Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 141.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.11.2013
Размер141.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.


Современные технологии развития детского художественного творчества

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология

Заочная форма обучения, 6- летнее обучение

Составитель:

Котлякова Т.А., к.п.н., доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» _______2012 г. № _____)


Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Современные технологии развития детского художественного творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года (номер государственной регистрации № 2073) и в соответствии с учебным планом.

1. Цель дисциплины: является углубление теоретических знаний, повышение уровня компетентности в области содержания, педагогических технологий дошкольного образования, проектирования и исследовательской деятельности в области истории дошкольного образования; формирование у студентов аналитического мышления и навыков научно-исследовательской работы, а также углубление теоретических знаний и совершенствование практических умений.
Цели освоения дисциплины:

- обобщение знаний студентов основ теории и технологии развития детского изобразительного творчества в соответствии с Федеральными государственными требованиями (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009г.), устанавливающими нормы и положения обязательные при реализации основной общеобразовательной программы;

- обучение студентов методам художественного воспитания детей в дошкольных учреждениях средствами изобразительного искусства и на основе современных технологий развития детского творчества.
Задачи освоения дисциплины:

- Раскрыть закономерности использования современных педагогических технологий для развития художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

- Научить студентов практическим навыкам анализа детских работ; составления и проведения мероприятий с детьми; анализа Программ; разработки документации методиста д/с.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Современные технологии развития детского художественного творчества» относится к дисциплинам по выбору студентов.

Для освоения дисциплины «Современные технологии развития детского художественного творчества» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения следующих дисциплин: «Культурология», «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».

Освоение дисциплины «Современные технологии развития детского художественного творчества» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методическая работа в ДОУ».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- роль и значение эстетического воспитания дошкольников во всестороннем развитии личности;

- теоретические подходы к отбору содержания, средств, методов и приёмов формирования художественно-творческой активности детей;

- нормативные показатели функционального и психического развития ребёнка и методики их измерения.

Уметь:

- организовать развивающую среду для разнообразной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста;

- диагностировать особенности творческого развития детей дошкольного возраста в различных видах художественно-эстетической деятельности;

- отбирать содержание, методы и приёмы работы, ориентируясь на современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников и учитывая условия семейного воспитания.

Владеть:

- системой знаний о целях и задачах эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста; о формах, методах, приемах развития у детей дошкольного возраста творческих способностей;

- методами психолого-педагогических исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления.
В целом структура, содержание образовательной технологии по курсу «развитие детского художественного творчества» направлены на развитие личности педагога и формирование профессиональной ментальности молодого специалиста в свете реализации современных требований общества к подготовке специалистов в области художественно-творческого развития дошкольников.
Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины.

40 часов

Лекции




Семинарские занятия

20 часов

Самостоятельная работа

20 часов



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела и тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекц. занятия

Семин. занятия

Практ. занятия

Самост. работа

Объем уч.раб. с прим. интеракт. форм

2 семестр

Тема 1. Анализ федеральных и региональных программ и технологий художественно-творческого развития дошкольников.




4







2

Тема 2. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества дошкольников.




4










Тема 3. Дизайн ДОУ.




2







2

Тема 4. Мастер-классы по использованию новых художественных техник и материалов в дизайне ДОУ: квилинг, цветные гели, акриловые пасты…




8







2

Тема 5. Анализ современных технологий (игровая, музейная, проектная) художественного образования дошкольников.

Диспут: преимущества различных педагогических технологий в свете ФГТ.




2







2

Итого:




20







20 часов


СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Анализ федеральных и региональных программ и технологий художественно-творческого развития дошкольников.

Научный характер и соответствие Федеральным Государственным Требованиям современных Программ – «От рождения до школы», «Успех», «Детство». Сформулировать собственное отношение к определенной программе, наиболее полно решающей задачи приобщение детей к различным видам художественного творчества. Найти отличия и сходство в целях, содержании и методах в разных программах. Проанализировать структуру программ. Выявить сильные и слабые стороны программ.

Проанализировать содержание и выявить инновационный характер региональных программ:

1) Захарова Л.М., Котлякова Т.А. Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности. – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – 56с.

2) Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003. – 60с.

3) Котлякова Т.А., Арефьева Т.И. Юные волшебники. Программа студии развития изобразительного творчества детей 5-7 лет. – Методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2004. – 68с.

4) Котлякова Т.А., Иванова Н.П. От народных истоков русского фольклора – к детскому творчеству: Методическое пособие. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 68с.

5) МДОУ № 200 (г. Ульяновск)

- Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Выпуск 7: Культура детского театра: Технология формирования театральной культуры старших дошкольников. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. – 124с.

6) «Лаборатория развития творческих способностей ребенка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Выпуск I:

- Образ природы в детском творчестве: Методическое пособие./ Авторы-составители: Котлякова Т.А., Каспарова О.В., Красильникова Е.М. – г. Тольятти, 2011г. – 41с.

Выпуск II:

- Т.А.Котлякова, Художественные проекты гармоничного развития дошкольников посредством пластической деятельности: методическое пособие. Лаборатория развития творческих способностей ребенка. Выпуск 2/ - Тольятти, 2011. – 470с.

7) МДОУ № 253 (г. Ульяновск)

- Программа эстетического воспитания и творческого развития дошкольников «Истоки гармонии». Данилова Л.Д., Кулагина Т.Ю., Котлякова Т.А. – Ульяновск, 1996. – 96с.

- Данилова Л.Д., Котлякова Т.А., Шадрина Л.Г. Истоки гармонии. Выпуск 3. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003.

8) МДОУ № 231 (г. Ульяновск)

- Распахни окно в мир прекрасного: Методическое пособие. Выпуск I: Программно-методическое обеспечение развития художественно-творческих способностей детей 6 года жизни. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 116с.

- Распахни окно в мир прекрасного: Методическое пособие. – Выпуск II: Технологическое обеспечение формирования у детей пятого года жизни духовно-художественных способностей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 92С.

- Распахни окно в мир прекрасного: Методическое пособие. – Выпуск 3: Программно-методическое обеспечение развития художественно-познавательных способностей седьмого года жизни. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. – 96с.

- Распахни окно в мир прекрасного: Сборник методических статей. Выпуск 4: Современное содержание и педагогические технологии художественного образования дошкольников. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. – 132с.

- Распахни окно в мир прекрасного. Выпуск 5: Художественный творческий труд в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2003. – 116с.

- Распахни окно в мир прекрасного. Выпуск 6: Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2007. – 164с.

9) Тихонова А.Ю. Секреты симбирских мастеров: Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам: Методическое пособие. Часть 1. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 52с.

Часть 2. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 80с.
Тема 2. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества дошкольников.

Обоснование появления различных средств и техник изображения в педагогическом процессе. Количественное соотношение традиционных техник изображения и нетрадиционных. Особенности живописных нетрадиционных техник изображения: ладоневая и пальчиковая живопись, тычкование, монотипия, кляксография, граттаж, пенный фон, пуантилизм, пластилиновая живопись и др. Нетрадиционные бросовые материалы для изготовления коллажей. Интеграция техник изображения.
Тема 3. Дизайн ДОУ.

Значение и задачи оформления ДОУ. Требования к оформлению ДОУ. Эстетические средства оформления ДОУ: цветовая отделка и освещение; мебель, оборудование для педагогического процесса и технического приспособления; искусство в интерьере; природа и озеленение интерьера; участие детей и персонала в оформлении интерьера ДОУ.
Тема 4. Мастер-классы по использованию новых художественных техник и материалов в дизайне ДОУ: квилинг, цветные гели, акриловые пасты…

Демонстрация новых художественных материалов и техники работы с ними с целью использования в дизайне дошкольных учреждений:

- квилинг,

- цветные гели,

- акриловые пасты…
Тема 5. Анализ современных технологий (игровая, музейная, проектная) художественного образования дошкольников.

Диспут: преимущества различных педагогических технологий в свете ФГТ.

Теоретические основы использования игровой, музейной и театральной технологий в образовательном процессе ДОУ. Система использования современных технологий в художественных образовательных мероприятиях ДОУ. Диспут: преимущества различных педагогических технологий в свете ФГТ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю

Логика построении занятий опирается на принципы комплексности и интегративности в решении задач профессиональной подготовки специалиста в области дошкольного образования, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода с опорой на опыт эмоционально-ценностного отношения и творческой деятельности преподавателя и студентов.

При построении работы дисциплины по выбору необходимо обратить внимание на использование активных методов обучения. Обязательным компонентом занятий является формирование практических умений и навыков будущих педагогов в области художественно-творческого развития дошкольников и дизайна ДОУ.
Методические рекомендации студенту

Важнейшей особенностью образовательного процесса дисциплины по выбору является направленность всех компонентов (содержания, форм, методов, отношений и результатов) на формирование профессиональных навыков будущих педагогов в области художественного творчества и на разностороннее развитие их личности.

Студентам педагогического факультета по специальности «дошкольная педагогика и психология» за период обучения следует намного повысить качество своей художественной подготовки, более целенаправленно осуществлять познание основ эстетики, теории и истории изобразительного искусства, шире знакомиться с достижениями педагогической науки и передовой практики, овладевать методикой руководства процессом развития детского изобразительного творчества, практическими художественными навыками. Эти задачи особенно актуальны при организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов направлена на воспитание творческой мысли, на умение самостоятельно приобретать знания и навыки. Студенты должны уметь самостоятельно изучать некоторые темы или отдельные вопросы, выделенные преподавателем.

Предполагается выполнение студентами практических и творческих заданий по разным видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Студенты должны уметь подбирать и изготавливать композиции для художественного оформления детского сада. Определять задачи, принципы оформления, составлять эскизы в разных вариантах. Предполагается выполнение наглядных пособий для проведения занятий с детьми в ДОУ и проведения уроков в педагогическом колледже по данному курсу. Составление и анализ конспектов занятий в ДОУ, планов воспитательной работы с детьми. Диагностика продуктов детского изобразительного творчества.

Студенты должны дать анализ программ развития дошкольников федерального и регионального уровня. Определить преемственность задач и содержания в разных возрастных группах ДОУ и начальных классах школы.

За период обучения студенты должны выступить с докладами, разработать рефераты по предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении. Уметь анализировать выступления своих товарищей, давать оценку из деятельности.

Предполагается овладение студентами навыками научно-исследовательской работы: составлением библиографии, подбором и анализом литературы, обоснованием актуальности проблемы, определением задач и экспериментальной методики, обработкой результатов, обобщением результатов и формулированием выводов.
Задания к зачёту:
1. Сравнительный анализ 2-х федеральных и 2-х региональных программ ДОУ по образовательной области «Художественное творчество».

2. Панно, выполненное в 4-5 нетрадиционных техниках рисования.

3. Эскиз оформления одного из помещений ДОУ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ НА ЗАЧЕТЕ
Студент получает зачет, если выполнил все предусмотренные программой задания, творчески подошел к их выполнению, вовремя сдал итоговый материал.

Незачет студент получает при отсутствии сданных практических материалов.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1.КомароваТ.С., Пантелеева Н.Г.
Знакомим дошкольников с искусством портрета: Методическое пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» АРКТИ, 2010 г. [Электронный ресурс] http://www.knigafund.ru/books/76549

Дополнительная литература

1.Григорьева,Г.Г.   Развитие дошкольников в изобразительной деятельности [Текст] : [учеб. пособие для пед. вузов] / Г.Г. Григорьева. - М. : Academia ; : Кафедра-М, 2000. - 342,[2] с.

2..Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] : нетрадиц. техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой. - М. : ТЦ "Сфера", 2004. - 125,[2] с. : ил. - (Вместе с детьми). - ISBN 5-89144-365-1 : 40.00.

3. Комарова,Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 188,[2] с. : ил., [4] л. цв. ил. - (Библиотека программы воспитания и обучения в дет. саду). - Список лит.: с. 188-189. - ISBN 5-86775-320-4 : 75.27.

4.Котлякова Т.А., Художественные проекты гармоничного развития дошкольников посредством пластической деятельности: методическое пособие. /Лаборатория развития творческих способностей ребенка. Выпуск 2/ - Тольятти, 2011. – 470с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень наглядных и других пособий:

  1. Видеофильмы «Школа передового опыта в ДОУ № 231, 253, 232 г.Ульяновска» и «Творческий опыт участников Лаборатории художественно-творческого развития дошкольников ДОУ АНО ДО «Планета Детства «ЛАДА» (интегрированные мероприятия по методике изобразительной деятельности).

  2. Компьютерные презентации по всем темам рабочей программы.



Лист согласования

Рабочая программа учебной дисциплины (практики) «Современные технологии развития детского художественного творчества»

Составитель: Т.А. Котлякова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 16 с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствии с учебным планом.
Составитель ________Т.А. Котлякова

(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии "___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель ученого совета факультета

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск