Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств»





Скачать 406.97 Kb.
НазваниеУрок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств»
страница1/4
Дата публикации23.03.2015
Размер406.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4
УРОК МХК в 10 классе по теме

« Православный храм-дивный синтез искусств»

Цели урока :

  • Познакомить с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями.

  • Уяснить принципы синтеза и взаимодействия искусств.

  • Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

Ход урока

Эпиграф:
"Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими..."
(Павел Флоренский).

I Этап. Сообщение темы. Постановка главного вопроса урока.

Парты в классе сгруппированы в форме трех отдельно стоящих столов. На каждом из них - эмблема:
1 стол - "Зодчие" - Картонная модель православного храма.
2 стол - "Иконописцы" - Икона "Троицы" Андрея Рублева".
3 стол - "Певчие и музыканты" - Колокол. Камертон.

Свет выключается. Ведущая зажигает свечу и говорит: "Ученье - свет, а не ученье - тьма. На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Россия, в ОТЛИЧИЕ от Запада, развивалась особым, ей предназначенным путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.

(Звучит колокольный звон. По очереди ведущая подходит к каждому столу и от огня своей свечи зажигает свечу "зодчества", "иконописи", "музыки").

Попробуем дать определение слову «храм».

(учащиеся дают определения слову «храм»)

Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

Ученик 2: Храм-это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь, здесь нас провожают в путь вечной жизни.

Что чувствует человек, посещающий храм?

Ученик 3: В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укреплённым духовно.
Как называется ваша беседа со священником? (Исповедь)
И если вы заметили, эта беседа была тайной, потому что через священника вы открывали свою душу самому Богу. Но для исповеди надо готовиться очень тщательно.
А, что происходит после исповеди? (Причащение)
Таким образом, вы искренне покаялись и получили прощение грехов и исцеление души. Обычно человек говорит: «И на душе стало легче».  Так христианский храм соединяет в себе мир земной (людей) с Небесным Божественным миром.
Мы знаем, что церковь является Домом Кого? (Бога)
"Что принято называть Библией для неграмотных?
Какие виды искусства воплощает в себе храм?
Была бы эта Библия понятна, если бы в ней отсутствовал один из указанных видов?



I I Этап. АРХИТЕКТУРА

И.Снегова:

"Свечой на ладони - на голом лугу
- Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.
Мерцает в излучине, будто из туч,
Сквозит к нему некий единственный луч.
Пропорций бесспорность иль магия лет? -
Струящийся в небо единственный свет!
И сколько б ни шел ты назад допоздна,
Идет за тобою его белизна".

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

.

Символичность храмовой архитектуры и живописи.

Проецируется диапозитив "Дмитровский собор во Владимире"

Вопросы:

Давайте вспомним особенности конструкции Православного храма (крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части).

Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем облике храма?

Как отражается во внешнем и внутреннем облике храма значение его, как воссоздание модели микро и макрокосма (человека и Вселенной)?

(Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.

Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Христианские храмы привлекают не только красотой куполов, белокаменной резьбой массивных стен. Они говорят о красоте духовного мира.

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. ».

Запись 1.     Архитектура храма.

«Храм Божий, большею частью…» устраивается:

а) в виде креста (символика спасения через крестные муки)

б) в виде продолговатого корабля (тоже символика спасения: Ноев Ковчег)

в) в виде круга (символ вечности Церкви)

г) в виде восьмиугольника (символ Церкви как путеводной звезды)

Купол символизирует собою небо, с варьирующимся количеством глав (каждое число глав имеет устойчивый смысл). «Православные храмы строятся алтарём на восток – в сторону света, где восходит солнце…».


Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Давайте поразмышляем, что символизирует разное количество куполов:

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав ( семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.


Как же устроен православный храм? Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Рассматриваем схему храма.
Вход в храм всегда находится на западной стороне, а на восточной – апсида, где находится алтарь.

притвор

средняя часть храма

алтарь

солея

амвон
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Внутри храм встречает человека необыкновенной красотой и тишиной. Купол храма изнутри подобен неподвижному небесному своду и символизирует Царствие Небесное – Горний мир. На стенах храма человека окружает изображение ангелов и святых, которые смотрят с ярких фресок и икон. 
Вторая самая большая часть- место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица.
На партах у вас раздаточный материал « Интеллектуальное лото», ваша задача, прослушав мои комментарии и рассмотрев фотографию предмета, подобрать термин к данному определению.

Антиминс - главный священный предмет храма, без него нельзя совершать богослужение.

Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. У северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником.

Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом.

Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Учитель: какие ещё части храма вы знаете?

Учащиеся отвечают определение алтаря алтарь- на востоке, что туда могут входить только служители.

А теперь давайте войдём в храм, где мы увидим среднюю часть, которая предназначена для молящихся мирян.

3. Храм внутри.

Алтарь от остальной части храма отделяет иконостас- и это не просто декоративное сооружение с помещёнными на нём иконами, он является составной частью богослужения и помогающей верующим глубже войти в сокровенный смысл литургии. И лишь через открытые двухстворчатые Царские врата молящиеся миряне могут видеть то, что происходит в алтаре.

В храме происходят обрядовые или культовые действия и именуются они таинствами, с помощью которых, по учению церкви, под видимым образом сообщается верующим « невидимая благодать божия».

Запись 2.     Внутреннее убранство храма

Символично само деление внутреннего пространства храма на алтарь, среднюю часть и притвор, что может вызвать ассоциации и с социальной структурой общества (институт управления, «массы» и «отверженные»), и с духовными сферами человеческой жизни (возвышенное, практическое и низменное), и вообще с устройством христианского мира: рай, земля и ад и т.д..

Не будем углубляться в детали, наша цель – осветить именно СИНТЕЗ искусств в структуре службы.

Архитектура храма воздействует на человека в ансамбле с храмовой живописью – расположением и красками икон Праославные храмы расписываются по определенным канонам: в куполе храма – Христос Вседержитель, над алтарем – Богородица, в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, внизу – мученики, святители, цари и святые церкви.
Церковью установлены семь таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения,  Венчания, Елеосвящения, Священства.

Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.

I I I Этап ИКОНОПИСЬ


Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки – баю» (показ слайда)


отрывок из «Казачьей колыбельной песни», написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождал православного христианина от рождения до смерти. Обратите внимание на то, что в храме главное место занимает икона. Икона – обращение к Богу языком линий и красок.

- Застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Что же такое икона? (беседа с учащимися)
УЧИТЕЛЬ: ИКОНА – слово греческое и по – русски означает «образ», «изображение».

Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый

образ. Что это за предание? О чём оно говорит?
УЧАЩИЙСЯ: Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был болен. Но

однажды ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит

лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию

найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но

сделать «портрет» не смог по «причине сияющего блеска лица Его».

На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок

ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани,

силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгар

увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с

верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по

милости Божией.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, за этим чудотворным образом закрепилось название «Спас

Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон

Православной Церкви. (показ слайда)


"Икона есть видимый образ невидимого" (Преподобный Иоанн Дамаскин). Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — наглядное изображение истин веры.

«Истоки иконописи»
«
Особенности иконографии» выявление особенностей русской иконописи на примере иконы «Троица» Андрея Рублёва. УЧИТЕЛЬ: Создание иконы. ( на слайде словарная работа)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconРабочая программа по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной...
Курс «Синтез искусств» базируется на программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? Как человек говорит с Богом. Что такое пост?
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconУрок на тему "Икона"
Еотъемлемой частью православной традиции, без которой трудно представить православный храм и богослужение. Ребята узнали о нерукотворном...
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconРеферат по дисциплине «Мировая художественная культура» на тему :...

Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconОткрытый урок по мхк в 11 классе. Учитель I категории Василенко Л. П
«Возрождение. Флоренция- колыбель Итальянского Возрождения», карточка- минутка по теме «Художественная культура Китая», карточка-минутка...
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconСценарий урока музыки по теме: «Синтез искусств. Рождение рок оперы»
...
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconУрок 26 в теме «Православный календарь. Почитание святых»
Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Успение Пресвятой Богородицы …
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconМетодическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:...
Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconПрограмма по мхк (Мировая художественная культура) разработана на...
Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного...
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconРеферат по теме: «Государственная символика»
Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнив­шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или...
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconОрганизация работы учащихся в мобильном компьютерном классе с использованием...
Приведены особенности проведения урока в мобильном компьютерном классе с использованием программного комплекса NetOp и системы интерактивного...
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск