Конспект урока по теме: Орфоэпия.
Цель урока: познакомить с термином “орфоэпия”
Задачи урока:
Образовательные: развить умение формулировать определение понятий; формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения); развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения работы в парах.
Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
| Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
| 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| “Здравствуйте!” Добрая ласковость слова Стерлась на нет В ежедневном привете, “Здравствуйте!” - Это же – будьте здоровы, Это же – дольше живите на свете”.
|
Приветствие учащихся.
| Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
| 2.Актуализация
знаний
(4 минуты)
3. Постановка учебной цели.
(1минута)
| На доске написаны слова: стрелки и гвоздики. (слайд 2) Ребята, нарисуйте эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? (слайд3) Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка)
(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).
- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. (слайд4)
Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?( Орфоэпия)
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (слайд5)
(“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь)
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение)
| Рисуют предметы на доске.
Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы
Запись учащимися числа, «Классная работа»,
темы урока
Формулируют цель урока
| Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
| Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка
| I. - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)
Задание 1.- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.
- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?
- Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток, Тук! – и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный замок, И появился маленький замок.
- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
- Чем отличается ударный слог от безударного?
Задание 2 В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)
Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
Переносит, носит, разносит, переносной.
- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки.
1) Я травянистое растение C цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
2) Я сборник карт: от ударения Зависят два моих значения, Захочешь – превращусь в название Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)
(слайд6)
- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)
А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах. 1) Буквы – значки, Как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все…(Алфавит)
2) Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я…(Фарфор)
3) Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный…(Каталог) Физкультминутка
| Работают с учебником
Несколько учащихся озвучивают свои примеры
Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение
Отгадывают и записывают на доске и в тетрадях Физкультминутка
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с пословицами: определяют тему и главную мысль).
| Закрепление изученного материала
13 минут
| II.Закрепление изученного материала (слайд 9)
Задание 4
Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.
Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.
- Вспомните, что изучает орфоэпия? - Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?
III.Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)
1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
Косит косец, А зайчишка косит. Трусит трусишка, А ослик трусит.
На путях я вижу сорок Резко скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог.
| Работают в рабочих листах Проверяют
|
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
| Рефлексия деятельности.
| Мини-тест (каждый делает самостоятельно).
Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок (слайд 9)
|
Выполняют мини-тест
|
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
| Домашнее задание.
| П.62, упр319
У.76 (раб. тетрадь)
| Запись учащимися задания в дневники.
|
| |