Фомиченко Е.В., учитель начальных классов. Деятельностный метод обучения – основной метод
работы по ФГОС. Конспект урока математики во 2 классе
Фомиченко Е.В.
Деятельностный метод обучения – основной метод
работы по ФГОС
Уже несколько лет учителя начальной школы работают по новым ФГОС, отличительной особенностью которых является системно - деятельностный подход, обеспечивающий достижение главной цели - развитие личности учащегося.
Что же такое «деятельностный метод обучения»?
Системно - деятельностный метод основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Точно охарактеризовала отличительную черту метода Л.Г. Петерсон: «Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называют деятельностным методом».
При организации учебного процесса главное место принадлежит самостоятельной деятельности школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы умело спланировать эту деятельность.
Многолетнее применение деятельностного метода в педагогической практике позволило выделить его основные положительные стороны:
Цели урока выводят сами учащиеся под руководством учителя.
Рефлексивная деятельность на протяжении всего урока. Уже с первого класса учащиеся учатся отличать верно выполненное задание от ошибочного, давать эмоциональную оценку деятельности класса, сознавать причины своего успеха или неудачи. А к четвёртому классу дети уже владеют приёмами самооценки.
Диалог. В технологии деятельностного метода используются два вида диалога: побуждающий и подводящий. В начальной школе чаще используется подводящий диалог. Он представляет собой ряд выстроенных вопросов, с помощью которых учащиеся выделяют так называемую «проблему», а потом находят пути её решения. В результате у детей развивается речь, умение слушать, отстаивать свою позицию.
Сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения. Дети обучаются работать по правилу и творчески.
Атмосфера сотрудничества учащихся и учителя на уроке.
Через совместную деятельность формируется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик».
Всё это помогает формировать у учащихся мышление, целостную систему мира, систему культурных ценностей, которые находят своё проявление в личностных качествах. Структура урока открытия нового знания ( по Л.Г. Петерсон)
№
| Этапы
| Цель
|
| Самоопределение к деятельности (организационный момент).
| Включение учащихся в деятельность.
|
| Актуализация знаний с фиксацией затруднения в пробном учебном действии.
| Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового; выявление затруднения в индивидуальной деятельности учащихся.
|
| Постановка учебной задачи.
| Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.
|
| «Открытие» нового знания (построение выхода из затруднения).
| Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
|
| Первичное закрепление.
| Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
|
| Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
| Каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
| Включение нового знания в систему знаний и повторения.
| Выполнение заданий, в которых новые знания используются вместе с изученным ранее.
|
| Рефлексия деятельности (итог урока).
| Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
В качестве примера использования деятельностного метода на уроке ниже приводится конспект урока математики во 2 классе. Использованная литература:
А.В. Миронов «Как построить урок в соответствии с ФГОС», Методическая лаборатория , Волгоград, издательство «Учитель», 2013.
Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения. Образовательная система «Школа 2000…», Москва, 2007.
Урок математики во 2 классе (УМК «Школа России»)
Тема урока: Однозначные и двузначные числа.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Цель урока (планируемые предметные результаты): познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и «двузначные» числа; учить определять поместное значение цифры; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планирование результата. Характеристика деятельности
Личностные УУД. Формирование мотива, регулирующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Хочу учиться).
Познавательные УУД. Умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного.
Коммуникативные УУД. Умение слушать и понимать речь других, строить свои высказывания.
Регулятивные УУД. Умение работать по предложенному учителем плану.
Основные понятия: однозначные числа, двузначные числа, разряд десятков, разряд единиц.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику (тема: «Образование и запись чисел от 10 до 100» - раздел «Задания»), математические вееры у учащихся.
На стенде: карточка с темой урока (прикреплённая оборотной стороной), табличка разрядов (десятки/ единицы).
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
| На доске помещена пословица. «Не говори – не умею, а говори – научусь!»
Девизом сегодняшнего урока я выбрала такую пословицу. Прочитайте. Как вы понимаете её смысл?
Вывод: учёба – ваш главный труд, чем лучше вы будете трудиться, тем большим количеством знаний и умений вы будете овладевать.
Математика любит порядок. Проверим порядок на рабочем месте.
А теперь проверим «порядок» в головках.
| Дети высказывают своё мнение (1-2 мин.)
Дети проверяют свои рабочие места.
| Личностные УУД.
Коммуникативные УУД.
| 2.Актуализация знаний.
| Над какой большой темой мы работаем?
Что вы уже научились, работая над этой темой?
Сегодня мы узнаем что-то новое, но сначала вспомним то, что нам будет нужно для изучения нового.
Проверка домашнего задания (фронтально).
Рабочая тетрадь на печатной основе №1 – с.8 №14,15.
Какой зверёк получился у вас в №14?
Были ли трудности с записью чисел в №15? Проверьте, какие числа должны получиться. Слайд:
81 47
18 90
74 100
Назовите числа, в записи которых используют одинаковые цифры.
Чем отличаются числа в парах?
Какое число здесь можно назвать лишним и почему?
Решение примеров.
А сейчас вы решите примеры и на веерах покажите мне ответы.
10+1 7+4
9+2 5+6
8+3
Состав какого числа мы повторяли?
Чем интересно это число?
Что обозначает цифра 1, записанная справа? А слева?
|
Записывать и читать числа от 11 до 100.
Дети высказываются.
Самопроверка.
Одна цифра в записи числа обозначает то десятки, то единицы.
100, т.к. для записи этого числа нужно три цифры, а для остальных – только две.
Дети работают с веерами.
Для его записи нужна одна цифра.
1 единицу.
1 десяток.
| Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД.
| 3.Постановка учебной задачи.
| Слайд:
6дес.4ед. 7
4дес.6ед. 70
7ед. 64
7дес. 46
Образуйте пары. Соедините стрелками (фронтальная работа).
Прочитайте числа.
В каком числе цифра 7 показывает количество десятков?
В каком числе цифра 7 показывает количество единиц?
Что показывает цифра 6 в числе 64? В числе 46?
Что показывает цифра 4 в этих числах?
На какие две группы вы разделили бы эти числа?
Может кто-то знает, как называются такие числа в математике? Напоминаю, что цифра – это знак для записи числа.
(Учитель подводит детей к новым терминам или говорит их сам. На стенде открывается карточка с темой урока.)
Чему же мы будем учиться на уроке? (если дети затрудняются ответить, говорит учитель)
| Дети выходят к доске и маркерами с помощью стрелок образуют пары. Все остальные проверяют. Соглашаются или нет, поднимая руку.
Дети читают. Идёт тренировка чтения чисел.
Количество десятков. Количество единиц.
Дети отвечают аналогично.
Высказывания детей: 70, 64, 46 и 7.
Для записи чисел первой группы нужно две цифры, а для записи чисел второй группы нужна одна цифра.
Дети высказываются.
Чтение темы урока «Однозначные и двузначные числа».
Различать однозначные и многозначные числа.
| Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
| 4.Работа над темой урока. «Открытие» нового знания. Первичное закрепление.
| Откройте учебник на с.9. Ещё раз прочитайте тему урока.
Мы будем работать с рядами чисел в верхней части страницы.
Прочитайте однозначные числа. Чем похожи однозначные числа?
Прочитайте двузначные числа. Чем они похожи?
Что показано жёлтым цветом в записи чисел?
Что показано розовым цветом?
Где место единиц? Это место разряда единиц.
Где место десятков? Да, это место разряда десятков.
Итак, чем отличаются однозначные числа от двузначных?
| Дети читают тему.
Дети читают.
Состоят из одной цифры.
Состоят из двух цифр.
Однозначные числа состоят из одного знака (цифры), а двузначные – из двух знаков (цифр).
| Познавательные УУД.
| 5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
| Самостоятельная работа в тетрадях - №1 с проверкой у доски.
| Два ученика у доски выписывают числа:
Первый – однозначные:
7, 2, 1, 9.
Второй – двузначные:
15, 51, 70, 13, 10, 99.
При самопроверке учащиеся ставят на полях «+», если всё сделано верно. Если есть трудности, работаем над ними.
| Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
| 6. Физминутка.
(Упражнения под музыку - «Колыбельная медведицы»)
|
| 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
| 1) Используется диск «Электронное приложение к учебнику» по теме «Образование и запись чисел от 10 до 100» задание № 2 – игра «Соедини по точкам».
Перед заданием учитель читает загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…
(ракета).
Прежде чем лететь на ракете, надо её построить. А помогут вам ваши знания.
(Идёт повторение чтения и записи двузначных чисел).
2) Решение задачи.
Учебник № 4.
Самостоятельное решение с проверкой у доски.
6+2=8 (п.) – В.
6+8=14 (п.)
Ответ: 14 партий.
Как можно назвать числа, которые даны в условии задачи?
Как называется число, которое получилось в ответе?
|
Дети хором говорят отгадку.
Учащиеся под руководством учителя выполняют задания электронного приложения.
Самостоятельная работа. Для проверки к доске вызывается ученик. Самопроверка. Выясняются трудности. Разбор и исправление ошибок.
| Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
| 8.Итог. Рефлексия.
| Какие числа вы учились различать?
Приведите примеры однозначных и двузначных чисел.
Какие числа называют однозначными? Двузначными?
Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать?
Этап оценивания работы учащихся.
(Оценивание может проходить сразу после выполнения учащимися конкретного задания. А на этапе рефлексии отмечаются самые активные ученики. Учитель постоянно обращается к мнению ребят, корректно и тактично направляя их).
Вы хорошо справились с главной задачей урока: научились различать однозначные и двузначные числа, употребляли в речи эти новые слова. Значит, работали, следуя девизу урока. - Кто объяснил смысл девиза? Спасибо тебе, ты - молодец! (словесная оценка).
Домашнее задание подготовило вас к изучению нового. Давайте отметим ребят, которые помогли вам проверить домашнее задание.
Какие отметки им можно поставить? (1-2 ученика получают отметки за домашнее задание и ответы на вопросы после него. Если в домашнем задании были ошибки, то необходимо отметить тех учеников, которые помогли исправить ошибки).
На уроке вы считали устно, повторяли состав чисел от 11 до 20. Кто первым поднимал свой числовой веер? (Здесь следует отметить «слабых» учащихся, у которых наметился прогресс. Если эти дети достаточно активно участвовали в уроке, можно предложить поставить им отметки).
Вы продолжали учиться читать и писать двузначные числа. У кого сегодня это получалось лучше, чем на прошлых уроках? (Словесная оценка «слабых» учеников).
Вы не просто прочитали тему и цель урока из учебника, вы сами сформулировали их. Кого надо особенно отметить за эту трудную работу? Кто помог нам сделать главный вывод урока, чем отличаются однозначные и двузначные числа? Какие отметки заслужили ребята?
Давайте отметим ребят, которые помогли вам проверить выполнение самостоятельной работы и решение задачи. Как они справились с заданиями? Какие отметки заслужили?
На уроке вы работали над новой темой. Народная мудрость говорит: «Повторение – мать учения».
Поэтому дома вам необходимо повторить изученное – выполнить домашнее задание:
Рабочая тетрадь, с.9. – это задание на повторение состава чисел от 11 до 20. Примеры и задача. Я надеюсь, что вы все успешно справитесь с этой работой.
Урок закончен. Спасибо за работу!
| Однозначные и многозначные.
Учащиеся приводят примеры.
Дети высказываются.
Дети называют.
Высказывания учащихся.
Высказывания учащихся.
Высказывания учащихся.
Дети записывают задание в дневники.
| Личностные, познавательные, коммуникативные УУД.
| |