Проект учебного занятия модуля «Основы православной культуры»
курса ОРКСЭ.
Учитель основ православной культуры
Ступина Лидия Фёдоровна
Тема. Житие преподобного Серафима Саровского.
Урок 26 в теме «Православный календарь. Почитание святых».
Цель урока. Формирование учебно-познавательного интереса к чтению
житийной литературы, к историческому духовному наследию
Отечества через описание жизни святого преподобного
Серафима Саровского Чудотворца.
Тип урока. Комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование. Учебник. А.Кураев «Основы православной культуры».
Москва. «Просвещение».2012г; мультимидийная
презентация; выставка житийной литературы, карточки с
новыми словами и понятиями; рабочие тетради, листок
православного календаря.
Содержание урока.
1.Орг.класса. Проверка готовности рабочих мест.
2. Фронтальный опрос по предыдущей теме «Православный календарь, его
символическое значение».
- Ребята, давайте вспомним, что отмечается в православном календаре в
течение годичного круга?
Предполагаемые ответы детей:
- в календаре отмечены православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Успение Пресвятой Богородицы …
- отмечены однодневные и многодневные посты…
- сплошные седьмицы, когда нет поста.
- в календаре отмечены особые дни, когда родственники поминают своих близких, ушедших в мир иной.
- в календаре отмечены дни, в которые поминают святых: воинов, например
Преподобного Илью Муромца, св.благ.князей Александра Невского, Дмитрия Донского; монахов, например, св.преп.летописца Нестора, св.благоверных князей и княжон Петра и Февронию Муромских, Анну Кашинскую, преподобномученицу великую княгиню Елизавету Фёдоровну, царственных страстотерпцев царя Николая 2 и членов царской Семьи…
- православный календарь помогал сохранять историческую память народа, ориентировал на труд и отдых...
Переход к новой теме.
- сегодня мы снова обратимся к календарю и посмотрим на даты 15 января и 1 августа. Может быть вы знаете, память какого святого отмечают в эти дни?
(Предположения детей).
- в эти дни отмечают память св.преп.Серафима Саровского
(на экране слайд №1)
1-й ученик: читает стихотворение
Нет не одеждой дорогою,
Не честью славы и чинов –
Мудрец заметен глубиною
Неторопливых кратких слов.
В нём скрыто любящее сердце,
Он вместе кроток и велик,
Нельзя глядеть – и наглядеться
На этот тихий, светлый лик.
От ясного, прямого взгляда
Нельзя и правды утаить.
И страшно и желанно быть
С необычайным старцем рядом.
2 ученик: Русь святая зовётся святой, потому что молились в ней старцы
святые. И трудами своими спасали себя и родных, и далёких – всю
нашу Россию. Пламенея молитвой в груди, изливая молитву пред
Богом, твёрд как камень, на камне стоял Серафим, там, в лесу он, в
любую погоду.
Учитель.
При жизни к батюшке обращались за помощью, духовной поддержкой люди разных сословий, всех он принимал, никто не уходил от него безутешным.Особенно батюшка любил детей. Его молитвенный подвиг, стояние на камне 1000 дней и 1000 ночей Святая Русь будет помнить всегда.Батюшку Серафима Саровского любят и почитают не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Недалеко от г.Саров есть женский монастырь«Дивеево», где почивают в настоящее время мощи преподобного. Ежедневно десятки, сотни паломников из России и из-за рубежа приезжают сюда, чтобы почтить память, приложиться к мощам старца, попросить помощь.
Сейчас ребята расскажут несколько эпизодов из жизни батюшки Серафима.
1 ученик: (слайд 2)
-Родился в 1759 году в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных сын Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский.
2 ученик:
- Однажды Агафья взяла с собой сына на строящуюся церковь, и по неосторожности Прохор упал с высоты, но остался жив и невредим. В старости, вспоминая этот случай из своего детства, батюшка говорил: «Меня ангел держал, я слышал шорох его одежды».
3 ученик:
- Когда не было ему и 20 лет, получив от матери благословение, ушёл он в монастырь, где принял монашеский постриг с именем Серафим.
4 ученик:
- В нескольких верстах от монастыря преподобный построил себе келью, где совершал свой молитвенный подвиг в одиночестве и молчании. Недалеко от кельи находился большой гранитный камень, на котором 1000 дней и ночей он провёл в молитве к Богу.
5 ученик: ( слайд 3, 4)
- Батюшка всех любил, всех принимал, каждого пришедшего встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Принесли к нему однажды на носилках расслабленного человека Н.А.Мотовилова. Посмотрел на него батюшка и спрашивает:
(Инсценирование диалога между преподобным Серафимом и купцом Н.А.Мотовиловы, слайд 5).
- А веруете ли Вы в Бога?
-Верую, батюшка, верую, - отвечает Мотовилов.
- А если веруете, так Вы уже и здоровы.
- Как же я здоров,- отвечает тот,- ведь я даже подняться не могу.
- А Вы вставайте, вставайте. И бережно помогает встать больному.
- Вот Вы уже и стоите, а теперь пойдёмте. Вот Вы уже и идёте, ваше боголюбие.
- Батюшка, так это ж Вы меня поддерживаете.
Батюшка отпускает Мотовилова, и тот идёт сам.
- А теперь отдохните, нельзя Вам сразу так много ходить.
6 ученик: ( слайд 6).
- Детей принимал старец особенно тепло. Бывало, придут к нему взрослые, ищут его, зовут, а его нет нигде. Тогда кто-нибудь скажет: « А вы детей пошлите, к детям батюшка непременно выйдет».
Ученик предлагает всему классу хором произнести:
- Батюшка Серафим!. Батюшка Серафим!.
- И выходил батюшка к детям, и выносил свои нехитрые гостинцы.
7 ученик: ( 7 слайд ).
- Несколько раз преподобному Серафиму Саровскому являлась Пресвятая Богородица. По Её велению последние годы своей жизни он посвятил устроению Дивеевской девичьей обители и заботам о дивеевских сестрах.
8 ученик: ( 8 слайд ).
- Удивительно отшествие преподобного в мир иной. Стоя на коленях, перед аналоем, на молитве, он предал душу свою Господу, как сам предсказывал это.
Работа с учебником.
1.Чтение текста «цепочкой». Задание: во время чтения отметить карандашом непонятные слова.
2. Объяснение слов и понятий:
- монастырь – место проживания монашествующих.
-монах - «моно», от греческого «один». Один перед Богом. Наедине с Богом.
- послушник в монастыре – человек, который готовится принять монашество, через выполнение определённых обязанностей проверяет себя, сможет ли он нести монашенские труды.
- иеромонах – иерей в монашестве, батюшка, поп(греч.), который совершает все церковные таинства, кроме рукоположения (хиротония).
- келья – небольшая комнатка, где живет монах.
- пустынь – лес, степь, горы…, где монах живёт уединенно, вдали от монастыря, от людей, от мирской жизни.
Рефлексия.
1.Расскажите, что вам запомнилось из жизни преподобного Серафима Саровского.
2. О каких событиях из жизни преподобного Серафима вам бы хотелось рассказать дома, своим близким, друзьям?
Заключение.
При монашеском постриге Прохору Исидоровичу Мошнину дали имя Серафим, что в переводе означает огненный, пламенный. Это имя носят высшие ангельские чины, которые непосредственно стоят перед Богом, исполняют Его волю и пламенеют любовью к Нему. Эту пламенную любовь к Богу и к людям через всю свою жизнь пронёс преподобный Серафим, Саровский чудотворец.
В заключении урока дети исполняют песню о Серафиме Саровском.
Ночь.Как безмолвные зрители,
Звёздочки смотрят с небес.
Тихо вокруг. От обители
Тянется Саровский лес.
Келия там одинокая,
В ней Серафим обитал.
Знала пустыня широкая,
Подвиг как он совершал.
Там при дорожке под соснами
Камень тяжёлый лежал,
Старец ночами бессонными
Здесь на коленях стоял.
Лето и зиму холодную
Он, не смыкая очей,
Выстоял с волей свободною
Тысячу целых ночей.
Весь, безучастный ко внешнему,
В сердце молитву слагал:
«Боже! Будь милостив к грешнему»,-
Часто так старец взывал.
По окончании пения учитель благодарит всех обучающихся за активное участие в уроке.
.
|