«Технология. Трудовое обучение» Учитель технологии : Чамкина Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы «Технология. Трудовое обучение» (1-4, 5-11 классы; В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, издательство «Просвещение», 2007г.) уровень обучения – базовый.
Преподавание технологии осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
с приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Цели и задачи учебного предмета:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи учебного предмета в 5 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой основного общего образования по технологии:
Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»:
В результате обучения учащиеся овладеют:
Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:
С основными технологическими понятиями и характеристиками;
С назначением и технологическими свойствами материалов;
С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
Рационально организовывать свое рабочее место;
Находить необходимую информацию в различных источниках;
Применять конструкторскую и технологическую документацию;
Составлять последовательность выполнения технологической операции;
Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
Формирования эстетической среды обитания;
Развития творческих способностей;
Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
Изготовления или ремонта изделий;
Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены.
Место учебного предмета в учебном плане:
При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 5 классе выделено 1 час в неделю (34 часа в год).
Обоснование выбора учебно- методического комплекса для реализации рабочей программы:
Рабочая программа по технологии в 5 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту, подготовленному авторским коллективом (В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица) (включен в Федеральный перечень УМК, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году).
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.
Разбивка содержания программы на отдельные темы, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:
интересов обучающихся,
возможностей ОУ и материально-технической базы,
наличия методического и дидактического обеспечения,
особенностей местных социально-экономических условий.
Межпредметные связи, преемственность.
Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:
основы здорового образа жизни:
- Санитария и гигиена. Здоровое питание.
- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.
- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.
А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:
- Бытовые электроприборы на кухне.
- Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом.
- Изготовления и оформление карманов
- Соединение карманов с нижней частью фартука.
- Обработка верхнего среза фартука.
- Обработка пояса.
биология:
- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.
- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.
- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
география:
- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
история:
- Культура поведения за столом.
- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
- Бытовая швейная машина.
- История создания изделий из лоскута.
физика:
- Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение. Основные характеристики ткани.
- Бытовая швейная машина.
- Влажно – тепловая обработка ткани.
изобразительное искусство:
- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции
- Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.
- Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»
математика:
- Изготовление выкройки шаблонов.
- практическая работа «Построение чертежа фартука»
экология:
- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.
- Эстетика и экология жилища
черчение:
- Изготовление выкроек
Используемые технологии, методы, формы работы.
Исходя из уровня обученности класса, используются наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые формы работы.
Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
урок «открытия» нового знания;
урок отработки умений и рефлексии;
урок развивающего контроля;
урок – исследование (урок творчества);
лабораторная работа;
практическая работа;
творческая работа;
урок – презентация.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.
В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.
Ключевая компетенция
| Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
| Общекультурная компетенция
| Способность и готовность:
- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
| Социально-трудовая компетенция
| Способность и готовность:
- нести ответственность;
- организовывать свою работу.
| Коммуникативная компетенция
| Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- овладение навыками неконфликтного общения.
| Компетенция в сфере личностного определения
| Способность и готовность:
- занимать личную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.
| Содержание учебного материала
С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий в содержание образовательной программы были добавлены часы по направлению «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии – растениеводство), за счет сокращения часов по направлению «Технология ведения дома». Комплексный учебный план составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. В связи с перераспределением времени между указанными разделами уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.
1.Основы аграрной технологии – 6ч.
Выращивание культурных растений, обработка почвы, уборка урожая, подзимые посевы.
2.Создание изделий из текстильных материалов. – 10 ч.
Материаловедение – 2ч.
Классификация текстильных волокон, растительные волокна, изготовление волокон, основная и уточная нити, полотняное переплетение.
Машиноведение – 1ч.
Бытовая швейная машина, её технические характеристики, виды приводов, их устройство.
Технология обработки ткани – 7ч.
Виды строчек, влажно-тепловая обработка швейных изделий.
3. Ручная вышивка – 5ч.
Вышивка в народном и современном костюме, виды вышивок, композиция, ритм, орнамент, раппорт.
Технология обработки пищевых продуктов. – 4ч.
Виды бутербродов, способы заваривания кофе, чая, блюда из яиц, блюда из овощей, сервировка стола.
4.Творческий проект – 4ч.
5.Технология ведения дома – 4ч.
Интерьер жилых помещений, отделка интерьера, декоративное украшение.
Уход за одеждой.
6. Резерв – 1 ч. График проверочных работ по технологии в 5 классе
№п\п
| Тема
| Дата проведения
| Цель работы
| 1
| Основы аграрной технологии
|
| Выявить знания:
отраслей растениеводства, развитых в нашем регионе. Понятий культура, сорт.
внешние признаков корнеплода, клубнеплода, кочана, луковицы и сроков сборки урожая.
| 2
| Технология изготовления ткани. Виды переплетений
|
| Определить знания понятий: пряжа, прядение, ткань, основа, уток, печатание, ткацкое переплетение, производственных этапов изготовления ткани.
| 3
| Из истории одежды
|
| Определить знания особенностей русского национального костюма
| 4
| Уход за одеждой
|
| Определить знания правил хранения одежды
| 5
| Физиология питания
|
| Выявить знания о способах приготовления овощей и рецептов салатов из овощей.
| 6
| Итоговый контроль
|
| Определить уровень знаний по курсу «Технология» за 5 класс
| График практических работ по технологии в 5 классе
№п\п
| Тема
| Дата проведения
| Цель работы
| 1
| Ручные работы.
Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми и петлеобразными стежками.
|
| Оценить навыки изготовления образцов, выполненными прямыми и петлеобразными стежками.
| 2
| Ручная вышивка.
-Вышивание салфетки крестиком.
-Окончательная отделка изделия, правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий.
Варианты объектов труда: салфетка, вышитая крестом.
|
| Оценить навыки вышивания салфетки крестом и окончательной отделки изделия, правил стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия.
| 3
| Технология изготовления ткани.
-Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.
-Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.
-Выполнение макета полотняного переплетения.
|
| Оценить умение определять лицевую и изнаночную стороны, направление долевой нити в ткани и свойств тканей из натуральных растительных волокон.
| 4
| Машинные работы.
-Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.
- Выполнение машинных швов – стачного и шва вподгибку
-Влажно-тепловая обработка швов.
Вариант объекта труда: образцы машинных швов
|
| Оценить навыки выполнения машинных строчек на ткани по намеченным линиям, машинных швов – стачного и шва вподгибку и влажно-тепловой обработки швов.
| 5
| Изготовление выкроек.
- Снятие мерок и запись результатов измерений.
- Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
- Моделирование фартука выбранного фасона.
- Подготовка выкройки фартука к раскрою.
Варианты объектов труда: чертеж фартука в М 1:4
|
| Оценить умения снятия мерок и записи результатов измерений, построения чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам, моделирования фартука выбранного фасона и подготовки выкройки фартука к раскрою.
| 6
| Технология обработки ткани.
- Экономная раскладка выкройки фартука на ткани и раскрой.
- Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
- Обработка пояса.Обработка накладных карманов.
- Обработка нижней части фартука.
- Соединение деталей фартука стачными и надстрочными швами.
- Выполнение отделочных работ (вышивкой, тесьмой или аппликацией).
- Определение качества готового изделия.
Варианты объектов труда: фартук, косынка.
|
| Выявить знания технологии обработки ткани.
| 7
| Кулинария.
- Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
- Составление технологической карты на приготовление салата из свежих овощей.
- Составление технологической карты на приготовление холодного блюда из вареных овощей.
|
| Выявить знания по определению доброкачественности овощей по внешнему виду.
Оценить умения составления технологической карты на приготовление салата из свежих овощей и холодного блюда из вареных овощей
| 8
| Технология ведения дома.
-Выполнение эскиза интерьера кухни.
Варианты объектов труда: эскиз интерьера кухни
|
| Оценить умение выполнения эскиза интерьера кухни.
|
|
| |