Конспект урока по теме: Орфоэпия





Скачать 89.16 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: Орфоэпия
Дата публикации02.07.2013
Размер89.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Конспект урока по теме: Орфоэпия.

Цель урока:  познакомить с термином “орфоэпия”

Задачи урока:

  1. Образовательные: развить умение формулировать определение понятий;  формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения); развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

  2. Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения работы в парах.

  3. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.




Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


“Здравствуйте!”
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” - 
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете”.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

 На доске написаны слова: стрелки и гвоздики. (слайд 2) Ребята, нарисуйте эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? (слайд3) Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка)

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=2608875-15-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=151587551-47-72&n=21

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. (слайд4)

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?( Орфоэпия)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (слайд5)

(“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь)

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение) 

Рисуют предметы на доске.
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=378946090-01-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=521830990-31-72&n=21

Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы

Запись учащимися числа, «Классная работа»,


темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.


Первичное закрепление знаний.

Физ. минутка

I. - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)

Задание 1.- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

- Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

Задание 2 В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)

  1. Молодежь, молод, молоденький, помолодел.

  2. Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.

  3. Переносит, носит, разносит, переносной.

- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки.

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)

(слайд6)

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах. 1) Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)
Физкультминутка

Работают с учебником

Несколько учащихся озвучивают свои примеры

Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение

Отгадывают и записывают на доске и в тетрадях
Физкультминутка


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: регулятивные (работа с пословицами: определяют тему и главную мысль).


Закрепление изученного материала


13 минут





II.Закрепление изученного материала (слайд 9)

Задание 4

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.

- Вспомните, что изучает орфоэпия?
- Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

III.Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)

1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.


Работают в рабочих листах
Проверяют




Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.



Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

  1. Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

  2. Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.


- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок (слайд 9)


Выполняют мини-тест


УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


П.62, упр319

У.76 (раб. тетрадь)

Запись учащимися задания в дневники.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме: Орфоэпия iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока Предмет
Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп...
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект игрового урока по теме «Рождество в Британии»
План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой...
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект и презентация урока по теме "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconКонспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России»
Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,...
Конспект урока по теме: Орфоэпия iconСправочный материал для 10 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия»
С. И. Львовой «Программа по русскому языку 5-11 классы. Основной курс» Издательство «Мнемозина», Москва 2008 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск