Скачать 302.44 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра _психологии_ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология (заочная форма обучения). Составитель: Брагина Е.А., кандидат психологических наук, доцент Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики, психологии и управления (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____). Ульяновск 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс "Клиническая психология » предназначен для студентов 5 курса факультета педагогики и психологии, заочной формы обучения, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология. Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 031000 Педагогика и психология, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. (номер государственной регистрации № 399 пед /сп). Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины ДПП.Ф.04 Клиническая психология Предмет и структура клинической психологии. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций, межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом. Патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы. Методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний. Психосоматика, психология аномального развития. Основное содержание деятельности клинических психологов. Актуальность дисциплины «Клиническая психология » диктуется тем, что деятельность современного специалиста по педагогике и психологии требует не просто ориентации в проблемах клинической психологии, но и основательного знания целого ряда ее разделов. В частности, важнейшая базовая дисциплина в составе клинической психологии – нейропсихология - позволяет психологу осуществлять детальную диагностику отклонений и нарушений психического развития ребенка и выстраивать обоснованную программу его консультативного и коррекционного сопровождения. Изучение различных вариантов отклонения психического развития у детей и подростков было бы поверхностным без знания основ мозговой организации психической деятельности, закономерностей нарушения психической деятельности при различных формах психических расстройств, психологических механизмов развития невротических нарушений и расстройств личности. Это обстоятельство продиктовало включение в программу курса фундаментальных основ нейропсихологии и патопсихологии, а также краткое изложение психопатологических знаний. Такое построение курса позволяет студентам более глубоко подходить к диагностике нарушений психической деятельности и личности детей, ориентироваться в собственно психологической проблематике нарушений психического развития, понимать границы профессиональной компетентности практического психолога, соотношение психотерапии и коррекции, определять направления и способы психокоррекционой работы. Особое внимание в программе курса уделено невротическим расстройствам и патологии личности, глубоко рассматриваются современные концепции их развития, что должно позволить студентам профессионально грамотно строить собственную профилактическую и психокоррекционную работу, использовать полученные знания в психологическом консультировании, а также ориентироваться в современной психотерапевтической литературе. Основной акцент при этом сделан на невротических расстройствах и личностных аномалиях у детей и подростков, психологических факторах риска их формирования. Важной составной частью часть курса является изложение и анализ различных вариантов дизонтогенеза. Здесь рассматриваются виды дизонтогенеза, особенности каждого, соотношение болезни и психического развития ребенка, конкретные механизмы влияния болезни (текущей или закончившейся) на психическое развитие. Сочетание лекционных и семинарских занятий направлено на углубленное изучение вопросов, связанных с дифференциальной диагностикой различных нарушений, в частности, умственной отсталости и ЗПР, с выявлением детей с резидуально-органической недостаточностью головного мозга и ММД. Обсуждаются вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с отклонениями в психическом развитии, соотношение и направления консультативной и коррекционной психологической помощи. Два последних раздела: психосоматические расстройства, психологические вопросы соматической медицины — носят общий ознакомительный характер и ориентированы на расширение профессионального кругозора студентов и, по возможности, создание для них "ступеньки" в послевузовской профессионализации. Вместе с тем достаточно подробное рассмотрение современных представлений о механизмах психосоматических расстройств в сопоставлении с механизмами неврозогенеза является существенным вкладом в становление профессионала – психолога, составляя базу его консультативной и коррекционной работы. Предлагаемый курс включает обширный теоретический материал, в котором представлены данные нейро- и патопсихологии, психопатологии, в том числе детской, соматопсихологии и психотерапии. Цикл практических занятий включает темы, которые требуют не только теоретических знаний, но и практического применения принципов и современных методов нейропсихологической и патопсихологической дифференциальной диагностики, раннего выявления нарушения психического развития, разработки программ психокоррекционной помощи детям и подросткам с психическими и соматическими заболеваниями. Таким образом, курс «Клиническая психология » преследует следующие цели: 1. Формирование современных научных представлений о норме психического развития и отклонениях от нормы, о соотношении психического развития и болезни у детей. 2. Освоение теоретических основ современной нейропсихологии и патопсихологии, в том числе – детской патопсихологии. 3. Овладение методами патопсихологической и нейропсихологической диагностики, формирование умения анализировать результаты патопсихологического эксперимента. 4. Формирование научных представлений о причинах и механизмах развития невротических и психосоматических расстройств. Задачами дисциплины являются: - изучение объекта, предмета и методов базовых дисциплин клинической психологии; - изучение современных представлений о причинах и механизмах формирования синдромов отклоняющегося психического развития, синдромов невротических, поведенческих и психосоматических расстройств; - изучение специфики и основных проявлений нервно – психических расстройств в детском и подростковом возрасте; - изучение современных подходов к психологической коррекции отклонений в психическом развитии, освоение принципов и методов психологической диагностики и коррекции различных вариантов нарушений психического развития и поведения.. Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы на учебных занятиях, промежуточный контроль знаний в форме тестов, а также индивидуальные собеседования по результатам самостоятельной работы. Итоговой формой контроля являются зачет по результатам седьмого семестра и экзамен по результатам восьмого семестра, задача которых – проверка уровня теоретических знаний студентов, а также умения построить программу диагностики и наметить основные направления и формы коррекции тех или иных проблем в развитии ребенка. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен: Знать: - предмет и структуру современной клинической психологии; - морфологическую и физиологическую основу высших психических функций, принципы организации головного мозга; - системно – динамическую концепцию мозговой локализации и мозговой организации высших психических функций; - основные нейропсихологические синдромы локального поражения локальных участков головного мозга; - закономерности функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия - принципы патопсихологического эксперимента; -основные патопсихологические синдромы нарушения психической деятельности и личности и современные представления о механизмах их развития; - современные психологические концепции развития психосоматических заболеваний, факторы и психологические механизмы развития психосоматозов; - основные направления и методы современной психотерапии. Уметь: - выполнять нейропсихологические пробы; - разработать программу конкретного патопсихологического исследования, - проводить патопсихологическое исследование нарушения психических процессов и личности; - осуществлять диагностику структуры дефекта отклоняющегося развития и выстраивать программу психологического сопровождения и коррекции для детей с отклонениями в психическом развитии; - анализировать результаты патопсихологического эксперимента, выявлять основные патопсихологические синдромы; - диагностировать особенности внутренней картины болезни. Владеть: - навыками нейропсихологической и патопсихологической диагностики; - навыками психологического анализа структуры дефекта отклоняющегося развития в детском возрасте; - навыками разработки коррекционных программ для детей с отклонениями в психическом развитии и с невротическими и психосоматическими расстройствами. Объем дисциплины «Клиническая психология» и виды учебной работы (заочная форма обучения):
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «Клиническая психология» для специальности 050706 Педагогика и психология 7, 8 семестры, заочная форма обучения
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Раздел 1. Предмет клинической психологии. - |
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма... | ||
Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Теория и методика развития речи детей Программа учебной дисциплины... Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого... | ||
Программа практик (учебной и производственной) для специальности... Гос впо второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14. 04. 2000 №399 пед/сп., и... | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |