Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения)





Скачать 302.44 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения)
страница1/3
Дата публикации21.09.2013
Размер302.44 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра _психологии_

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения).

Составитель: Брагина Е.А., кандидат

психологических наук, доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики, психологии и управления (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс "Клиническая психология » предназначен для студентов 5 курса факультета педагогики и психологии, заочной формы обучения, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология. Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 031000 Педагогика и психология, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. (номер государственной регистрации № 399 пед /сп).

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины

ДПП.Ф.04 Клиническая психология

Предмет и структура клинической психологии. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций, межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом. Патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы. Методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний. Психосоматика, психология аномального развития. Основное содержание деятельности клинических психологов.

Актуальность дисциплины «Клиническая психология » диктуется тем, что деятельность современного специалиста по педагогике и психологии требует не просто ориентации в проблемах клинической психологии, но и основательного знания целого ряда ее разделов. В частности, важнейшая базовая дисциплина в составе клинической психологии – нейропсихология - позволяет психологу осуществлять детальную диагностику отклонений и нарушений психического развития ребенка и выстраивать обоснованную программу его консультативного и коррекционного сопровождения. Изучение различных вариантов отклонения психического развития у детей и подростков было бы поверхностным без знания основ мозговой организации психической деятельности, закономерностей нарушения психической деятельности при различных формах психических расстройств, психологических механизмов развития невротических нарушений и расстройств личности. Это обстоятельство продиктовало включение в программу курса фундаментальных основ нейропсихологии и патопсихологии, а также краткое изложение психопатологических знаний. Такое построение курса позволяет студентам более глубоко подходить к диагностике нарушений психической деятельности и личности детей, ориентироваться в собственно психологической проблематике нарушений психического развития, понимать границы профессиональной компетентности практического психолога, соотношение психотерапии и коррекции, определять направления и способы психокоррекционой работы.

Особое внимание в программе курса уделено невротическим расстройствам и патологии личности, глубоко рассматриваются современные концепции их развития, что должно позволить студентам профессионально грамотно строить собственную профилактическую и психокоррекционную работу, использовать полученные знания в психологическом консультировании, а также ориентироваться в современной психотерапевтической литературе. Основной акцент при этом сделан на невротических расстройствах и личностных аномалиях у детей и подростков, психологических факторах риска их формирования.

Важной составной частью часть курса является изложение и анализ различных вариантов дизонтогенеза. Здесь рассматриваются виды дизонтогенеза, особенности каждого, соотношение болезни и психического развития ребенка, конкретные механизмы влияния болезни (текущей или закончившейся) на психическое развитие.

Сочетание лекционных и семинарских занятий направлено на углубленное изучение вопросов, связанных с дифференциальной диагностикой различных нарушений, в частности, умственной отсталости и ЗПР, с выявлением детей с резидуально-органической недостаточностью головного мозга и ММД. Обсуждаются вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с отклонениями в психическом развитии, соотношение и направления консультативной и коррекционной психологической помощи.

Два последних раздела: психосоматические расстройства, психологические вопросы соматической медицины — носят общий ознакомительный характер и ориентированы на расширение профессионального кругозора студентов и, по возможности, создание для них "ступеньки" в послевузовской профессионализации. Вместе с тем достаточно подробное рассмотрение современных представлений о механизмах психосоматических расстройств в сопоставлении с механизмами неврозогенеза является существенным вкладом в становление профессионала – психолога, составляя базу его консультативной и коррекционной работы.

Предлагаемый курс включает обширный теоретический материал, в котором представлены данные нейро- и патопсихологии, психопатологии, в том числе детской, соматопсихологии и психотерапии. Цикл практических занятий включает темы, которые требуют не только теоретических знаний, но и практического применения принципов и современных методов нейропсихологической и патопсихологической дифференциальной диагностики, раннего выявления нарушения психического развития, разработки программ психокоррекционной помощи детям и подросткам с психическими и соматическими заболеваниями.

Таким образом, курс «Клиническая психология » преследует следующие цели:

1. Формирование современных научных представлений о норме психического развития и

отклонениях от нормы, о соотношении психического развития и болезни у детей.

2. Освоение теоретических основ современной нейропсихологии и патопсихологии, в том числе – детской патопсихологии.

3. Овладение методами патопсихологической и нейропсихологической диагностики,

формирование умения анализировать результаты патопсихологического эксперимента.

4. Формирование научных представлений о причинах и механизмах развития невротических и психосоматических расстройств.

Задачами дисциплины являются:

- изучение объекта, предмета и методов базовых дисциплин клинической психологии;

- изучение современных представлений о причинах и механизмах формирования синдромов отклоняющегося психического развития, синдромов невротических, поведенческих и психосоматических расстройств;

- изучение специфики и основных проявлений нервно – психических расстройств в детском и подростковом возрасте;

- изучение современных подходов к психологической коррекции отклонений в психическом развитии, освоение принципов и методов психологической диагностики и коррекции различных вариантов нарушений психического развития и поведения..

Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы на учебных занятиях, промежуточный контроль знаний в форме тестов, а также индивидуальные собеседования по результатам самостоятельной работы. Итоговой формой контроля являются зачет по результатам седьмого семестра и экзамен по результатам восьмого семестра, задача которых – проверка уровня теоретических знаний студентов, а также умения построить программу диагностики и наметить основные направления и формы коррекции тех или иных проблем в развитии ребенка.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Знать:

- предмет и структуру современной клинической психологии;

- морфологическую и физиологическую основу высших психических функций, принципы организации головного мозга;

- системно – динамическую концепцию мозговой локализации и мозговой организации высших психических функций;

- основные нейропсихологические синдромы локального поражения локальных участков головного мозга;

- закономерности функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

- принципы патопсихологического эксперимента;

-основные патопсихологические синдромы нарушения психической деятельности и личности и современные представления о механизмах их развития;

- современные психологические концепции развития психосоматических заболеваний, факторы и психологические механизмы развития психосоматозов;

- основные направления и методы современной психотерапии.

Уметь:

- выполнять нейропсихологические пробы;

- разработать программу конкретного патопсихологического исследования,

- проводить патопсихологическое исследование нарушения психических процессов и личности;

- осуществлять диагностику структуры дефекта отклоняющегося развития и выстраивать программу психологического сопровождения и коррекции для детей с отклонениями в психическом развитии;

- анализировать результаты патопсихологического эксперимента, выявлять основные патопсихологические синдромы;

- диагностировать особенности внутренней картины болезни.

Владеть:

- навыками нейропсихологической и патопсихологической диагностики;

- навыками психологического анализа структуры дефекта отклоняющегося развития в детском возрасте;

- навыками разработки коррекционных программ для детей с отклонениями в психическом развитии и с невротическими и психосоматическими расстройствами.
Объем дисциплины «Клиническая психология» и виды учебной работы

(заочная форма обучения):


Вид учебной работы

Семестр

Семестр

Итого

8

9




Общая трудоемкость дисциплины







170

Аудиторные занятия

18

8

26

Лекции

18




18

Практические занятия (ПЗ)




8

8

Семинары (С)







Лабораторные работы










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

56

88

144

И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля



зачет





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Клиническая психология»

для специальности 050706 Педагогика и психология

7, 8 семестры, заочная форма обучения



Тема

всего

лек.

практ

Ср

1. Введение в клиническую психологию. Предмет и структура клинической психологии.

5

1




4

2. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций..

8

1

2

6

3. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем, основных психических функций и поведения..

8

1




8

4. Межполушарная асимметрия головного мозга и межполушарные взаимодействия.

6







6

5. Предмет и задачи патопсихологии.

3

1




2

6. Введение в общую и частную психопатологию.

2

1







7. Принципы организации патопсихологического исследования.

5

1




6

8. Патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы.

10

1




8

9. Типичные патопсихологические синдромы и методы их выявления и анализа.

12

2

2

8

10. Неврозы у детей и подростков.

11

2

1

8

11.Эмоционально-волевые нарушения поведения в детском и подростковом возрасте.

14

1




12

12. От акцентуации характера — к расстройству личности.

13

1

2

10

13. Психология аномального развития.

9

1




8

14. Задержанное психическое развитие. ММД.

10

1

1

8

15. Диспропорциональное психическое развитие. РДА.

8







8

16. Возрастные особенности проявления нервно-психических заболеваний в детском возрасте.

11

1




10

17. Основные синдромы нервно-психических расстройств подросткового возраста

8

1




8

18. Общее представление о психосоматических расстройствах

14

1




10

19. Основное содержание деятельности клинических психологов.

7




1

6

Всего

170

18

8

144


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Раздел 1. Предмет клинической психологии.

-
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины базовой части федерального компонента...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconТеория и методика развития речи детей Программа учебной дисциплины...
Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма практик (учебной и производственной) для специальности...
Гос впо второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14. 04. 2000 №399 пед/сп., и...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск