Скачать 0.57 Mb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ Специальный инструмент Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» специализация 070102.01 « Фортепиано» (среднее профессиональное образование повышенный уровень) Цикловая комиссия Специального фортепиано Дисциплина Специальный инструмент Форма обучения дневная Объем дисциплины 572 часа Статус дисциплины специальная Автор-составитель: преподаватель цикловой комиссии специального фортепиано колледжа искусств ФГОУ ВПО «ТГАКИ и СТ» Л.В. Егорова Тюмень 2010 Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………...4 Цели и задачи курса…………………………………………………………………….5 Требования к конечному уровню освоения дисциплины…………………………...5 Учебно-тематический план……………………………………………………………6 Примерные программы экзаменов……………………………………………………7 Формы контроля…………………………………………………………………..…. 8 Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля………………………………………………………………………………...9 Требования к выпускнику……………………………………………………………..11 Краткие методические комментарии………………………………….……..………..12 Примерный репертуарный список…………………………………………………….14 Библиографический список……………………………………….……………..…….44 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня утвержденного в 2002 году. Учебно-методический комплекс составлен на основе примерной программы «Специальный инструмент» Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных 2005г., программы «Класса специального фортепиано» Лицея искусств «Санкт- Петербург» 2001г., программы «Специальный класс фортепиано» для музыкальных училищ по специальности «Фортепиано» Москва 1978г. рекомендованной Министерством культуры. Государственные требования к минимуму содержания программы «Специальный инструмент»: знание художественно-исполнительских возможностей инструмента; первоначальное прочтение и охват произведения в целом, детальный разбор авторского текста; понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов, поиск адекватных интерпретаторских решений, применение художественно оправданных технических приёмов, использование многообразных возможностей инструмента в достижении наиболее убедительного воплощения авторского замысла; слуховой контроль, управление процессом исполнения; сценическое поведение, психологическая самопрофилактика; анализ исполняемых произведений, применение теоретических знаний в исполнительской практике; использование научно-исследовательских трудов в области теории исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов; сравнительный анализ записей исполнения произведений музыкантами. Накопление репертуара, включающее произведения различных жанров, форм, стилей. Общая трудоёмкость дисциплины 572 часа из них 429 часов обязательных учебных занятий, 143часа – самостоятельные занятия студентов. Обязательные учебные занятия студентов.
Самостоятельные занятия студентов.
Дисциплина Специальный инструмент» – важнейшая составная часть профессиональной подготовки учащихся в колледже искусств и входит в комплекс дисциплин специализации. Для успешного освоения дисциплины «Специальный инструмент» необходимы знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения других дисциплин рабочего учебного плана: «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Гармония», Анализ музыкальных произведений», «Музыкальная литература», «Мировая художественная культура», «Методика обучения игре на фортепиано». Дисциплина «Специальный инструмент» теснейшим образом связана с фортепианным ансамблем, концертмейстерской подготовкой, камерным ансамблем. Основная цель дисциплины «Специальный инструмент» – подготовка высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к самостоятельной профессиональной деятельности в различного рода образовательных учреждениях, концертных организациях и самодеятельных коллективах. Основные задачи дисциплины: формирование практических умений и навыков, необходимых в самостоятельной работе над фортепианными произведениями; воспитание у студентов художественного вкуса, чувства стиля, сценической выдержки; воспитание широкого кругозора, творческой воли, стремления самосовершенствованию; воспитание личностных качеств необходимых педагогу-музыканту Требования к конечному уровню освоения дисциплины. Студенты должны: - освоить большое количество музыкальных произведений русской, советской, зарубежной классики, современных композиторов, различных по стилю, жанру и форме; - научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением:, овладеть приёмами работы над различными трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, её образности, стремиться к созданию интерпретаций, адекватных композиторским замыслам; - овладеть средствами музыкальной выразительности, технической оснащённостью, культурой звукоизвлечения; - иметь исполнительский опыт, сценический самоконтроль. - уметь добиваться яркого, выразительного, содержательного исполнения; - иметь навык первичного прочтения и охвата произведения в целом; - уметь анализировать музыкальное произведение, используя знания, полученные на уроках специального цикла и цикла музыкально-теоретических дисциплин; - уметь работать с научно-исследовательской литературой по истории и теории исполнительства, проводить сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами Содержание учебной дисциплины Основой учебного материала является русская и зарубежная классика, произведения современных композиторов. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровню его общемузыкального, пианистического развития, а также возникающим на каждом этапе обучения новым педагогическим задачам. Предложенные ниже репертуарные списки являются примерными и не должны сковывать инициативу педагога. В некоторых случаях, когда это целесообразно, возможно включение в план работы отдельных произведений из репертуара следующего курса. Однако неоправданное завышение программы не должно иметь места. Индивидуальные планы составляются преподавателем для каждого учащегося к началу 1-го и 2-го полугодия; отчет об их выполнении с приложением характеристики работы учащегося представляется в конце года. Программы Государственного экзамена обсуждаются и утверждаются цикловой комиссией. Во время самостоятельных занятий учащиеся не только осваивают произведения в художественном и технологическом аспектах, но и проводят сравнительный анализ различных редакций, различных интерпретаций произведений используя библиотечные и интернет-ресурсы. .Исполнительский план-минимум 1-й курс: 2-3 полифонических произведения; 2-3 произведения крупной формы (в том числе – части сонат или концертов); 4-5 пьесы, разнообразных по содержанию; 6-8 этюдов на различные виды техники. 2-й курс: 2-3 полифонических произведения (в том числе – старинный сюитный цикл, либо основные его части); 2-3 произведения крупной формы (в том числе – части сонат или концертов); 4-5 пьесы; 6-8 этюдов ( в том числе – конкурсные). 3-й курс: 2-3 полифонических произведения (в том числе – композиторов 20-го века); 2-3 произведения крупной формы (один сонатный цикл полностью, часть фортепианного концерта); 6-7 этюдов (в том числе – 2 этюда концертного характера, обязательный этюд на двойные ноты); 3-4 пьесы (в том числе – композиторов-импрессионистов; развернутое произведение композиторов-романтиков). 4-й курс: 1-2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 2-3 этюда (2 – концертных, 1 – инструктивный); 1-2 пьесы Примерные экзаменационные программы. Далее предлагается два типа примерных экзаменационных программ (по курсам) - нормативного1 - уровня повышенной сложности2 Программа переводного экзамена на 2 курс:
Гайдн Й. Соната-партита Си-бемоль мажор, ч. 1 Черни К. Соч. 740, Этюд №37 Кобылянский. Октавный этюд. Лядов А. Прелюдия Ре-бемоль мажор.
Мендельсон Ф. Концерт 1 Соль минор, ч. I Рахманинов С. Мелодия. Черни К.Соч. 740, Этюд №2, ор. 72 Мошковский М. Этюд №9 ор. 72 Программа переводного экзамена на 3 курс:
Бетховен Л.-В. Соната №1, (ч.3,4) Майкапар С. Октавное интермеццо ля минор Черни К. Этюд №36, ор. 299 Мошковский М. Этюд №7, ор. 72 Метнер Н.. Сказка фа минор.
Мендельсон Ф. Блестящее каприччио. Черни К. Токката До мажор. Шопен. Этюд №9, Соч. 10 Клементи М.. Этюд №6 Ре мажор. Лист Ф. Ноктюрн Ми мажор. Программа переводного экзамена на 4 курс:
Бетховен. Концерт №2, ч. I Мендельсон Ф. Этюд Ля минор. Дебюсси К. Прелюдии: «Шаги на снегу», «Прерванная серенада». 2. Шостакович. Прелюдия и фуга Соль мажор. Шопен. Концерт №1, ч. I Рахманинов Этюд-картина Ми-бемоль минор. Скрябин. 2 поэмы соч. 32 . Программа Итоговой государственной аттестации:
Моцарт, Соната Си-бемоль мажор. Ч. I. Григ Э. Концерт, ч. I. Рахманинов С. Этюд-картина Ми-бемоль мажор, соч. 33. Прокофьев С. Фея зимы.
Бетховен Л.-В. Концерт №3. Прокофьев С. Соната №2, ч. I Лист Ф. Хоровод гномов. Рахманинов С. Прелюдия Ми-бемоль мажор. |
Учебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального... Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра»... Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение педагогического... Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство»,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ спектаклей и концертных... Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс (умкд) Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика и информатика» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс Введение в специальность Направление 031400. 62 «Культурология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «социология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «политология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «политология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «страхование» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |