Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения)





Скачать 392.54 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения)
страница1/4
Дата публикации07.09.2013
Размер392.54 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для

специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения)

Составитель: Брагина Е.А., кандидат

психологических наук, доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины « История психологии» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 Педагогика и психология, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005г., номер государственной регистрации № 669 пед /сп (новый).


Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины

ДПП.Ф.09.История психологии.

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания. Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды античности и Средневековья. Новоевропейская психологическая мысль. Концепция психической причинности. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Методология и практика психологического эксперимента. Психология в эпоху открытого кризиса. Научные школы в психологии. Взаимодействие теоретического и прикладного исследования в психологии. Гуманистическая парадигма в психологии. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ. Перспективы развития психологии.

Предлагаемая рабочая программа разработана для студентов факультета педагогики и психологии заочной формы обучения, получающих специальность 050706 Педагогика и психология. Актуальность дисциплины «История психологии» прежде всего определяется тем, что она открывает цикл психологических дисциплин, вводит студента в круг фундаментальных проблем психологии и истории становления системы ее базовых понятий, что чрезвычайно важно с точки зрения формирования у будущего специалиста по педагогике и психологии целостного образа психологии как науки. Особый акцент в преподавании делается на развитии представлений о предмете психологии и методе психологического исследования, изучении методологических основ психологической науки, преобразованиях в понимании базовых методологических вопросов.

В связи с такой позицией данной дисциплины ее целями являются:

1. Сформировать у студентов понимание значения теории и методологии в развитии научного знания, взаимодействия теоретических и прикладных исследований.

1. Сформировать у студентов представление о специфике психологического знания, объективной сложности вычленения предмета психологии, понимания психической реальности, фундаментальных проблемах психологической науки.

2. Сформировать у студентов понимание значения историко-психологического знания в построении современного категориального аппарата психологической науки.

3. Заложить основы для формирования целостного представления о категориальном аппарате современной психологии и психологии как науке в целом.

4. Формировать навыки самостоятельной работы с научной литературой и первоисточниками.

Основные задачи задачи дисциплины «История психологии»:

1. систематизированное изучение основных этапов становления и развития психологии как науки.

2. изучение моделей и методов историко-психологического познания, генезиса и процесса становления представлений о психической реальности от античности до наших дней.

3. освоение методологических основ, понятийного аппарата, центральных проблем и методов основных направлений и научных школ психологии, сопоставление их подходов к пониманию базовых психологических проблем.

4. привлечение внимания студентов к логике развития психологический идей, связи исторических подходов и современных тенденций в развитии психологической науки.

Как построение программы, так и изложение материала ориентировано на выявление внутренней логики развития психологических знаний, позволяющей понять как преемственность этого процесса, так и внутреннюю необходимость кризисных периодов, обнажающих противоречия в понимании предмета и метода психологии, значимость методологического анализа научных проблем.

Кроме того, безусловно важным представляется рассмотрение становления основных направлений и научных школ в психологии не только в контексте развития самой психологии, но и в контексте общекультурной и общенаучной ситуации того или иного этапа.

Важной составляющей частью дисциплины является анализ основных линий влияния психологических идей прошлого на современную психологическую науку и практику, что позволяет рассматривать основные проблемы современной психологии и перспективы ее развития. Поэтому студентам рекомендуется активно пользоваться широко издающимися сейчас произведениями классиков зарубежной психологии, а также периодикой, в частности, изданием ВИНИТИ "04.Биология. Раздел 0.4.11.Психология", журналами "Вопросы психологии", "Вестник МГУ"(серия 14), "Психологический журнал", "Московский психотерапевтический журнал".

Подготовка специалиста предполагает формирование умения работать с научной литературой, первоисточниками. Изучение истории психологии, включая обязательное знакомство с первоисточниками, с первого курса вовлекает студентов в работу с серьезной научной литературы, развивает способность к анализу и сопоставлению различных концепций, умение вычленять основные положения той или иной теории, логику научного анализа и доказательства.

Значимой частью дисциплины выступает знакомство с жизнью и особенностями научного пути выдающихся психологов, что не только дает возможность глубже понять истоки и причины возникновения той или иной научной школы (направления), но и имеет несомненное воспитательное значение.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен:

Знать:

этапы развития психологии как науки и практики;

генезис и становление представлений о психической реальности в период античности и средневековья;

развитие психологических знаний в новоевропейской мысли;

становление естественнонаучной парадигмы в психологии;

становление категориального аппарата и методологических принципов психологии;

понятийный аппарат, предмет, метод и проблематику основных направлений и школ отечественной и зарубежной психологии в их историческом развитии;

историко-биографические и научно-биографические сведения о ведущих психологах мира, содержание их важнейших трудов.

Уметь:

анализировать современные психологические представления с точки зрения их историко-научного происхождения, соотносить тенденции развития психологии с общеисторическими, культурными и общенаучными тенденциями.

Владеть:

навыками работы с учебной и научной психологической литературой, с классическими работами представителей различных школ в психологии, выдающихся отечественных психологов;

навыками сравнительного анализа подходов различных психологических направлений и школ к решению центральных проблем психологии.
Объем дисциплины и виды учебной работы

( заочная форма обучении):


Вид учебной работы

Семестр

Семестр

Итого

2

3




Общая трудоемкость дисциплины





200

Аудиторные занятия

12

10

22

Лекции

12




12

Практические занятия (ПЗ)




10

10

Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

80

98

178

И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля



экзамен

200
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины базовой части федерального компонента...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики, психологии и управления (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconТеория и методика развития речи детей Программа учебной дисциплины...
Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма практик (учебной и производственной) для специальности...
Гос впо второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14. 04. 2000 №399 пед/сп., и...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск