Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне





Скачать 173.25 Kb.
НазваниеКонкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне
Дата публикации09.07.2014
Размер173.25 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Право > Конкурс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

КОНКУРСНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и внеклассной воспитательной работы.

Автор: Третьяков Александр Геннадьевич – учитель ОБЖ

1 категории МБОУ СОШ№ 7 г.Ишима

г. Ишим

2012г.
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Для России она приобретает особую значимость, так как активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Это процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них, поэтому важно изучить возможности урочной и внеурочной работы в реализации целей и задач патриотического воспитания учащихся в деле формирования гражданской позиции личности школьника.

Новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Являясь одним из направлений воспитания, оно выступает неотъемлемой составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. В то же время патриотическое воспитание включает комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых призвана способствовать формированию у молодых людей гражданской позиции.

Особое значение приобретает борьба за подрастающее поколение, за будущее России.

Одной из первостепенных и неотложных задач является возрождение патриотизма в системе образования и воспитания подрастающего поколения.

Специфика задач патриотического воспитания предполагает существенную дифференциацию его содержания.

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной службе.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:

  • законодательная база по гражданскому и патриотическому воспитанию несовершенна;

  • недостаточно оснащена материально-техническая база образовательных учреждений;

  • отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;

  • малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

  • недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.

Основной целью моей работы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей на уроках ОБЖ и на занятиях кружков и секций. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

• продолжить создание системы патриотического воспитания;

• продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;

• повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

• проводить организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизм.


Содержательные компоненты патриотического воспитания
В содержании патриотического воспитания можно выделить такие компоненты, как:

  • культурно-исторический,

  • военно-исторический,

  • духовно-нравственный,

  • идеологический,

  • правовой,

  • психологический,

  • физический


Культурно-исторический компонент содержания патриотического воспитания, в частности, включает:

* ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями;

* понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявлявшийся в годы суровых испытаний;

* воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.
Военно-исторический компонент содержания патриотического воспитания включает, прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества.

Духовно-нравственный компонент способствует возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые составляют сущность русского народа, развитию лучших качеств: трудолюбия, бескорыстия, милосердия, коллективизма, жизнестойкости, готовности к самопожертвованию, преодолению трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.

Идеологический компонент предусматривает противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в обществе и средствах массовой информации,

Правовой компонент предусматривает знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации в области национальной безопасности.

Психологический компонент заключается в изучении межличностных отношений для психологической совместимости, в воспитании у будущих воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным действиям, взаимовыручки и взаимопомощи.

Физический компонент рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование соответствующих средств, способствующих достижению его задач. Система средств патриотического воспитания включает три основных компонента: материально-технический, учебно-воспитательный и организационный.
В образовательном учреждении при поддержке администрации школы оборудован кабинет ОБЖ, музей, функционирует специализированная факультативная группа добровольной подготовки к военной службе «Эверест», создана дружина юных пожарных «Юный спасатель», кружок юных инспекторов движения «Эдельвейс», приобретено специальное оборудование, учебное и пневматическое оружие, макеты, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства, электронные методические пособия.

Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и учебно-воспитательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели: воспитание школьников с активной гражданской позицией, патриотов своей страны.

1. Работа СФГ ДПВС «Эверест», ДЮП «Юный спасатель», ЮИД «Эдельвейс».

2. Организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница» и соревнований допризывной молодёжи, учебно-полевые сборы, соревнований в рамках «школы безопасности».

3. Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

4. Военная профориентация:

а) встречи с воинами разных родов войск и видов ВС РФ;

б) встречи с выпускниками школы — курсантами военно-учебных заведений;

в) беседы о военной профессии:

г) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы, консультации),
5. Проведение вечеров и праздников:

- вечер, посвященный «Дню защитников Отечества»;

- праздник, посвященный «Дню Победы»;

6. Месячник оборонно-массовой работы:

а) проведение бесед, посвященных «Дню защитников Отечества»;

б) проведение соревнований между сводными отрядами;

в) проведение смотров строя и песни;

к) оформление специальных стендов о Вооруженных силах РФ.
7. Работа школьною музея боевой и трудовой славы.

8. Постоянная забота учащихся об инвалидах, ветеранах войны, ветеранах педагогического труда, пенсионерах, уход за могилами учителей, за мемориалами.

9. Дальнейшее совершенствование учебно-материальной базы кабинета ОБЖ.

10. Оформление в каждом классе уголков «Символы России».

Во время весеннего и осеннего призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил учащиеся школы принимают участие в городском «Дне призывника», где участники локальных войн и конфликтов дают напутствия будущим защитникам Родины, а будущие защитники Отечества выступают с ответным словом, организуют праздничный концерт.
Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не всё. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами и об актуальности этой работы.

Развитие патриотизма в процессе учебной и внеклассной воспитательной работы.

Как и нравственность в целом патриотизм носит деятельный характер. Поэтому и воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.

Важнейшую роль в формировании этих качеств играет обучение. Его воспитательное значение связано с тем, что оно является одним из основных общественно необходимых видов деятельности школьников, подчиненных подготовке к патриотическому служению Родине. В системе патриотического воспитания большое место занимает также общественно-политическая, культурно-массовая и спортивная деятельность, общественно полезный труд, разнообразная краеведческая работа. Этой цели служат и специфические формы работы по формированию у учащихся патриотизма. К ним, в частности, относятся: героико-патриотическая работа по сбору материалов о подвигах людей в боях с фашистскими захватчиками, изучение военного дела, проведение военно-спортивных игр и соревнований, помощь ветеранам Великой Отечественной войн, уход за памятниками.

Обучение и разнообразные формы внеклассной работы создают в школе множество эмоциональных ситуаций, возбуждающих у учащихся патриотические и интернационалистские переживания, побуждающие их к раздумьям о Родине, ее прошлом и настоящем.
Формирование у учащихся патриотических чувств в системе внеклассной работы
Урок является главным элементом школьной системы патриотического воспитания учащихся, однако и у него есть некоторые недостатки: во-первых - временные рамки, во-вторых - ограниченность содержания урока, обусловленная требованиями программы, в-третьих - отсутствие свободы (посещение урока обязательно для всех).

Эти недостатки урока, как соответствующей составляющей модели патриотического воспитания учащихся, компенсирует внеурочная деятельность по предмету. Она является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции. Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения. В своей работе я применяю новейшие педагогические технологии:

  • технология развития критического мышления,

  • учебной деловой игры,

  • проблемного обучения,

  • педагогических мастерских,

  • информационные технологии.

Использую в качестве вспомогательных средств Интернет для подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий
Совершенствование процесса патриотического воспитания
Система военно-патриотического воспитания требует от преподавателей ОБЖ постоянного внимания и совершенствования. Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, изучать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников, применять новые педагогические технологии в обучении и воспитании.

Каждой встрече, походу должна предшествовать большая подготовительная работа. Хорошо продуманное и проведенное мероприятие вызывает сопереживание у учащихся, заставляет проникнуться чувством глубокой благодарности к тем, кто погиб, защищая нашу Родину.

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания в школе предусматривается:

• продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности;

• определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;

• обогащение содержания патриотического воспитания;

• развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

• воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

• воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

• обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в работе по патриотическому воспитанию;

• повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию на уроках ОБЖ.

При оценке работы по военно-патриотическому воспитанию в школе я учитываю такой показатель, как поступление учащихся в военно-учебные заведения, учебные заведения МВД, МЧС, а так же служба выпускников в рядах ВС РФ.
Заключение

В результате проведенной работы пришёл к следующим выводам:

  1. Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Данный подход основывается на идее о том, что наряду с предметно-содержательными учебными результатами (знания, умения, навыки), особым результатом обучения является личный, рефлексивно осмысленный опыт самих учащихся. Указанный опыт актуализируется в способности и готовности действовать и достигать социально значимых результатов в различных сферах жизни, в частности, в сфере гражданских отношений.

2. Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания ОБЖ характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения.

Содержание патриотического воспитания имеет две ведущие образовательные функции: организационно-деятельную и организационно-ценностную. Организационно-деятельная функция включает в себя этапы: первый - целеобразования и планирования, и второй - собственно организации деятельности. Организационно-деятельное содержание гражданственности определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения. Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.

3. Невозможно возвращаться сегодня к целостной модели патриотического воспитания, выработанной в советскую эпоху. Еще менее полезно сводить патриотическое воспитание к ряду мероприятий, хорошо зарекомендовавших себя в прежние годы. Однако это не означает, что нужно отказаться от всего, наработанного в педагогической практике и начать построение новой модели с чистого листа. Преемственность — важнейший принцип в воспитании. Исходные положения теории патриотического воспитания прекрасно определены в основополагающих государственных документах, которые предполагают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, устойчивости в череде поколений ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной системы общего образования.

Мы должны достичь в результате применения комплекса мер по патриотическому воспитанию формирования следующих качеств личности школьников:

1. Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним.

2. Формирование в себе чувства любви к России как к Родине-матери.

3. Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, изучение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей литературы, искусства, народных талантов.

4. Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, групповыми, национальными и т.д. ценностями, интересами, мелями, мотивами.

5. Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованного отношения к своей Родине, гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за результаты своей деятельности и поведения.

6. Уяснение и личная оценка роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти на основе результатов и последствий проводимого ими курса, внутренней политики в важнейших сферах жизни общества, международной деятельности с точки зрения их соответствия истинным интересам народа, государства, отдельной личности.

7.Способствовать возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые веками составляли глубинную сущность национального самосознания русского народа, его ментальности, таких, как трудолюбие, доброта, бескорыстие, милосердие, искренность, душевность, отзывчивость, взаимопомощь и коллективизм, терпимость, жизнестойкость, готовность к самопожертвованию, преодоление трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.

8.Решительно противостоять русофобии и сионизму, «западным ценностям».

9.Формировать у окружающих последовательную, твердую и аргументированную гражданскую позицию, открыто проявлять честь и достоинство человека, любящего Россию и болеющего за нее.
Наши достижения:

  1. Курсанты СФГ ДПВС «Эверест» победители и призеры областной спартакиады по военно-прикладным видам спорта «Звезда победы».

  2. Призеры Всероссийской спартакиады по военно-прикладным и техническим видам спорта «Отчизны верные сыны» в г.Екатеринбурге.

  3. Неоднократные победители областного смотра-конкурса почетных караулов.

  4. Призеры военно-спортивной игры «Суворовский натиск».

  5. Победители и призеры городских соревнований по различным видам спорта.

  6. Победитель и призеры городских соревнований по пожарно-прикладным видам спорта.

  7. Неоднократные победители городских и областных соревнований по ориентированию, туризму и спасательным работам в рамках «Школы выживания».

  8. Победители и призеры городских конкурсов «Азбука юного пешехода», «Безопасное колесо». Участники областных слетов Юных инспекторов движения.

  9. 12 учащихся отмечены нагрудным знаком «Отличник добровольной подготовки к военной службе».

  10. Восемь выпускников закончили высшие военные учебные заведения и продолжаю службу в рядах ВС РФ.

  11. 80 % юношей окончивших СФГ отслужили срочную службу в рядах ВС РФ.

  12. Ежегодно принимаем участие в организации и проведении городских военных сборов старшеклассников и областного палаточного оборонно-спортивного лагеря «Ишимские ратники».

  13. Участники парада Победы.

  14. Учащиеся - победители и призеры городской олимпиады по ОБЖ, участники областной олимпиады.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconПоложение о научно исследовательской конференции «Они были у нас»...
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconСценарий классного часа: «Моя конституция»
Цель: патриотическое воспитание молодежи, распространение знаний об истории создания Конституции рф, правовое воспитание молодежи,...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconПлан мероприятий по реализации муниципальной целевой программы «Военно-патриотическое...
«Военно-патриотическое воспитание молодежи Чебаркульского городского округа» на 2012-2014г
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconПрограмма разработана в соответствии с Концепцией патриотического...
Отчёт по исполнению региональной программы Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодёжи
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconОб утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне icon«Патриотическое воспитание школьников»
Из опыта работы педагогов участников районной заочной педагогической конференции «Патриотическое воспитание: опыт и перспектива»
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconДоклад о выполнении в 2013 году органами исполнительной власти Свердловской...
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», областной целевой программы «Патриотическое воспитание...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconПрограмма «Военно-патриотическое воспитание учащихся на 2012-2015...
Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconСценарий концерта, посвященного Дню Защитника Отечества. Из опыта работы рдк «Колос»
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи в работе клубных учреждений
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconПаспорт (описание) продукта иод
Патриотическое воспитание молодёжи на примерах жизни людей, переживших войну, всегда остается актуальным направлением работы образовательного...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconI. Информация о реализации мероприятий государственной программы...
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия»
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconПатриотическое воспитание детей и юношества в современных условиях
Отечеству, своему народу и его культуре, природе. Одно из приоритетных направлений в работе библиотеки с детьми, подростками и молодёжью...
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое...
История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа»
Конкурсный проект тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в процессе учебной и вне iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в сегодняшнем мире становится снова одним из актуальных вопросов в воспитании...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск