Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения)





Скачать 315.52 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения)
страница1/3
Дата публикации14.09.2013
Размер315.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Программа учебной дисциплины федерального компонента для

специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения).


Составитель: Брагина Е.А., кандидат

психологических наук наук, доцент


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Основы общей психологии» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 031000 Педагогика и психология, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005г., номер государственной регистрации № 669 пед /сп (новый).
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
ОПД.Ф.02. Основы общей психологии.

Психология как наука. Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологии. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Проблема личности в психологии. Когнитивная психология. Эмоции и чувства. Воля и произвольность. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности. Ощущение и восприятие. Мышление. Память. Внимание. Методы исследования познавательных процессов.
Дисциплина « Основы общей психологии» предназначена для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии, получающих специальность 050706 Педагогика и психология.

Актуальность дисциплины определяется тем, что она является базовой в формировании у студентов – психологов основ психологических знаний, необходимых для глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с профессиональной деятельностью (возрастной, социальной, педагогической, специальной, психологии семьи и др. курсов учебной программы).

Организация процесса изучения дисциплины «Основы общей психологии» направлена на подготовку студента к освоению специальных разделов психологии на основе усвоения категориального аппарата психологии, структуры психологии, ее методологических основ и методов научного познания, общих закономерностей возникновения, развития и протекания психологических феноменов. Предусматривается последовательное введение студентов в систему научных психологических знаний, имеющее целью глубокое освоение категориального аппарата современной психологии. Важнейший аспект преподавания общей психологии – формирование представлений о специфике психической реальности, различении между предметом и объектом психологии, глубокого понимания функций психики и определяемых этими функциями атрибутах психического.

Цель дисциплины:

- сформировать у студентов целостное представление о психологии как науке, специфике ее объекта и предмета, о психической реальности и ее атрибутах, о структуре психики и основных закономерностях ее функционирования.

Задачи дисциплины:

- углубление понимания психической реальности, усвоение современных представлений о возникновении и развитии психики, ее функциях и структуре;

- освоение методологических основ и принципов психологической науки;

- изучение уровневой организации психики человека, закономерностей функционирования и взаимодействия уровней;

- систематическое ознакомление с различными подходами к пониманию структуры личности, ее развитию и функционированию;

- практическое изучение методов психологического исследования и диагностики.

Для изучения дисциплины «Основы общей психологии» предусмотрены лекции, семинары, практические занятия, различные формы группового обучения, предполагающие организацию сотрудничества с сокурсниками в обсуждении различных подходов к пониманию фундаментальных проблем современной психологии. Курс предполагает такое изучение знаний, при котором анализируется множественность взглядов на одну и ту же проблему, многообразие подходов к решению одних и тех же задач. В нем предусмотрен "исторический срез" подходов к пониманию отдельных психологических проблем, продготовленный предшествующим изучением истории психологии

Лекции направлены систематическое изложение основ научных знаний по учебной дисциплине. На семинарских занятиях осуществляется углубление и закрепление теоретических знаний. Практические занятия ориентированы на знакомство и овладение современными средствами диагностики основных психических процессов и свойств личности. При этом теоретический материал выступает как средство интерпретации данных, полученных в результате конкретного психологического исследования. В этом случае теория выступает перед обучаемыми именно в той функции, которую она и призвана выполнять в реальной профессиональной деятельности.

На семинарских занятиях особое внимание уделяется анализу научной литературы, что позволяет не только углублять и закреплять знания, но и создает условия для дальнейшего углубления навыков самостоятельного анализа научных текстов, развивает творческое мышление при обобщении и изложении самостоятельно проработанного материала, умение применять полученные знания. Для качественной подготовки к семинарам практикуется разработка проблемных заданий и их обсуждение. Наряду с вопросно - ответными методами используются дискуссии, разделение учебной группы на оппонирующие группы и другие методы активизации мыслительной деятельности студентов.

Большое значение в организации изучения курса принадлежит самостоятельной работе студентов, в ходе которой они работают с рекомендованной литературой, осваивают методы психологической диагностики, тренируются в применении способов саморегуляции и психологического воздействия на окружающих. Для этого они получают конкретные задания для самоподготовки и необходимый для его выполнения методический материал.

Преподавание курса «Основы общей психологии» имеет, кроме того, несомненную воспитательную направленность. Пробуждение интереса к собственной личности, собственной индивидуальности, к процессу самопознания (осмысленного и освещенного знанием основ психологической науки) закладывает основу для грамотного обращения с собой, своими личными ресурсами, для эффективной жизнедеятельности и будущей профессиональной деятельности. Все это продвигает студентов к свободному самоопределению в рамках выбранной профессии и - шире - собственного жизненного пути.

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

предмет и основные категории психологической науки;

методологические основы и принципы психологической науки;

специфику психики как особой формы отражения, ее функции, атрибуты и структуру;

соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

основные психические процессы, их свойства и физиологические механизмы;

основные свойства и психологические механизмы развития и функционирования личности.

Уметь:

давать психологическую характеристику основных психических процессов, свойств и состояний;

давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, характера, способностей и т.д.);

пользоваться основными методами диагностики когнитивных и регуляторных процессов, способностей и других свойств личности; методиками саморегуляции основных психических состояний человека.

Владеть:

навыками самостоятельного анализа научной психологической литературы;

навыками подбора и использования наиболее распространенных методов диагностики психических процессов и свойств личности;

навыками анализа и интерпретации данных психологического исследования.

Система контроля усвоения студентами учебного материала включает текущий контроль, который проводится в ходе всех видов занятий, в том числе программированный с использованием ПК. Итоговый контроль по дисциплине предусматривает зачет в конце третьего семестра и экзамен в конце четвертого. Целью итогового контроля является проверить и оценить результаты учебной работы студентов, уровень усвоения ими знаний и умения применять знания в ходе решения учебно–практических задач.


Объем дисциплины и виды учебной работы

(заочная форма обучении):


Вид учебной работы

Семестр

Семестр

Итого

3

4




Общая трудоемкость дисциплины







220

Аудиторные занятия

30

10

40

Лекции

30




30

Практические занятия (ПЗ)



10

10

Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

86

94

180

И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля




экзамен





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

“ Основы общей психологии”

Для специальности 050607 Педагогика и психология (заочная форма обучения).

3,4 семестр




Темы

всего

лекций

Семинарских и практических занятий

Самостоятельная работа

1.Психология как наука

7

1




6

2. Предмет психологии. Методология и методы психологии. Принципы психологии.

21

3

2

16

3. Происхождение и развитие психики. Онтогенез и филогенез психики.

16

2




14

4. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека.

14

2




12

5. Структура психики. Познание и отражение. Теория деятельности.

16

2




14

6. Психология когнитивных процессов. Сенсорно-перцептивная система.

12

2




10

7. Когнитивная психология. Память.

10

2




8

8. Когнитивная психология. Воображение.

7




1

6

9. Когнитивная психология. Мышление и речь.

18

2

2

14

10. Внимание

6




1

5

11. Регуляторные процессы. Эмоции и чувства.

16

2

2

12

12. Произвольность и воля.

6

1




5

13. Проблема личности в психологии

18

2




16

14. Мотивационная сфера

12

2




10

15. Способности.

14

2




12

16. Темперамент и характер

17

3

2

12

17. Психология самосознания.

10

2




8

Всего

220

30

10

180


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы общей психологии”
Раздел 1. Психология как наука.

Тема 1. Психология как наука.

Психология как наука. Отличие научной психологии житейского психологического знания. Место психологии в системе научного знания о человеке. Атрибуты психологии как науки: предмет, метод как инструмент познания психической реальности, категориальный аппарат как процесс и итог изучения психических феноменов. Пути формирования категориального аппарата науки. Этапы становления психологии. Категории: человек, организм, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Дискуссия о содержании основных психологических понятий. Общие основы психологии как учебная дисциплина и одна из отраслей психологической науки.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины базовой части федерального компонента...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины базовой части федерального компонента...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики, психологии и управления (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconТеория и методика развития речи детей Программа учебной дисциплины...
Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма практик (учебной и производственной) для специальности...
Гос впо второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14. 04. 2000 №399 пед/сп., и...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск