Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Заинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБСКОУ «ЗСКОШ VIII вида»
И.В. Боровинских
Приказ №_90-ОД_
от «27» августа 2013 г.
| СОГЛАСОВАНО
на МС школы
Протокол №_1_
от «_23_»_08_2013 г.
Руководитель МС
Зайнеева О.Н.
| Рассмотрено на ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла
Протокол №_1_
от «_23_»_08_2013 г.
Руководитель ШМО
Филиппова Р.А.
| Рабочая учебная программа
по обществознанию
8 класс
Год разработки: 2013
Срок реализации программы: 2013-2014
Составлена на основе: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224 с.
Программу составила: Зайнеева Ольга Николаевна
____________________ (подпись)
Пояснительная записка
по обществознанию 8 класс
Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Занятия проводятся в классно – урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошел 1 урок проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. Три часа отводится на уроки повторения и систематизации знаний.
Оценка «5» ставится ученику за полный (письменный, устный, практический) развернутый ответ. Оценка «4» ставится при допущении незначительных недочетов. Оценка «3» ставится, когда ученик дает ответ с помощью наводящих вопросов или заданий. Оценка «2» ставится, когда ученик не справляется с заданием.
Настоящая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, 2000 год; рассчитана на воспитанников 9 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 34 часа или 1 час в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Курс обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.
Календарно-тематический план по обществознанию
8 класс (34 часа)
№
п. п.
| Название раздела, темы
| Кол-во часов
| Цель.
| ЗУН
| Дата проведения
| Приме
чание
| План
| Факт
| 1
| Введение.
| 2
| Формировать представление о гражданской позиции.
| Знать: гражданин, государство.
Уметь: показать границы государства.
|
|
|
| 1
| Страна, в которой мы живем.
| 1
| 2
| Кто такой гражданин?
| 1
| 2
| Государство, право, мораль.
| 13
|
Формирование у воспитанников школы представления о видах правонарушений и правовой ответственности.
|
Знать: государство, право, виды ответственности, правонарушение, преступление, законодательная – исполнительная – судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ.
Уметь: написать заявление.
|
|
|
| 1
| Что такое государство?
| 1
| 2
| Основные принципы правового государства
| 1
| 3
| Разделение властей
| 1
| 4
| Что такое право? Отрасли права.
| 1
| 5
| Право и закон.
| 1
| 6
| Правонарушение
| 1
| 7
| Преступление, как вид правонарушения; его признаки.
| 1
| 8
| Правовая ответственность.
| 1
| 9
| Что такое мораль?
| 1
| 10
| Добро и зло. Долг и совесть.
| 1
| 11
| Роль морали в жизни человека и общества.
| 1
| 12
| Нравственные основы любви, брака и семьи.
| 1
| 13
| Практическая работа № 1
«Заявление»
| 1
| 1
| Повторение раздела «Государство, право, мораль».
| 1
| 1
| Контрольная работа по разделу
«Государство, право,
мораль».
| 1
| 3
| Конституция РФ
| 14 ч.
|
Формировать у детей представление об основах конституционного устройства РФ. Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности.
|
Знать: Что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ.
Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу.
|
|
|
| 1
| Конституция РФ – Основной
Закон государства.
|
1
| 2
3
| Законодательная власть.
Исполнительная власть.
| 1
1
|
|
|
| 4
| Судебная власть.
| 1
| 5
| Практическая работа № 2 «Исковое заявление»
| 1
| 6
| Органы местного самоуправления.
| 1
| 7
| Экскурсия № 1 в администрацию города
| 1
| 8
| Правоохранительные органы.
| 1
| 9
| Экскурсия № 2 в милицию
| 1
| 10
| Институт президентства.
| 1
| 11
| Избирательная система.
| 1
| 12
| Гражданство РФ
| 1
| 13
| Практикум № 1 «Обращение к властям»
| 1
| 14
| Практикум № 2 «Заполнение
стандартных бланков»
| 1
| 2
| Контрольная работа по разделу «Конституция РФ»
| 1
|
|
| 2-3
| Повторение
| 2
| Повторить знания, полученные в ходе изучения тем
|
| 1
| Основной закон РФ. Я – гражданин России.
| 1
| 2
| Государство и право. Конституция
| 1
|
Содержание программы
8 КЛАСС
(1 ч в неделю) — 34 ч
Введение (2 ч). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.
Раздел I. Государство, право, мораль (14 ч)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
|