Профессор Вин Д"Круз Университет "Ля Троб"





НазваниеПрофессор Вин Д"Круз Университет "Ля Троб"
страница1/39
Дата публикации30.09.2013
Размер5.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
ПРЕДИСЛОВИЕ

Профессор Вин Д”Круз

Университет “Ля Троб”

Мельбурн, Австралия
Эта работа Бхуриджаны даса, озаглавленная “Искусство обучения”, имеет твердое основание в сознании Кришны, так как оно сформировано Шрилой Прабхупадой. Чтобы придать важности и обоснованности сказанному и написанному Бхуриджана дас неоднократно обращается к письмам и беседам со Шрилй Прабхупадой, что и делает его толкование мыслей Шрилы Прабхупаду непосредственным и доступным. Анекдотические и другие поучительные сюжеты, почерпнутые из священных писаний и жизненного опыта, также делают книгу доступной для чтения.

Толкование древних мыслей основывается исключительно на первичном контексте, в котором они были сформулированы. Иногда очень трудно соотнести предмет и способ его выражения с вопросами, которые возникают в современном мире. Как нам кажется Бхуриджана дас осознавал эту трудность, потому, передавая искусство обучения в духе традиционной мудрости и духовного знания, он весьма рассудительно приводит теории, умения и навыки, сформулированные в более позднее время. Он в совершенстве проявил умение разбираться в теме. Тщательно проанализировав современные идеи, каксающиеся обучения, он выбрал только те элементы, которые преемлемы для излагаемых древних мыслей. Этот сплав древних идеалов с современными методами и навыками в “Искусстве обучения” - основной фактор, преврвщающий приемы обучения сознанию Кришны в науку, которую следует изучать последователям Шрилы Прабхупады. Эта книга также привлечет широкую публику, имеющую духовные интересы. Современные книги, посвященные образованию, приимущественно говорят об Образованном Человеке, как об идеале. Тщетны попытки утверждения, доказывающего, что образование должно согласоваться с мудростью и сознанием Господа; и если человек все же встречает подобное утверждение, то сопутствующие объяснения обычно стараются доказать, что на самом деле ничего не изменилось, потому что Высшее Сознание на самом деле тоже самое, что и любая другая форма сознания , все это называется “быть одним из многих”, ниспровержение границ. Конечный результат часто - крушение всех идеалов. Таким образом для духовно настроенного читателя подобно глотку свежего воздуха открыть книгу, которая показывает как можно осозеать лучшее в современном мире и использовать это в распространении сознания Господа, в данном случае - сознания Кришны. По сути эта книга утверждает, что наилучшими формами обучения являются наставления и пример. Эта мысль близка мне по духу. Наивысших результатов достигнет учитель, который имеет четкое (чистое) понимание конечной цели жизни, при этом обладая глубокими знаниями и подтверждая это понимание своей личной и общественной жизнью. Любое серьезное противоречие между убеждениями и реальными действиями сделает этого человека недостойным примером проповедуемой духовности и мудрости. Это вовсе не означает, что учителя рождаются идеальными; но это значит, что для достижения желаемых результатов учитель должен прилагать все усилия, чтобы его личные привычки соответствовали его убеждениям. И если мы не будем на деле осуществлятьте ценности, которые провозглашаем, молодежь очень быстро нас раскусит и инстинктивно выявит противоречия в нас. А говоря более серьезно, наши студентиы перестанут верить нам раньше, чем они формально осознают, что происходит. И это было бы трагедией. Но если они чувствуют, что мы, учителя делаем все возможное, чтобы найти пути воплотить в жизнь ценности, которым обучаем, они будут уважать нас и следовать за нами, прощая нам мелкие прегрешения. Ктому же, если мы будем тепло относится к нашим студентам, всегда помогая им в случае затруднений, они, без сомнения, будут учиться верить нам и даже любить нас. Меня всегда впечатляло то, с какой теплотой и любовью ученики Шрилы Прабхупады говорили о нем и я прихожу к выводу, что это, должно быть взаимная теплота, они отвечали тем же, что получали от него. “Учебная” часть учительского опыта просто поддерживает ту часть, которая охватывает отношения с учителем и старшими. Студенты учаться даже тогда, когда формально процесс обучения и не ведется, поскольку они подсознательно постоянно получают знания на примере учителя и старших.

Сильнейший момент в книге, к слову, - многочисленные цитаты из книг Шрилы Прабхупады, призванные показать кем он был на самом деле - великим учителем. Последователи Прабхупады с радостью увидят, как их гуру неоднократно использует высококвалифицированные учительские приемы, чтобы передать ведическое знание. Это предает книге одновременно жизненности и духовной силы. К тому же приятно отметить, что Бхуриджана напомнил нам о специальных указаниях Шрилы Прабхупады, касающихся обучения, включив цитаты, собранные Джагадиша Госвами в его только что опубликованой книге”Шрила Прабхупада и гурукула”.

“Искусство обучения” - это разносторонняя и практичная книга. Все теоретические положения подтверждаются примерами употребления их на практике. Как напоминает нам Прабхупада: “все должно быть практичным”. Содержание этой книги проверялось на занятиях , проведенном в Вайшнавском Институте Высшего Образования во Вриндаване. Успех этих уроков, вместе с широким использованием их учителями.

С которыми занималя Бхуриджана, повлек за собой потребность в издании этой

книги в ее настоящей форме.

Книга пригодится всем преданным, заинтересованным в обучении сознанию Кришны. Начинающий учитель с ограниченным колличеством источников, на которые он может опереться, найдет хороший путеводитель. Бхуриджана сам был в подобной ситуации, когда я впервые встретил его. Он горел желанием преподавать учение Прабхупады студентам гурукулы, но чуствовал свое несоответствие поставленой задаче, поскольку он понимал, что не имеет соответствующей подготовки. С самого начала Бхуриджана проявил чуствительность и избирательность. Он принимал все лучшее и наиболее преемлемое, опуская, без резкого отрицания, все бесполезное. В многочисленных дискуссиях, которых удостоил меня Бхуриджана и в Мельбурне и во Вриндаване, его страстная преданность его учителю, Шриле Прабхупаде, и его учению, была прекрасным напоминанием о том, каким должно быть правильное їотношение ученика к учителю. Тот, кто не научился быть хорошим учеником, никогда не будет хорошим учителем.

Благодаря его теплу и полному жизни примеру борьбы за воплощение ценностей которым он предан, я со смирением и гордостью называю себя его другом: восхищаюсь его умом, но прежде всего я восхищаюсь его огромным сердцем.
ПРОЛОГ
В мае 1976 года Шрила Прабхупада поручил мне работать с гурукулой. В августе я прибыл в Гита-Нагари, ферму ИСККОН в Пенсильвании, где должен был впервые работать учителем. Джагадиша встретил меня в харрисбургском аэропорту, и к тому времени, когда мы проезжали мимо указателя “Ферма ИСККОН” было уже очень поздно, мы свернули к пологому холмупривъезде во владения фермыи наконец мы были на дорожке из гравия, ведущей к недавно построенному дому. Мы вошли в здание, прошли по коридору и включили свет в комнате, служившей одновременно классной комнатой академии и ашрамом гурукулы.

Я тотчас отметил большую комнату с деревянными стенами и полом, покрытым ленолеумом, на котором причудливо переплетая узор из восьми мальчишеских тел, наполовину скрытых спальными мешками. Когда мы вошли, несколько мальчиков повернулись во сне. Я подошел к окну, наслаждаясь свежим деревенским воздухм Гита-Нагари, я размышлял: “Каким будет мое новое служение? Действительно ли я могу преподавать в гурукуле? Но эти вопросы, возбуждаемые ароматным, прохладным воздухом, были пресечены практичной мыслью, “Уже поздно, а мы должна рано подняться, чтобы позаботиться о мальчиках”. Итак, я отправился отдыхать.

Где-то около полуночи, Сиддха Баба, один из ребят, внезапно сорвался на пол и заметался по комнате. Джагадиша и я также проснулись, успокоили мальчика, привели все в порядок. Остальные спали, не обращая на происходящее никакого внимания.

На следующее утро я проснулся, горя желанием приступить к работе, особенно заинтересованный встретиться с Преманандой, восьмилетним мальчиком который был первым ребенком мужского пола, родившимся у преданных ИСККОН. Мы разбудили мальчиков и дали указание совершить омовение. Тут я заметил Премананду, который пытался завязать дхоти. “Ты уже не малыш. Ты можешь сделать это, Прем”-пошутил я. Премананда расплакался.

Позже, во время мангала-арати. я наблюдал за тем, как Джагадиша напоминает мальчикам: “Повторяйте мантру! Повторяйте мантру!” У меня по спине пробежал холодок: должен ли я так делать? Во время мангала-арати?” Через несколько дней и я самостоятельно заботясь о мальчиках, напоминал им повторять мантру во время мангала-арати, но без выдержаной настойчивости Джагадиши. Последующие дни, недели,месяцы, были полны мучений и экстаза. Мальчики были ласковыми, шумными и незаввисимо мыслящими. Я стараля сосредоточится на указании Прабхупады работать с гурукулой, согласно тому, как он видел, что мальчики и девочки, воспитанные надлежащим образом в сознании Кришны, могут спасти и себя и мир. Когда я попробовал учить мальчиков, работа с ними, опытными воспитанниками гурукулы , стала моим первым курсом обучения учительскому искусству - главным образом, через понимание какие методы не срабатывают. Постепенно наша жизнь в школьном ашраме и занятия начали налаживаться. Но первые дни работы в Гита-Нагари были трудны и для меня и для мальчиков. (Первые мои воспитанники, простите меня! Ябыл неопытен, неквалифицирован, не имел должных учительских навыков!) Мало кто в общине в Гита-Нагари ощущал

суровость служения: обучение навыкам ашрама, наблюдение за утренней программой, организация и проведение занятий(без постоянного расписания, без учебного плана, без учебников), тесные и аскетичные условия жизни и обучения, и помощь только моей жены которая также заботилась о нашей 18-месячной дочери). Одна из клятв, которые я давал в этот период, Была: помочь в подготовке учителей гурукулы, чтобы им не приходилось учиться так, как учился я -методом проб и ошибок. Один из результатов тех первых дней преподавания в Гита-Нагари - эта книга, созданная после 10 лет преподавания в гурукуле, восемнадцати лет сотрудничества с гурукулами, десяти лет нерегулярных и трех -усленных академических исследований (полная биография приведена после приложений), трех семестров коротких курсов для учителей во Вриндаване и двадцати семи лет практики и обучения сознанию Кришны.К тому же, я достаточно много времени посвятил обсуждению вопросов обучения с терпеливыми и верными своему делу учителями - как преданными, таки непреданными(две мои сестры - учительницы, это у меня в крови, и они были среди тех терпеливых и верных, которые мне помогали). Я также встречался с профессорами педагогического искусства в Колумбийском университете в Нью-Йорке, в Лондонском университете (“Проблема с вами, американцами, в том, что вы хотите все превратить в математическое уравнение Но обучение не сводится к этому, Это просто плодотворное общение между двумя индивидуумами), и особенно в университете Ля Троб в Мельбурне. Принципы, описанные в “Искусстве обучения”, широко применимы. После тщатель-ного изучения как книг Шрилы Прабхупады, таких Шримад Бхагаватам и Чайтанья Чаритамрита, так и записей его бесед, я отыскал достаточно примеров того как сам Прабхупада использует эти принципы в наставлении и обучении. Таким образом я включил множество цитат из Шрилы Прабхупады, чтобы проиллюстрировать педагогические принципы и приемы. Эти цитаты придают искусству обучения духовной силы и авторитетности.

Мы надеемся, что “Искусство обучения” будет полезно как тем, кто желает преподавать , так и молодым и опытным учителям в ашрамах и академии. К тому же родители, руководство храма и священнослужители найдут тут полезные принципы. Ни одна книга, втом числе и искусство обучения не решит чудодейственным способом всех проблем, с которыми стыкаются учителя, особенно начинающие, Учитель все же должен пройти и через успех и через падение, чтобы приобрести опыт и соответствующие знания.

***************

не все

***************

Часть первая. Организация и дисциплина
1. Обучение примером.

Показывая хороший пример.

Воспитывая детей в Сознании Кришны, мы должны делать упор не столько на формальное академическое образование - немного чтения, письма, математики , - но более на то, чтобы предоставить им возможность следовать примеру старших преданных в регулируемом процессе Сознания Кришны

Письмо к Сатсварупа дасу, 16 февраля 1972г.

“Пусть дети как можно больше общаются со старшими в процессе практики Сознания Кришны.”

Письмо к Анирудха дасу, 16 февраля 1972г.

“Лучший способ воспитания детей - давать им общаться со старшими в регулируемом режиме практики преданного служения”.

Письмо к Сатсварупа дасу, 28 февраля 1972г.

“Благодаря хорошему общению со своими родителями с другими старшими членами общества, они обретут прекрасную устойчивость в Сознании Кришны”.

Письмо к Сатьябхаме д.д., 28 февраля 1972г.

“Просто общаясь со старшими (преданными), дети научатся всему. Качества старших члено должны в точности соответствовать стандарту лучших вайшнавов. Иначе дети, беря пример с других, очень легко могут быть введены в заблуждение, видя небрежность своих старших братьев и сестер в Боге”.

Письмо к Сатсварупа дасу Госвами, 1 июля 1972г.

“Основной принцип учителя в Сознании Кришны - это обучение примером”.
эи малакара кхайа эи према-пхала

ниравадхи матта рахе, виваша-вихвала.

Великий садовник Господь Чайтанья, Сам вкушает этот плод, и поэтому Он постоянно пребывает в состоянии сумасшествия, беспомощный и сбитый с толку.

Комментарий: Миссия Господа Шри Чайтаньи Махапрабху - действовать Самому и обучать других. Он говорит: апани ачари бхакти карила прачара ( Ч.Ч., Ади 4.41 ). Сначала каждый должен выполнить все сам, а затем учить других. Это функция настоящего учителя. До тех пор, пока тот, кто проповедует свою философию, не поймет ее сам, она не будет эффективна. Поэтому каждый должен не только понимать философию Чайтаньи, но и применять ее на практике.

Ч.Ч., Ади 9.51

Ученики учатся даже тогда, когда им не даются формальные наставления. Всем обучающимся, а не только детям, необходимо видеть лишь пример своего учителя, что естественным образом ведет к подражанию ему. Поэтому в ведической системе учитель и называется АЧАРЙА. В состав этого слова входит АЧАРА (деятельность), так как деятельность, выполняемая должным образом, первый принцип учителя, особенно если он состоит в цепи ученической преемственности от Господа Чайтаньи.

Шрила Прабхупада: Лидер значит тот, кто показывает подобающий пример, следуя которому, другие получают благо. Вот что такое лидер.

Беседы, Том 10, Лос-Анджелес, 9 июля 1974г

Целенаправленная работа, обучение примером может быть могучим обучающим орудием. Многому можно научить лучше путем наблюдения и подражания, чем словесными пояснениями и наставлениями.
Осознание примера.

Мы выучили свой родной язык, приобрели какое-то мировоззрение, ценности и манеры поведения без каких-либо систематических наставлений.

Фактически примеры, которые мы видим, влияют на нас сильнее, чем словесные наставления.

Мы должны помнить, что всякое поведение учителя - это часть процесса обучения. Обучение присутствует не только в преднамеренных наставлениях ученикам. Во все времена обучение примером имело свое место. Это во многом подталкивает учителя жить в соответствии с его идеалом.

Если ученики видят несоответствие между требованиями и тем, что действительно позволено, они будут действовать согласно тому, что позволено. Например, ученики будут слушаться учителя первые несколько дней, когда им сказали сидеть тихо на своем месте и работать. Но если постепенно становится ясным, что учитель в дальнейшем не делает замечаний, когда дети шумят и списывают друг у друга, ученики видят, что учитель не выполняет того, что говорит. И они часто бывают непослушны.

Это еще раз доказывает, что учителю необходимо осознать это единственное требование в процессе обучения, так как ученик смотрит на поведение, демонстрирующееся перед ним.

Чему можно научиться на примере?

Пример учителя может вызвать у обучающегося две реакции: подражание и определенный вывод.

ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Подражая, ученик наблюдает свою роль в примере поведения и затем повторяет это сам. Часто это используется как обучающий прием. Например, когда учитель выполняет какое-то задание (например, подсчет мантр на пальцах) и просит ученика это повторить на своих пальцах.

К сожалению, случается и непредусмотренное, а иногда и нежелательное подражание. Часто учащиеся схватывают отличительные речевые выражения, жесты своего учителя, независимо от того, были ли они использованы учителем сознательно или нет. Они также улавливают реплики учителей, чтобы использовать их как реакцию на какие-то двусмысленные ситуации. Если учитель реагирует на затруднение ученика тактично и сочувственно, то ученик примет это. Если же учитель реагирует бесчувственным сарказмом и высмеиванием, ученики, возможно, посмеются и еще к тому же сами могут съязвить.

ОБУЧЕНИЕ ПУТЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Кроме подражания, процесс наблюдения приводит к обучению путем заключения, выводов. Учащийся наблюдает поведения ролевой модели и на основе этого делает вывод об убеждениях, мировоззрении, ценностях и личных качествах ролевой модели. Отсюда учащийся делает вывод о причинах особенного поведения ролевой модели и о том, что собой представляет эта личность. Это также называется получением второстепенного знания ибо оно включает приобретение дополнительной информации к основной или ...............щей эту основную информацию, которую старается передать ролевая модель.

Например, предположим, учитель вызывает ученика к доске, и тот пишет на санскрите и на английском стих из Бхагават-Гиты. Учитель служит ролевой моделью и заодно реагирует на ошибки ученика. Один учитель указывает, что в тексте есть ошибка и просит ученика просмотреть вновь свою работу, чтобы обнаружить неверное. Другой учитель сообщает ученику о его ошибке и затем вызывает еще кого-то к доске исправить эту ошибку. Оба учителя дают содержание шастр, но выводы ученика, вызванного к доске, и остальных в классе будут различны в двух ситуациях.

В первом случае они могут подумать: “Учитель дружелюбен и может помочь. Ничего страшного, если сделаешь ошибку. Есть шанс исправить ее самому, если же не сможешь, то тебе могут в этом помочь”. В классе с другим учителем ученики могут подумать: “Лучше быть готовым, когда вызывают к доске. Учитель хочет видеть правильное решение задачи, и он проявляет нетерпение к тому, кто не может все сделать правильно. Если ты знаешь ответ, то лучше поднять руку и постараться, чтобы тебя вызвали. Но если ты не уверен, старайся избежать внимания учителя и тогда не попадешь в затруднительную ситуацию”.

Какое же должно быть обучение путем заключений можно вывести из следующего разговора со Шрилой Прабхупадой.

Преданный: Но разве это хорошо, когда в наши дни политические лидеры, ведущие свои кампании, говорят столько неправды народу: “Когда меня изберут, я сделаю это и сделаю то”. Они покупают стольких людей, чтобы стать избранными. Да и хорошим личностям приходится лгать, чтобы занять какое-то положение, но обычно ...

Шрила Прабхупада: Поэтому мы прекратили нашу политическую деятельность. Она не хороша, так как мешает нашему духовному осознанию.

Преданный: Потому что нам тоже пришлось бы так поступать.

Шрила Прабхупада: Если вы хотите танцевать, вы не сможете быть застенчивым. Есть бенгальская пословица: НАТЕ ВАСЕ ГУНТХАНА ТАМ. Вы понимаете бенгали? Нет. “Когда вы собираетесь танцевать...” Девушка, как предполагалось, танцевала на сцене, и когда она выходила, то видела тысячи людей. И тогда, чувствуя некое стеснение, она надевала вуаль, которая называется ГУНТХАНА. “Итак, вы собираетесь танцевать. Для чего нужна тогда вуаль?” Точно также, если кто-то связан с политикой и не принимает всех правил игры в политике, то он ничего не достигнет.

Беседы, Том 10, Париж, 14 июня 1974г

* * *

Обучение путем заключения идет, когда ученики наблюдают за своим учителем. Учителя редко дают информацию, которую ученики должны принять путем выводов, тем не менее ученики учатся, наблюдая за учителями. Что же за вывод может сделать ученик из этого разговора со Шрилой Прабхупадой?

Шрила Прабхупада: Нет, нет, нет. Сама-даршинах означает, что нет различия между греховными и благочестивыми поступками. Это и есть сама-даршинах. А то, что вы видите: “Это - благочестие, а это - грех”, - это не сама-даршинах.

Гость: Добродетель и грех становятся тождественны в сама-даршинах.

Шрила Прабхупада: Да, это сама-даршинах.

Гость: Другими словами, грех не остается больше грехом.

Шрила Прабхупада: Это другое дело. Но у него нет видения, что “Это - грех, а это - добродетель”. Это сама-даршинах. Но как только вы делаете различие - это уже не сама-даршинах.

Гость: В другой интерпретации, в ...

Шрила Прабхупада: Вы можете это объяснить по-разному. Сама-дарши - понятное слово. Это означает, что нет различия, вот и все.

Гость: Но сама-дарши равняется сама-дарши. Грех и добродетель тождественны.

Шрила Прабхупада: Да, это сама-дарши, потому что здесь ...... сказано видйа-винайа-сампанне брахмана. Брахмана - это ученый брахмана, а винайа - очень смиренный. Это признак благости. Видйа-винайа-сампанне...гави хастини шуни ча. Шуни ча - значит собака. Теперь он видит собаку и ученого брахмана одинаково. Предполагается, что собака греховна, а это ученый брахмана - добродетелен. Поэтому его видение добродетели и греха одинаково. Это и есть сама-дарши.

Гость: Я думаю, что у них много ошибок в написании шлок.

Шрила Прабхупада: Прекрасно. Теперь вы уже находите ошибки у Вйасы, так кто же может с вами говорить?

Гость: Нет, но ...

Шрила Прабхупада: Пожалуйста, извините меня. Пожалуйста, уходите. Пожалуйста, уходите. Не беспокойте меня. Вы находите недостатки у Вьясы.

Гость: Мы только хотим вас понять в этом вопросе.

Шрила Прабхупада (кричит): Я не сама-дарши ! Я не говорю, что я сама-дарши. Я не говорю сама-дарши. Это вы говорите сама-дарши, сама-дарши.

Гость: Вы должно быть сама-дарши.

Шрила Прабхупада: Но я не на этой стадии. Я говорю так, потому что вы не предаетесь Кришне, вы грешны. Вот моя даршина.

Беседы, том 10, Аллахабад, 18 января 1971г

* * *

Факторы влияния учителя на учеников

Кроме внешних ситуативных факторов, эффективность воздействия учителя на своих учеников разнится согласно личности и поведению их учителя, и конечно же глубины его сознания Кришны. Ученики будут склонны подражать тому учителю, которого они уважают и которым восхищаются. И они будут готовы принять его мировоззрение и убеждения. Им не захочется подражать учителю, которого они не любят и не уважают - особенно это касается принятия убеждений учителя. К тому же многие нежелательные выводы возникнут у учеников после общения с такими учителями и, может быть, всего несколько положительных моментов сохранятся в их памяти.

Вот один из разговоров со Шрилой Прабхупадой, раскрывающих его настроение и его личность в сознании Кришны, которая завоевала сердца его учеников и побудила следовать его пути.

Адвайта: Свамиджи, прошлой ночью нам разбили окно. Это был удар Майи ?

Шрила Прабхупада: А ?

Адвайта: Дети разбили окно.

Шрила Прабхупада: Да. Майа всегда бьется. Почему вы берете только случай с окном ? Почему вы ограничиваете Майу окном? Она вне окна, и она в окне. Я хочу сказать, что Майа не ограничивается определенными местами. Весь мир - Майа. Джаган митхйа. Вся вселенная - Майа. Только та часть не Майа, где воспевается Харе Кришна.

Преданные: Хари бол. Харе Кришна.

Шрила Прабхупада: Как только ослабевает наше сознание, майа сразу бьет. (Смеется). Да. Да.

Говинда даси: Свамиджи?

Шрила Прабхупада: Да. Вы спрашиваете в последний момент. Вы очень внимательны насчет времени.

Говинда даси: О, я не знала.

Шрила Прабхупада: Нет, задайте вопрос.

Говинда даси: Нет, я не буду.

Шрила Прабхупада: Нет, нет, нет. Спрашивайте. Да. Да.

Говинда даси: Вы не могли бы описать игры Кришны как пастушка, который обычно сместе с другими пастушками каждое утро оправлялся пасти коров ?

Шрила Прабхупада: Здесь в вашей стране этого нет. Есть ли у вас какой-либо опыт в этом ? Но в Индии часто увидишь, как утром пастушок берет у матери что-то поесть и вместе с коровами отправляется на луг. Коровы свободно ходят по пастбищу. Они наслаждаются, а этот мальчик иногда поет. Флейта, флейта с Кришной, потому что он пастушок. Пастушки и сейчас еще играют на такой флейте. В Индии вы увидите это.

Беседы, Том 1, Нью-Йорк, 11 апреля 1969г

Какой вывод можно сделать, по-вашему, из этого примера ?

* * *

Ученики с готовностью принимают наставления учителя, которым они восхищаются. Учителя поэтому должны всегда находиться в сознании Кришны и развивать качества преданного.

Двадцать шесть качеств преданного таковы:










1. Добр ко всем





14. Мягкий


2. Не вступает в спор





15. Устойчивый

3. Устойчив в Абсолютной истине





16. Способен контролировать себя


4. Равно относится ко всем





17. Не ест больше, чем необходимо


5. Не имеет недостатков





18. Здравомыслящий


6. Милосердный





19. Уважителен к другим


7. Кроткий





20. Смиренный

8. Чистый





21. Серьезный


9. Простой





22. Сострадательный


10. Благожелательный





23. Дружелюбный


11. Умиротворен





24. Поэтичный


12. Привязан к Кришне





25. Опытный


13. Лишен материальных желаний





26. Молчаливый



Такие квалифицированные преданные безусловно вызовут восхищение любого, и им любой сможет предаться.
Шрила Прабхупада: Скажите им “Воспевайте Харе Кришна !”. Вы должны повторять, и они будут повторять. Вы должны выполнять все строго, и они будут этому следовать.

Двараканатха: Кажется, что мы должны стать смиренными. Мы должны стать их слугами, думая о том, что мы все делаем для того, чтобы облегчить им служение. И тогда, если они увидят, что мы предаемся нашему служению, они предадутся нам.

Шрила Прабхупада: Очень хорошая идея. Пример лучше наставлений. Вам всем нужно служить личным примером, и тогда они сделают это. Если вы сами не хотите этого, а просто заставляете их, это не будет хорошо.

Джагадиша: Учителя показывают таким образом хороший пример.

Шрила Прабхупада: И тогда дети последуют ему. Будьте уверены.

Беседа с учителями в Далласе, июль 1975г
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕРОМ.

ДЕМОНСТРАЦИЯ.
Самым наглядным примером является намеренная демонстрация. В Таракхпуре однажды Шрила Прабхупада сошел с вьясасаны, чтобы показать ученику как следует мыть пол, используя тряпку и воду. Он часто приходил сам на кухню учить своих учеников готовить и убирать. В первые дни в Сан-Франциско он лично учил Мукунду и Дживананду мантрам и основным ударам на мриданге.

При обучении специфическим наклонностям, особенно это касается младших учащихся, демонстрация является лучшим методом.
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ.
Учителям следует регулярно размышлять вслух, решая какие-либо проблемы, для того чтобы ученики могли слышать, как формируется процесс мышления в сознании Кришны.

Это можно практиковать, решая действительно существующие проблемы, с которыми сталкивается учитель, а также все, что связано с процессом обучения. Давая указания о выполнении домашнего задания, например, или работая с учениками, имеющие некоторые трудности, учителя могут комментировать каждую ступеньку своего мыслительного процесса. Это поможет ученикам увидеть, как надо подходить к той или иной проблеме. Это также поможет им увидеть ответ на вопрос как логическое заключение вытекает из цепи предпосылок, и это лучше, чем голое запоминание каких-то фактов в процессе учебы.

Мадхудвиша: Этот юноша из Югославии перевел ваш Ишопанишад на югославский. Он интересуется возможно ли распространить сознание Кришны в Югославии ?

Шрила Прабхупада: Всюду возможно.

Мадхудвиша: Но эти страны все под управлением коммунистов, очень трудно в этих странах.

Шрила Прабхупада: Не трудно. Нет ничего трудного. Сейчас может и трудно, но с течением времени будет очень легко. Кто сейчас знает, что в Европе, Америке и по всему миру будет разрастаться Харе Кришна ? Бон Махараджа покинул поле, другие также ушли. Вы видите ? Другие свами пришли. Те говорили всякий вздор о йоге, о том и об этом, о носовом давлении, о глазном давлении - все они пропали. Теперь наступает Харе Кришна. Сейчас такие люди, занимающиеся надавливанием на нос и глаза, уже больше не важны. Не так ли ? А ? Теперь наши люди идут и бросают вызов всем этим мошенникам. Даже в Нью-Йорке они делают это.

Беседы, том 10, Мельбурн, 2 июля 1974г
ФОРМИРОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ
Сила убеждений учителя, касающихся определенных вещей, определяет то, сколько времени и усилий прилагает учитель к определенным вещам. Такое поведение учителя (больше времени и упора) очень тонко передается ученикам, что является для учителя очень важным.

Проповедь, распространение книг и прасада и многие другие основные моменты в ИСККОН стоят на таком высоком уровне не только потому, что Шрила Прабхупада говорил об этом, но потому, что он своим поведением выразил свое отношение к этому. Он был радостно взволнован, когда книги издавались, перевозились и распространялись. Он говорил, что распространение книг дает ему жизнь. Он гордился тем, что его ученики очень смело старались проповедовать в коммунистических странах. И он настаивал на том, чтобы даже недружелюбно настроенные гости уходили от Прабхупады, приняв прасадам. Учителя должны показывать процесс размышления непосредственно в процессе общения с учениками.

Какие убеждения можно извлечь из данного ниже разговора ?

Шрила Прабхупада: Тут лежит один мешочек для джапы уже триста лет. Чей ? Он уже инициирован, и он не знает где его мешочек для джапы ? Только посмотрите !

Карандхара: Вон там чьи-то четки на батарее.

Шрила Прабхупада: Итак, я видел его в ванной комнате. Потом я принес его сюда, и он все еще здесь лежит. Чей это мешочек ?

Бхагаван: Это мой.

Шрила Прабхупада: Ты так забывчив ?

Бхагаван: Нет, я искал его.

Шрила Прабхупада: Почему ? Почему ты ... ?

Бхагаван: Я думаю, что оставил их на двери ванной комнаты.

Шрила Прабхупада: Да. Гммм. Руководитель ничего не решит, если не знает в чем его истинная цель.

Беседы, том 10, Париж, 13 июня 1974г
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
Согласно самой природе их служения учителя обязаны учить. Эта обязанность должна выполняться и через личное поведение учителя в классе. Они должны иметь не только особый интерес к своему предмету, но и вообще к учению и знанию в целом.

Важным моментом, которым учитель может показать свое отношение к учению, является то, как учитель отвечает на вопросы ученика, особенно спонтанные. Если в классе у кого-то возникают вопросы, то это признак заинтересованности в определенной теме. Вопрос означает то, что ученик думает. Спонтанные вопросы также отражают “обучающий момент”, когда ученики открыты для получения знаний.
Преданный: Свамиджи, если все эти вещи здесь являются отражением их совершенства в духовном мире, тогда неужели ненависть, крушение надежд, отчаяние и предубеждение также исходят из духовного мира ?

Шрила Прабхупада: Да.

Преданный: Неужели ?

Шрила Прабхупада: Да.

Преданный: А разве все это не плохое ?

Шрила Прабхупада: Но это крушение надежд не несет в себе разочарования. (Смех.) В этом красота. Так, Сам Господь Чайтанья проявлял такую духовную безнадежность, повторяя “О, Кришна, я не могу увидеть Тебя”. Он прыгнул в море в безнадежности, которая является высшим совершенством любви. Да. Все есть в духовном мире. Но без опьянения. Ты очень разумный юноша. Я благодарен тебе.

Беседы, том 1, Нью-Йорк, 11 апреля 1969г

После того, как вопрос задан, учитель должен ответить так, чтобы в ответе не было и тени негативной реакции. Вопросы должны приветствоваться и цениться. Во-первых, вопрос должен быть признан и оценен: “Это хороший вопрос, Кришнадас. Глупостью ........ то, что мы покинули Кришну и ушли из духовного мира”. Затем учитель может попытаться ответить на этот вопрос или вынести его на обсуждение всем классом: “Что вы думаете об этом ? Почему душа ушла от Кришны вместо того, чтобы остаться на Голоке Вриндаване ?”

Чтобы усилить любознательность и интерес к учебе, учитель может также использовать во время беседы с классом отступления и комментарии. Вместо того, чтобы без особой на то надобности биться над каким-то вопросом, учителю лучше рассказать о том, что он читает и регулярно изучает, например - Бхагаватам, о том, как удивительно явились те или иные Божества, или о том в какой трансцендентной деятельности он участвует (“Вчера вечером я читал в Бхагаватам,,,,” или “Я не могу не думать о Божествах с тех пор как я их сегодня увидел.”). Таким образом это приводит учеников к осознанию того, что учитель серьезен и требователен по отношению к себе, и что он обладает активным и пытливым умом в сознании Кришны.
ОБЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИМЕР

Учителя готовят своих учеников к жизни в коллективе, показывая и свой личный пример. Таким образом они формируют систему ценностей, отношений и стандартов поведения в своих учениках. То, что они видят в учителе, очень сильно влияет на их собственную оценку поведения окружающих и своего поведения. Если вы хотите видеть ваших учеников мягкими и чуткими, вы должны сами им показывать пример такого чуткого отношения к другим.

Шрила Прабхупада: Где эта девушка Шарадийа ? Это чудесная девушка. Вы знаете, где ее муж ? О, почему вы такой тощий ? У него недавно еще была желтуха в Бомбее.

Преданный: В Бомбее он болел желтухой.

так давайте ему сладкую воду. Приносите ему утром. Вы знаете, есть такие леденцы ? Заливайте леденец на ночь стаканом воды, и первое что вы должны утром сделать - это дать ему выпить эту подслащенную воду.

Шарадийа: Он все это сейчас делает.

Шрила Прабхупада: Ага, еще ему вовсе не следует употреблять гхи Никаких жирных приготовлений . А если возможно, то варить свежую зеленую папайю. Это лекарство от желтухи. Он в этой комнате ? Он уже вернулся ?

Беседы, Том 3, Вриндаван, 15 октября, 1972 г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconПатентам и товарным знакам (19)
Инструментальные методы анализа для идентификации виноградных вин. Виноделие и виноградарство, 2004, марковский м. Г. Совершенствование...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" icon«иркутский государственный университет» Факультет сервиса и рекламы...
Составление карты вин и других напитков, а также других материалов по их продаже и продвижению
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconПрограмма городской научной конференции школы молодых ученых «современное...
Иок, проректор по ур сгту; Борщов А. С., профессор, директор испм; Устьянцев В. Б., профессор каф. Флс; Елютина М. Э., профессор,...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconСанкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет...
Питерская Л. Ю., профессор Буров Л. А., профессор Ворошилова И. В., доценты Аджиева А. Ю., Колкарева Э. Н., Носова Т. П., Родин Д....
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconМетодика физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся фитнес-аэробикой
...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconЗаседание ученого совета фгобувпо «Финансовый университет при Правительстве...
Рецензент: профессор кафедры предпринимательства и агробизнеса Уральской государственной сельскохозяйственной академии, д-р экон...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconКурский Государственный Медицинский Университет Кафедра хирургических...
Актуальность: в настоящее время в мире хирургическому лечению ибс отводится главенствующее значение. При этом частота рецидивов заболеванияуменьшилась,...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Современные проблемы...
СПб ф гу-вшэ (д э н., профессор Ходачек А. М., д э н., профессор Виленчик В. И., д э н., профессор Малеева Т. В., д э н., профессор...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconТеоретическое обоснование и совершенствование технологии красных...
...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconСовершенствование технологии производства красных столовых вин на...

Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconПротокол ведения больных
Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии Российской академии медицинских наук (академик рамн, профессор В. И. Кулаков,...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" icon«Утверждаю» Председатель Правления ао «Казахский агротехнический...
Председатель Правления ао «Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина», профессор
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconМеждународная торговая инициатива
Кроме этого, на выставке будут представлены производители и дистрибьютеры вин из Южной Африки
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconПрофессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением...
Оппл (Президент – профессор В. В. Макаров) и кафедры психотерапии и сексологии (гбоу дпо «Российская медицинская академия последипломного...
Профессор Вин Д\"Круз Университет \"Ля Троб\" iconПояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией...
Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск