Автореферат разослан г





Скачать 289.76 Kb.
НазваниеАвтореферат разослан г
страница1/2
Дата публикации04.07.2013
Размер289.76 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2







ГОСКИНО СССР
' всесоюзный государственный

ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИЙ




На правах рукописи

КИРИЛЛОВА Наталья Борисовна



СОДИАЛ ЬНО-ЭСТЕТИ Ч ЕСКАЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КИНОИСКУССТВА

КАК ФАКТОРА

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

(17.00.03 — киноискусство и телевидение)



А в т о р е ф е р а т

Диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

;-,••■

Москва -1983

*%.



Работа выполнена во Всесоюзном государственном институте кинематографии.

Научный руководитель — кандидат философских <наук, доцент Н. Я. ПАРСАДАНОВ.

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор С. В. ДРОБАШЕНКО,

кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник

И. С. ЛЕВШИНА.

Ведущее учреждение — научно-исследовательский инсти­тут художественного воспитания АПН СССР.

Защита состоится « ».. ...1983 года

в 15 часов на заседании специализированного совета:

(Д 035.04.01) при. Всесоюзном государственном институте кинематографии.

Адрес: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, ВГИК.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института

Автореферат разослан » .....1983 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы

Воспитание молодежи, как особой, развивающейся социальной группе, приобретает все большее значение.

Принцип комплексности (или системности) дает возможность, во-первых, совершенствовать структуру управления процессом воспитания, во-вторых, использовать различные методы и средства воздействия на сознание и поведение человека, в-третьих, выявить степень влияния разнообразных социальных факторов на процесс становления личности.

В комплексе эстетических факторов воздействия на духовный мир человека немаловажная роль отводится литературе и искусству, в том числе - кинематографу. Отмечая их бесспорную заслугу в том, что духовная жизнь общества становится все более многообразной и богатой, можно говорить о необходимости большего сближения с искусства с жизнью. А это ставит новые задачи и перед искусствоведением, изменяя традиционные представления о характере научных исследований.


Ученый секретарь специализированного совета, канди­дат философских наук

А. В. НОВИКОВ



2

Вот почему актуальной проблемой киноведения становится анализ социально-эстетической эффективности киноискусства как фактора воспитания молодежи.

Советская кинотеория в решении этой важнейшей методологической проблемы опирается на идеи о государственном значении кнематографа, народного просвещения, которые и поныне лежат в основе политики в области киноискусства, воздействия киноискусства в 3х социальных аспектах: идейно-политичес­ком, нравственном и эстетическом.

Основой феномена кино как фактора воспитания молодежи является его эстетическая природа, обуславливающая специ­фику его выразительных средств и функциональных возможностей. Иссле­дованием этого вопроса наука о кино занимается не одно десятилетие и у нас в стране, и за рубежом.

Неоценимый вклад в осмысление образного языка киноискусства внесли теоретические труды выдающихся мастеров экрана, основоположников советской киношкоды: С.М.Эйзенштейна, В.Я.Пудовкина, А.П.Довженко, Л.В.Кулешова, Г.М.Козинцева, М.И.Ромма, С.А.Герасимова и др.

Специфика воспитательного воздействия эстетической природы ки­но широко освещена в работах И.В.Вайсфельда, Е.М.Вейцмана, С.С.Гинзбурга, Е.С.Громова, С.В.Дробашенко, В.Н.Ждана, Р.Н.Ильина, А.В.Караганова, С.В.Комарова, Н.А.Лебедева, А.В.Мачерета, Е.Д.Суркова и др.




/

3

Кинематограф, представляющий собой сложный синтез научно-технического прогресса и художественного творчества, несомненно, превосходит своими выразительными средствами другие виды искусства.

Аудиовизуальная основа кино, многослойностъ его воздействия способность не только показать, но и рассказать в действии, приближенном к формам самой жизни, - все это значительно расширяет эмоционально-познавательную емкость экранного искусства (включающего сегодня и телевидение), обеспечивая более тесный контакт со зрительской аудиторией. А способность кино тиражировать продукцию художественного творчества значительно расширяет масштабы его воздействия, делая кино самым доступным и массовым видом искусства.

Вместе с тем, кинематограф является сегодня-ареной острой идеологической борьбы, мощным и действенным оружием, влиятельным фактором общественного развития. Все зависит от того, в чьих руках нахо­дится кино. В руках буржуазных идеологов и ремесленников от искусст­ва оно зачастую становится силой реакционной, античеловечной.

Советское многонациональное киноискусство рожденное революци­ей и революционное по своей сути, связано с марксистским мировоззре­нием. Лучшие его произведения всегда содержали партийную, классовую оценку общественных явлений, духовной жизни людей, образа и сущности их бытия. В этом идеологическое значение искусства социалистического реализма, на всех этапах своего развития утверждающего высокие идей­но-нравственные ценности.

Обогащение эстетических возможностей кино новейшими средствами выразительности (звук, цвет, стереофония, широкий экран, полиэкран и т.д.), глубокий, анализ идейно-политических и нравственных проблем, исследование внутреннего мира человека - делают кино важным факто­ром воспитательного воздействия на личность. И в этом его первосте­пенное, поистине государственное значение.

Исследование воспитательных возможностей киноискусства предполагает

- 4 -

отношения молодежи к кино как средству воспитания и и определение эффекта его воздействия на моло­дежную аудиторию 17-24 лет (этот возраст представляется нам особен­но важным как период формирования индивидуального сознания, мировоз­зрения, духовных потребностей личности).

В трудах современных исследователей, посвященных данному вопро­су, как правило, рассматривается какой-то один аспект: социологический (проблема контакта молодежной аудитории с кино)*, психологичес­кий (особенности киновосприятия)**, или педагогический (опыт кинообра­зования).*** Но степень их исследованности далеко не полна.

При всем том в советском киноведении не хватает комплексных теоретических исследований проблем социально-эстетической эффектив­ности киноискусства как фактора воспитания молоде­жи. Изучение данного вопроса необходимо для более фундаментального осмысления с марксистских позиций закономерностей развития социалис­тического реализма в современных условиях.

Задача повышения - КПД кинематографа становится актуальной еще и потому, что в отличие от капиталистических стран, где резко падает кинопосещаемость, у нас в стране кино сохраняет высокую популярность. Достаточно привести такую цифру: 20 миллиардов кинопосещений по стране за 10-ю пятилетку. Это значит, ежедневно в кинотеатры приходит около 11 миллионов людей. Причем, "актив" зрительской аудитории, как известно, составляет молодежь, на долю которой приходится от 50 до 80 процентов всех кинопосещений.

* См.: работы В.И.Волкова, Е.С.Громова, М.И.Жабского, С.А.Иосифяна,
Л.Н.Когана, Н.А.Лебедева, В.Т.Лисовского, А.Н.Семашко, Ю.У.Фохта~
Бабуюкина и др. ч .

** См.: работы Я.Л.Варшавского, С.Н.Иконниковой, Л.Р.Кабо, М.С.Кагана, И.С..Левшиной, И.Н.Гращенковой, Л.А.Рыбака и др.

*** См.: оаботы О.А.Баранова, ЕВ.Горбулиной О.Ф.Нечай, С.Н.Пензина,
ЮМ.Рабиновича, Ю.Н.Усова и др.

- 5 -

Вот почему установка на необходимость широко .попользовать кино в воспитательной и учебной работе активизирует деятелей науки на разработку новых, эффективных форм и методов внедрения кино в педагогический процесс школы и вуза. Этот раздел киноведения, тесно связанный с социологией, психологией, педагогикой, формируется, и задач не будущее здесь много. Все это в совокупности и определяет актуальность настоящего исследования.

Цель и задачи исследования. Предметом анализа в данной работе является исследование места и роли кино в системе воспитания, определение социально-эстетического эффекта воздействия искусства на молодежь, то есть степени его влияния на идейно-политическое, нравственное и трудовое развитие личности (что явля­йся содержательной основой воспитания). Дело в том, что современный кинопроцесс, в условиях которого осуществляется активный, целенаправленный поиск новых форм контакта художника и зрителя, невозможен без знания резервов, скрытых в самой аудитории. Как складываются взаимоотношения между художником и молодым эрителем сегодня? Что препятствует этому контакту? Какие политические и нравственные проблемы, анализируемые кинематографом, особенно волнуют молодежь? Что нужно вделать, чтобы повысить роль кино в процессе воспитания?

Исходя из этого, в работе были поставлены следующие задачи:

- выявив проблемы художественного общения молодежи с киноискусством, исследовать особенности его восприятия зрителями в возрасте
17-24 лет как носителей определенных художественных потребностей и нравственно-эстетическнх ориентаций;

- путем анализа произведений современного киноискусства рассмотреть основные







- 6 –
функциональные возможности киноискусства как фак­тора воспитания ;

  • обосновать пути повышения социальной эффективности кинематог­рафа на современном этапе;

  • обобщив опыт практического использования кино в идейно-воспитательной работе с молодежью в условиях современного индустриального города, выработать научно-обоснованные методические рекомендации по применении кино в системе нравственно-эстетического воспита­ния в школе и вузе.

Методологическая основа и источники исследования. Основной теоретической базой диссертации является труды о всестороннем, гармоническом развитии лич­ности. Это, прежде всего, эстетическая и педагогическая литература - труды Г.Н.Чернышевского, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, Н.К.Крупской, А.С.Ма­каренко, В.А.Сухомлинского, позволяющие осмыслить духовно-преобра­зующую роль искусства в обществе, основанную на единстве эстетичес­кого и этического качал.

При анализе социально-психологических механизмов функциониро­вания киноискусства в обществе автор опирался на теоретические труды классиков советского кино: С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Дов­женко, М.И..Ромма; обращался к работам современных исследователей: В.Е.Баскакова, И.В.Вайсфельда, М.П.Власова, С.А.Герасимова, Е.С.Гро­мова, С.В.Дробашенког Ф.Т.Ермаша, В.Н.Ждана, А.И.Камшалова, Н.А.Ле­бедева, К.К.Парамоновой, Н.Я.Парсаданова, Р.Н.Юренева и др.

Работы современных философов - А.Ф.Еремеева, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Л.Н.Когана, О.В.Лармина, В.Т.Лисовского, М.Ф.Овсянникова,

7

А.Н.Семашко, У.Ф.Суны и др. помогают понять специфику нравственно-эстетического воспитания молодежи .

В качестве эмпирической основы в диссертации используются материалы Всесоюзных конференций и семинаров по проблеме "Кино к воспитание", а также результаты конкретных социологических исследований, проведенных лабораторией "Кино и зритель" Управления кинофикации исполкома Моссовета и ВГИКа и кафедрой эстетики Магнитогорского горно-металлургического института.

Научная новизна и практическая ценность исследования. Данная диссертация - одна из первых киноведческих работ, в которой сделана попытка всесторонне (с эстетической, педагогической и психологичес­кой точек зрения) исследовать проблему эффективности кинематографа как фактора воспитания .

Значительное место в исследовании занимают материалы социологического характера - анкеты, беседы, интервью, результаты зрительских .конференций, отзывы на отдельные фильмы и т.д. Эти данные, получен­ные в процессе работы со студентами Магнитогорского горно-металлургического института, представляют немалую ценность для киноведения, так как помогают изучить отношение молодежи к кино как к фактору
воспитания и на основании этих результатов делать
вывод о воспитательном эффекте фильмов разной тематики и киноискусства в целом.

Причем, говоря об эффективности, автор имеет в виду не популярность того или другого произведения (хотя и это явление само по себе интересно); речь идет, прежде всего, о точной идейно-художественной направленности фильма в результате работы всех каналов связи между художником и зрителем. А это зависит не только от качества картины, но и от эстетической культуры зрителя, а также от уровня кинопропаганды.





8

Вот почему автору представляется существенно важным исследовать разнообразные формы и методы использования кино в идейно-воспита­тельной работе с молодежь». Взяв за основу опыт по создание системы киновоспитания в городе Маг­нитогорске, автор доказывает, что целенаправленное, систематическое формирование художественного вкуса молодежи путем введения специ­ального кинообразования в школе, вузе, ПТУ, несомненно, повышает эффективность пропагандируемых о экрана идей, способствуя тем самым общему процессу воспитания.

Практическая значимость данной работы состоит к в том, .что она может оказаться полезной для последующих исследований комплексного воздействия искусства на духовный мир личности.

Работа может быть использована как методическое пособие; ее от­дельные положения и выводы могут применяться при чтении лекций по киноискусству и эстетике.

А разработанная автором программа и методика спецкурса "Основы теории и истории киноискусства», внедренная в систему нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи магнитогорского горно-металлургического института, может быть использована в факульта­тивах по кино в школе в некинематографическом вузе.

Объем и структура исследования. Диссертация выполнена в объеме 8 печатных листов и состоит из введения, двух глав и заключения. Работу дополняют библиография, фильмография и приложения, включающие ряд вспомогательных материалов.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации были апро­бированы автором на методологических семинарах кафедр общественных наук Магнитогорского горно-металлургического института, использова­лись в лекционных и практических занятиях в процессе преподавания

9

«Основы теории и истории киноискусства» на кафедре эстетики,
этики и права названного института, в работе в
лекториях общества «Знание».

Отдельные аспекты исследования были изложены диссертантом, в выступлениях на Всероссийских научно-практических семинарах Педаго­гического Общества РСФСР: "Социалистическая культура и вопросы пат­риотического и интернационального воспитания молодежи" (Москва, май, 1978) и "Роль советской многонациональной литературы и искусства в интернациональном воспитании молодежи " (Ростов-на-Дону, ноябрь 1980), на Всесоюзной научно-методической конференции "Пути совершен­ствования нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи» (Магнитогорск, декабрь, 1979), на научно-теоретической конферен­ции аспирантов ВГИКа "Проблемы теории кино и идеологическая борьба" (Москва, ноябрь, 1980), на пленуме Совета по кинообразованию Союза кинематографистов СССР (Тбилиси, декабрь 1980), на Всесоюзной научно-практической конференции (Магнито­горск, декабрь, 1981), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования у молодежи классовго подхода к явлениям общественной жизни" (Москва, сентябрь, 1982) и др.

По теме диссертации автором опубликован ряд научных трудов общим объемом свыше 8 печатных листов.

Диссертация обсуждалась на кафедре киноведения Всесоюзного государственного института кинематографии и была рекомендована к защите.

СОДЕРЖАНИЕ

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются цель, задачи и методология исследования; формулируются новизна и практическая значимость работы.



- 10 -

Первая глава - "Комплексное воздействие кино на молодежную аудиторию и задачи воспитания" - состоит из пяти разделов и включает в себя наибольшее число общезначимых проблем диссертации. Здесь автор определяет, как и в какой степени кино вли­яет на процесс формирования личности, то есть какая роль отводится искусству экрана в системе воспитания молодежи, теория и практика которого широко разработаны в научно-педагогической литературе.

Рассматривая сложную структуру художественного общения молодежи с кинематографом, автор исходит из того, что она включает несколько составных элементов: а) потребность молодежи в искусстве; б) спе­цифику художественного восприятия ; в) систему эстетических ориента­ций..

Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, автор дает свое истолкование особенностей художественного общения для выявления ре­зервов, скрытых в самой киноаудитории, что необходимо для повышения воспитательного воздействия киноискусства.

Объектом исследования, как уже отмечалось, автор выбрал студенчество - особую развивающуюся социально-демографическую группу молодежи. Исследование этой киноаудитории важно по трем причинам; во-первых, студенчество составляет значительную часть молодежи 17-
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автореферат разослан г iconАвтореферат разослан
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Автореферат разослан г iconАвтореферат опубликован на сайтах: и Автореферат разослан
Регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Фридман Е. М., руководитель Пермского...
Автореферат разослан г iconАвтореферат разослан
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...
Автореферат разослан г iconЕ. Б. Особенности гражданско-правового регулирования договора патентной...
Абдакимова, Д. А. Источники международного права интеллектуальной собственности : автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат разослан г iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов, 1974
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Автореферат разослан г iconДиссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления гост 1-2003
Гост р 11-2011 Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления
Автореферат разослан г iconИнформационное сообщение
Оргкомитет Международной научно-технической конференции (Computer-Based Conference) "современные информационные технологии" предлагает...
Автореферат разослан г iconИнформационное сообщение
Оргкомитет Международной научно-технической конференции (Computer-Based Conference) "современные информационные технологии" предлагает...
Автореферат разослан г iconИнформационное сообщение
Оргкомитет Международной научно-технической конференции (Computer-Based Conference) "современные информационные технологии" предлагает...
Автореферат разослан г iconИнформационное сообщение
Ии предлагает экспресс-публикацию статей в сборнике трудов, который будет разослан в центральные научно-технические библиотеки России...
Автореферат разослан г iconАвтореферат реферат, краткое изложение какого-нибудь исследования, написанное самим
Автореферат – реферат, краткое изложение какого-нибудь исследования, написанное самим
Автореферат разослан г iconДмитриевой Надежды Владимировны
Создание моделей слабо структурированных объектов на базе сетей фреймов (автореферат)
Автореферат разослан г iconАвтореферат с примечаниями типа "постскриптум"
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Автореферат разослан г iconАвтореферат диссертации: Ивашкина Марина Георгиевна
Наша работа направлена на изучение психологических особенностей людей, заболевающих раком
Автореферат разослан г iconАвтореферат (обязательные рубрики, образец, требования вак)
Требование полноты публикации основных научных результатов из тех, что изложены в диссертации
Автореферат разослан г iconАвтореферат по безупречной диссертации?
Программа проведения авторского семинара с аспирантами и соискателями Кемеровского гсхи в 2012-2013 учебном году на тему


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск