Конспект урока по математике во 2 классе
УМК «Начальная школа XXI века» Подготовила:
Гостева Елена Витальевна,
учитель начальных классов
Дата проведения: 19. 09. 2012 г Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины. Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности. Цели образовательные:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Формируемые УУД:
личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте. Материально-техническое обеспечение: компьютер; мультимедиа проектор; презентация Power Point; учебник - В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Математика. 2 класс. Ч. 1. – М.: Вентана - Граф, 2012; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы). Межпредметные связи: осуществляется связь с русским языком (тема: «Однокоренные слова»), с литературным чтением (тема: «Фольклор»). Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
Этапы урока
| Задания
| Формируемые УУД
| 1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент.
|
| - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают сигнальные карточки.)
- На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас! (слайд №1)
- В гости к нам пришёл герой русской народной сказки. Скажите, а какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете? (Ответы детей)
- Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Ответы детей) (слайд №2)
- Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка.
- Он приготовил для вас задания. Как вы считаете, мы справимся с ними?
- Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы детей: внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д.)
| ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование;
учебно – познавательная мотивация.
КУУД: планирование учебного сотрудничества.
| 2. Актуализация знаний.
|
| 1. Логическая задача (слайд №3).
- Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля?
2. Повторение знаний о см и дм.
- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм)
- Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.)
- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)
- Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь.
- Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах (длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.)
- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. (Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.)
| ЛУУД: сохранение мотивации к учению.
РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.
ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
| 3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения.
|
| - Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты (слайд №4).
- Попробуем это сделать. (Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.)
- С какими затруднениями вы столкнулись? (Предполагаемые ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число)
- Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения.
| ЛУУД: мотивация на достижение цели познания.
РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.
ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
| 4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
|
| - Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.
- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.)
| ЛУУД: учебно - познавательная мотивация.
РУУД: планирование, как определение последовательности действий.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
| 5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.
|
| - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м.
(Учитель показывает метровую линейку)
- Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.)
- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?
- Составим таблицу соотношений мер длины. (Дети вместе с учителем составляют таблицу.) (слайд №5)
- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?
(Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)
- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.)
Физминутка
| ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное высказывание в устной речи.
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
| 1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35).
- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.)
2. Проверка степени усвоения материала.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое метр?
- Что можно измерить в метрах?
- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?
- Сколько сантиметров в одном метре?
-104 см-это больше или меньше 1 м?
(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)
3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.
(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)
| РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.
ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.
ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.
| 7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону.
|
| 1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета.
- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?
- Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …».
(Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова).
- Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла.
- Перед вами слова: одеяльце и одеяло (слайд №6).
- Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению).
- Как называются такие слова?
- Для кого сошьём одеяльце? Почему?
- Для кого сошьём одеяло? Почему?
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы).
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы).
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы).
- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы).
- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы).
(Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. Учитель направляет и корректирует работу в группах) (слайд №7).
| ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.
ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров.
РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности.
| 8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа.
|
| 1. Самостоятельная работа по карточкам с разным уровнем сложности. (Учитель оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения).
2. Самопроверка-сравнение с эталоном. Самооценка (слайд №8).
- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.
| ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу.
| 9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
|
| - Какую новую единицу измерения длины вы узнали?
- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?
- Чему же равна длина нашей классной комнаты?
- Какую работу вам понравилось выполнять?
- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе (слайд №9).
| ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.
КУУД: формулирование и аргументация своего мнения.
|
Приложение №1
Задания для самостоятельной практической работы по группам.
1. Отмерьте тесьму для одеяльца Мишутки.
1м
| 2. Отмерьте тесьму для одеяла Настасьи Петровны.
1м 5дм
| 3. Отмерьте тесьму для одеяла Михаила Ивановича.
2м
|
4. Измерьте с помощью рулетки длину шкафа.
|
5. Измерьте с помощью рулетки длину классной комнаты.
|
|
Приложение №2
Карточки для самостоятельной работы.
1 вариант 1. Закончите фразы:
Высота телевизора – 5…
Длина шоколадки – 17…
Длина дорожки от дома до калитки – 15… 2. Заполните пропуски:
4дм = … см
30дм = … м
7м = … дм
7м 5дм = … дм
|
2 вариант* 1. Что измеряем в метрах? (найдите и подчеркните лишнее).
Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса. 2. Выразите в сантиметрах:
4дм =
5дм 3см =
2м =
1м 2см =
Выразите в метрах:
40дм =
300см =
| |