Скачать 289.76 Kb.
|
ГОСКИНО СССР ' всесоюзный государственный ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИЙ На правах рукописи КИРИЛЛОВА Наталья Борисовна СОДИАЛ ЬНО-ЭСТЕТИ Ч ЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КИНОИСКУССТВА КАК ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (17.00.03 — киноискусство и телевидение) А в т о р е ф е р а т Диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения ;-,••■ Москва -1983 *%. ■ Работа выполнена во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Научный руководитель — кандидат философских <наук, доцент Н. Я. ПАРСАДАНОВ. Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор С. В. ДРОБАШЕНКО, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник И. С. ЛЕВШИНА. Ведущее учреждение — научно-исследовательский институт художественного воспитания АПН СССР. Защита состоится « ».. ...1983 года в 15 часов на заседании специализированного совета: (Д 035.04.01) при. Всесоюзном государственном институте кинематографии. Адрес: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, ВГИК. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института Автореферат разослан » .....1983 г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность темы Воспитание молодежи, как особой, развивающейся социальной группе, приобретает все большее значение. Принцип комплексности (или системности) дает возможность, во-первых, совершенствовать структуру управления процессом воспитания, во-вторых, использовать различные методы и средства воздействия на сознание и поведение человека, в-третьих, выявить степень влияния разнообразных социальных факторов на процесс становления личности. В комплексе эстетических факторов воздействия на духовный мир человека немаловажная роль отводится литературе и искусству, в том числе - кинематографу. Отмечая их бесспорную заслугу в том, что духовная жизнь общества становится все более многообразной и богатой, можно говорить о необходимости большего сближения с искусства с жизнью. А это ставит новые задачи и перед искусствоведением, изменяя традиционные представления о характере научных исследований. Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук А. В. НОВИКОВ 2 Вот почему актуальной проблемой киноведения становится анализ социально-эстетической эффективности киноискусства как фактора воспитания молодежи. Советская кинотеория в решении этой важнейшей методологической проблемы опирается на идеи о государственном значении кнематографа, народного просвещения, которые и поныне лежат в основе политики в области киноискусства, воздействия киноискусства в 3х социальных аспектах: идейно-политическом, нравственном и эстетическом. Основой феномена кино как фактора воспитания молодежи является его эстетическая природа, обуславливающая специфику его выразительных средств и функциональных возможностей. Исследованием этого вопроса наука о кино занимается не одно десятилетие и у нас в стране, и за рубежом. Неоценимый вклад в осмысление образного языка киноискусства внесли теоретические труды выдающихся мастеров экрана, основоположников советской киношкоды: С.М.Эйзенштейна, В.Я.Пудовкина, А.П.Довженко, Л.В.Кулешова, Г.М.Козинцева, М.И.Ромма, С.А.Герасимова и др. Специфика воспитательного воздействия эстетической природы кино широко освещена в работах И.В.Вайсфельда, Е.М.Вейцмана, С.С.Гинзбурга, Е.С.Громова, С.В.Дробашенко, В.Н.Ждана, Р.Н.Ильина, А.В.Караганова, С.В.Комарова, Н.А.Лебедева, А.В.Мачерета, Е.Д.Суркова и др. / 3 Кинематограф, представляющий собой сложный синтез научно-технического прогресса и художественного творчества, несомненно, превосходит своими выразительными средствами другие виды искусства. Аудиовизуальная основа кино, многослойностъ его воздействия способность не только показать, но и рассказать в действии, приближенном к формам самой жизни, - все это значительно расширяет эмоционально-познавательную емкость экранного искусства (включающего сегодня и телевидение), обеспечивая более тесный контакт со зрительской аудиторией. А способность кино тиражировать продукцию художественного творчества значительно расширяет масштабы его воздействия, делая кино самым доступным и массовым видом искусства. Вместе с тем, кинематограф является сегодня-ареной острой идеологической борьбы, мощным и действенным оружием, влиятельным фактором общественного развития. Все зависит от того, в чьих руках находится кино. В руках буржуазных идеологов и ремесленников от искусства оно зачастую становится силой реакционной, античеловечной. Советское многонациональное киноискусство рожденное революцией и революционное по своей сути, связано с марксистским мировоззрением. Лучшие его произведения всегда содержали партийную, классовую оценку общественных явлений, духовной жизни людей, образа и сущности их бытия. В этом идеологическое значение искусства социалистического реализма, на всех этапах своего развития утверждающего высокие идейно-нравственные ценности. Обогащение эстетических возможностей кино новейшими средствами выразительности (звук, цвет, стереофония, широкий экран, полиэкран и т.д.), глубокий, анализ идейно-политических и нравственных проблем, исследование внутреннего мира человека - делают кино важным фактором воспитательного воздействия на личность. И в этом его первостепенное, поистине государственное значение. Исследование воспитательных возможностей киноискусства предполагает - 4 - отношения молодежи к кино как средству воспитания и и определение эффекта его воздействия на молодежную аудиторию 17-24 лет (этот возраст представляется нам особенно важным как период формирования индивидуального сознания, мировоззрения, духовных потребностей личности). В трудах современных исследователей, посвященных данному вопросу, как правило, рассматривается какой-то один аспект: социологический (проблема контакта молодежной аудитории с кино)*, психологический (особенности киновосприятия)**, или педагогический (опыт кинообразования).*** Но степень их исследованности далеко не полна. При всем том в советском киноведении не хватает комплексных теоретических исследований проблем социально-эстетической эффективности киноискусства как фактора воспитания молодежи. Изучение данного вопроса необходимо для более фундаментального осмысления с марксистских позиций закономерностей развития социалистического реализма в современных условиях. Задача повышения - КПД кинематографа становится актуальной еще и потому, что в отличие от капиталистических стран, где резко падает кинопосещаемость, у нас в стране кино сохраняет высокую популярность. Достаточно привести такую цифру: 20 миллиардов кинопосещений по стране за 10-ю пятилетку. Это значит, ежедневно в кинотеатры приходит около 11 миллионов людей. Причем, "актив" зрительской аудитории, как известно, составляет молодежь, на долю которой приходится от 50 до 80 процентов всех кинопосещений. * См.: работы В.И.Волкова, Е.С.Громова, М.И.Жабского, С.А.Иосифяна, Л.Н.Когана, Н.А.Лебедева, В.Т.Лисовского, А.Н.Семашко, Ю.У.Фохта~ Бабуюкина и др. ч . ** См.: работы Я.Л.Варшавского, С.Н.Иконниковой, Л.Р.Кабо, М.С.Кагана, И.С..Левшиной, И.Н.Гращенковой, Л.А.Рыбака и др. *** См.: оаботы О.А.Баранова, ЕВ.Горбулиной О.Ф.Нечай, С.Н.Пензина, ЮМ.Рабиновича, Ю.Н.Усова и др. - 5 - Вот почему установка на необходимость широко .попользовать кино в воспитательной и учебной работе активизирует деятелей науки на разработку новых, эффективных форм и методов внедрения кино в педагогический процесс школы и вуза. Этот раздел киноведения, тесно связанный с социологией, психологией, педагогикой, формируется, и задач не будущее здесь много. Все это в совокупности и определяет актуальность настоящего исследования. Цель и задачи исследования. Предметом анализа в данной работе является исследование места и роли кино в системе воспитания, определение социально-эстетического эффекта воздействия искусства на молодежь, то есть степени его влияния на идейно-политическое, нравственное и трудовое развитие личности (что являйся содержательной основой воспитания). Дело в том, что современный кинопроцесс, в условиях которого осуществляется активный, целенаправленный поиск новых форм контакта художника и зрителя, невозможен без знания резервов, скрытых в самой аудитории. Как складываются взаимоотношения между художником и молодым эрителем сегодня? Что препятствует этому контакту? Какие политические и нравственные проблемы, анализируемые кинематографом, особенно волнуют молодежь? Что нужно вделать, чтобы повысить роль кино в процессе воспитания? Исходя из этого, в работе были поставлены следующие задачи: - выявив проблемы художественного общения молодежи с киноискусством, исследовать особенности его восприятия зрителями в возрасте 17-24 лет как носителей определенных художественных потребностей и нравственно-эстетическнх ориентаций; - путем анализа произведений современного киноискусства рассмотреть основные - 6 – функциональные возможности киноискусства как фактора воспитания ;
Методологическая основа и источники исследования. Основной теоретической базой диссертации является труды о всестороннем, гармоническом развитии личности. Это, прежде всего, эстетическая и педагогическая литература - труды Г.Н.Чернышевского, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, позволяющие осмыслить духовно-преобразующую роль искусства в обществе, основанную на единстве эстетического и этического качал. При анализе социально-психологических механизмов функционирования киноискусства в обществе автор опирался на теоретические труды классиков советского кино: С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, М.И..Ромма; обращался к работам современных исследователей: В.Е.Баскакова, И.В.Вайсфельда, М.П.Власова, С.А.Герасимова, Е.С.Громова, С.В.Дробашенког Ф.Т.Ермаша, В.Н.Ждана, А.И.Камшалова, Н.А.Лебедева, К.К.Парамоновой, Н.Я.Парсаданова, Р.Н.Юренева и др. Работы современных философов - А.Ф.Еремеева, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Л.Н.Когана, О.В.Лармина, В.Т.Лисовского, М.Ф.Овсянникова, 7 А.Н.Семашко, У.Ф.Суны и др. помогают понять специфику нравственно-эстетического воспитания молодежи . В качестве эмпирической основы в диссертации используются материалы Всесоюзных конференций и семинаров по проблеме "Кино к воспитание", а также результаты конкретных социологических исследований, проведенных лабораторией "Кино и зритель" Управления кинофикации исполкома Моссовета и ВГИКа и кафедрой эстетики Магнитогорского горно-металлургического института. Научная новизна и практическая ценность исследования. Данная диссертация - одна из первых киноведческих работ, в которой сделана попытка всесторонне (с эстетической, педагогической и психологической точек зрения) исследовать проблему эффективности кинематографа как фактора воспитания . Значительное место в исследовании занимают материалы социологического характера - анкеты, беседы, интервью, результаты зрительских .конференций, отзывы на отдельные фильмы и т.д. Эти данные, полученные в процессе работы со студентами Магнитогорского горно-металлургического института, представляют немалую ценность для киноведения, так как помогают изучить отношение молодежи к кино как к фактору воспитания и на основании этих результатов делать вывод о воспитательном эффекте фильмов разной тематики и киноискусства в целом. Причем, говоря об эффективности, автор имеет в виду не популярность того или другого произведения (хотя и это явление само по себе интересно); речь идет, прежде всего, о точной идейно-художественной направленности фильма в результате работы всех каналов связи между художником и зрителем. А это зависит не только от качества картины, но и от эстетической культуры зрителя, а также от уровня кинопропаганды. 8 Вот почему автору представляется существенно важным исследовать разнообразные формы и методы использования кино в идейно-воспитательной работе с молодежь». Взяв за основу опыт по создание системы киновоспитания в городе Магнитогорске, автор доказывает, что целенаправленное, систематическое формирование художественного вкуса молодежи путем введения специального кинообразования в школе, вузе, ПТУ, несомненно, повышает эффективность пропагандируемых о экрана идей, способствуя тем самым общему процессу воспитания. Практическая значимость данной работы состоит к в том, .что она может оказаться полезной для последующих исследований комплексного воздействия искусства на духовный мир личности. Работа может быть использована как методическое пособие; ее отдельные положения и выводы могут применяться при чтении лекций по киноискусству и эстетике. А разработанная автором программа и методика спецкурса "Основы теории и истории киноискусства», внедренная в систему нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи магнитогорского горно-металлургического института, может быть использована в факультативах по кино в школе в некинематографическом вузе. Объем и структура исследования. Диссертация выполнена в объеме 8 печатных листов и состоит из введения, двух глав и заключения. Работу дополняют библиография, фильмография и приложения, включающие ряд вспомогательных материалов. Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации были апробированы автором на методологических семинарах кафедр общественных наук Магнитогорского горно-металлургического института, использовались в лекционных и практических занятиях в процессе преподавания 9 «Основы теории и истории киноискусства» на кафедре эстетики, этики и права названного института, в работе в лекториях общества «Знание». Отдельные аспекты исследования были изложены диссертантом, в выступлениях на Всероссийских научно-практических семинарах Педагогического Общества РСФСР: "Социалистическая культура и вопросы патриотического и интернационального воспитания молодежи" (Москва, май, 1978) и "Роль советской многонациональной литературы и искусства в интернациональном воспитании молодежи " (Ростов-на-Дону, ноябрь 1980), на Всесоюзной научно-методической конференции "Пути совершенствования нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи» (Магнитогорск, декабрь, 1979), на научно-теоретической конференции аспирантов ВГИКа "Проблемы теории кино и идеологическая борьба" (Москва, ноябрь, 1980), на пленуме Совета по кинообразованию Союза кинематографистов СССР (Тбилиси, декабрь 1980), на Всесоюзной научно-практической конференции (Магнитогорск, декабрь, 1981), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования у молодежи классовго подхода к явлениям общественной жизни" (Москва, сентябрь, 1982) и др. По теме диссертации автором опубликован ряд научных трудов общим объемом свыше 8 печатных листов. Диссертация обсуждалась на кафедре киноведения Всесоюзного государственного института кинематографии и была рекомендована к защите. СОДЕРЖАНИЕ Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются цель, задачи и методология исследования; формулируются новизна и практическая значимость работы. - 10 - Первая глава - "Комплексное воздействие кино на молодежную аудиторию и задачи воспитания" - состоит из пяти разделов и включает в себя наибольшее число общезначимых проблем диссертации. Здесь автор определяет, как и в какой степени кино влияет на процесс формирования личности, то есть какая роль отводится искусству экрана в системе воспитания молодежи, теория и практика которого широко разработаны в научно-педагогической литературе. Рассматривая сложную структуру художественного общения молодежи с кинематографом, автор исходит из того, что она включает несколько составных элементов: а) потребность молодежи в искусстве; б) специфику художественного восприятия ; в) систему эстетических ориентаций.. Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, автор дает свое истолкование особенностей художественного общения для выявления резервов, скрытых в самой киноаудитории, что необходимо для повышения воспитательного воздействия киноискусства. Объектом исследования, как уже отмечалось, автор выбрал студенчество - особую развивающуюся социально-демографическую группу молодежи. Исследование этой киноаудитории важно по трем причинам; во-первых, студенчество составляет значительную часть молодежи 17- |
Автореферат разослан Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Автореферат опубликован на сайтах: и Автореферат разослан Регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Фридман Е. М., руководитель Пермского... | ||
Автореферат разослан Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного... | Е. Б. Особенности гражданско-правового регулирования договора патентной... Абдакимова, Д. А. Источники международного права интеллектуальной собственности : автореферат диссертации на соискание ученой степени... | ||
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов, 1974 Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления гост 1-2003 Гост р 11-2011 Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления | ||
Информационное сообщение Оргкомитет Международной научно-технической конференции (Computer-Based Conference) "современные информационные технологии" предлагает... | Информационное сообщение Оргкомитет Международной научно-технической конференции (Computer-Based Conference) "современные информационные технологии" предлагает... | ||
Информационное сообщение Оргкомитет Международной научно-технической конференции (Computer-Based Conference) "современные информационные технологии" предлагает... | Информационное сообщение Ии предлагает экспресс-публикацию статей в сборнике трудов, который будет разослан в центральные научно-технические библиотеки России... | ||
Автореферат реферат, краткое изложение какого-нибудь исследования, написанное самим Автореферат – реферат, краткое изложение какого-нибудь исследования, написанное самим | Дмитриевой Надежды Владимировны Создание моделей слабо структурированных объектов на базе сетей фреймов (автореферат) | ||
Автореферат с примечаниями типа "постскриптум" Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | Автореферат диссертации: Ивашкина Марина Георгиевна Наша работа направлена на изучение психологических особенностей людей, заболевающих раком | ||
Автореферат (обязательные рубрики, образец, требования вак) Требование полноты публикации основных научных результатов из тех, что изложены в диссертации | Автореферат по безупречной диссертации? Программа проведения авторского семинара с аспирантами и соискателями Кемеровского гсхи в 2012-2013 учебном году на тему |