Пояснительная записка 10- 11 классы
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»;
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана- Графф, 2004.- 192 с.: ил.
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2005.- 288с.: ил.
Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учётом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов и услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 10-11 классах выделяется 34 часа (по 1часу в неделю.).
Рабочая программа 10-11 класса включает в себя следующие разделы: «Основы предпринимательства», «Информационные технологии», « Материаловедение»,«Машиноведение», «Технология профессионального самоопределения и карьеры», «Творческие проектные работы», «Техническое творчество. Основы художественного конструирования», «Производство и окружающая среда». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Учебно-тематический план 10 класс
Разделы
| Кол-во часов
| Контрольные
| Срок
| Вводный урок
| 1
|
| 3.09.10
| Растениеводство
| 3
|
| 10.09.-17.09.10
20.05.11
| Основы предпринимательства
| 10
|
| 24.09.-3.12.10
| Информационные технологии
| 5
| 1
| 10.12-21.01.11
| Техническое творчество. Основы художественного конструирования
| 8
|
| 28.01-18.03.11
| Творческие проектные работы
| 7
| 1
| 25.03-13.05.11
| Итого 34 2 Учебно-тематический план 11 класс
Разделы
| Кол-во часов
| Контрольные
| Срок
| Вводный урок
| 1
|
| 4.09.10
| Профессиональное самоопределение и карьера
| 2
|
| 11.09-18.09.10
| Техническое творчество. Основы художественного конструирования
| 8
|
| 25.09-20.11.10
| Материаловедение
| 4
|
| 27.11-18.12.10
| Машиноведение
| 2
| 1
| 25.12-15.01.11
| Производство и окружающая среда
| 8
|
| 22.01-12.03.11
| Творческие проектные работы
| 7
| 1
| 19.03-7.05.11
| Растениеводство
| 2
|
| 14.05-21.05.11
| Итого 34 2 Учебно-методические средства
Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.- 120 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы; сост: Ю.Л. Хотунцнв, В.Д. Симоненко.-7-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2008.- 240с.
Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое планирование по программе В.Д.Симоненко / авт.-сост. Е.А.Киселева и др.- Волгоград: Учитель, 2009.- 111 с.
Технология:Уучебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.-288 с.: ил.
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология:Уучебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.-192 с.: ил.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж.- М.: ВАКО, 2008.- 288 с.
Кожина О.А. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда.- М.: Дрофа, 2003.- 208с.: ил.
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. \ Сост. Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф. –Волгоград: ИТД «Корифей» ,2006. -112 с.
Леонтьев.А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – 2 изд. , стереотип.- М.: Дрофа, 2002.- 128 с.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: ЭКСМО, 2000. – 80с.
Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.
Сергеева Н.Г. Дерево жизни / Нурзия Сергеева.- Казань. «Магариф» , 2008.- 79с.: ил.
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. \ Сост. Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф. –Волгоград: ИТД «Корифей» ,2006. -112 с.
Ткаченко Т.Б. Изделия из кожи своими руками/ Т.Б. Ткаченко.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 256 с. и цв. ил.
Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство.- М.: Издательство Эксмо, 2004.- 246.с. илл.
Интернет ресурсы:
|
Информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда // http://master-class.narod.ru Ярославский институт развития образования. Раздел « Технология» // www.ipk.yar/ru Начала экономики // www.besh.websib.ru Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rosmisel.ru Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru Сайт с технологическими описаниями изготовления различных поделок // www.sneg.by.ru Академия школы дизайна //www.designacademy.ru Интернет- портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru Современное экономическое образование //www.spb-economics.narod.ru Виртуальный вернисаж изделий декоративно- прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com
Тематическое планирование 10 класс
№ урока
|
Тема урока
|
Тип
урока
|
Требования к уровню подготовки
|
Средства
обучения
| Виды контроля, измерители
| Дата
проведения
|
план
|
факт
| 1
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
|
Организация рабочего места .
|
Лекция с элементами беседы. Практикум.
| Знать понятия сфера услуг.
Уметь: - организовать раб. место в соответствии с условиями беззопасной работы;
- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, а также выполнять самопомощь.
|
Инструктаж № 39 “Вводный инструктаж”
Плакаты, журнал инструктажа ТБ.
|
Опрос
|
3.09
|
|
2
| I. Растениеводство
Характеристика основных видов почв.
|
Комбинированный урок .
|
Знать: основные виды почв и их характеристики
Уметь:
- различать виды почв
|
Садово-огородный инвентарь .
|
Контроль выполнения
|
10.09
|
|
3
|
Машины и механизмы для обработки почв
|
Комбинированный урок
|
Знать: названия машин и механизмов для обработки почв
|
Плакаты, журнал инструктажа ТБ.
|
Контроль выполнения
|
17.09
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
4
| II.Основы предпринимательства Предпринимательство в экономической структуре общества
|
Теоретический
урок
| Знать:
- нравственные и деловые качества предпр-ля.
- организационно-правовые формы предпринимательства в России.
|
Учебник
|
Опрос
|
24.09
|
|
5
|
Ресурсы и факторы производства
|
Комбинированный урок
|
Знать
-виды ресурсов производства;
-факторы производства.
|
Учебник
|
Опрос
|
1.10
|
|
6
|
Трудовой коллектив. Производительность и оплата труда
|
Комбинированный урок
| Знать:
-понятие о трудовом. коллективе.
-контрактная форма найма.
-понятие о производительности труда и об оплате труда
-системы оплаты труда:повременная и сдельная, договорная.
|
Учебник
|
Контроль выполнения
|
8.10
|
|
7
|
Налогооблажение в России
|
Комбинированный урок
| Знать:
- налогии ихзначении в развитии страны
-виды налогов, льготы по налогооблажению.
-ответственность налогоплатильщика.
|
Учебник
|
Опрос
|
15.10
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
8
|
Предпринимательская фирма
|
Комбинированный урок
| Знать:
- виды предпр. д-ти.
- нормативная база предприятия
- организация и уровни управления на предприятии.
|
Учебник
|
Опрос
|
22.10
|
|
9
|
Менеджмент и маткетинг в деятельности предприятия.
|
Комбинированный урок
| Знать:
- понятие о менеджменте, его целях и задачах.
- понятие о маткетинге
-методы поиска рынков сбыта товаров и услуг.
- прямые и косвенные затраты
|
Учебник, плакаты
|
Опрос
|
29.10
|
|
10
|
Себестоимость продукта
|
Комбинированный урок
| Знть:
-понятие о себестоимости товаров и услуг.
- пути снижения себестоимости продукции.
|
Учебник
|
Контроль выполнения
|
12.11
|
|
11
|
Творческий проект “Мое собственное дело”
|
Комбинированный урок
| Знать:
- Бизнес- план проекта
- финансовый план в проекте.
- Резюме
|
Образцы проектов
|
Контроль выполнения
|
19.11
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
12
|
Имидж и дизайн офиса
|
Теоретический урок
| Знать:
- понятие о этике и имидже
- понятие о дизайне и композиции
|
Образцы дизайнов офисов
|
Контроль выполнения
|
26.11
|
|
13
|
Служебно- деловой этикет
|
Урок- экскурсия
| Уметь:
- организавывать деловые контакты
- вести деловые встречи
- писать деловые письма
|
|
Опрос
|
3.12
|
|
14
| III. Информационные технологии Техника для телефонной связи
|
Теоретический урок
| Знать:
- виды телефонов (аналоговые, цифровые, беспроводные, с автоответчиком, с авт. определителем номера)
|
Различные виды телефонов
|
Опрос
|
10.12
|
|
15
|
Офисная оргтехника. Периферийное оборудование ПЭВМ
|
Комбинированный урок
| Знать:
- виды оргтехники
- задачи при обработке информации на компьютере
- классификация переферийных устройств
|
ПК и переферийное оборудование
|
Опрос
|
17.12
|
|
16
|
Печатающие устройства , подключаемые к компьютерам
|
Комбинированный урок
| Знать:
- типы, качество и производительность печатающих устройств
|
Печатающие устройства
|
Опрос
|
24.12
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
17
|
Всемирная компьютерная сеть Internet
|
Комбинированный урок
| Знать:
- как пользоваться интернетом и электронной почтой
|
Компьютер
|
Опрос
|
14.01
|
|
18
|
Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии
|
Комбинированный урок
| Знать:
- автоматизированные процессы по изготовлению одежды
- принцип работы с САПР
|
|
Контрольная работа
|
21.01
|
| 19
| IV. Техническое творчество. Основы художественного конструирования Экскурсия в историю изготовления изделий из кожи
|
Теоретический урок
|
Знать: историю возникновения производства и обработки кожи.
-.
|
Иллюстрации
|
Опрос
|
28.01
|
|
20
|
Материалы, инструменты и приспособления
|
Комбинированный урок
|
Знать:- виды кожи,
- основные инструменты и приспособления.
Уметь:
- пользоваться инструментами.
|
Инструктаж № 40 “При работе с тканью”
Образцы кожи и инструменты.
|
Опрос
|
4.02
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
21
|
Кройка заготовок из кожи
|
Комбинированный урок
|
Знать: _ особенности раскроя разл. видов кожи.
Уметь: - кроить кожу
|
Инструменты и приспособления для раскроя кожи
|
Опрос и контроль выполнения
|
11.02
|
|
22
|
Способы соединения кожи: склеивание, аппликация
|
Комбинированный урок
| Знать: - особенности склеивания деталей из кожи.
Уметь: склеивать детали из кожи.
|
Кусочки кожи, клей двух видов, кисти.
| Опрос и контроль выполнения.
|
18.02
|
|
23
|
Оплетка. Виды оплеток. Изготовление кошелька.
|
Комбинированный урок
| Знать: - полезные и декоративные качества оплетки.
Уметь: выполнять оплетку различн. способами.
|
Образцы видов оплетки
|
Опрос и контроль выполнения.
|
25.02
|
|
24
|
Машинный способ соединения леталей из кожи
|
Комбинированный урок
| Знать: - Т.Б. при работе на шв маш; -.виды швов при стачивании кожи на машине.
Уметь: выполнять швы: в разворот, выворотный, внахлест, встык.
-
| Инструктаж № 40
Образцы швов.
|
Оценка качества выполнения
|
4.03
|
|
25
|
Ручной способ соединения. Виды отделки.
|
Практическая работа
| Знать: -ТБ при ручных работах;
-виды ручных швов.
Уметь: -выполнять швы: вперед иголкой, строчка, сапожный, встык.
|
Образцы швов, виды изделий
| Контроль выполнения
|
11.03
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
26
|
Изготовление футляра для очков машинным способом.
|
Практическая работа
| Уметь: -раскраивать и соединять детали из кожи
|
Образцы изделий
|
Контроль качества
|
18.03
|
| 27
| V. Творческие проектные работы Алгоритм дизайна. Создание банка идей
| Комбинированный урок
| Знать: понятия дизайн, дизайнер, дизайн-форма, предметная среда.
Уметь:
- объяснить сущность дизайна в различных сферах: архитектуре, технике, прикладном исскустве, одежде;
- доказать влияние форм, линий, цвета на психику человека.
|
журналы мод.
|
Контроль выполнения
|
25.03
|
|
28
|
Учебный дизайн проект
|
Комбинированный урок
| Уметь:
- пользоваться необхо-димой литературой;
- подбирать все необходимое для выполнения идеи.
|
|
Контроль выполнения
|
8.04
|
|
29
|
.Изучение покупательского спроса изделия
|
Комбинированный урок
|
Уметь:
-изучать покупательский спрос
|
Тесты, образцы проектов
|
Контроль выполнения
|
15.04
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
30
|
Ээтапы выполнения творческого проекта. Организаци-онно-подготовительный этап выполнения творческого проекта.
|
Комбинированный
| Уметь:
- выбирать посильную и необходимую работу;
- аргументированно за-щищать свой выбор;
- делать эскизы и подбирать материалы для выполнения изделия.
|
Образцы проектов, плакаты по проектам
|
Контроль выполнения
|
22.04
|
|
31
|
Выбор оборудования и составление технологической последовательности выполнения проекта.
|
Комбинированный
| Уметь:
- пользоваться необхо-димой литературой;
- подбирать все необходимое для выполнения идеи.
|
Образцы проектов, плакаты по проектам
|
Контроль выполненния
|
29.04
|
|
32
|
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия)
|
Комбинированный
|
Уметь конструировать и моделировать, вы-полнять намеченные планы.
|
Образцы проектов, плакаты по проектам
|
Контроль выполнения
|
6.05
|
|
33
|
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта)
|
Комбинированный
|
Уметь оценивать выполненную работу и защищать её.
|
|
Защита проекта
|
13.05
|
|
|
|
34
35
| I. Растениеводство
Использование органических и минеральных удобрений. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников
|
Комбинированный урок Практическая работа
|
Знать виды удобрений и способы их применения
|
Садово-огродный инвентарь
|
Контроль выполнения
|
20.05
27.05
|
|
| | |