Скачать 62.02 Kb.
|
Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики. Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Наши детки, идя в школу, знают английские слова, но не умеют держать ручку и завязывать шнурки. Так как же правильно расставить приоритеты в педагогическом процессе? Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия (нарушение письма). Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности. Но каждая из них – невероятно полезна! Чем же занять малыша? Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки», «сороку – белобоку». Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальчики. Гимнастика для ручек состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы. С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок забавляется ими. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под вашим неусыпным наблюдением!). Малышу можно дать перебирать крупные бусы, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши и так далее. Очень полезным упражнением является… разрывание бумаги! Дайте малышу побольше мягких листов бумаги и пусть рвет их себе в удовольствие! И не забывайте о массаже. С года к этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания. Вот несколько подходящих упражнений: Колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны. Домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик). Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее. Собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно. С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить малышу ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле – тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений. У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику. В настоящее время в продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики). Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства: Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп); Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки; Кухонная утварь; Различные ёмкости, пузырьки, коробочки; Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры; Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму; Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки; Мальчики особенно оценят болты и гайки, а так же вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол. Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому: Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы; Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов; Лепить из теста печенье и украшения к пирогу; Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом; Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки; Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины; Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение); Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка); Помогать родителям, отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.; Собирать на даче или в лесу ягоды; Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью; Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки; Перелистывать страницы книги; Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком; Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно не уместна. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии! И всегда помните Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе! |
Тема: Сезонные изменения в природе. Зима Коррекционно – развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Играем в кубики (занятие в младшей группе по развитию у детей мелкой моторики рук) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук через пальчиковые игры во второй младшей группе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Р,р; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой... | ||
Содержание работы по развитию мелкой моторики Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении... | «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а... Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бисероплетение является одной из форм декоративно-прикладного искусства, которое оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой... | Урок по развитию речи Тема: «Дикий гусь» Цель: формирование понятия «дикий гусь» «Дикий гусь», при сравнении дикого и домашнего гуся; учить составлять рассказ о животных по плану; развитие общей и мелкой моторики... | ||
Кафедра экономической теории ... | Тема: «Путешествие по России» ... | ||
Урок» Осип Мандельштам Фрагмент занятия Тема: «Золотая рыбка» Развивать координационные способности. Совершенствовать двигательные умения и навыки мелкой моторики пальцев рук | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие: памяти, внимания, пространственного и зрительного восприятия, мелкой моторики руки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Письмо: «Прописи» первая учебная тетрадь (с. 3-6). Тренировка мелкой моторики руки | Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста» Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями рук | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционная- развитие осязания и мелкой моторики; ориентировке на местности и в узком пространстве | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игровые приёмы в развитии мелкой моторики новые аспекты работы в современных условиях |