Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской





Скачать 318.81 Kb.
НазваниеПрофессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской
страница1/3
Дата публикации14.12.2014
Размер318.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Профессор М.Е. Бурно

Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М.Е.Бурно) – ТТСБ и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги – ОППЛ (Президент – профессор В.В. Макаров) и кафедры психотерапии и сексологии (ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России (ректор - действительный член РАМН, профессор Л.К.Мошетова, заведующий кафедрой - профессор В.В.Макаров) (Москва)


  1. О ТТСБ и ХК

    1. Коротко о ТТСБ


Терапия творческим самовыражением М.Бурно

Терапия творческим самовыражением М. Бурно (ТТСБ) – целостный отечественный, самостоятельный психотерапевтический метод в отличие от терапии творческим самовыражением, терапии творчеством (Creative therapy) в обычном широком западном понимании как вспомогательное, «главным образом в рамках общего лечебного плана с учётом психоаналитической концепции» (Бонштедт-Вильке И., Рюгер У., 1997). Метод разработан М.Е. Бурно (Бурно М.Е., 1989-2013). ТТСБ является методом российской клинической психотерапии.

Теоретическая основа ТТСБ – кречмеровская психотерапевтическая концепция: «созидание личности по её конституциональным основным законам и активностям» (Kretschmer E., 1934, 1975). ТТСБ вышла из психиатрии и показана для разнообразных хронических тревожно-депрессивных пациентов с болезненным переживанием своей неполноценности (патологическая дефензивность (пассивная оборонительность) в противовес агрессивности). Это, прежде всего, - дефензивные варианты шизотипического расстройства и различных расстройств зрелой личности. Однако, особенно в последние годы, метод стали применять для лечения больных шизофренией и душевно здоровых соматических, неврологических пациентов с дефензивными особенностями характера, для помощи здоровым дефензивным детям (в школе, в детском саду) и т.д.

Существо метода. Пациенты или здоровые люди с дефензивными трудностями под руководством психотерапевта изучают элементы клинической психиатрии с патографией, элементы характерологии (в том числе, характеры художников, учёных), элементы психотерапии, естествознания - в разнообразном творческом самовыражении. Дабы научиться выражать себя творчески, сообразно своим природным характерологическим особенностям. Дабы обрести своё целительное вдохновение, обрести себя как уникальную, но всё же сообразную своей природе аутистическую, психастеническую, синтонную, полифонически-шизотипическую и т.д. общественно-полезную личность и, благодаря этому, подняться из «каши»-неопределённости своих дефензивных переживаний. Природные характеры и симптомы болезни понимаются в ТТСБ не как «ярлыки», «бирки», а как важные природные ориентиры (наподобие, например, мужской или женской природной особенности), помогающие найти тропинку в свою творческую аутистическую, психастеническую и т.д. неповторимость, найти свою Любовь и свой Смысл. Подобно тому, как студент консерватории, исполняя по совету преподавателя, созвучное себе музыкальное произведение так, как исполняет его созвучный ему музыкант, приходит из подражания к своей, словами Равеля, «бессознательной неточности».

Практика метода. Индивидуальные психотерапевтические встречи, творческие домашние задания, группы творческого самовыражения в камерной обстановке психотерапевтической гостиной, реалистический психотерапевтический театр. Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собою суть следующие: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой (в том числе, с экзистенциальной философией); 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворённости в повседневном. «Творческий» - означает здесь всюду познание-поиск себя самого – неповторимого аутистического, психастенического и т.д. в общении по-своему с искусством, природой и т.д., с целью обрести свою вдохновенно-творческую неповторимую жизненную дорогу. Дабы жить вдохновенно-по-своему, сообразно своей природе, важно изучить свои природные характерологические особенности. Тогда эти осознанные, прочувствованные особенности становятся надёжными ориентирами и пациенты увереннее идут к своей вдохновенной неповторимости, обретая её.

Настоящий метод помогает не только дефензивным людям, склонным к одухотворённо-материалистическому, естественно-научному мироощущению, но и людям с идеалистической природой души найти свою психологическую психотерапию, целительную идеалистическую философию или религию.

Долгосрочная ТТСБ продолжается 2-5 лет; краткосрочные варианты метода – от недели до 4-х месяцев.

Метод-школа ТТСБ государственно и общественно (Профессиональная психотерапевтическая лига России - ППЛ) признан в России. Его преподавание включено в «Типовую программу дополнительного профессионального образования врачей» по специальности «Психотерапия» (Москва. Министерство здравоохранения России, 1990, 2005, 2012), в образовательную программу ППЛ.

В отличие от атр-терапевтических, экзистенциально-гуманистических и религиозных подходов ТТСБ предполагает природную, телесную основу в самых сложных движениях души и отправляется в своих (порою одухотворённо-поэтических) психотерапевтических воздействиях не от изначального Духа, а от самой Природы. В ТТСБ психотерапевтом исследуется защитно-приспособительная работа природы, более или мене понятным клиницисту языком начертанная в клинической картине (включая личностную почву), дабы гиппократовски помочь стихийной природе защищаться совершеннее от вредоносных внешних и внутренних воздействий. Например, деперсонализационное страдание клинически понимается как защитно-приспособительная неестественность чувствования, переживания («чувствую, переживаю не по-своему; например, немею душой»). Это природное чувство неестественности смягчает душераздирающую тоску, но приносит новое, деперсонализационное (например, анестетическое) страдание. Это несовершенство природной защиты поправляется, по возможности, психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя более собою, посветлеть в творческом вдохновении. ТТСБ понимает целительное творческое вдохновение у многих дефензивных пациентов как более или менее ясное содержательное понимание-чувство себя собою, сообразно природе своей души, - понимание-осознавание, поиск смысла своего бытия и в разгаре своей общественно-полезной жизни и перед смертью. Разнообразные приёмы ТТСБ направляются не психоаналитическими и экзистенциальными, религиозными концепциями, а естественно-научным пониманием психотерапевтом особенностей клинической картины пациента, особенностями природного характера. В отличие от Арт-терапии дефензивные пациенты и здоровые тревожно-дефензивные люди, кроме всего прочего, обретают своё целительное творческое вдохновение не только в искусстве, но, например, в творческом общении с природой, в творческом погружении в прошлое, в творческом изучении наук и в собственном научном творчестве. Пытаемся таким образом совершенствовать природное стихийное лечение, как завещал Гиппократ. Это делается с целью помочь человеку с тревожной неуверенностью, неопределённостью-аморфностью, самоупрёками в душе найти свою целительную творческую, свойственную его природе, жизненную цель-дорогу, понять-почувствовать силу своей слабости, свой Смысл, обрести свойственное своей природе вдохновение.

ТТСБ помогает научиться понимать и принимать людей другого склада души, находить в них человеческие ценности, но не мириться с наглостью, безнравственностью.


    1. Коротко о ХК (М.Е. Бурно и Г.Ю.Канарш (Григорий Юрьевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, член ОППЛ))

Характерологическая креатология (ХК) – это наука о творчестве, исходя из конкретного характера творящего (созидающего) человека. Практическая ХК вышла из Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно) уже много лет назад и являет собою существенную область Психотерапии здоровых. Психотерапевтическая помощь осуществляется здесь, исходя не из психологических, педагогических, социологических концепций, а естественно-научно – помогая человеку жить по-своему (творчески) сообразно своим характерологическим особенностям, посильно изучая их. Только в творчестве (в его широком понимании), то есть выполняя какое-либо дело во имя добра неповторимо по-своему, сообразно своей неповторимой индивидуальности (и, значит, вдохновенно) сказывается человек, личность. Путь к постижению своей неповторимости в ХК лежит, таким образом, через познание в разнообразном творческом самовыражении своего повторимого характера («синтонного», «замкнуто-углублённого», «тревожно-сомневающегося» и т.д.) среди других повторимых характеров. Чувство своей неповторимости (вдохновение) нередко является к нам тогда, когда понимаешь, чем ты не похож на других людей с таким же характером. ХК служит, прежде всего, людям, от природы непрактичным, тревожным, склонным к некоторой инертности, не уверенным в себе (хотя бы в глубине души) и, вместе с этим, от природы способным к целительному творчеству, собирающему душу, сообщающему ей вдохновение. Как показывает жизненный опыт, таких людей много в России. Без увлекающего их творчества, без творческого вдохновения в работе и на досуге они нередко грустят, тянутся к алкоголизации. ХК становится особенно важной в сегодняшней России, поскольку многим нашим людям такого рода трудно приспособиться к условиям нового российского капитализма. Наконец, это естественно-научный подход такого рода в разнообразных исследованиях. Например, в экономике, истории, философии, искусстве и т.д.
2. Перечень (будет со временем дополняться и поправляться, как и всё остальное в этой Справке) основных литературных источников, в которых рассказывается о ТТСБ и ХК. В основном – в хронологическом порядке (диссертации, рекомендации, пособия, книги, дипломные работы).
2.1. Диссертации (авторефераты).

  1. Бурно М.Е.(Марк Евгеньевич, Москва). О личностях, особенно предрасположенных к алкоголизму: Автореф. дис. канд. мед. наук: 761 (Психиатрия) /МЗ РСФСР, 2-ой Моск. гос. мед. институт им. Н.И. Пирогова (Москва). М., 1969. 16 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор Геннадий Константинович Ушаков].

  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением: Дис. докт. мед. наук в виде научного доклада: 14.00.18 (Психиатрия), 19.00.04 (Медицинская психология)/ МЗ РФ, РМАПО (Москва). М., 1998. 58 с. [Научные консультанты: докт. мед. наук, профессор, заслуж. деятель науки РФ Борис Дмитриевич Карвасарский; докт. психол. наук, профессор, член-корр. РАО Виктор Маркович Шкловский].

  3. Зуйкова Н.Л. (Надежда Леонидовна, Москва). Краткосрочная Терапия творческим самовыражением шизоидных личностей с семейными конфликтами: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 (Психиатрия) /МЗ РФ, РМАПО (Москва). М., 1998. 24 с. [Научный руководитель – канд. мед. наук, доцент М.Е. Бурно].

  4. Гоголевич Т.Е. (Татьяна Евгеньевна, Тольятти). Краткосрочная Терапия творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями в стадии декомпенсации: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 (Психиатрия) /МЗ РФ, РМАПО (Москва). М., 1998. 26 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор М.Е. Бурно].



  1. Салынцев И.В. (Игорь Всеволодович, Москва). Гипноз в диагностике и комплексном лечении небредовых ипохондрических расстройств эндогенно-процессуального происхождения: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 (Психиатрия) /МЗ РФ РМАПО (Москва). М., 1999. 26 с. [Научные руководители – докт. мед. наук, профессор, заслуж. деятель науки РСФСР Владимир Евгеньевич Рожнов и докт. мед. наук, профессор М. Е. Бурно].

  2. Некрасова С.В. (Светлана Владимировна, Москва). Краткосрочная Терапия творческим самовыражением больных с шизотипическим расстройством и дефензивными проявлениями: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 (Психиатрия)/МЗ РФ РМАПО (Москва). М., 1999. 24 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор М. Е. Бурно].

  3. Мурзина Т.Ф. (Татьяна Феоктистовна, Санкт-Петербург). Терапия творчеством в социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с ампутационными дефектами конечностей: Автореф. дис. канд. мед. наук: 19.00.04 (Медицинская психология), 14.00.18 (Психиатрия) /СПб. НИИ протезирования им. Г. А. Альбрехта. СПб., 1999. 24 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер; научный консультант – докт. мед. наук, профессор А.Т. Быков].

  4. Мурзина Т.Ф. Методологические и организационно-методические основы психотерапии детей-инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты: Автореф. дис. докт. мед. наук: 14.00.54 (Медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация), 14.00.18 (Психиатрия) /Федер. гос. учрежд. «Федер. бюро медико-социальной экспертизы» МЗ и СР РФ. М., 2006. 50 с. [Научные консультанты – докт. мед. наук, профессор Анатолий Иванович Осадчих; член-корр. РАМН, докт. мед. наук, профессор Дмитрий Фёдорович Хритинин].

  5. Васильев В.В. (Валерий Витальевич, Ижевск). Этно-культуральные особенности суицидального поведения психически больных в Удмуртии: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 (Психиатрия) /Гос. научн. центр соц. и суд. психиатрии им. В.П. Сербского (Москва), Республ. клинич. психиатр. б-ца МЗ Удмуртской республики (Ижевск), М., 2001. 24 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор Борис Сергеевич Положий].

  6. Васильев В.В. Особенности суицидального поведения у женщин (клинико-социальный и профилактический аспекты): Автореф. дис. докт. мед наук: 14.01.06 (Психиатрия)/ ГОУ ВПО «Ижевская госуд. мед. академия» МЗ и СР РФ (Ижевск), М., 2011. 35 с. [Научный консультант – докт. мед наук, профессор Б. С. Положий].

  7. Каллагова И.В. (Инга Владимировна, США). Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма: Автореф. дис. канд. техн. наук: 17.00.06 (Техническая эстетика и дизайн)/ Моск. гос. текстильный ун-т им. А.Н. Косыгина, 2002. 16 с. [Научный руководитель – докт. техн. наук профессор Т.В. Козлова].

  8. Унанов Т.А. (Тимур Александрович, Украина, Одесса). Краткосрочный вариант Терапии творческим самовыражением в комплексном лечении сколиоза у детей: Научн. докл. на соискание учёной степени канд. психол. наук: 19.00.04 (Медицинская психология)/ Черноморск. отделение Международн. межакадемического союза общественных организаций по поддержке науки и содействию подготовке кадров, Одесса, 2003. 18 с. [Научный руководитель – доцент Евгений Антонович Поклитар].

  9. Терлецкий А.Р. (Аркадий Ростиславович, Польша, Люблин). Краткосрочный вариант Терапии творческим самовыражением как основа лечения соматоформных нарушений органов пищеварения: Дис. на соиск. Учён. степ. канд. мед. наук в форме научного доклада: 14.00.18 (Психиатрия)/Черноморск. отделение Международн. межакадемического союза общественных организаций по поддержке науки и содействию подготовке кадров, Одесса, 2003. 28 с. [Научный руководитель – доцент Е.А. Поклитар].

  10. Махновская Л.В. (Людмила Васильевна, Москва). Терапия творческим самовыражением пациентов с шизотипическим расстройством с преобладанием деперсонализационных проявлений: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 (Психиатрия)/МЗ РФ, РМАПО, 2003. 22 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор М.Е. Бурно].

  11. Грушко Н.В. (Наталья Викторовна, Омск). Социально-психологическое исследование творческого самовыражения в условиях дополнительного образования: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 (Социальная психология)/ Ярославск. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, Ярославль, 2003.26с. [Научный руководитель – докт. психол. наук, профессор Владимир Васильевич Козлов].

  12. Филозоп А.А. (Александр Анатольевич, Воронеж). Фасилитация личностной адаптированности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 (Психология развития, акмеология) /Воронежск. Ун-т, 2005. 26 с. [Научный руководитель – докт. психол. наук, профессор Евгений Андреевич Корсунский].

  13. Истомина Е.В. (Елена Владимировна, Москва). Деонтологическое поведение стоматолога-ортопеда в зависимости от характерологических особенностей пациентов: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.21 (Стоматология), 19.00.04 (Медиц. психология) /Гоу ДПО «РМАПО Росздрава», М., 2007. 24 с. [Научные руководители – заслуж. врач РФ, докт. мед. наук, профессор Садулла Ибрагимович Абакаров; докт. мед наук, профессор М.Е. Бурно ].

  14. Богданович М.А. (Мария Андреевна, Тюмень). Пограничные нервно-психические расстройства у зрячих больных первичной глаукомой (клинико-динамический и реабилитационный аспекты): Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 (Психиатрия). /ФГОУ ВПО «Тюменск. мед. академия Росздрава», ГЛПУ ТО «Тюменск. обл. офтальмологич. дисп.», Томск, 2007. 26 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук Борис Юрьевич Приленский].

  15. Калмыкова И.Ю. (Инга Юрьевна, Москва). Психотерапевтическое повышение качества психической жизни больных шизофренией с переживанием своей неполноценности: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.06 (Психиатрия (медиц. науки)). / ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», М., 2010. 24 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор М.Е.Бурно].

  16. Мухаметзянова Г. Р. (Гузель Ринатовна, г.Туймазы, респ. Башкортостан). Терапия творческим самовыражением больных шизотипическим расстройством, осложнённым алкогольной зависимостью: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.06 (Психиатрия (медицинские науки)) / ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», М., 2010. 28 с. [Научный руководитель – докт. мед наук, профессор М.Е.Бурно].

  17. Иговская А.С. (Анна Станиславовна, Москва). Терапия творческим самовыражением пациентов со специфическими расстройствами личности с преобладанием ипохондрии: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.06 (Психиатрия (медицинские науки)) / ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», М., 2011. 24 с. [Научный руководитель – докт. мед. наук, профессор М.Е.Бурно].

  18. Орлова Т. В. (Татьяна Витальевна, Москва). Краткосрочный вариант Терапии творческим самовыражением Бурно в паллиативной онкологии: Атореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.06 (Психиатрия (медицинские науки)); 14.01.12 (Онкология (медицинские науки)) / ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», М., 2012. 24 с. [Научные руководители – докт. мед. наук, профессор М.Е. Бурно; докт. мед. наук, профессор Георгий Андреевич Новиков].


2.2 Методические рекомендации и учебные пособия о применении ТТСБ и ХК (для врачей, психологов, педагогов), выпущенные Министерством здравоохранения и государственными учебными заведениями



  1. Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма и неврозов: Учебное пособие. Составлено М.Е.Бурно. – М.: МЗ СССР, ЦИУ врачей,1981. 44 с.

  2. Антиалкогольный клуб: Методические рекомендации. Составлены М.Е.Бурно под ред. В.Е.Рожнова. – М.: Минздрав СССР, 1982. 18 с.

  3. Особенности психотерапии женского алкоголизма: методические рекомендации. Составлены В.Е.Рожновым, М.Е.Бурно, Игорем Степановичем Павловым, Аллой Даниловной Василевской. – М.: Минздрав СССР, 1984. 14 с.

  4. Терапия (профилактика) творческим самовыражением в психотерапевтических амбулаториях (поликлиника, диспансер), стационарах, в кабинетах социально-психологической помощи, в санаториях и домах отдыха, в антиалкогольных клубах, «группах риска» (в отношении пьянства и алкоголизма), в клубах трезвости: Методические рекомендации. Составлены М.Е.Бурно. – М.: Минздрав СССР, 1988. 28 с.

  5. Краткосрочная терапия творческим самовыражением пациентов с шизоидной и

психастенической психопатиями: Пособие для врачей. Подготовлено: Бурно М.Е., Гоголевич Т.Е. – М.: Минздравмедпром РФ, 1996.24 с.

  1. Творческое самовыражение при психотерапии психопатических личностей: Пособие для врачей. Подготовлено: Бурно М.Е., Зуйковой Н.Л. – М.: Минздрав РФ, 1997. 21 с.

  2. Краткосрочная терапия творческим самовыражением дефензивно-шизотипических пациентов: Пособие для врачей. Подготовлено: Бурно М.Е., Некрасовой С.В. – М.: Минздрав РФ, 1998. 16 с.

  3. Гипнотерапия в практике врача-психотерапевта: Пособие для врачей. Составлено И.В.Салынцевым. - М.: Минздрав РФ, 1998, 69 с.

  4. Гипноз в комплексном лечении больных героиновой наркоманией и особенности их гипнотического состояния на этапе реабилитации: Пособие для врачей. Составлено И.В.Салынцевым. – М.: МЗ РФ, РМАПО, 2001. 39 с.

  5. Гипноз в комплексном лечении небредовых ипохондрических расстройств эндогенно-процессуального происхождения: Пособие для врачей. Составлено И.В.Салынцевым. – М.: МЗ РФ, РМАПО, 2001. 40 с.

  6. Терапия творческим самовыражением шизотипческих пациентов с деперсонализационными расстройствами: Пособие для врачей. Подготовлено: Бурно М.Е., Махновской Л.В. – М.: Минздрав РФ, 2001. 23 с.

  7. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни (из опыта практической работы в группах творческого самовыражения). Составлено Н.В.Грушко. – Омск: Омский городск. Дворец детского (юношеского) творчества, 2002. 51 с.

  8. Психология и творчество (из опыта работы детской психологической службы). Составлено: Н.В.Грушко, В.Н.Сурковым (Виктор Николаевич), Щётковой Ю.В. (Юлия Владимировна, тоже Омск): Сборник научно-методических материалов. – Омск: Городск. Дворец детского (юношеского) творчества, 2003. – 59.с.

  9. Терапия творческим самовыражением: Учебное пособие. Составлено Еленой Сергеевной Манюковой. – Новокузнецк: Инст. повыш. квалификации, 2003. 72 с.

  10. Терапия творческим самовыражением //Дополнительные профессиональные образовательные программы: Психология. Составлено: Е.С.Манюковой, с. 57-78. – Новокузнецк: Инст. повыш. квалификации, 2003. 96 с.

  11. Организация психологической реабилитации глаукомных пациентов в условиях областного офтальмологического диспансера: Методическое пособие для врачей и медицинских психологов. Составлено: профессором Натальей Александровной Коноваловой, врачом-психотерапевтом М.А.Богданович. – Тюмень: Департамент здравоохранения Администрации Тюменской обл., 2004. 60 с.

  12. Психокоррекция посттравматических состояний (фототерапия, боди-арт, хокку, психологическая скульптура): Практическое пособие. Составлено: Н.В.Александровой (Наталья Викторовна), Н.В.Грушко, Н.Н.Карловской (Наталья Николаевна), Е.В.Муравицкой (Елена Витальевна). - Омск: Минздрав Омской обл., Госуд. учрежд. здравоохр. Омск. обл. «Территориальный центр медицины катастроф», 2005. 40 с.

  13. Деонтологическое поведение стоматолога-ортопеда в зависимости от характерологических особенностей пациентов: Учебное пособие для стоматологов. Составлено: М.Е.Бурно, Е.В.Истоминой, Вячеславом Васильевичем Свириным. – М.: МЗ РФ, ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», 2006. 36 с.

  14. Применение метода Терапии творческим самовыражением в работе психолога: Учебно-методическое пособие. Составлено Татьяной Александровной Гилёвой, Л.М.Лучшевой, Людмилой Дмитриевной Протасовой, Ларисой Александровной Селивановой, Ксенией Юрьевной Сосновской, Татьяной Юрьевной Шиховой. – Новокузнецк: МОУ ДПО Инст. повышения квалификации, 2006. 92 с.

  15. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» в работе практического психолога: Учебное пособие. Составлено Н.В.Грушко. – Омск: Омск. Гос. педагогич. ун-т, 2009. 36с.

  16. О повышении (посветлении) качества душевной жизни больных шубообразной шизофренией вне шуба: Учебное пособие. Составлено М.Е.Бурно и И.Ю.Калмыковой. – М.: МЗ и СР РФ, ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», 2009, 36 с.

  17. Психотерапия пациентов со специфическими расстройствами личности с преобладанием ипохондрии: Учебное пособие. Составлено М.Е.Бурно и А.С.Иговской. – М.: МЗ и СР РФ, ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», 2009, 36 с.

  18. О Терапии творческим самовыражением больных шизотипическим расстройством, осложнённым алкогольной зависимостью: Учебное пособие. Составлено М.Е.Бурно и Г.Р.Мухаметзяновой. – М.: МЗ и СР, ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава», 2009. 46 с.

  19. Краткосрочный вариант метода Терапии творческим самовыражением в паллиативной онкологии: Учебное пособие. Составлено М.Е.Бурно, Г.А.Новиковым, Т.В.Орловой. – М.: МЗ и СР, ГБОУ ДПО «РМАПО Росздрава», 2011. 33 с.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской icon«Развитие геоинформационных систем»
Геоинформационные системы и технологии – бурно развивающееся направление современных информационных технологий
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconРеферат по логистике 8
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской icon«Ядерное оружие. Ядерная энергия»
Энергия атома… Ни одна область современной науки и техники не развивалась столь бурно и не порождала стольких надежд и опасений
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской icon«Ядерное оружие. Ядерная энергия»
Энергия атома… Ни одна область современной науки и техники не развивалась столь бурно и не порождала стольких надежд и опасений
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconБурно М. Е. – Клиническая психотерапия
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать понятие «техногенез», выявить основные показатели бурно проявляющегося техногенеза, глобальные следствия этого...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconОтчет по дисциплине «ист в образовании»
Электронная коммерция в России дело новое, но очень бурно развивающееся. Сравним объемы различных сегментов рынка электронной коммерции...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconПриведённая территория некоторых стран
Города дали все современные блага жизни, без которых сейчас немыслимо нормальное человеческое существование. Данный процесс бурно...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconИскусственные Нейронные Сети (инс) бурно развивающееся направление...
Актуальность исследований в этом направлении подтверждается массой различных применений нс. Это автоматизация процессов
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconПервый Международный научно-практический семинар
Достижения электронной техники за последнее десятилетие привели к настоящему буму в области телекоммуникаций. Связь, находящаяся...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconПояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся...
Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconРеферат по истории Тема: «Урбанизация в России сегодня»
В россии, как и во всём мире бурно протекает процесс быстрого роста городов, повышения их роли и распространения городского образа...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жаль. Этот чудовищный по нелепости рассказ передаю буквально, ибо в брильянте правой запонки был японский магнитофон. А нижеследующим...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconЗа исторически не большой временной континуум развития, в особенности...
Естественно, за столь короткий промежуток своего становления, терминология и понятийный аппарат в области знаний пережили ряд существенных...
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) ттсб и Характерологической креатологии (ХК) в структуре Общероссийской iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с бурно развивающимися информационными технологиями и ресурсами большое значение приобрела проблема изучения общих для всех...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск