Скачать 318.81 Kb.
|
Профессор М.Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М.Е.Бурно) – ТТСБ и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги – ОППЛ (Президент – профессор В.В. Макаров) и кафедры психотерапии и сексологии (ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России (ректор - действительный член РАМН, профессор Л.К.Мошетова, заведующий кафедрой - профессор В.В.Макаров) (Москва)
Терапия творческим самовыражением М.Бурно Терапия творческим самовыражением М. Бурно (ТТСБ) – целостный отечественный, самостоятельный психотерапевтический метод в отличие от терапии творческим самовыражением, терапии творчеством (Creative therapy) в обычном широком западном понимании как вспомогательное, «главным образом в рамках общего лечебного плана с учётом психоаналитической концепции» (Бонштедт-Вильке И., Рюгер У., 1997). Метод разработан М.Е. Бурно (Бурно М.Е., 1989-2013). ТТСБ является методом российской клинической психотерапии. Теоретическая основа ТТСБ – кречмеровская психотерапевтическая концепция: «созидание личности по её конституциональным основным законам и активностям» (Kretschmer E., 1934, 1975). ТТСБ вышла из психиатрии и показана для разнообразных хронических тревожно-депрессивных пациентов с болезненным переживанием своей неполноценности (патологическая дефензивность (пассивная оборонительность) в противовес агрессивности). Это, прежде всего, - дефензивные варианты шизотипического расстройства и различных расстройств зрелой личности. Однако, особенно в последние годы, метод стали применять для лечения больных шизофренией и душевно здоровых соматических, неврологических пациентов с дефензивными особенностями характера, для помощи здоровым дефензивным детям (в школе, в детском саду) и т.д. Существо метода. Пациенты или здоровые люди с дефензивными трудностями под руководством психотерапевта изучают элементы клинической психиатрии с патографией, элементы характерологии (в том числе, характеры художников, учёных), элементы психотерапии, естествознания - в разнообразном творческом самовыражении. Дабы научиться выражать себя творчески, сообразно своим природным характерологическим особенностям. Дабы обрести своё целительное вдохновение, обрести себя как уникальную, но всё же сообразную своей природе аутистическую, психастеническую, синтонную, полифонически-шизотипическую и т.д. общественно-полезную личность и, благодаря этому, подняться из «каши»-неопределённости своих дефензивных переживаний. Природные характеры и симптомы болезни понимаются в ТТСБ не как «ярлыки», «бирки», а как важные природные ориентиры (наподобие, например, мужской или женской природной особенности), помогающие найти тропинку в свою творческую аутистическую, психастеническую и т.д. неповторимость, найти свою Любовь и свой Смысл. Подобно тому, как студент консерватории, исполняя по совету преподавателя, созвучное себе музыкальное произведение так, как исполняет его созвучный ему музыкант, приходит из подражания к своей, словами Равеля, «бессознательной неточности». Практика метода. Индивидуальные психотерапевтические встречи, творческие домашние задания, группы творческого самовыражения в камерной обстановке психотерапевтической гостиной, реалистический психотерапевтический театр. Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собою суть следующие: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой (в том числе, с экзистенциальной философией); 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворённости в повседневном. «Творческий» - означает здесь всюду познание-поиск себя самого – неповторимого аутистического, психастенического и т.д. в общении по-своему с искусством, природой и т.д., с целью обрести свою вдохновенно-творческую неповторимую жизненную дорогу. Дабы жить вдохновенно-по-своему, сообразно своей природе, важно изучить свои природные характерологические особенности. Тогда эти осознанные, прочувствованные особенности становятся надёжными ориентирами и пациенты увереннее идут к своей вдохновенной неповторимости, обретая её. Настоящий метод помогает не только дефензивным людям, склонным к одухотворённо-материалистическому, естественно-научному мироощущению, но и людям с идеалистической природой души найти свою психологическую психотерапию, целительную идеалистическую философию или религию. Долгосрочная ТТСБ продолжается 2-5 лет; краткосрочные варианты метода – от недели до 4-х месяцев. Метод-школа ТТСБ государственно и общественно (Профессиональная психотерапевтическая лига России - ППЛ) признан в России. Его преподавание включено в «Типовую программу дополнительного профессионального образования врачей» по специальности «Психотерапия» (Москва. Министерство здравоохранения России, 1990, 2005, 2012), в образовательную программу ППЛ. В отличие от атр-терапевтических, экзистенциально-гуманистических и религиозных подходов ТТСБ предполагает природную, телесную основу в самых сложных движениях души и отправляется в своих (порою одухотворённо-поэтических) психотерапевтических воздействиях не от изначального Духа, а от самой Природы. В ТТСБ психотерапевтом исследуется защитно-приспособительная работа природы, более или мене понятным клиницисту языком начертанная в клинической картине (включая личностную почву), дабы гиппократовски помочь стихийной природе защищаться совершеннее от вредоносных внешних и внутренних воздействий. Например, деперсонализационное страдание клинически понимается как защитно-приспособительная неестественность чувствования, переживания («чувствую, переживаю не по-своему; например, немею душой»). Это природное чувство неестественности смягчает душераздирающую тоску, но приносит новое, деперсонализационное (например, анестетическое) страдание. Это несовершенство природной защиты поправляется, по возможности, психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя более собою, посветлеть в творческом вдохновении. ТТСБ понимает целительное творческое вдохновение у многих дефензивных пациентов как более или менее ясное содержательное понимание-чувство себя собою, сообразно природе своей души, - понимание-осознавание, поиск смысла своего бытия и в разгаре своей общественно-полезной жизни и перед смертью. Разнообразные приёмы ТТСБ направляются не психоаналитическими и экзистенциальными, религиозными концепциями, а естественно-научным пониманием психотерапевтом особенностей клинической картины пациента, особенностями природного характера. В отличие от Арт-терапии дефензивные пациенты и здоровые тревожно-дефензивные люди, кроме всего прочего, обретают своё целительное творческое вдохновение не только в искусстве, но, например, в творческом общении с природой, в творческом погружении в прошлое, в творческом изучении наук и в собственном научном творчестве. Пытаемся таким образом совершенствовать природное стихийное лечение, как завещал Гиппократ. Это делается с целью помочь человеку с тревожной неуверенностью, неопределённостью-аморфностью, самоупрёками в душе найти свою целительную творческую, свойственную его природе, жизненную цель-дорогу, понять-почувствовать силу своей слабости, свой Смысл, обрести свойственное своей природе вдохновение. ТТСБ помогает научиться понимать и принимать людей другого склада души, находить в них человеческие ценности, но не мириться с наглостью, безнравственностью.
Характерологическая креатология (ХК) – это наука о творчестве, исходя из конкретного характера творящего (созидающего) человека. Практическая ХК вышла из Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно) уже много лет назад и являет собою существенную область Психотерапии здоровых. Психотерапевтическая помощь осуществляется здесь, исходя не из психологических, педагогических, социологических концепций, а естественно-научно – помогая человеку жить по-своему (творчески) сообразно своим характерологическим особенностям, посильно изучая их. Только в творчестве (в его широком понимании), то есть выполняя какое-либо дело во имя добра неповторимо по-своему, сообразно своей неповторимой индивидуальности (и, значит, вдохновенно) сказывается человек, личность. Путь к постижению своей неповторимости в ХК лежит, таким образом, через познание в разнообразном творческом самовыражении своего повторимого характера («синтонного», «замкнуто-углублённого», «тревожно-сомневающегося» и т.д.) среди других повторимых характеров. Чувство своей неповторимости (вдохновение) нередко является к нам тогда, когда понимаешь, чем ты не похож на других людей с таким же характером. ХК служит, прежде всего, людям, от природы непрактичным, тревожным, склонным к некоторой инертности, не уверенным в себе (хотя бы в глубине души) и, вместе с этим, от природы способным к целительному творчеству, собирающему душу, сообщающему ей вдохновение. Как показывает жизненный опыт, таких людей много в России. Без увлекающего их творчества, без творческого вдохновения в работе и на досуге они нередко грустят, тянутся к алкоголизации. ХК становится особенно важной в сегодняшней России, поскольку многим нашим людям такого рода трудно приспособиться к условиям нового российского капитализма. Наконец, это естественно-научный подход такого рода в разнообразных исследованиях. Например, в экономике, истории, философии, искусстве и т.д. 2. Перечень (будет со временем дополняться и поправляться, как и всё остальное в этой Справке) основных литературных источников, в которых рассказывается о ТТСБ и ХК. В основном – в хронологическом порядке (диссертации, рекомендации, пособия, книги, дипломные работы). 2.1. Диссертации (авторефераты).
2.2 Методические рекомендации и учебные пособия о применении ТТСБ и ХК (для врачей, психологов, педагогов), выпущенные Министерством здравоохранения и государственными учебными заведениями
психастенической психопатиями: Пособие для врачей. Подготовлено: Бурно М.Е., Гоголевич Т.Е. – М.: Минздравмедпром РФ, 1996.24 с.
|
«Развитие геоинформационных систем» Геоинформационные системы и технологии – бурно развивающееся направление современных информационных технологий | Реферат по логистике 8 Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране | ||
«Ядерное оружие. Ядерная энергия» Энергия атома… Ни одна область современной науки и техники не развивалась столь бурно и не порождала стольких надежд и опасений | «Ядерное оружие. Ядерная энергия» Энергия атома… Ни одна область современной науки и техники не развивалась столь бурно и не порождала стольких надежд и опасений | ||
Бурно М. Е. – Клиническая психотерапия Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: сформировать понятие «техногенез», выявить основные показатели бурно проявляющегося техногенеза, глобальные следствия этого... | ||
Отчет по дисциплине «ист в образовании» Электронная коммерция в России дело новое, но очень бурно развивающееся. Сравним объемы различных сегментов рынка электронной коммерции... | Приведённая территория некоторых стран Города дали все современные блага жизни, без которых сейчас немыслимо нормальное человеческое существование. Данный процесс бурно... | ||
Искусственные Нейронные Сети (инс) бурно развивающееся направление... Актуальность исследований в этом направлении подтверждается массой различных применений нс. Это автоматизация процессов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной... | ||
Первый Международный научно-практический семинар Достижения электронной техники за последнее десятилетие привели к настоящему буму в области телекоммуникаций. Связь, находящаяся... | Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся... Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного... | ||
Реферат по истории Тема: «Урбанизация в России сегодня» В россии, как и во всём мире бурно протекает процесс быстрого роста городов, повышения их роли и распространения городского образа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жаль. Этот чудовищный по нелепости рассказ передаю буквально, ибо в брильянте правой запонки был японский магнитофон. А нижеследующим... | ||
За исторически не большой временной континуум развития, в особенности... Естественно, за столь короткий промежуток своего становления, терминология и понятийный аппарат в области знаний пережили ряд существенных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В связи с бурно развивающимися информационными технологиями и ресурсами большое значение приобрела проблема изучения общих для всех... |