно выписать проблемные вопросы, возникающие при чтении предложенных источников для их дальнейшего обсуждения на семинаре. Использование дополнительной литературы и материалов Интернет-ресурсов поощряется. С целью углубления и закрепления полученных теоретических сведений и совершенствования практических умений и навыков необходимо выполнение самостоятельной работы по курсу. - изучение материалов лекций и соответствующих разделов учебной и научной литературы; - знакомство с опытом работы логопедов; - работа с различного рода логопедической документацией. Основными результатами аудиторной и самостоятельной работы должны стать улучшение качества знаний и выработка каждым студентом собственной системы общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре нарушений речи, способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах логопедического воздействия. Для успешного освоения дисциплины и сдачи зачета студент должен выполнить следующие требования:
Примерный перечень вопросов к зачету.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ По результатам освоения дисциплины студенту выставляется зачет. Условиями получения зачета являются: 1.Посещение лекционных и семинарских занятий. 2.Работа на семинарских занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии и т. п. 3.Полные ответы при устном опросе на зачетном занятии. Таким образом, «Зачет» получает студент, выполнивший все вышеозначенные условия, проявивший активность и самостоятельность при изучении дисциплины. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПДИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Рабочая программа учебной дисциплины «ЛОГОПЕДИЯ» Составитель: Судакова В.Е. Ульяновск: ФГБОУ ВПО УлГПУ, 2012 – 9 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», Положения о практике студентов в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» Составитель_________________Судакова В.Е. (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Рабочая программа учебной дисциплины (практики)согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании ученого совета _________ факультета "___" __________ 20__г., протокол № ____ Председатель ученого совета факультета ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа согласована с учебным управлением "___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | Теория и методика развития речи детей Программа учебной дисциплины... Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № ) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |