Скачать 86.26 Kb.
|
Конспект открытого урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 1 «А» классе МБОУ СОШ № 2 п Чернянка Белгородской области учителя начальных классов Ковалевой Н.С. Тема: «Кто такие птицы?» Цели деятельности учителя: формировать представления о жизни птиц в природе. Тип урока: урок-исследование Планируемые образовательные результаты: Предметные – (объем усвоения и уровень владения компетенциями): научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу по плану; получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в паре, используя полученную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. Метапредметные – (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Методы и формы обучения: частично-поисковый, исследовательский, индивидуальная, фронтальная, групповая. Образовательные ресурсы: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация, учебник «Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой, салфетки. Ход урока слайд 1 Ι. Организация класса. слайд 2 Прозвенел уже звонок Начинается урок Наши ушки на макушке Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем Ни минутки не теряем ΙΙ. Актуализация знаний. - Давайте поиграем в игру: я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх красную карточку, если нет – то синюю. слайд 3 а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да) б) У насекомых шесть ног. (Да) в) Акула – речная рыба. (Нет) г) Рыбы живут в воде. (Да) д) Паук – это насекомое. (Нет) е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет) Молодцы! слайд 4 ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока. К нам на урок пришел муравей Вопросик. Он приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Какие запахи можно почувствовать? А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц) Как нужно себя вести в лесу? Какие звуки можно там услышать? слайд 5 - Давайте послушаем, чьи это голоса? (дети слушают птичьи голоса – воробья, синицы, вороны). слайд 6 - А как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных). Ребята, а вы знаете кто такие птицы? А какой общий признак имеют все птицы, чем они похожи? (все птицы умеют летать) слайд 7 ΙV. Постановка проблемного вопроса. слайд 8 - Послушайте, кого увидел в лесу Муравьишка. «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. - Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей. Действительно ли все они — птицы? - А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое). - Учитель спрашивает: «А белка – это птица? А летучая мышь — птица?» Физминутка слайд 9 «В поход» V. Изучение нового материала. слайд 10 1. Выявление существенного признака птиц. - Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать? Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. слайд 11 Как вы считаете, что это за признак? (этот признак - перья). слайд 12 - Какой же вывод мы можем сделать? Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями). слайд 13 2. Практическая работа в паре. - Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? - Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Наблюдают, исследуют, проверяют свои наблюдения и делают выводы). слайд 14 Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья. - Сравните перья. Чем они различаются? (Размер, форма, окраска). Верно перья различаются окраской, размером. - Скажите, почему у разных птиц разная окраска перьев? (для того, чтобы защититься в природе от врагов, а яркая окраска для привлечения внимания птиц друг к другу). слайд 15 Какие птицы имеют яркую окраску? (павлин, индюк, петух) слайд 16,17,18 А почему перья различаются по размеру. Как вы думаете для чего птицам большие перья? (что бы летать) Верно, большие перья птиц называют полётными. А для чего нужны маленькие перья? (они согревают птицу) Маленькие перья называют пуховыми. слайд 19, 20 - Хорошо, мы выяснили, чем отличаются перья, а чем они похожи? (строением) слайд 21 Возьмите в руки перо и посмотрите на свет сквозь него, что вы заметили? (ответы детей) - Верно, каждое перо имеет стержень. - А еще у пера есть бородки. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом. Аккуратно разъедините бородки пальцами и посмотрите, можно ли увидеть это? (нет) Но ведь вы ученые и поэтому должны все знать. Увидеть, как соединены бородки нам поможет волшебное стекло, без которого невозможна работа ученого слайд 22 – это лупа, оно увеличивает размер предметов. Возьмите лупу и посмотрите еще раз. Как соединены бородки между собой у больших перьев? (Есть маленькие крючочки). Благодаря этим крючочкам воздух не попадает между бородками и птицы летят. - слайд 23 Положите пёрышко на ладонь, если тихонько подуть на него, что произойдет? (полетит) Почему? (Они очень легкие). - Почему перья легкие? (пустые внутри) Если дети правильно ответят, то учитель говорит: - Давайте убедимся в этом. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто. Поэтому птицы могут лететь. Если попробовать отпустить отрезанное перо, то оно не полетит, так как внутрь попал воздух, и перо стало тяжелее. Сейчас мы выясним еще один признак пера: - Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости. Скажите, а если бы перья птицы намокали, что тогда произошло бы? (они стали бы тяжелыми и не смогли бы летать, не смогли бы летать в дождливую погоду) Физминутка слайд 24 Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем… А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим!!! Вывод по практической работе: слайд 25 - Итак, мы провели много экспериментов, и как настоящие ученые мы должны сделать выводы. Что же мы выяснили? (что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу) а теперь давайте запишем в научный дневник все наши знания, откройте тетради на с. Выполните первое задание, нужно нарисовать перо, которое вы рассмотрели. Работа в парах: мальчики рассказывают девочкам из чего состоит перо, а девочки внимательно слушают, рассматривают свои рисунки и дополняют мальчиков, если они о чем-либо забыли. Замечательную и, конечно же, очень важную работу проделали сегодня ученые, а теперь из научной лаборатории давайте вернемся в класс и продолжим. 3. Знакомство со строением тела птицы. Работа по учебнику. слайд 26 - Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр. 24. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. Слайд 27 Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук. Слайд 28, 29, 30 Слайд 31 У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. Слайд 32 У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами. Слайд 33, 34 Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц. Слайд 35 - Каких птиц ещё видите на рисунке? (гусей). - Какой части тела у них не видно? Почему? (гуси прижимают лапки к телу, когда летят) - Гуси, голуби – это птицы? Почему? Докажите. Прочитайте вывод Мудрой черепахи по учебнику. Слайд 36 - А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) или ребёнок у доски показывает все части тела птицы. - Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм. VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц. Обратите внимание на наш экран, сейчас мы узнаем немного больше о некоторых птицах и отгадаем загадки: слайды 37-47 У нее глаза большие, Хищный клюв всегда крючком. По ночам она летает, Спит на ветке светлым днем. (Сова) Кто в берете ярко-красном, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненька шапочка И полоска шарфика. (Синица) Буян-мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) VII. Итог урока. Рефлексия. Слайд 48 - Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц. - Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали? Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Если у вас хорошее солнечное настроение, поднимите красную карточку, ну а если вам что-то не понравилось или у вас просто хмурое осеннее настроение, поднимите синюю карточку. - Какое задание на уроке было самым интересным? - Было ли трудно? - Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. - Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия». |