Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Сопровож-дение
|
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
|
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа…
|
| Слайд № 1
|
II. Сообщение целей урока
|
На доске четыре закрытые цели.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с трёхзначными числами (открывается первая цель на доске: повторим разрядный состав трёхзначных чисел), а также работу над задачами (открывается вторая цель на доске: поработаем над задачей). А над чем ещё мы будем работать, вы узнаете чуть позже. И тогда сможете назвать тему урока. (Тема на доске закрыта)
- А девизом урока я выбрала пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
|
| На доске закрытые цели и тема урока.
|
III. Актуализация опорных знаний.
|
1) повторение изученного о трёхзначных числах:
|
- Какие числа называем трёхзначными? - Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа?
- Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку.
(Первая строка: повторение десятичного состава чисел)
8 сотен 7 десятков 5 единиц;
9 единиц 6 десятка 4 сотни;
7 сотен 6 единиц;
5 сотен 3 десятка;
60 десятков.
- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.
- Вы согласны с записью … ?
- На экране верные числа?
- Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа.
- А вот и верные значения на экране.
- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!
- И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже.
- Проверьте друг у друга по эталону на экране.
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!
- Что мы сейчас повторили? - Посмотрите на свою работу и оцените шкалой на полях свои знания.
| - Трёхзначными называем числа, в записи которых используют три знака(цифры). - Единицы, десятки, сотни.
875, 469, 706, 530, 600.
575, 169, 406, 230, 300.
595, 189, 426, 250, 320.
- Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда.
| Слайд № 2
Слайд № 3
На изображении появляются записи.
Слайд № 4
Запись 1 строки.
Запись 2 строки.
Запись 3 строки.
|
2) выявление цели деятельности на уроке:
|
- Продолжаем наш урок. Какие величины нам известны?
- А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма «38 попугаев».
(Просмотр отрывка)
- О какой величине идёт речь?
- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?
- А в математике используют такие мерки?
- Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава.
(На доске открывается одна из скрытых целей: узнаем, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава).
- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину.
(На стене висит изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров)
|
- Масса, длина, время. - О длине. - Попугая, мартышку, слонёнка. - Нет.
| Слайд № 5
Слайд № 6
Отрывок м/ф «38 попугаев». Слайд № 7
Изображение удава на стене.
|
3) меры длины на Руси:
|
- Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?!
- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?
- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.
|
(Дети у доски рассказывают о пяди, вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину)
(Дети высказывают свои предположения)
|
Слайды № 8-13
Изображения пяди, локтя, аршина, сажени, вершка, дюйма.
|
4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:
|
- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.
- Какие единицы мы уже знаем?
- Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах.
(На экране появляется соотношение)
- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?
- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром. - Удобно это делать? Почему?
- Что же делать?
|
- Сантиметр, дециметр. (Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см).
(Дети высказываются) (Выполняем измерения с модельками дециметра)
- Нет. Мерки слишком малы.
|
Слайд № 14
На экране:
Дециметр(дм), Сантиметр(см)
Слайд № 15
Модельки см и дм. На экране:
1дм=10см
|
IV. Сообщение основной цели урока
|
- Нам понадобится новая единица измерения длины, больше, чем сантиметр и дециметр. И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины.
(На доске открывается последняя цель урока: познакомимся с новой единицей измерения длины)
- Тема нашего урока: «Единица измерения длины – метр».
|
(Дети определяют тему урока)
|
|
V. Знакомство с новой единицей измерения – метром.
|
1) модель метра, соотношение единиц измерения длины:
|
- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр.
(На доске вывешивается модель метра)
- Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради.
- Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их?
- В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение.
(1м = 10 дм)
- Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров?
- Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м 100см. Запишем это соотношение.
(1м = 1 дм = 100 см)
- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать.
|
(Предположения детей: дециметр, 10 дм)
(Высказывания детей)
|
МЕТР
1м = 10дм
1м=100см
На экране:
Таблица разрядов
|
2) Физ.минутка: зарядка для глаз.
| Слайды№16-18
|
3) преобразование единиц измерения длины:
|
- Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях)
7 м =….(= 70 дм = 700см.)
Попробуйте сами.
(У доски выполняют дети)
300см =…дм =…м
|
| Слайд № 19 Запись на доске и в тетрадях
|
4) первичное закрепление материала:
|
- Хотите сами попробовать свои силы?
- Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием.
- Какое слово у вас получилось?
- Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик на полях.
|
(Дети работают в парах на листочках)
3м =…см
600см =…м
9м=…дм
4м7дм=…см
Ключ:
900дм 470см 30см 90дм 300см
А Р С Т М
60м 47см 6м
У К Е
- Метр.
| Слайд № 20
На экране карточка
|
4) знакомство с измерительными приборами:
|
- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка.
(Демонстрация приборов)
- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Пожалуйста, не берите и не играйте рулеткой. А где пользуются чаще всего этим прибором?
|
- На строительстве, при ремонтных работах.
| Слайд № 21
|
5) измерение с помощью метровой линейки:
|
- Давайте попробуем измерить длину удава с помощью метровой линейки.
- Сколько раз мы отложили полных метров?
- Но удав ещё не закончился. Что же делать?
- Сколько дециметров?
- Какова же длина удава?
- Запишем в тетради, а … на доске.
- Как можно преобразовать это значение? - Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая?
|
(Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный) - Три. - Дальше будем измерять дециметрами.
(Ещё один человек выходит и показывает процесс)
- Восемь.
- 3 метра 8 дециметров.
- 3м 8дм = 380 см = 38 дм
(Записываем на доске)
- Длина шага попугая – 1дм.
|
Запись на доске
|
VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи.
|
- Подумайте, ребята, а что ещё удобнее будет измерять метрами?
- В задаче 333 нам предлагают найти высоту яблони. Прочитаем задачу.
- О чём речь в задаче?
- В чём её измеряют?
- О каких деревьях говорится в задаче?
- Высота какого дерева известна в задаче?
- Что вам известно о высоте берёзы? - Что вы можете сказать о высоте яблони? - Прочитайте ещё раз условие задачи и определите, какая таблица записи условия подходит.
- Кто может определить тип задачи?
- Мы не будем писать словами краткую запись условие задачи, так как нам помогает таблица, но выполним схему.
- Сколько отрезков будем чертить? Почему?
- Какой отрезок будет длиннее? Почему? - Запишите решение в тетрадях.
- Подумайте, как можно изменить вопрос задачи, чтобы она стала составной?
|
(Высказывания детей)
- О высоте деревьев.
- В метрах. - О берёзе и яблоне. - Известна высота берёзы.
- Что она 9 м и она на 4 м выше, чем яблоня. - Она неизвестна, но если берёза на 4 м выше, значит яблоня на 4 м ниже.
(Дети выбирают таблицу-опору)
- Это простая задача на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.
(У доски ребёнок выполняет чертёж)
- Два. Потому что два дерева. - Тот, который будет обозначать высоту берёзы.
(Дети высказывают предположения)
|
Слайд № 22
На экране появляются изображения деревьев.
Слайд № 23
На доске чертим схему.
|
VII. Итог урока. Рефлексия.
|
- Посмотрите на цели урока. Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили?
- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:
1. С какой величиной работали?
а) масса;
б) длина;
в) время.
2. Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр;
б) метр;
в) диаметр;
г) дециметр.
3. В какой единице удобнее измерить путь от «маленькой» школы до «большой»?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.
- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?
- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?
- Как вы относитесь к сегодняшнему уроку? Покажите «смайликом» на листочке.
- Я тоже хочу оценить вашу работу …
(оценивание)
|
(Высказывания детей) (Дети выполняют тест)
| Слайд № 24
Слайд № 25
На экране тест.
Слайд № 26
|
VIII. Домашнее задание.
|
|
|
|